адм.дело № 2а-926/2021
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2021 года г. Буденновск
Будённовский городской суд Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Соловьевой О.Г.,
секретаря судебного заседания Долгове Д.Е.,
с участием: представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ставропольскому краю ФИО1 по доверенности от 01.06.2021 года,
представителя Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю ФИО2, по доверенности от 31.05.2021 №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
установил:
ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что 18.01.2021 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по Ставропольскому краю в отношении неё принято решение N № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119, п. 6 от. 210, п. 1 от 122, п. 3 от. 75 Налогового кодекса РФ, выразившегося в неполной уплате налога на доходы физических лиц за 2019 год в сумме 390001 руб., и привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением применено наказание в виде пени в размере 10367,52 руб., штрафа в размере 78000 руб. Всего по решению подлежит уплатить 478368,52 руб. Указанное решение 11.02.2021 было ею обжаловано в вышестоящий орган - Управление ФНС по Ставропольскому краю. Однако её жалоба оставлена без удовлетворения, с указанием на неправомерность имущественного налогового вычета при продаже объектов недвижимости в соответствии с пп. 1, п. 1 ст.220, пп.2 п.2 ст 220 Налогового кодекса РФ.
Считает решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ставропольскому краю от 18.01.2021 N № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение Управление ФНС по Ставропольскому краю от 08.04.2021 N № об оставлении жалобы без удовлетворения незаконными и необоснованными в связи с неприменением положений ст. 221 Налогового кодекса РФ, игнорированием пояснений, возражений, платежных документов, представленных административным истцом, нарушающими права и законные интересы административного истца, а именно: налоговый орган неосновательно не принимает заявленные налогоплательщиком расходы, связанные с предпринимательской деятельностью.
Она представила по итогам 2019 года Налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) в статусе предпринимателя, в которой указала расходы на приобретение сельскохозяйственных животных (КРС) в сумме 2000000 руб. и расходы на приобретение отчуждаемого недвижимого имущества: нежилое здание (кошара); жилой дом (жилой чабанский домик), земельный участок; кадастровый номер №.
Кошара, жилой чабанский домик расположены по адресу (местоположение): <адрес>, дом б/н на земельном участке, с кадастровым номером №, в сумме 3000000 руб. из 5000000 руб. заявлены по строке «Сумма налоговых вычетов», что соответствует общей сумме налоговых вычетов (ст. 229 НК, п. 3 ст. 221 НК).
Ответчики согласны с заявленным налоговым вычетом по предпринимательской деятельности (животноводство) по расходам на приобретение сельскохозяйственных животных (КРС), но, признавая отчуждаемые недвижимые объекты недвижимыми объектами, используемыми в предпринимательской деятельности, отказывает во включении расходов на приобретение реализуемых объектов недвижимости в профессиональный расход от предпринимательской деятельности.
Принимая во внимание позицию налогового органа (административных ответчиков), квалификация дохода от продажи ранее приобретенного имущества как доход от предпринимательской деятельности, административный истец имеет право на профессиональный налоговый вычет в размере фактически произведенных, экономически обоснованных, документально подтвержденных, оплаченных расходов в рамках предпринимательской деятельности, полагает, что осуществленные расходы на приобретение объектов недвижимого имущества необходимо включить в состав общей суммы налоговых вычетов, связанных с предпринимательской деятельностью как амортизируемое имущество (основное средство) или как товар для перепродажи, (п. 3 ст. 210, ст. 221 НК)).
Её позиция подтверждается установленными выводами административных ответчиков о фактическом использовании объектов отчуждаемой недвижимого имущества (кошара, жилой чабанский домик, земельный участок) в предпринимательской деятельности; представленным актом приема-передачи денежных средств в счет оплаты расходов на приобретение отчуждаемых объектов недвижимого имущества до регистрации административного истца в статусе индивидуального предпринимателя; платежным поручением на оплату расходов на приобретение сельскохозяйственных животных (КРС) административного истца в статусе индивидуального предпринимателя
Сумма налога к уплате административным истцом не занижена, (п. 3 ст. 88; абз.2 п. 1 ст. 81; п. 3 ст. 88 НК РФ.
