К делу № 2а-9251/2021
Решение
Именем Российской Федерации
«05» июля 2021 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодар в составе:
председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,
секретаря судебного заседания Щегольковой М.М.,
помощника судьи Авдеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1, к ФИО2, Главе Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения об отказе в наименовании элементов улично-дорожной сети, обязании устранения допущенных нарушений,
Установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФИО2, Главе Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения об отказе в наименовании элементов улично-дорожной сети, понуждении административного ответчика присвоить наименование вновь образованной улице в отношении земельного участка с кадастровым номером №. В обоснование иска указано, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, обратился к административному ответчику с просьбой о присвоении адреса вновь образованным земельным участкам. Однако, решением Департамента ему было отказано со ссылкой на то, что наименование элементов улично-дорожной сети допускается исключительно в случаях утвержденной документации по планировке территории. Полагая данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Административный истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика главы муниципального образования город Краснодар, одновременно представитель заинтересованных лиц Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар и Администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебном заседании отсутствовал, о дне, времени и месте слушания дела был уведомлен надлежащим образом.
Суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что административный истец, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0124041:1000, обратился к административному ответчику с просьбой о присвоении адреса вновь образованным земельным участкам. Однако, решением административного ответчика ему было отказано по причине отсутствия случаев и условий для присвоения объектам адреса. После чего истец обратился к ответчику с заявлением о присвоении наименования улицы, на которое также получил отказ со ссылкой на то, что наименование элементов улично-дорожной сети допускается исключительно в случаях утвержденной документации по планировке территории.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 года № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» (далее - Правила), постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 24.07.2020 года № 2809 «Об утверждении Положения о реализации администрацией муниципального образования город Краснодар полномочий по присвоению адресов объектам адресации на территории муниципального образования город Краснодар, их изменению и аннулированию» (далее - положение) департамент, присваивает, изменяет и аннулирует адреса объектам адресации и размещает сведения об адресах в государственном адресном реестре.
На основании Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221 «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в ГАР относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные на присвоение адресов объекта адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга, присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектам адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 года № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» (далее - Правила), постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 24.07.2020 года № 2809 «Об утверждении Положения о реализации администрацией муниципального образования город Краснодар полномочий по присвоению адресов объектам адресации на территории муниципального образования город Краснодар, их изменению и аннулированию» (далее - положение) департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, присваивает, изменяет и аннулирует адреса объектам адресации и размещает сведения об адресах в государственном адресном реестре.
Департамент проводит инвентаризацию сведений об адресах в целях про-верки достоверности, полноты и актуальности содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, сформированных на основании ин-формации, содержащейся в Федеральной информационной адресной системе, и при необходимости внесения изменений в указанные сведения, а также в целях размещения ранее не размещённых в государственном адресном реестре сведений об адресах, присвоенных объектам адресации до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, ФИО2 - глава администрации муниципального образования город Краснодар, является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному исковому заявлению, поскольку не наделен полномочиями по наименования элементов улично-дорожной сети.
На основании Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221 «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Согласно п. 44 Правил, утверждена структура адреса, которая включает в себя последовательность адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами.
В том числе адресообразующими элементами являются: наименование элемента планировочной структуры; наименование элемента улично-дорожной сети.
Согласно п. 2 Правил установлено, что под адресообразующим элементом понимается страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населённый пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации.
При этом согласно вышеуказанному пункту под элементом планировочной структуры понимается зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал," промышленный район), территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд; под элементом улично-дорожной сети улица, проспект, переулок, проезд, набережная, площадь, бульвар, тупик, съезд, шоссе, иное.
Объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершённого строительства.
В силу п. 47 Правил обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются: страна, субъект Российской Федерации; муниципальный район; городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях); населённый пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населённых пунктов). Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации.
В соответствии с п. 49 Правил предусмотрено, что структура адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элемента, указанным в п. 47 Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: наименование элемента планировочной структуры (при наличии); наименование элемента улично-дорожной сечи (при наличии); номер земельного участка.
Таким образом, отсутствие дополнительных адресообразующих элементов таких как наименование элементов улично-дорожной сети не может являться препятствием для присвоения адреса объекту адресации при этом в качестве адресообразующего элемента может быть использован номер земельного участка.
Элемент улично-дорожной сети является структурой адреса, и присвоение адресов объектам адресации без указания элемента улично-дорожной сети или элемента планировочной структуры является недопустимым.
Позиция о невозможности присвоения адресов объектам адресации без указания элемента улично-дорожной сети или элемента планировочной структуры также изложена в письме Федеральной налоговой службы России от ДД.ММ.ГГГГ№@.
В соответствии с обзором судебной практики по гражданским делам за сентябрь 2017 года, подготовленным Белогородским областным судом, по смыслу Правил номер земельного участка является обязательным адресообразующим элементом, а наименование элемента улично-дорожной сети должно входить в структуру адреса земельного участка при наличии в населённом пункте, в котором расположен земельный участок, улично-дорожной сети.
Кроме того, при отсутствии в структуре адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элементам дополнительных адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами, такой адрес не может соответствовать требованиям уникальности.
Согласно п. 35 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под элементом планировочной структуры подразумевается часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение норм ГК РФ Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр утверждены виды элементов планировочной структуры, согласно которому к элементам планировочной структуры, в частности, относится улично-дорожная сеть.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 ГК РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделение элементов планировочной структуры, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно ст. 42 ГК РФ выделение элементов планировочной структуры осуществляется путём подготовки проекта планировки территории.
