Дело № 2а-926/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 июня 2018 года Железнодорожный районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Горлановой М.А.,
при секретаре Курчонковой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Пензе, в здании суда
дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области и государственному регистратору отдела по Первомайскому и Железнодорожному районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области ФИО2 о признании решений о приостановлении государственной регистрации прав незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области и государственному регистратору отдела по Первомайскому и Железнодорожному районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области ФИО2 о признании решений о приостановлении государственной регистрации прав незаконными, указав, что 03.03.2018 он обратился в Управление Росреестра по Пензенской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности на земельный участок (кадастровый №) и на расположенный на нём жилой дом (кадастровый №), находящиеся по <адрес>.
Для государственной регистрации прав истцом были представлены заявления от 03.03.2018 № 58/036/002/2018-116 и № 58/036/002/2018-117, чеки-ордера СБ РФ от 28.02.2018 об уплате государственной пошлины и выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 22.02.2018.
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 14.03.2018 № 58/036/002/2018-116 истцу было сообщено о приостановлении государственной регистрации права собственности на указанный выше земельный участок поскольку имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, поскольку по данным единого кадастра недвижимости собственником вышеуказанного земельного участка является П.А. дата регистрации 20.04.1992.
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 14.03.2018 № 58/036/002/2018-117 истцу было сообщено о приостановлении государственной регистрации права собственности и на указанный выше жилой дом, по мотиву непредставления документов, необходимых для осуществления государственной регистрации, со ссылкой в качестве правовых оснований такого решения на пункт 5 части 1 статьи 26 и часть 2 статьи 14 Закона о регистрации.
Оба решения приняты государственным регистратором ФИО2
Решения о приостановлении государственной регистрации права собственности истца на данные объекты недвижимости, выраженные в поименованных выше уведомлениях от 14.03.2018 № 58/036/002/2018-116 и № 58/036/002/2018-117, не соответствуют положениям Закона о регистрации, поскольку до обращения в регистрирующий орган с указанными выше заявлениями о государственной регистрации прав истцом были запрошены сведения из ЕГРН как в отношении спорного земельного участка, так и в отношении спорного жилого дома.
Из полученных выписок из ЕГРН от 21.02.2018 № 58/001/020/2018-2438 и № 58/001/020/2018-2437 следует, что зарегистрированные права в отношении указанных объектов недвижимого имущества отсутствуют.
Таким образом, сам регистрирующий орган в установленной законом форме подтвердил отсутствие прав и обременений в отношении указанных земельного участка и жилого дома.
Более того, был направлен адвокатский запрос в ГБУ Пензенской области «Государственная кадастровая оценка» от 04.01.2018 исх. № 1 с целью получения справки о принадлежности либо об отсутствии сведений о принадлежности спорного домовладения. Из письма ГБУ «Государственная кадастровая оценка» от 29.01.2018 следует, что в архиве указанные сведения также отсутствуют.
Таким образом, противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (пункт 3 части 1 статьи 26 Закона о регистрации) отсутствуют.
Вопреки пункту 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации государственным регистратором в Уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 14.03.2018 № 58/036/002/2018-116 не указано, какие именно документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок, отсутствуют.
Полагает, что административным истцом был представлен полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации за ним права собственности на указанный выше земельный участок, и в силу пункта 3 части 1 статьи 49 Закона о регистрации указанное право подлежало регистрации.
Таким образом, основание для приостановления государственной регистрации прав, предусмотренное пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, также отсутствует.
Поскольку противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами отсутствовали, правовых оснований для направления органом регистрации прав межведомственного запроса в администрацию также не имелось.
Поскольку спорный жилой дом уже стоит на государственном кадастровом учете как ранее учтенный объект, и такой государственный кадастровый учет в соответствии с частью 4 статьи 69 Закона о регистрации признается юридически действительным, предоставления технического плана в данном случае не требовалось.
В данном случае для осуществления государственной регистрации прав на указанный выше жилой дом согласно части 7 статьи 70 Закона о регистрации требовалось представить лишь правоустанавливающий документ на земельный участок, что административный истец и сделал, представив выписку из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 22.02.2018.
Следовательно, требования части 2 статьи 14 и части 7 статьи 70 Закона о регистрации были административным истцом выполнены.
Таким образом, административным истцом был представлен полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации за ним права собственности и на указанный выше жилой дом, и в силу части 7 статьи 70 Закона о регистрации указанное право подлежало регистрации, а решение о её приостановлении также является незаконным.