Таким образом, принятые административными ответчиками Решение от 18.01.2021 N № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и Решение по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, от 08.04.2021 № за неполную уплату налога на доходы физических лиц за 2019 год в сумме 390001 руб., и привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;, в виде пени в размере 10367,52 руб., штрафа в размере 78000 00 руб., всего по решению 478368,52труб, не соответствуют норме права действующего законодательства
Просит признать незаконным и отменить решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ставропольскому краю от 18.01.2021 года N № о привлечении ФИО3 к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119, п. 6 ст. 210, п. 1 ст 122, п 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ.
В судебное заседание административный истец ФИО3 не явилась, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается Отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие администравтиного истца, поскольку его явка не признавалась судом обязательной.
Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ставропольскому краю, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска, пояснив, что ФИО3 состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя с 01.03.2018 по 05.10.2020. В период совершения нарушения являлась индивидуальным предпринимателем, главой КФХ. Осуществляемый вид деятельности: разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ФИО3 налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма №-НДФЛ) за 2019 год.
По результатам камеральной налоговой проверки принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № от 18.01.2021, согласно которого: доначислен налог на доходы физических лиц в размере 390 001 руб.;
начислены пени в сумме 10 367,52 руб.;
налогоплательщик привлечен к ответственности за неполную уплату сумм налога по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 78 000 руб.
Решением УФНС России по Ставропольскому краю от 08.04.2020 № апелляционная жалоба ФИО3 оставлена без удовлетворения.
Согласно сведений, полученных от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, на основании договора купли-продажи от 11.11.2019 года ФИО3 продала Г.Д.М.:
- нежилое здание (кошара), кадастровый номер №, назначение: нежилое здание, площадь 1707,8 кв. м;
- жилой дом (жилой чабанский домик), кадастровый номер №. назначение: жилое здание, площадь 56.6 кв. м;
- земельный участок, кадастровый номер №
Нежилое здание (кошара), жилой дом (жилой чабанский домик), земельный участок, кадастровый номер № принадлежат ФИО3 на праве собственности, на основании договора (купли-продажи недвижимости) от 07.02.2018, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 16.02.2018 г.
Кадастровая стоимость объектов по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности, то есть на 01.01.2019, в совокупности, с учетом понижающего коэффициента 0,7 составляет 5 043 265 руб. ((6 455 922.06 (кошара) + 689 248.54 (жилой чабанский домик) +59 493.59 (земельный участок)) х 0,7 = 5 043 265 руб.).
В налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 год налогоплательщиком отражены:
сумма дохода от реализации имущества в размере 5 043 265 руб. (в соответствии с п.5 ст.217.1 НК РФ);
в приложении 6 расчет имущественных налоговых вычетов по доходам от продажи имущества и имущественных прав, а также налоговых вычетов, установленных абз.2 пп.2 п.2 ст.220 НК РФ указан имущественный налоговый вычет по строке 08.020 - сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущества в размере 5 000 000 руб.
При определении налоговой базы для уплаты данного налога учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса (статья 210 Налогового кодекса РФ).
Поступления от реализации принадлежащего гражданину имущества формируют самостоятельный вид доходов налогоплательщика, облагаемых на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 208 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату НДФЛ производят физические лица, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Такие налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
При этом, положения настоящего пункта не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от реализации ценных бумаг, а также на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества (за исключением жилых домов.
квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или доли (долей) в них, а также транспортных средств), непосредственно используемого в предпринимательской деятельности
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, не превышающем в целом 250 000 руб.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ вместо получения указанного имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
Вместе с тем подпунктом 4 пункта 2 статьи 220 НК РФ установлено, что положения подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ не применяются в отношении доходов, полученных, в частности, от продажи недвижимого имущества, которое использовалось в предпринимательской деятельности.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 18.06.2013 N 18384/12, вычет по доходам от продажи имущества, которое использовалось в предпринимательской деятельности (например, помещение магазина), не предоставляется. При этом одним из признаков того, что продажа нежилого помещения связана с предпринимательской деятельностью, является то, что оно по своим характеристикам не предназначено для использования для личных потребительских нужд предпринимателя.
При исчислении НДФЛ обязанность включения в состав налоговой базы доходов от продажи недвижимого имущества, а также право на получение имущественных вычетов поставлены в зависимость от целей фактического использования имущества.
В данном случае, принадлежащие ФИО3 объекты, а именно: нежилое здание (кошара), жилой чабанский домик, земельный участок по своим функциональным характеристикам изначально не были предназначены для использования в иных целях (для личных потребительских нужд), не связанных с предпринимательской деятельностью, осуществляемой ФИО3 - разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока. В 2019 году предпринимателем приобретен крупный рогатый скот.
Таким образом, налогоплательщик не имеет право уменьшить сумму доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, которое использовалось в предпринимательской деятельности на сумму имущественного налогового вычета либо на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
Из указанного следует, что ФИО3 неправомерно отразила в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2019 год в приложении 6 расчет имущественных налоговых вычетов по доходам от продажи имущества и имущественных прав, а также налоговых вычетов, установленных абз.2 пп.2 п.2 ст.220 НК РФ, по строке 08.020 - сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущества, в размере 5 000 000 руб.
Пунктом 3 ст.88 НК РФ предусмотрено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 12.07.2006 N 267-0, по смыслу положений ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках при заполнении документов и налоговых правонарушениях и требовать от него соответствующих объяснений.
В связи с выявленными ошибками и (или) противоречиями между сведениями, содержащимися в документах, либо несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в части неправомерного отражения в декларации по форме- ЗНДФЛ за 2019 год имущественных налоговых вычетов по доходам от продажи имущества, которое использовалось в предпринимательской деятельности, в соответствии с п.3 ст.88 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено Требование от 18.05.2020 № о предоставлении пояснений и внесении соответствующих исправлений в налоговую декларацию.
В ответ на указанное требование налогоплательщиком представлены пояснения от 01.06.2020, согласно которым имущество не использовалось в предпринимательской деятельности. Документы, подтверждающие расходы, ФИО3 не представлены, изменения в налоговую декларацию не внесены.
Также ФИО3 представлены письменные пояснения от 01.12.2020, в которых указано, что целью приобретения объектов была дальнейшая перепродажа в случае повышения спроса и роста цен на недвижимое имущество.
В соответствии с и. 5 ст. 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
Вместе с апелляционной жалобой ФИО3 в подтверждение заявленных в налоговой декларации имущественных налоговых вычетов в сумме 5 000 000 руб. в налоговый орган представлены: акт приема-передачи денежных средств от 07.02.2018 года, акт приема-передачи недвижимости от 07.02.2018.
Представленные документы не приняты налоговым органом, ввиду отсутствия у налогоплательщика права на вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 220 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 221 НК РФ при исчислении налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Условием принятия расхода к уменьшению налогооблагаемой базы является их обоснованность и документальное подтверждение (пункт 1 статьи 252 НК РФ).
При этом в случае возникновения спора о должной сумме налога, подлежащей уплате в бюджет, на налоговом органе лежит бремя доказывания факта и размера дополнительно вмененного налогоплательщику дохода, а на налогоплательщике - факта и размера понесенных им расходов.
