Дело №2а-926/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2019 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Е.В. Сапрыкиной,
при секретаре Михайловой В.В.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о признании отказа в приеме заявления незаконным и возложении обязанности выдать бланк заявления на получение паспорта гражданина СССР,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к УМВД России по Ульяновской области с требованиями признать незаконным отказ ответчика в приеме заявления гражданина, имевшем место 25.01.2019 в 15.20 час. в УМВД РФ по Ульяновской области Управление по вопросам миграции и обязать выдать бланк заявления на получение паспорта гражданина СССР.
Требования мотивирует тем, что 25.01.2019 в15:20 он пришел в УМВД РФ по Ульяновской области Управление по вопросам миграции, чтобы подать заявление на выдачу Бланка заявления на получение паспорта гражданина СССР, но принять его заявление сотрудники ответчика отказались, объяснив это наличием внутренней инструкции о том, что они не имеют права принимать письменные заявления от граждан. Таким образом, его права на получение государственной услуги были нарушены.
ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 45 лет и в связи с этим ему будет необходимо получить новый документ, удостоверяющий его личность.
Так как он гражданин СССР, в соответствии со ст. 13 Закона о гражданстве СССР, поэтому желает получить паспорт гражданина СССР, как документа, удостоверяющего его личность, поэтому он просил выдать Бланк заявления на получение паспорта гражданина СССР, для того, чтобы заполнить его самостоятельно и позднее представить с остальными документами для оформления паспорта гражданина СССР (фотографии, копии прочих документов).
Государственная услуга «Замена паспорта гражданина СССР» присутствует на информационном портале сайте Госуслуги по адресу: https://www.gosuslugi.ru/10052/25/info, но оказывается только лично, что указано на самом сайте.
Его действия находятся строго в рамках действующего законодательства РФ и обосновываются следующими общеизвестными фактами:
Российская Федерация (до 1992 года РСФСР) объявила себя правопреемницей СССР и таким образом приняла на себя как права, так и обязанности СССР.
Одной из обязанностей СССР было ведение паспортного учета граждан СССР. Таким образом, РФ должна обеспечить ведение паспортного учета граждан СССР.
Паспорт гражданина СССР является в настоящий момент одним из действующих документов, удостоверяющих личность гражданина и признается РФ.
Гражданство СССР приобреталось, в том числе по праву рождения на территории СССР (п.1 ст.13 Закона «О гражданстве СССР»).
Он является гражданином СССР, т.к. родился на территории Ульяновской области, РСФСР, СССР и от своего гражданства никогда не отказывался, заявления в выходе из гражданства СССР не писал.
Российская Федерация автоматически приняла в свое подданство граждан СССР, проживавших на территории Российской Федерации на 06.02.1992, в связи с чем, граждане получили возможность замены паспортов СССР на паспорт РФ при их желании или необходимости. При этом получение паспорта РФ не означало отказа от гражданства СССР, т. к. для этого необходимо было совершать другое действие — подавать заявление о выходе из гражданства СССР.
Таким образом, Российская Федерация, как правопреемница СССР обязана организовать и вести паспортный учет граждан СССР на своей территории: обязана выдавать документы, удостоверяющие личность гражданина по его заявлению, взамен утративших свое действие; обязана организовать процесс выпуска бланков паспортов СССР и их оборота внутри РФ.
Административный истец ФИО1 на требованиях настаивал, пояснив, что его паспорт гражданина РФ, в связи с достижением возраста 45 лет прекратил свое действие и теперь ему нужен новый документ, удостоверяющий личность, а он, как гражданин СССР имеет право претендовать на паспорт гражданина СССР, но ответчик отказал ему в приеме его заявления на выдачу паспорта гражданина СССР.
Представитель административного ответчика ФИО2 иск не признал, пояснив, что 25.01.2019 ФИО1 по указанному вопросу в УВМ УМВД России по Ульяновской области не обращался, т.к. приемным днем по выдаче паспортов гражданина РФ является вторник, а по пятницам ведется прием заявлений на загранпаспорт гражданина РФ, но предоставить запись с камер видеонаблюдения не представляется возможным, т.к. они хранятся 7 дней.
В силу п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта
1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, действителен до замены его в установленные сроки на паспорт гражданина Российской Федерации. В связи с этим момент прекращения действия паспорта гражданина СССР связан со сроком обмена его на паспорт гражданина Российской Федерации. Истец, по существу, ставит под сомнение установленную законодательством процедуру замены паспорта гражданина Российской Федерации, при этом, Положением о паспорте и Административным регламентом не предусматривается замена паспорта гражданина Российской Федерации на паспорт гражданина СССР. Действующее законодательство не содержит положений, определяющих форму бланка паспорта СССР и обязывающих правоприменительный орган в сфере миграции, выдавать указанные бланки паспортов. Административный регламент не предусматривает обязанности уполномоченного органа по вопросам миграции принимать заявления от граждан неустановленной формы для предоставления административных процедур. Представление гражданином заявления по неустановленной нормативными правовыми актами МВД России форме является основанием для отказа в проведении административных процедур в случае обращения в приемный для предоставления государственной услуги день (пункт 44.1.3 Административного регламента).
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р., уроженец <адрес>, документирован паспортом гражданина Российской Федерации №, выданным <данные изъяты>№.
Считая себя гражданином СССР, ФИО1 обратился в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций Администрации президента Российской Федерации 27.11.2018 (вх. № 1139938) с обращением, в котором выразил свое желание получить паспорт гражданина СССР.
Данное обращение было направлено 27.11.2018 для рассмотрения в Министерство внутренних дел Российской Федерации и 24.01.2019 Главное управление по вопросам миграции МВД России проинформировало ФИО1 о порядке выдачи и замене паспортов гражданина РФ, а также о том, что паспорт гражданина СССР образца 1974г., как документ удостоверяющий личность гражданина РФ, при наличии в нем соответствующих отметок, действителен до его замены на паспорт гражданина РФ.
26.12.2018 УВМ УМВД России по Ульяновской области направило ФИО1 сообщение о рассмотрении его обращения по вопросу паспорта гражданина СССР и уведомило о том, что основанием для выдачи заявителю паспорта гражданина РФ явилось наличие у ФИО1 гражданства РФ и его личное заявление ФИО1 о замене паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина РФ.10.01.2019 на консультативном приеме по вопросу выдачи паспорта гражданина СССР начальником ОРГ РФ УВМ России по Ульяновской области ФИО1 были даны разъяснения действующего законодательства Российской Федерации, в том числе: Указ Президента Российской Федерации от 13.03.1997г. №232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и Положение о паспорте гражданина Российской Федерация, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. №828.
Обращаясь с заявленными исковыми требованиями ФИО1 указывает, что 25.01.2019 в15:20 он пришел в Управление по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области, чтобы подать заявление на выдачу ему бланка заявления на получение паспорта гражданина СССР, но в приеме данного заявления ему было отказано.
Довод представителя административного ответчика о том, что 25.01.2019 ФИО1 не обращался в УВМ УМВД России по Ульяновской области, т.к. это был не приемный день, не влияет на существо рассматриваемого спора, т.к. административным ответчиком оспаривается, в том числе, и сам факт возможности приема сотрудниками УВМ УМВД России по Ульяновской области у ФИО1 заявления на выдачу паспорта гражданина СССР.
Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.
Согласно на Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 №232 и Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 №828 основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.
В силу п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 №232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, действителен до замены его в установленные сроки на паспорт гражданина Российской Федерации.
Приказом МВД России от 13.11.2017 №851 был утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.1 данного Административного регламента - Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок взаимодействия ГУВМ МВД России и подразделений по вопросам миграции с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Заявителями являются граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста, или законные представители признанных в установленном порядке недееспособными граждан Российской Федерации, обратившиеся с заявлением о выдаче (замене) паспорта по форме №1П (приложение №1 к Административному регламенту) (п.2 Административного регламента).
Согласно п. 44.1.3 Административного регламента основаниям для отказа в приеме документов является непредставление одного или нескольких документов, указанных в пунктах 30 - 34 Административного регламента, либо представление документов, не соответствующих предъявляемым к ним требованиям.
Пункты 30-34 Административного регламента устанавливают исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг по выдаче (замене) паспорта гражданина РФ, в том числе на основании утраты (похищения) ранее выданного паспорта гражданина СССР, а также замены паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации.
Административным истцом не было предоставлено суду относимых и допустимых доказательств того, что 25.01.2019 он обращался в УВМ УМВД России по Ульяновской области с полным перечнем документом, указанных в пунктах 30 - 34 Административного регламента, в связи с чем, у сотрудников УВМ УМВД России по Ульяновской области имелись все основания, в соответствии с п. 44.1.3 Административного регламента отказать заявителю в приеме документов.
Административным истцом не оспаривался тот факт, что он обращался именно по вопросу выдачи ему паспорта гражданина СССР, а не по вопросу замены паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации, либо замены паспорта гражданина Российской Федерации №, выданного <адрес>ДД.ММ.ГГГГ на паспорт гражданина Российской Федерации в связи с достижением возраста 45 лет.
Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 №699, не предусмотрены какие-либо обязанности подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России по осуществлению действий с паспортами граждан СССР образца 1974 года, кроме их замены в установленном порядке на паспорта гражданина Российской Федерации.
Все иные доводы административного истца ФИО1 не являются предметом судебного разбирательства и не относятся к существу рассматриваемого спора, в связи с чем, суд не вправе давать им оценку.
На основании изложенного, в удовлетворении административного иска ФИО1 следует отказать в полном объеме.
Довод ФИО1 о том, что он освобожден от уплаты госпошлины, т.к. на рассматриваемый спор распространяются требования о защите прав потребителей является не состоятельным, в связи с чем, в порядке ч.2 ст. 114 КАС РФ с административного истца в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о признании отказа в приеме заявления незаконным и возложении обязанности выдать бланк заявления на получение паспорта гражданина СССР отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Сапрыкина