На основании изложенного просил признать незаконным выраженное в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 14.03.2018 № 58/036/002/2018-116 (исх. № 14/2068) решение государственного регистратора Отдела по Первомайскому и Железнодорожному районам г.Пензы Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области ФИО2 о приостановлении государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок кадастровый № по <адрес>; признать незаконным выраженное в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 14.03.2018 № 58/036/002/2018-117 (исх. № 14/2069) решение государственного регистратора Отдела по Первомайскому и Железнодорожному районам г.Пензы Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области ФИО2 о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилой дом кадастровый № по <адрес>.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО3, имеющий высшее юридическое образование и, действующий по доверенности в судебном заседании исковые требования ФИО1 поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Кроме того, подчеркнул, что административный ответчик необоснованно ссылается на то, что «согласно сведений кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок принадлежит на праве собственности П.А.», на то, что «из сведений кадастра недвижимости ЕГРН следовало, что спорный земельный участок принадлежит на праве собственности П.А. и на то, что «в кадастре недвижимости ЕГРН содержатся сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, принадлежащем Н.Н.». Данные доводы административного ответчика опровергаются представленными в материалы дела выписками из ЕГРН, из которых следует, что сведения о чьих-либо правах, в том числе и о правах указанных лиц, в ЕГРН не внесены. Поддержал письменные пояснения, приобщенные к материалам дела.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области ФИО4, имеющий высшее юридическое образование и, действующий по доверенности в судебном заседании возражал против административного иска, ссылаясь на возражения и дополнения к ним, приобщенные к материалам дела.
Административный ответчик государственный регистратор отдела по Первомайскому и Железнодорожному районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель заинтересованного лица администрации Наскафтымского сельсовета Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель администрации Наскафтымского сельсовета Пензенской области ФИО5.( глава администрации) разрешение иска оставил на усмотрение суда, пояснив, что первоначальным собственником спорного жилого дома являлся П.А. который умер, потом умерла его жена и сын. Потом, со слов соседей, они продали дом собственнику Ф.М., который тоже умер, у него осталась жена и дочь, которые в последствии переехали в <адрес> и продали дом ФИО1. ФИО1 родился <адрес>, у них был старенький дом, они купили дом получше, провели туда газ, раньше они жили вдвоем там с мамой, мама умерла, на данный момент он живет там один.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ предоставляет гражданину, обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из указанных норм требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти подлежат удовлетворению при наличии двух условий:
- несоответствие их нормативно-правовым актам;
- если оспариваемым решением (действием) нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что 03.03.2018 ФИО1 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым № общей площадью 2800 кв.м. и здание (жилой дом) с кадастровым № общей площадью 45,6 кв.м., расположенные по <адрес>.
Для государственной регистрации прав ФИО1 были представлены заявления от 03.03.2018 № 58/036/002/2018-116 и № 58/036/002/2018-117, чеки-ордера СБ РФ от 28.02.2018 об уплате государственной пошлины и выписка из похозяйственной книги от 22.02.2018, что подтверждается расписками в получении документов на государственный кадастровый учет и (или) на государственную регистрацию прав от 03.03.2018 № 58/036/002/2018-116 и № 58/036/002/2018-117. (л.д. 22, 23)
Из представленной в регистрирующий орган выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 22.02.2018 г. следует, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2800 кв.м., расположенный по <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов, о чем в похозяйственной книге №, лицевой счет № с 01.01.1996 г. по 31.12.1999 г. администрацией сельсовета 03.01.1996 г. сделана запись на основании подворного обхода. (л.д. 21).
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 14.03.2018 № 58/036/002/2018-116 (исх. № 14/2068) ФИО1 было сообщено о приостановлении государственной регистрации права собственности на указанный выше земельный участок по мотиву того, что имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, поскольку по данным единого кадастра недвижимости собственником вышеуказанного земельного участка является П.А., дата регистрации 20.04.1992. (л.д. 24).
Правовыми основаниями к приостановлению государственной регистрации указаны пункты 3, 5, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о регистрации), а именно:
– имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (пункт 3 части 1 статьи 26 Закона о регистрации);
– не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации);
– не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 14.03.2018 № 58/036/002/2018-117 (исх. № 14/2069) ФИО1 было сообщено о приостановлении государственной регистрации права собственности и на указанный выше жилой дом, по мотиву непредставления документов, необходимых для осуществления государственной регистрации, со ссылкой в качестве правовых оснований такого решения на пункт 5 части 1 статьи 26 и часть 2 статьи 14 Закона о регистрации. (л.д. 25).
06 апреля 2018 года ФИО1 обратился в Апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учете или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области с заявлением, в котором просил признать решение о приостановлении государственной регистрации от 14.03.2018г. № 58/036/002/2018-116 необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости). (л.д. 26-28).