В отношении представленных ФИО3 дополнительно в качестве доказательств копии дополнительного соглашения от 28.02.2018 к договору купли-продажи недвижимости от 07.02.2018, акт приема-передачи недвижимости от 07.02.2018 и акт приема-передачи денежных средств от 07.02.2018 года пояснила, что указанные документы не могут быть приняты во внимание поскольку Договор от 07.02.2018 зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Согласно информации, полученной с официального сайта Рореестра, в ответ на запрос налогового органа КУВИ-№, КУВИ-№ от 04.06.2021 в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № представлены сведения, содержащиеся в ЕГРН, в виде копий следующих документов: договор купли-продажи недвижимости от 07.02.2018; договор купли-продажи недвижимости от 11.11.2019; акт приема- передачи недвижимости от 11.11.2019.
Иные документы, такие как: дополнительное соглашение к договору купли- продажи недвижимости от 28.02.2018, акт приема-передачи от 07.02.2018, акт приема-передачи денежных средств от 07.02.2018 регистрирующим органом не представлены.
При этом следует учесть, что изменить условия договора возможно, только если обязательства по нему не исполнены сторонами в полном объеме (например, денежные средства не уплачены или уплачены не полностью либо объект не передан покупателю. В данном случае, по условиям договора купли-продажи недвижимости от 07.02.2018 года указанные объекты проданы за 500 000 рублей, сумма выплачена продавцу до подписания договора (п.5Договора).
В связи с тем, что расчет полностью произведен, указанная недвижимость передана продавцом покупателю до подписания настоящего договора, стороны претензий друг другу не имеют и пришли к соглашению, что дополнительного документа о передаче недвижимости составляться не будет (п.8 Договора). Надлежащее исполнение прекращает обязательство, соответственно, в него не представляется возможным внести какие-либо изменения, в частности об увеличении цены проданного имущества.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю ФИО2, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных ФИО3 требований, основания неправомерности её требований отражены в апелляционном определении от 08.04.2021 года.
Выслушав объяснение представителей административных ответчиков Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ставропольскому краю, Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Порядок привлечения к ответственности регулирует ст. 101 НК РФ.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 представила в налоговый орган - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по Ставропольскому краю по итогам 2019 года Налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма №-НДФЛ) в статусе предпринимателя, в которой указала расходы на приобретение сельскохозяйственных животных (КРС) в сумме 2000000 руб. и расходы на приобретение отчуждаемого недвижимого имущества:
нежилое здание (кошара); площадью 1707,8 кв м; жилой дом (жилой чабанский домик), площадь 56.5 кв. м; земельный участок;
кошара, жилой чабанский домик расположены по адресу (местоположение): <адрес>
земельный участок, кадастровый номер №.
Кошара, жилой чабанский домик расположены на земельном участке, кадастровый номер №, адрес (местоположения) <адрес>, на территории <адрес> в сумме 3000000 руб. из 5000000 руб. заявлены по строке «Сумма налоговых вычетов», что соответствует общей сумме налоговых вычетов (ст. 229 НК, п. 3 ст. 221 НК).
МИ ФНС № по Ставропольскому краю проведена камеральная налоговая проверка представленной ФИО3 налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма №-НДФЛ) за 2019 год.
По результатам камеральной налоговой проверки принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № от 18.01.2021, согласно которого:
доначислен налог на доходы физических лиц в размере 390 001 руб.;
начислены пени в сумме 10 367,52 руб.;
налогоплательщик привлечен к ответственности за неполную уплату сумм налога по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 78 000 руб.
Указанное решение было ФИО3 было обжаловано в вышестоящий орган- Управление ФНС по Ставропольскому краю.
Решением УФНС России по Ставропольскому краю от 08.04.2020 № апелляционная жалоба ФИО3 оставлена без удовлетворения (том 1 л.д.136-141).
Согласно материалов камеральной проверки представленной ФИО3 налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма №-НДФЛ) за 2019 год установлено, что по сведениям, полученным от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФИО3 по договору купли-продажи от 11.11.2019 года продала Г.Д.М. принадлежащие ей на праве собственности, на основании договора (купли-продажи недвижимости) от 07.02.2018,:
- нежилое здание (кошара), площадь 1707,8 кв. м;
- жилой дом (жилой чабанский домик), площадь 56.6 кв. м;
- земельный участок, кадастровый номер №.
Цена передаваемых помещений по договору купли-продажи от 11.11.2019 составляет 2 000 000 (два миллиона) рублей.
В налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 год налогоплательщиком отражены:
- сумма дохода от реализации имущества в размере 5 043 265 руб. (в соответствии с п.5 ст.217.1 НК РФ);
- в приложении 6 расчет имущественных налоговых вычетов по доходам от продажи имущества и имущественных прав, а также налоговых вычетов, установленных абз.2 пп.2 п.2 ст.220 НК РФ указан имущественный налоговый вычет по строке 08.020 - сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущества в размере 5 000 000 руб.
По результатам камеральной проверки составлен акт налоговой проверки от 10.08.2020 №, согласно которому установлено, что ФИО3 занижена налоговая база пол налогу на доходы физических лиц за 2019 года на 5000000 рублей, за что п.1 ст.122 Н РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа.
В административном иске ФИО3 выражает несогласие с выводом Инспекции о неправомерном уменьшении своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса, в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, поскольку вывод налогового органа об использовании спорного имущества в предпринимательской деятельности не обоснован, так как отчуждаемое имущество было приобретено не для предпринимательской деятельности до принятия налогоплательщиком решения о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого являлась ФИО3
На основании пп. 5 п.1 ст. 208 НК РФ, поступления от реализации принадлежащего гражданину имущества формируют самостоятельный вид доходов налогоплательщика, облагаемых на основании п.п.5 п.1 ст.208 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату НДФЛ производят физические лица, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Такие налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
Положения настоящего пункта не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от реализации ценных бумаг, а также на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества (за исключением жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или доли (долей) в них, а также транспортных средств), непосредственно используемого в предпринимательской деятельности
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, не превышающем в целом 250 000 руб.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ вместо получения указанного имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
Вместе с тем подпунктом 4 пункта 2 статьи 220 НК РФ установлено, что положения подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ не применяются в отношении доходов, полученных, в частности, от продажи недвижимого имущества, которое использовалось в предпринимательской деятельности.
При этом одним из признаков того, что продажа нежилого помещения связана с предпринимательской деятельностью, является то, что оно по своим характеристикам не предназначено для использования для личных потребительских нужд предпринимателя.
При исчислении НДФЛ обязанность включения в состав налоговой базы доходов от продажи недвижимого имущества, а также право на получение имущественных вычетов поставлены в зависимость от целей фактического использования имущества.
В данном случае, принадлежащие ФИО3 объекты, а именно: нежилое здание (кошара), жилой чабанский домик, земельный участок по своим функциональным характеристикам изначально не были предназначены для использования в иных целях (для личных потребительских нужд), не связанных с предпринимательской деятельностью, осуществляемой ФИО3 - разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока. В 2019 году предпринимателем приобретен крупный рогатый скот.
Таким образом, налогоплательщик не имеет право уменьшить сумму доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, которое использовалось в предпринимательской деятельности на сумму имущественного налогового вычета либо на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
Таким образом, ФИО3 неправомерно отразила в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2019 год в приложении 6 расчет имущественных налоговых вычетов по доходам от продажи имущества и имущественных прав, а также налоговых вычетов, установленных абз.2 пп.2 п.2 ст.220 НК РФ, по строке 08.020 - сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущества, в размере 5 000 000 руб.
Пунктом 3 ст.88 НК РФ предусмотрено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
По смыслу положений ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках при заполнении документов и налоговых правонарушениях и требовать от него соответствующих объяснений.
В связи с выявленными ошибками и (или) противоречиями между сведениями, содержащимися в документах, либо несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в части неправомерного отражения в декларации по форме- 3НДФЛ за 2019 год имущественных налоговых вычетов по доходам от продажи имущества, которое использовалось в предпринимательской деятельности, в соответствии с п.3 ст.88 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено Требование от 18.05.2020 № о предоставлении пояснений и внесении соответствующих исправлений в налоговую декларацию.
Согласно представленным ФИО3 пояснениям от 01.06.2020 года, имущество не использовалось в предпринимательской деятельности. Документы, подтверждающие расходы, не представлены, изменения в налоговую декларацию не внесены. Также ФИО3 представлены письменные пояснения от 01.12.2020 года, в которых указано, что целью приобретения объектов была дальнейшая перепродажа в случае повышения спроса и роста цен на недвижимое имущество.
В соответствии с и. 5 ст. 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 221 НК РФ при исчислении налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Условием принятия расхода к уменьшению налогооблагаемой базы является их обоснованность и документальное подтверждение (пункт 1 статьи 252 НК РФ).
При этом в случае возникновения спора о должной сумме налога, подлежащей уплате в бюджет, на налоговом органе лежит бремя доказывания факта и размера дополнительно вмененного налогоплательщику дохода, а на налогоплательщике - факта и размера понесенных им расходов.
Согласно решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ставропольскому краю N № от 18.01.2021 года ФИО3 привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119, п. 6 от. 210, п. 1 от 122, п. 3 от. 75 Налогового кодекса РФ, выразившегося в неполной уплате налога на доходы физических лиц за 2019 год в сумме 390001 руб., и привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением применено наказание в виде пени в размере 10367,52 руб., штрафа в размере 78000 руб.
На основании исследованных в судебном заседании материалов камеральной проверки представленной ФИО3 налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма №-НДФЛ) за 2019 год, суд приходит к выводу о правмерности вынесения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по Ставропольскому краю решения N № от 18.01.2021 года, которым ФИО3 привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119, п. 6 от. 210, п. 1 от 122, п. 3 от. 75 Налогового кодекса РФ, выразившегося в неполной уплате налога на доходы физических лиц за 2019 год в сумме 390001 руб., и привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Правомерно и применено наказание в виде пени в размере 10367,52 руб., штрафа в размере 78000 руб.
Рассматривая представленные административным истцом ФИО3 в ходе рассмотрения дела в качестве доказательств копию дополнительного соглашения от 28.02.2018 к договору купли-продажи недвижимости от 07.02.2018, акт приема-передачи недвижимости от 07.02.2018 и акт приема-передачи денежных средств от 07.02.2018 года, суд находит, что указанные документы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно представленному договору купли-продажи недвижимости от 07.02.2018 года ФИО3 приобрела у Б.А.К. в собственность кошару, жилой чабанский домик, кадастровый номер № за 500 000 рублей. По условиям Договора, настоящий договор содержит весь объем соглашений, отменяет и делает недействительным все другие обязательства и соглашения, которые могли быть сделаны сторонами до составления настоящего договора.
Договор от 07.02.2018 зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Согласно информации с официального сайта Рореестра, представлены сведения, содержащиеся в ЕГРН, в виде копий следующих документов: договор купли-продажи недвижимости от 07.02.2018 г.; договор купли-продажи недвижимости от 11.11.2019; акт приема- передачи недвижимости от 11.11.2019.
Иные документы, такие как: дополнительное соглашение к договору купли- продажи недвижимости от 28.02.2018 г., акт приема-передачи от 07.02.2018 г., акт приема-передачи денежных средств от 07.02.2018 г. в регистрирующий орган не представлены.
В соответствии с п.1 ст.555 ГК РФ договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.
Изменение условий сделок с недвижимым имуществом, в том числе в части сроков, цены, порядка исполнения обязательств, в случае если эти условия прямо касаются сведений, вносимых в ЕГРН, должно сопровождаться государственной регистрацией изменений в соответствующие подразделы ЕГРН.
При этом следует учесть, что изменить условия договора возможно, только если обязательства по нему не исполнены сторонами в полном объеме (например, денежные средства не уплачены или уплачены не полностью либо объект не передан покупателю) (п.1 ст.408, п.1 ст.450, п.1 ст.451 ГК РФ).
В данном случае, по условиям договора купли-продажи недвижимости от 07.02.2018 года указанные объекты проданы за 500000 рублей, сумма выплачена продавцу до подписания договора (п.5 Договора). В связи с тем, что расчет полностью произведен, указанная недвижимость передана продавцом покупателю до подписания настоящего договора, стороны претензий друг другу не имеют и пришли к соглашению, что дополнительного документа о передаче недвижимости составляться не будет (п.8 Договора).
В силу п. 1 ст. 408 ГК РФ, надлежащее исполнение прекращает обязательство, соответственно, в него не представляется возможным внести какие-либо изменения, в частности об увеличении цены проданного имущества.
Таким образом нежилое здание (кошара), кадастровый номер №, жилой дом (жилой чабанский домик), кадастровый номер №, земельный участок, кадастровый номер № принадлежат ФИО3 на праве собственности, на основании договора (купли- продажи недвижимости) от 07.02.2018, право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.02.2018 г. сделана запись регистрации №, а дополнительное соглашение к договору от 07.02.2018 года датировано 28.02.2018 года.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Представленные ФИО3 дополнительные документы: копия дополнительного соглашения от 28.02.2018 к договору купли-продажи недвижимости от 07.02.2018, акт приема-передачи недвижимости от 07.02.2018 и акт приема-передачи денежных средств от 07.02.2018 надлежащим
образом не заверены, подлинники данных документов на обозрение не представлены.
По общему правилу сбор и раскрытие доказательств осуществляются как налоговым органом, так и налогоплательщиком на стадии проведения мероприятий налогового контроля и в ходе досудебного разрешения спора.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, ФИО3, указанные документы при проведении камеральной налоговой проверки, подаче возражений, а также при апелляционном обжаловании не представлялись, в связи с чем они не могли быть приняты во внимание при вынесении решения 18.01.2021 года и в настоящее время не могут рассматриваться в качестве оснований для отмены обжалуемого решения.
В силу ч.1 ст. 101.2 Налоговый кодекс Российской Федерации. в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Согласно разъяснений, содержащихся в пунктах 71,72 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при проверке соблюдения налогоплательщиком сроков обращения в суд с заявлением об оспаривании решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения как вступившего, так и не вступившего в силу, судам следует исходить из того, что с таким заявлением налогоплательщик вправе обратиться с момента истечения срока, установленного пунктом 3 статьи 140 НК РФ для рассмотрения жалобы, и до истечения трех месяцев с момента, когда налогоплательщику стало известно о вынесении вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.
В соответствии с пунктом 9 статьи 101 и пунктом 2 статьи 101.2 НК РФ в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа названное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
ФИО3 решение МИ ФНС № по Ставропольскому краю от 18.01.2021 года № обжаловалось в вышестоящий налоговый орган - Управлению Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю. Решением по результатам рассмотрения апелляционной жалобы 08.04.2021 года её жалоба оставлена без удовлетворения.
Согласно отметки на почтовом конверте, копия Решения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы 08.04.2021 года получена ФИО3 10.04.2021 года (л.д.34,35). Жалоба в суд подана 22.04.2021 года, то есть в установленный ч.1 ст.219 КАС РФ срок.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административных исковых требованиях ФИО3 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю о признании незаконным и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ставропольскому краю от 18.01.2021 года № о привлечении ФИО3 к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119, п. 6 ст. 210, п. 1 ст 122, п 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ, выразившегося в неполной уплате налога на доходы физических лиц за 2019 год в сумме 390001 рубль с применением наказания в виде пени в размере 10367 рублей 52 копейки, штрафа в размере 78000 рублей – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 22 июня 2021 года.
Судья: О.Г. Соловьева