Таким образом, утверждение документации по планировке территории может быть направлено на выделение элемента планировочной структуры в виде уличнодорожной сети с описанием её границ и соответствующим видом разрешённого использования.
Учитывая вышеизложенное, наименование элементов улично-дорожной сети допускается в случае наличия утверждённой документации по планировке территории.
Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар, утверждённым решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 года № 19 п. 6 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» рассматриваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара (Ж. 1.1).
В соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утверждённым решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 года № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» земельный участок с кадастровым номером № расположен в существующей зоне транспортной инфраструктуры, в границах планируемого к размещению объекта местного значения (улицы и дороги местного значения) (прилагается).
Согласно сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар планировочная документация, утверждённая в установленном законом порядке, на рассматриваемую территорию отсутствует.
В случае предоставления заинтересованным лицом вышеуказанной документации в Краснодарскую межведомственную топонимическую комиссию (комиссию по наименованиям и увековечиванию памяти) вопрос о присвоении наименования элементам улично-дорожной сети (улиц) будет рассмотрен на ближайшем заседании. После присвоения наименований улицам в соответствии с обращением правообладателей объектов недвижимости будут присвоены адреса с привязкой ко вновь наименованным улицам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что проект планировки территории, где находится спорный земельный участок, не имеется. С заявлением в орган местного самоуправления о подготовке проекта планировки территории истец не обращался.
Учитывая изложенное, наименование элементов улично-дорожной сети допускается исключительно в случае утвержденной документации по планировке территории.
В рамках наделённых полномочий, департамент в соответствии с обращениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц осуществляет контроль над разработкой и реализацией документов территориального планирования, организует подготовку документации по планировке территории муниципального образования город Краснодар (в том числе проектов планировки и проектов межевания территории) и внесение в нее изменений.
Исходя из положений статьи 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории (далее - ДПТ) осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
Кроме того, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка документации по планировке территории (в том числе проекта планировки) осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории предусматривающей размещение линейных объектов).
В случае предоставления заинтересованным лицом вышеуказанной документации в Краснодарскую межведомственную топонимическую комиссию (комиссию по наименованиям и увековечиванию памяти) вопрос наименования элементам улично-дорожной сети (улиц) будет рассмотрен на ближайшем заседании. После присвоения наименований улицам в соответствии с обращением правообладателей объектов недвижимости будут присвоены адреса с привязкой ко вновь наименованным улицам.
Из содержания решения следует, что административному истцу отказано в присвоении адресов земельным участкам в связи с отсутствием условий для присвоения объекту адресации адреса, то есть по существу оспариваемое решение согласуется с требованиями подпункта "г" пункта 40 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 года № 1221.
Основанием для отказа в присвоении адреса по подп. «г» п.40 Правил является отсутствие случаев и условий для присвоения объекту адресации адреса, указанных в пунктах 5,8-11 данных Правил.
В соответствии с п.п. «а» п. 8 Постановления Правительства РФ от 19.11.2014 года № 1221 «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов», присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков, в том числе, в случае подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 19 Правил при присвоении объекту адресации адреса уполномоченный орган обязан: а) определить возможность присвоения объекту адресации адреса; б) провести осмотр местонахождения объекта адресации (при необходимости); в) принять решение о присвоении объекту адресации адреса в соответствии с требованиями к структуре адреса и порядком, которые установлены настоящими Правилами, или об отказе в присвоении объекту адресации адреса.
Согласно подп. «г» п.21 Правил решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса принимается одновременно с утверждением проекта планировки территории.
Наличие документации по планировке территории при присвоении адресов, в том числе земельным участкам, предусмотрено и Градостроительным кодексом РФ.
Согласно части 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территорией общего пользования является территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы бульвары).
Исходя из смысла части 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находится на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
В соответствии с частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, именно истец обязан доказать факт нарушения своих прав действиями (бездействием) органами, организациями и должностными лицами, наделенными государственными или иными публичными полномочиями.
Кроме того, административный истец не привел убедительных доводов тому, что принятым административным ответчиком решением об отказе в присвоении адресов земельному участку нарушены его права и законные интересы, созданы препятствия в реализации прав, свобод и законных интересов, не представил доказательств нарушения своих прав и законных интересов, создания препятствий в реализации прав и свобод, при этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что ФИО6 не лишен права распорядиться земельным участком, не лишен возможности обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о подготовке проекта планировки территории, а после подготовки такого проекта - с заявлением о присвоении адреса земельному участку, на получение разрешения на строительство жилого дома.
Согласно п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Действия (решения) органа местного самоуправления могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий, решений закону и нарушения такими действиями, решением прав и законных интересов заявителя.
Совокупности этих двух условий по настоящему делу судом не установлено.
Принимая во внимание, что административный ответчик, вынося решение об отказе в наименовании элементов улично-дорожной сети, действовал в соответствии с требованиями земельного законодательства, в пределах предоставленных ему полномочий, суд приходит к выводу о том, что действия должностного лица были законны и обоснованы.
Установив вышеуказанные обстоятельства, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в наименовании элементов улично-дорожной сети, было вынесено административным ответчиком законно.
На основании вышеизложенного,
и руководствуясь ст.ст. 175-180, 272-273 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, к ФИО2, Главе Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения об отказе в наименовании элементов улично-дорожной сети в отношении земельного участка с кадастровым номером № обязании устранения допущенных нарушений, отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий –