Дело №2а-927 /16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2016 г. гор.Туапсе
Туапсинский районный суд Краснодарского края
В составе:
Председательствующего Рябцевой А.И.
При секретаре Гайдиной И.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 о признании отказа Управления Архитектуры в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, незаконным, и обязании выдачи разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ :
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании необоснованным отказа Управления Архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 1500 квм, расположенного по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель ФИО1, действующая на основании доверенности ФИО2 заявленные требования поддержала, В обоснование своих доводов пояснила, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. Право собственности на земельный участок возникло на основании договора дарения земельного участка от 12.03.2008 года. На земельном участке расположен жилой дом 1955 года постройки, право собственности на который возникло также на основании договора дарения от 12 марта 2008 года. В марте 2016 г. он обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома 06 апреля 2016 г. письмом истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство. Отказ мотивирован тем, что испрашивается разрешение на строительство объекта капитального строительства - жилого дома, не предусмотренного градостроительным регламентом; принадлежащий ему земельный участок находится в зоне подтопления и затопления.
Считает решение Управления архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> незаконным, нарушающим права истца, по следующим основаниям.
Согласно ст.40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием. Положения ст.56 ЗК РФ совместно с положениями ст.280 ГК РФ указывают о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, однако, это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению. Согласно представленного кадастрового паспорта, ограничений на земельный участок истца не имеется.
Кроме того, частью 4 ст.67.1 Водного кодекса РФ предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014г. № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления.
Согласно п.3 Правил, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве». В силу п.5,18 Правил, зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах, границы отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
До настоящего времени, границы зон затопления не определены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования ст.67.1 Водного Кодекса РФ, запрет на строительство в зоне затопления не носит безусловный характер. Строительство запрещено только при несоблюдении обязательств собственником по проведению специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления.
Исходя из изложенного, при проведении соответствующих защитных мероприятий строительство не может быть запрещено. Согласно заключению специалиста №02/16 от 18.04.2016 г., в целях защиты земельного участка и строений, расположенных или строящихся на нем по адресу: <адрес>,рекомендуется выполнение следующих мероприятий: жилой проектируемый дом расположить выше существующего деревянного дома на расстоянии 20-25 м. от красной линии по <адрес>, что позволит за счет повышения рельефа поднять проектируемый жилой дом над уровнем <адрес> примерно на 0,5 метра; жилой дом проектировать без подвала с устройством бетонного фундамента не менее 1,0 метра, что позволит поднять его еще на 1 метр над уровнем <адрес>;. произвести расчистку и углубление придорожной канавы, проходящей вдоль дворовой территории по <адрес>.
Данные меры являются необходимыми и достаточными для предотвращения подтопления земельного участка и проектируемого жилого дома по адресу: <адрес> паводковыми водами реки Шапсухо. Кроме того, указанные мероприятия истец может провести, они не требуют несоразмерных затрат.
Согласно решению Управления архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес>, строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем мне участке не предусмотрено градостроительным регламентом. С данным вовыдом не согласны, так как согласно ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Фактическое использование принадлежащего земельного участка - эксплуатация существующего жилого дома, принадлежащего истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.08.2008 г. Целевое использование земельного участка - частное индивидуальное строительство.
В соответствии со ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом(статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Таким образом, истец вправе использовать земельный участок в соответствии с его назначением и целевым использованием., так же, как он использовался на протяжении длительного времени.
Согласно технического паспорта, жилой дом возведен на участке в 1955 году, целевое использование земельного участка не нарушалось и не изменялось. Существующий жилой дом общей площадью 45,5 кв.м., является деревянной постройкой, физический износ которой составляет 53%. Строительство капитального жилого дома на территории принадлежащего истцу земельного участка необходимо для улучшения жилищных условий его семьи, состоящей из четырех человек: истец, жена и двое несовершеннолетних детей.
