ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-926/18 от 26.12.2018 Кимовского городского суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2018 года город Кимовск Тульской области

Кимовский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Макаровой В.Н.,

при ведении протокола секретарем Сорокиной О.В.,

с участием

административного истца Корчак И.В.,

представителя административного истца Корчак И.В. по ордеру Лубошниковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-926/2018 по административному исковому заявлению Корчак Инны Владимировны к администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях и возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о признании нуждающимся в жилых помещениях,

установил:

Корчак И.В. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области, в котором просит признать незаконным решение администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области от 22.10.2018 об отказе в признании семьи Корчак И.В. и членов ее семьи нуждающимися в жилых помещениях для участия в мероприятиях, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами, а также в целях реализации федеральных и региональных законов, принятых в целях обеспечения граждан жилыми помещениями; возложить на администрацию муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области обязанность устранить допущенное нарушение и повторно рассмотреть вопрос о признании Корчак И.В. и членов ее семьи (Сулима А.Г.) нуждающимися в жилых помещениях для участия в мероприятиях, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами, а также в целях реализации федеральных и региональных законов, принятых в целях обеспечения граждан жилыми помещениями в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В обоснование административных исковых требований указала, что с 05.10.2017 состоит в зарегистрированном браке с Сулимой А.Г., их семья зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> в жилом доме общей площадью <данные изъяты> кв.м. Собственником данного жилого помещения является Корчак И.В. на основании договора купли-продажи от 16.07.2017. Кроме Корчак И.В. и Сулимы А.Г. в данном жилом помещении состоят на регистрационном учете родители административного истца – ФИО6 и ФИО7, то есть в данном доме проживает семья из 4 человек. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 утверждена государственная программа РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». В качестве приложения к данному постановлению утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Считает, что поскольку возраст административного истца и ее супруга составляет менее 35 лет, обеспеченность каждого проживающего в жилом помещении по адресу: <адрес> составляет менее 10 кв.м. общей площади (из расчета 4 лиц, состоящих на регистрационном учете и постоянно проживающих по данному адресу), имеет право на участие в программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» (мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей») и получении денежной выплаты на приобретение жилья. Для участия в данной программе необходимо признание семьи Корчак И.В. молодой семьей, нуждающейся в жилых помещениях. 02.10.2018 Корчак И.В. обратилась к административному ответчику – администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области с заявлением и всеми необходимыми документами для признания ее и ее супруга Сулима А.Г. нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» (мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей»). Заявление Корчак И.В. было рассмотрено и решением администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района от 22.10.2018 № ей отказано в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.2 ч.1 ст.51, п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, поскольку, по мнению административного ответчика, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более 10 кв.м. С решением административного ответчика об отказе в признании Корчак И.В. и членов ее семьи нуждающимися в жилых помещениях с целью участия в программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» (мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей») не согласна. Полагает, что оспариваемым решением нарушаются ее жилищные права - право на признание ее и членов ее семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в указанной программе и получения социальной выплаты на приобретение жилья, предоставляемой молодым семьям. Для участия в данной программе необходимым условием является признание семьи Корчак И.В. нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства. Решением Собрания депутатов муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области от 31.01.2014 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека. По мнению административного ответчика, обеспеченность жильем каждого из членов семьи Корчак И.В. оставляет более учетной нормы, в связи с чем она не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, поскольку суммарная площадь всех жилых помещений, принадлежащих членам молодой семьи, состоящей из двух человек составляет 30 кв.м., на каждого члена семьи приходится по 15 кв.м., что выше учетной нормы площади жилого помещения. С данной позицией административный истец не согласна. Общая площадь жилого дома по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м., по данному адресу проживают 4 человека, данный дом является единственным местом жительства для Корчак И.В., Сулима А.Г., ФИО7, ФИО6 Таким образом с учетом всех зарегистрированных и проживающих в жилом доме лиц, на каждого из проживающих членов семьи составляет менее 10 кв.м., то есть менее учетной нормы площади жилого помещения. После получения письма административного ответчика от 22.10.2018 об отказе в признании семьи Корчак И.В. нуждающейся в жилых помещениях, административный истец снова обратилась 20.11.2018 в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением о выдаче копии решения по данному вопросу в соответствии с требованиями ст.54 ЖК РФ. Согласно письму от 26.11.2018 Корчак И.В. разъяснено со ссылкой на п.п.106, 109 Административного Регламента, утвержденного администрацией муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области от 21.05.2015 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», что решение об отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях принимается в форме письма, которое ранее было направлено 22.10.2018 №. Считает, что форма документа, подтверждающего отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не соответствует требованиям ст.54 ЖК РФ и данный документ должен приниматься в форме решения (постановления).

В судебном заседании административный истец Корчак И.В. поддержала заявленные административные исковые требования, настаивала на их удовлетворении. Считает, что оспариваемым отказом в признании ее семьи нуждающейся в жилых помещениях нарушаются ее жилищные права - право на признание ее и членов ее семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и получения социальной выплаты на приобретение жилья, предоставляемой молодым семьям.

Представитель административного истца Корчак И.В. по ордеру Лубошникова Н.Н. в судебном заседании поддержала позицию своего доверителя, настаивала на удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области в судебное заседание не явился, извещен о дате судебного разбирательства надлежащим образом, глава администрации Винокурова Г.В. представила письменные возражения, в которых просила отказать в удовлетворении административных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что решение администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области от 22.10.2018 № об отказе в признании Корчак И.В. и членов ее семьи нуждающимися в жилых помещениях для участия в мероприятиях, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами, а также в целях реализации федеральных и региональных законов, принятых в целях обеспечения граждан жилыми помещениями является законным и обоснованным.

Заинтересованное лицо Сулима А.Г. в судебное заседание не явился, извещен о нем надлежащим образом, в адресованном суду письменном заявлении просил рассмотреть без его участия, поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица Министерства молодежной политики Тульской области в судебное заседание не явился, извещен о дате судебного разбирательства надлежащим образом, письменных возражений не представил, об уважительности причин своей неявки суду не сообщил.

В силу ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 (ч.1 и ч.2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9).

Согласно ч.2 ст.5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (ч.6 ст.5 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы», в ее состав также включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы (далее - Правила).

Целью Программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Для реализации указанной программы на региональном уровне была принята государственная программа Тульской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области», утвержденная постановлением Правительства Тульской области от 19.11.2013 .

Указанной подпрограммой на органы местного самоуправления возложены организационные полномочия по приему документов от молодых семей для участия в государственной программе и проверка достоверности сведений, содержащихся в представленных документах; принятие решения об участии молодой семьи в государственной программе; формирование списков молодых семей - участников государственной программы; осуществление в пределах своих полномочий контроля за реализацией мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках государственной программы; организация информационно-разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках государственной программы; оформление и выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

В соответствии с п.7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Часть 3 ст.54 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.

По смыслу действующего правового регулирования, наличие субъективного права на признание семьи нуждающейся в жилом помещении подтверждается решением органа местного самоуправления на основании поданного заявления при условии, что на момент его рассмотрения, данная семья соответствует требованиям установленным ст.51 Жилищного кодекса РФ, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 «О федеральной целевой программе «Жилище».

Таким образом, так как решение вопросов по принятию граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях отнесено законодателем к компетенции органов местного самоуправления, подменять деятельность которых суд не вправе, надлежащим способом защиты права в случае отказа органа местного самоуправления в постановке гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях является обращение истца с заявлением об оспаривании соответствующего решения органа местного самоуправления, а не о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку именно факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию этого права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Из материалов дела следует, что родителями Корчак И.В. являются ФИО7 и ФИО6 (л.д.26).

Корчак И.В. состоит в зарегистрированном браке с Сулимой А.Г. с 05.10.2017 (л.д.25).

На основании договора купли-продажи от 16.06.2017 Корчак И.В. является собственником жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> и двух земельных участков с кадастровыми номерами , (л.д.27-28).

Право собственности Корчак И.В. на вышеуказанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д.29-31).

Согласно домовой книге от 06.07.2017 по адресу: <адрес> на регистрационном учете состоят: Корчак И.В., ФИО7, ФИО6, Сулима А.Г. (л.д.32-37).

Иных жилых помещений в собственности Корчак И.В. и Сулима А.Г. не имеется (л.д.38-39).

В соответствии с Уставом администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области к вопросам местного значения относятся вопросы признания граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений по договору социального найма (л.д.55-78).

Постановлением администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области от 21.08.2015 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (л.д.124, 125-152).

02.10.2018 Корчак И.В. обратилась в администрацию муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области с заявлением о признании ее семьи (составом 2 человека, в том числе супруг Сулима А.Г.) нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на 1 человека семьи менее учетной нормы (л.д.11).

Администрацией муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области сформировано учетное дело Корчак И.В. (л.д. 82-120).

Письмом администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области от 22.10.2018 Корчак И.В. отказано в признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Причиной отказа послужило то, что суммарная площадь всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи Корчак И.В., состоящей из двух человек, составляет <данные изъяты> кв.м., на каждого лена семьи приходится по <данные изъяты> кв.м., что является более учетной нормы площади жилого помещения (л.д.12-13).

20.11.2018 Корчак И.В. обратилась в администрацию муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области с заявлением о выдаче копии решения об отказе в признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.14).

Письмом администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области от 26.11.2018 Корчак И.В. разъяснено, что решение по ее заявлению от 02.10.2018 изложено в письме от 22.10.2018 № (л.д.15-16).

Анализируя в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Положения п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ предусматривают, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч.4 и ч.5 ст.50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Оценивая конституционно-правовой смысл приведенного положения закона Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, в Определении от 23.10.2014 №2329-О, указал, что в соответствии со ст.40 (ч.3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляются бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам. Положение ст.51 Жилищного кодекса РФ направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в ст.19 Конституции РФ принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.

В соответствии с ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Разъясняя вопросы применения ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации в п.11 Постановления Пленума от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указал на то, что фактически членами одной семьи могут быть признаны родственники без ограничения дальности степени родства, при этом, в отношении родственников близкого родства - супруг, а также дети и родители собственника достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет (ч.5 ст.52 Жилищного кодекса РФ).

Как установлено ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ч.2 ст.54 Жилищного кодекса РФ).

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке (ч.3 ст.54 Жилищного кодекса РФ).

Решением Собрания депутатов муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области от 31.01.2014 утверждена учетная норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения в размере <данные изъяты> кв.м. на одного человека.

В оспариваемом письме административный ответчик указывает на то, что обеспеченность Корчак И.В. и ее супруга жилой площадью превышает учетную норму и составляет <данные изъяты> кв.м. на одного человека, при этом органом местного самоуправления не дана правовая оценка того факта, что в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрировано проживание 4 человек, в том числе родителей административного истца Корчак И.В., которые являются членами одной семьи в соответствии с положениями ст.31 Жилищного кодекса РФ. В связи с чем, учетная норма жилой площади на одного человека составляет <данные изъяты> кв.м., то есть менее нормы предоставления площади жилого помещения в размере <данные изъяты> кв.м. на одного человека.

Таким образом, оспариваемый отказ административного ответчика влечет за собой нарушение непосредственно права административного истца на жилище.

Как установлено ст.54 Жилищного кодекса РФ, на орган местного самоуправления возлагается обязанность сообщить гражданину о решении об отказе в принятии на учет, которое должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 данной статьи. При этом законодатель не устанавливает, в какой форме орган местного самоуправления должен сообщить гражданину о принятом решении об отказе в принятии на учет.

Из материалов дела следует, что глава администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области в своем письме от 22.10.2018 сообщил Корчак И.В. о принятом решении об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилье. Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком соблюдены требования, установленные ч.2 ст.54 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем довод административного истца и его представителя о несоблюдении формы оспариваемого решения является несостоятельным.

Исходя из положений ч.ч. 9, 11 ст.226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдения сроков обращения в суд; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), - соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, прежде всего является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Уже затем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.

При рассмотрении данного дела судом установлена необходимая совокупность вышеуказанных условий.

Отказ администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области в признании Корчак И.В. и ее супруга Сулима А.Г. нуждающимися в жилых помещениях для участия в мероприятиях, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами, а также в целях реализации федеральных и региональных законов, принятых в целях обеспечения граждан жилыми помещениями не содержит основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ.

Поскольку в силу ч.2 и ч.3 ст.54 Жилищного кодекса РФ направляемое гражданину решение об отказе в постановке на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, а оспариваемое решение таких ссылок не содержит, суд приходит к выводу, что устранение нарушенных прав административного истца в данном случае возможно только путем возложения на администрацию обязанности в течение 15 дней повторно рассмотреть заявление Корчак И.В. от 02.10.2018 о признании ее и ее супруга Сулима А.Г. нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» (мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей»).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Корчак Инны Владимировны к администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях и возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о признании нуждающимся в жилых помещениях – удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области об отказе Корчак Инне Владимировне в признании ее и членов ее семьи нуждающимися в жилых помещениях для участия в мероприятиях, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами, а также в целях реализации федеральных и региональных законов, принятых в целях обеспечения граждан жилыми помещениями, выраженное в письме от 22.10.2018 , как не соответствующее нормативным правовым актам и нарушающее права, свободы и законные интересы административного истца Корчак Инны Владимировны.

Обязать администрацию муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области в течение пятнадцати дней со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Корчак Инны Владимировны о признании ее составом семьи два человека (супруг Сулима Александр Григорьевич) нуждающимися в жилых помещениях для участия в мероприятиях, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами, а также в целях реализации федеральных и региональных законов, принятых в целях обеспечения граждан жилыми помещениями.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий