ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9261/17Г от 11.10.2017 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2а–9261/2017г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой,

при секретаре А.М.Низамовой,

с участием: представителя административного истца, представителей административных ответчиков, в отсутствии: административного истца,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании частично недействительным постановления от 09.03.2011г. №933 в части размещения красных линий и физкультурно-спортивного объекта,

установил:

Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МКУ «УА и Г ИК МО г.Казани») и Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани (далее по тексту – ИК МО г.Казани) о признании частично недействительным постановления от 09.03.2011г. №933 в части размещения красных линий и физкультурно-спортивного объекта. В обосновании требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 342 кв.м., с кадастровым номером ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административные офисы, объекты технического обслуживания, ремонта и мойки транспортных средств, машин и оборудования. Данный земельный участок согласно карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки г. Казани находится в зоне Д2-зона обслуживания населения. С целью перераспределения данного земельного участка в порядке ст. 39.27 Земельного кодекса РФ ФИО2 было подано заявление. Однако на данное заявление истец получил отказ в связи с нахождением земельного участка в красных линиях, утвержденного Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 09.03.2011г. проекта планировки территории, а также в зоне размещения физкультурно-спортивного объекта.

В порядке подчиненности ФИО2 были поданы: заявление с требованием о корректировке (переносе) красных линий по вышеуказанному земельному участку в ИК МО г. Казани от 25.07.2017 года (ответ был получен 14.08.2017 года ...), а так же аналогичное заявление в МКУ «УА и Г ИК МО г. Казани» от 25.07.2017 года (ответ был получен вх.... от 31.07.2017 года).

Истец просит признать недействительным Постановление ИК МО г. Ка-зани от 09.03.2011 года № 933 «Об утверждении проекта планировки территории района «Парк Победы» в части, касающейся прохождения красной линии по земельному участку с кадастровым номером ... общей площадью 342 кв.м., как несоответствующее требованиям действующего законодательства; признать недействительным Постановление ИК МО г. Казани от 09.03.2011 года №933 «Об утверждении проекта планировки территории района «Парк Победы» в части, касающейся размещения физкультурно-спортивного объекта.

Судом в качестве административных ответчиков привлечены МКУ «УА и Г ИК МО г.Казани» и ИК МО г.Казани.

Административный истец в судебное заседание не явилась.

Представитель административного истца в судебном заседании админи-стративный иск поддержал.

Представитель административных ответчиков в судебном заседании административный иск не признал.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, со-зданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражда-нин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муници-пальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 342 кв.м., с кадастровым номером ..., по адресу: ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административные офисы, объекты технического обслуживания, ремонта и мойки транспортных средств, машин и оборудования. Данный земельный участок согласно карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки г. Казани находится в зоне Д2-зона обслуживания населения. Также административному истцу на праве собственности принадлежит здание авто-мойки, расположенное на указанном земельном участке. Право истца на зе-мельный участок и здание автомойки возникло на основании договора купли-продажи здания охраны, автомойки, ремонтной мастерской и земельного участка от 23.10.2012г.

С целью перераспределения данного земельного участка в порядке ст. 39.27 Земельного кодекса РФ ФИО2 в МКУ «УА и Г ИК МО г.Казани было подано заявление.

Ответом МКУ «УА и Г ИК МО г.Казани» от 13.05.2016г. истцу было отказано в перераспределении, в связи с тем, что земельный участок частично расположен с границах красных линий, а также в соответствии с утвержденным постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 09.03.2011г. №933 «Об утверждении проекта планировки территории района «Парк Победы» - в зоне планируемого размещения физкультурно-спортивных объектов.

Административный истец обратился в адрес административных ответчиков с заявлениями о переносе (корректировке) красных линий, но получил отказы, на том основании, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территории, на которую разработан Проект планировки «Парк Победы», утвержденный постановлением ИК МО г.Казани от 09.03.2011г. №933.

Суд считает, что административный иск удовлетворению не подлежит.

Согласно постановлению Мэра г.Казани от 29.10.2010г. №373 «О назначении публичных слушаний в г.Казани по проекту планировки территории района «Парк Победы» публичные слушания по проекту планировки территории района проведены 09.12.2010г.

Отношения по планировке территории урегулированы главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 41 данной главы Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент подготовки проекта планировки территории) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (части 1 и 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Согласно части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности.

В силу положений статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений наряду с публично-правовыми образованиями.

При этом право граждан на участие в данных правоотношениях непосредственно реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по планировке территорий.

В силу части 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические лица вправе оспаривать в судебном порядке документацию по планировке территории.

Как видно из материалов дела, оспариваемое в части постановление принято уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, в том числе проведением публичных слушаний (статьи 45, 46, 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования горо-да Казани", 17.03.2011, N 10, с. 132, что административным истцом не оспаривается.

В составе проекта планировки территории оспариваемым в части постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 09.03.2011г. №933 «Об утверждении проекта планировки территории района «Парк Победы» утвержден план красных линий территории, в соответствии с которым земельный участок, с кадастровым номером ..., по адресу: ..., о перераспределении которого просил истец, частично расположен с границах красных линий, а также в зоне планируемого размещения физкультурно-спортивных объектов.

В силу ст.41 Градостроительного устава г.Казани в составе проектов планировки территории разрабатываются, согласовываются, утверждаются и изменяются красные линии.

В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации тер-ритории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Красные линии это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Следовательно, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования обозначаются красными линиями, отделяющими территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

В силу статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с названным Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Из указанных выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статьей 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06 апреля 1998 года N 18-30, 3.3 - 3.6 красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.

Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градо-строительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и по-следующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.

Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

Осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается.

Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользований.

Суд, что оспариваемое в части административным истцом постановление, его права и законные интересы не нарушены, так как защищены компенсационными мероприятиями в случае изъятия земельного участка, баланс частных и публичных интересов на момент рассмотрения дела соблюден. При этом суд учитывает, что права на объекты недвижимости у административного истца возникли после принятия оспариваемого постановления.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения администра-тивного иска у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.178-180, 208 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО7 к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитек-туры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании частично недействительным постановления от 09.03.2011г. №933 в части размещения красных линий и физкультурно-спортивного объекта отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татар-стан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с мо-мента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.В.Зыбунова