Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2018 года г. Ломоносов
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,
при секретаре Мелешковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа в учете изменений объекта недвижимости и обязании внести соответствующие изменения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Ломоносовский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее – Управление Росреестра по <адрес>) о признании незаконным отказа в учете изменений объекта недвижимости и обязании внести соответствующие изменения.
В обоснование административного искового заявления ФИО1 указывает, что является собственником земельного участка и садового дома по адресу: <адрес>, МО «Ропшинское сельское поселение», СНТ «Новосел», <адрес>, участок 98.
ФИО1 получено заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное местной Администрацией МО Ропшинское сельское поселение Ломоносовский муниципальный район <адрес>, о признании садового дома пригодным для постоянного проживания и отвечающим требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Кроме того, статус садового дома в качестве жилого помещения подтвержден заключением специалиста №/ПЗ-17 от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании полученных документов ФИО1 обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости - учёта садового дома как жилого, пригодного для постоянного проживания, однако решением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ему было отказано в учёте изменений объекта недвижимости со ссылкой на непоступление сведений по межведомственному взаимодействию.
Посчитав отказ Управления Росреестра по <адрес> незаконным и нарушающим его права собственника, поскольку незаконным отказом ему созданы препятствия в оформлении смены назначения дома, в котором он постоянного проживает и имеет намерения зарегистрироваться по месту жительства, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просит суд: признать незаконным отказ Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в учете изменений объекта недвижимости и обязать Управление Росреестра по <адрес> внести в ЕГРН сведения об изменении объекта недвижимости – садового дома, расположенного по адресу: <адрес>, МО «Ропшинское сельское поселение», СНТ «Новосел», <адрес>, участок 98, как жилого и пригодного для постоянного проживания.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования по изложенным в нем доводам.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по <адрес> о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил.
Согласно ч. 2 ст. 150 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде.
Поскольку неявка в судебное заседание административного ответчика не препятствует рассмотрению дела, то суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела, за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым №, площадью 792 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, местоположением по адресу: <адрес>, МО «Ропшинское сельское поселение», СНТ «Новосел», <адрес>, участок 98 (л.д.4, 60, 75-77), а также на садовый дом с кадастровым №, назначение – нежилое, общей площадью 90,8 кв.м, местоположением по адресу: <адрес> (л.д.5, 61).
Садовый дом как объект недвижимости по состоянию на ноябрь 2015 года учтен в ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ» с назначением – жилое, имеет инвентарный № и наименование – жилой дом, год постройки – 2005 (л.д.66-74).
Согласно заключению №/ПЗ-17 от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного специалистом ООО «Истина», здание по адресу: <адрес>, признано соответствующим требованиям, которым должно отвечать жилое помещение (л.д. 6-35).
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 межведомственная комиссия, созданная распоряжением местной администрации МО Ропшинское сельское поселение №-Р от ДД.ММ.ГГГГ, провела обследование садового дома, принадлежащего ФИО1 на предмет его пригодности для постоянного проживания, о чем составлен акт (л.д.38-39, 67-68).
По результатам обследования, межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ было подготовлено заключение о признании садового дома пригодным для постоянного проживания (л.д.40-41, 64-65).
Постановлением местной администрации МО Ропшинское сельское поселение № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Акт межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании пригодным для постоянного проживания садового дома по адресу: <адрес>» (л.д.36-37, 42-43).
По заданию ФИО1 кадастровым инженером ФИО4 подготовлен технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением сведений о назначении, уточнении площади и местоположения здания с кадастровым номером № (л.д. 44). Из заключения кадастрового инженера в техническом плане следует, что здания с кадастровым номером № расположено на земельном участке по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; площадь здания составляет 133,1 кв.м и определена в пределах внутренних поверхностей наружных стен; год постройки – 2005; адрес: <адрес> (л.д. 51).