Также 06 апреля 2018 года ФИО1 обратился в Апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учете или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области с заявлением, в котором просил признать решение о приостановлении государственной регистрации от 14.03.2018г. № 58/036/002/2018-117 необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости). (л.д. 29-30).
Письмами от 09.04.2018 г. № 28-03073-ОР/18@ и № 28-03074-ОР/18@, соответственно ФИО1 было сообщено о том, что указанные выше заявления не приняты к рассмотрению. (л.д. 31, 32).
Оспариваемые ФИО1 уведомления о приостановлении государственной регистрации по мнению суда являются законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу подпункта 2 пункта 4 части 1 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ предусмотрены основания для государственной регистрации прав.
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 7 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость).
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 69 Закона о регистрации предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
При проведении Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области правовой экспертизы было установлено, что согласно сведений кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) спорный земельный участок принадлежит на праве собственности П.А..
В Инвентаризационной описи сведений о ранее учтенных земельных участках в кадастровом квартале № от 2003 года, на основании которой в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о праве собственности П.А., указано, что правоустанавливающим документом явилось решение от 17.04.1992 № 6.
По сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области в его распоряжении отсутствует дополнение к перечню ранее учтенных земельных участков в кадастровом квартале № с указанием реквизитов правоустанавливающих документов.
Поскольку из сведений кадастра недвижимости ЕГРН следовало, что на основании решения от 17.04.1992 № 6 (подтверждающего ранее возникшее право) спорный земельный участок принадлежит на праве собственности П.А., государственный регистратор сделал обоснованный вывод о наличии противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Поскольку сведения о собственнике земельного участка, содержащиеся в выданной Главой администрации сельсовет выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 22.02.2018, противоречили сведениям, содержащимся в ЕГРН, государственным регистратором были сделаны межведомственные запросы от 07.03.2018 в администрацию (№ 14/1967) и администрацию сельсовета (№ 14/1968) с просьбой предоставить документ, явившийся основанием выбытия вышеуказанного земельного участка из собственности П.А.
На момент принятия решения о приостановлении государственной регистрации (14.03.2018) ответы на межведомственные запросы в Управление Росреестра по Пензенской области не поступили.
Ответ администрации сельсовета от 16.03.2018 № 29 поступил в отдел по Первомайскому и Железнодорожному районам г. Пензы Управления лишь 21.03.2018.
В связи с непоступлением на момент принятия решения о приостановлении государственной регистрации документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам, государственный регистратор прав обоснованно в качестве основания приостановления регистрации указал пункт 9 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ.
Кроме того, поскольку административным истцом не были представлены какие-либо документы, устраняющие возникшие противоречия и подтверждающие право собственности на земельный участок именно у ФИО1, государственным регистратором прав в качестве основания приостановления регистрации также был указан пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации.
В соответствии с частью 7 статьи 70 Закона о регистрации до 1 марта 2020 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами
Так как в данном случае государственная регистрация права собственности на земельный участок была приостановлена, соответственно отсутствовали основания для регистрации на расположенный на нем жилой дом в упрощенном порядке, предусмотренном частью 7 статьи 70 Закона о регистрации.
Поскольку иные документы, подтверждающие право собственности ФИО1 на жилой дом представлены не были, государственным регистратором прав в качестве основания приостановления регистрации также обоснованно был указан пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации.
В кадастре недвижимости ЕГРН содержатся сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, расположенном на данном земельном участке, - жилом доме с кадастровым №. Согласно техническому паспорту на данный объект недвижимости, составленному по состоянию на 16.09.1998, спорный жилой дом принадлежит П.Н.. В качестве документа, устанавливающего право собственности на жилой дом, указано «регистрационное удостоверение, выданное на основании справки сельсовета». При этом реквизиты данных документов не указаны.
Кроме того, из полученного Управлением Росреестра по Пензенской области 21.03.2018 ответа администрации сельсовета от 16.03.2018 № 29 следует, что домовладение и земельный участок с кадастровым №, расположенные по <адрес> по данным похозяйственного учета принадлежат ФИО1 В связи с допущенной технической ошибкой собственником земельного участка был указан П.А.
Обязательность ведения похозяйственных книг Советами народных депутатов по установленным формам была предусмотрена Законом РСФСР от 19.07.1968 «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» (пункт 7 статьи 11). Похозяйственные книги являются документами первичного учета в сельских Советах, в них вносится информация обо всех постоянно проживающих на территории сельского поселения гражданах, в том числе, сведения о находящихся в их личном пользовании земельных участках.
Постановлением Госкомстата СССР от 25.05.1990 № 69 были утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, согласно которым похозяйственные книги являются документами первичного учета хозяйств.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
На основании пункта 1 Порядка ведения хозяйственных книг, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ № 345 от 11.10.2010 (далее - Порядок), ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства.
Исходя из пункта 7 Порядка, записи в книгу производятся должностными лицами, указанными в пункте 2 Порядка, на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств. Исправление записей, подчистки и не оговоренные текстовой записью поправки в книгах не допускаются. Любые исправления и зачеркивания должны быть оговорены и заверены подписью должностного лица с указанием даты внесения исправления.
В соответствии с пунктом 24 указанного Порядка, заполняя сведения о правах на землю, в свободных строках следует указывать номер документа, подтверждающего право на земельный участок, его категорию и размер.
Форма выписки из похозяйственной книги утверждена Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07.03.2012 № П/103, в соответствии с которой в нее вносятся реквизиты документа, на основании которого внесена запись о наличии у гражданина права на земельный участок при наличии сведений в похозяйственной книге.
Таким образом, из изложенных норм следует, что выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок может быть выдана гражданину только при наличии документа, подтверждающего основание предоставления гражданину данного земельного участка, вид данного права, при этом в выписке должны быть указаны реквизиты данного документа.
При изложенных обстоятельствах приостановление государственной регистрации прав является законным и обоснованным.
В административном иске указано, что решения о приостановлении государственной регистрации прав в конечном итоге ведут к отказу в такой регистрации. Поэтому решения о приостановлении государственной регистрации прав на принадлежащие административному ФИО1 жилой дом и земельный участок, не соответствуя закону, одновременно создают для него неправомерные препятствия в такой регистрации и тем самым нарушают его права и охраняемые законом интересы.
Однако приостановление государственной регистрации прав не всегда ведет к отказу в такой регистрации.
В соответствии со статьей 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Таким образом, цель приостановления государственной регистрации прав – в течение срока приостановления дать возможность заявителю представить необходимые для государственной регистрации прав дополнительные документы по собственной инициативе либо государственному регистратору прав получить документы по межведомственным запросам.
Исходя из изложенного, отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) записи о праве на тот или иной объект недвижимости полностью не исключает наличие прав на него. Лицо, обладающее документами, подтверждающими ранее возникшее право на недвижимое имущество, вправе (а не обязано) зарегистрировать права на него. При этом указанные документы (оригиналы или их надлежащим образом заверенные копии) могут находиться у правообладателя либо в распоряжении уполномоченных органов. В некоторых случаях копии данных документов (в виде ксерокопий, скан-образов документов, фотографий) могли быть переданы в регистрирующий орган.
Поскольку в данном случае ранее возникшие права на земельный участок и жилой дом зарегистрированы не были, в распоряжении регистрирующего органа имелись документы, прямо или косвенно свидетельствующие о наличии ранее возникшего права, государственным регистратором прав обоснованно указано на наличие противоречий между заявленными и зарегистрированными правами, в связи с чем действия государственного регистратора отдела по Первомайскому и Железнодорожному районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области ФИО2 являются законными.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд полагает необходимым в удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области и государственному регистратору отдела по Первомайскому и Железнодорожному районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области ФИО2 о признании незаконным выраженного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 14.03.2018 № 58/036/002/2018-116 (исх. № 14/2068) решения государственного регистратора Отдела по Первомайскому и Железнодорожному районам г.Пензы Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области ФИО2 о приостановлении государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок кадастровый №, расположенный по <адрес> и признании незаконным, выраженного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 14.03.2018 № 58/036/002/2018-117 (исх. № 14/2069) решения государственного регистратора Отдела по Первомайскому и Железнодорожному районам г.Пензы Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области ФИО2 о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилой дом кадастровый №, расположенный по <адрес> отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд -
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области и государственному регистратору отдела по Первомайскому и Железнодорожному районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области ФИО2 о признании незаконным выраженное в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 14.03.2018 № 58/036/002/2018-116 (исх. № 14/2068) решения государственного регистратора Отдела по Первомайскому и Железнодорожному районам г.Пензы Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области ФИО2 о приостановлении государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок кадастровый №, расположенный по <адрес> и признании незаконным, выраженное в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 14.03.2018 № 58/036/002/2018-117 (исх. № 14/2069) решения государственного регистратора Отдела по Первомайскому и Железнодорожному районам г.Пензы Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области ФИО2 о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилой дом кадастровый №, расположенный по <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Пензы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 13.06.2018 г.
Судья Горланова М.А.