Как следует из материалов гражданского дела и не оспаривается сторонами по делу, ФИО1 обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, представив свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок и дом, заключение о признании садового дома пригодным для постоянного проживания, акт обследования садового дома, постановление об утверждении акта МВК, технический паспорт здания.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ было приостановлено на один месяц с ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что не представлены документы, запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (п. 9 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
Решением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 отказано в учете изменений объекта недвижимости на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что в течение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости причины, повлекшие принятие решения о приостановлении, не были устранены заявителем (л.д.78-79).
Как следует из содержания решения Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, поскольку внесение дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии со статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», то Управлением в порядке межведомственного информационного взаимодействия был направлен запрос в местную администрацию МО Ропшинское сельское поселение об изменении назначения объекта недвижимости.
В связи с тем, что на момент принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ№ ответ из органа, уполномоченного на предоставление сведений об изменении назначения объектов недвижимости (в данном случае - местной администрации МО Ропшинское сельское поселение) не поступил, Управлением Росреестра по <адрес> было принято оспариваемое истцом решение об отказе ФИО1 в учете изменений объекта недвижимости на основании его заявления.
Суд находит доводы административного ответчика заслуживающими внимания и приходит к выводу об их обоснованности ввиду следующего.
Статьей 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав предполагает проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Часть 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
В соответствии с пунктами 9, 10, 11 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ вносятся в качестве дополнительных, в том числе, сведения о назначении и наименовании здания и/или помещения (жилое, нежилое).
В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества.
В силу взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с пунктом 5 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
В этой связи согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке).
В случае если указанные в статье 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные статьей 34 названного закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 33 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления от заинтересованного лица о внесении дополнительных сведений в ЕГРН, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона.
Сторонами по делу не оспаривается, что отказ ФИО1 в учете изменений объекта недвижимости ДД.ММ.ГГГГ имел место после приостановления осуществления государственного кадастрового учета на один месяц с ДД.ММ.ГГГГ и неустранения в установленный срок причин, послуживших основанием для приостановления регистрации.
Как следует из решения Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для приостановления на один месяц с ДД.ММ.ГГГГ осуществления государственного кадастрового учета послужила необходимость в получении сведений в порядке межведомственного взаимодействия о переводе назначения спорного объекта недвижимости от местной администрации МО Ропшинское сельское поселение.
Также ФИО1 не оспаривал факт неустранения в установленный срок причин, послуживших основанием приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Данных об оспаривании решения Управления Росреестра по <адрес> о приостановлении государственной регистрации права, материалы дела не содержат.
Положениями статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ установлены последствия неустранения в установленный срок причин приостановления регистрации - обязанность государственного регистратора отказать заявителю в государственной регистрации.
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ).
Таким образом, поскольку доказательств устранения в установленный срок причин приостановления регистрации не имеется, то отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ№ в учете изменений объекта недвижимости, поскольку отказ Управления Росреестра по <адрес> в такой ситуации правомерен и соответствует положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ.
Между тем, учитывая, что обстоятельства, при которых в Управление Росреестра по <адрес> в порядке межведомственного электронного взаимодействия не были представлены необходимые документы, не связаны с неправомерными действиями заявителя, они не должны приводить к нарушению его имущественных прав как гражданина, а также влечь за собой наступление иных неблагоприятных последствий.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ в целях восстановления прав административного истца, а также учитывая, что из представленных истцом документов усматривается, что садовый дом с кадастровым номером № соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, в установленном законом порядке признан пригодным для постоянного проживания, то суд полагает возможным обязать Управление Росреестра по <адрес> в течение пяти рабочих дней с даты поступления настоящего вступившего в законную силу судебного акта в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, внести в ЕГРН сведения об изменении объекта недвижимости - садового дома, принадлежащего административному истцу ФИО1, в части указания сведений о назначении здания, изменив назначение на «жилое».
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в течении пяти рабочих дней с даты поступления настоящего вступившего в законную силу судебного акта в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об изменении объекта недвижимого имущества - садового дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в части указания сведений о назначении здания, изменив назначение на «жилое».
В удовлетворении остальной части исковые требования ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: А.С. Смирнов