В соответствии со ст.60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения. Просит удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель администрации МО <адрес> в судебное заседание не явились, направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, с административным иском не согласны, просили в удовлетворении заявленных требований отказать. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав представителя административного истца, допросив свидетелей, исследовав представленные материалы, приходит к выводу, об удовлетворении заявления ФИО1, по следующим основаниям :
Так, в судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование - частное индивидуальное строительство, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения земельного участка от 12 марта 2008 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 25.08.2008 года. Согласно кадастрового паспорта, вид разрешенного использования земельного участка не изменялся. ФИО1 является также собственником жилого дома, общей площадью 45.5 квм, расположенного на земельном участке, право собственности возникло на основании договора дарения от 12.03.2008 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного 25.08.2008 года. Согласно технического паспорта, год постройки дома -1955, дом является деревянной постройкой, с процентом износа - 53%.
Постановлением администрации МО Туапсинский район №331 от 15 марта 2016 года утвержден градостроительный план земельного участка, принадлежащего ФИО1. Согласно градостроительного плана, на земельном участке возможно строительство индивидуального жилого дома после проведения мероприятий по предотвращению затопления собственником водного объекта. Вместе с тем, письмом № 894/03.2 от 06 апреля 2016 года, истцу направлен отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома. Отказ мотивирован тем, что принадлежащий истцу земельный участок находится в зоне подтопления, утвержденной постановлением администрации МО Туапсинский район 25 августа 2012 года № 2320. В соответствии со ст.67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения собственником водного объекта специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются. В соответствии со ст.36 Градостроительного кодекса РФ на данный земельный участок распространяется действие градостроительного регламента, в соответствии с которым не предусматривается строительство на участке индивидуального жилого дома.
Удовлетворяя требования заявителя суд считает, что оспариваемое решение управления архитектуры не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, по следующим основаниям:
Так, частью 4 ст.67.1 Водного кодекса РФ предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014г. № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления.
Согласно п.3 Правил, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве».
В силу п.5,18 Правил, зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах, границы отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
До настоящего времени, границы зон затопления не определены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.67.1 Водного Кодекса РФ запрет на строительство объектов капитального строительства касается зон затопления, зон подтопления.
Исходя из буквального толкования ст.67.1 Водного Кодекса РФ, запрет на строительство в зоне затопления не носит безусловный характер. Строительство запрещено только при несоблюдении обязательств собственником по проведению специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления. Указанные обстоятельства подтверждаются также и выданном Управлением Архитектуры градостроительным планом земельного участка.
Исходя из изложенного, при проведении соответствующих защитных мероприятий строительство жилого дома на земельном участке истца, не может быть запрещено.
Согласно заключению специалиста №02/16 от 18.04.2016 г., в целях защиты земельного участка и строений, расположенных или строящихся на нем по адресу: <адрес>,рекомендуется выполнение следующих мероприятий: жилой проектируемый дом расположить выше существующего деревянного дома на расстоянии 20-25 м. от красной линии по <адрес>, что позволит за счет повышения рельефа поднять проектируемый жилой дом над уровнем <адрес> примерно на 0,5 метра;. жилой дом проектировать без подвала с устройством бетонного фундамента не менее 1,0 метра, что позволит поднять его еще на 1 метр над уровнем <адрес>;. произвести расчистку и углубление придорожной канавы, проходящей вдоль дворовой территории по <адрес>.
Данные меры являются необходимыми и достаточными для предотвращения подтопления земельного участка и проектируемого жилого дома по адресу: <адрес> паводковыми водами реки Шапсухо.
Более того, будучи допрошенным в качестве свидетеля специалист, проводивший указанные исследования участка, А, пояснил, что площадь земельного участка предоставляет возможность истцу разместить дом таким образом, чтобы он был защищен от затоплений во время чрезвычайных ситуаций. Дом, находящийся на участке расположен в нижней его части, имеет большой процент износа, является ветхим. Строительство нового дома истца обусловлено необходимостью, поскольку старый дом является ветхим.
В отношении принадлежащего ФИО1 земельного участка какие-либо ограничения (обременения) отсутствуют. Согласно кадастровому паспорту, участок, имеет разрешенное использование - частное индивидуальное строительство. Такая же информация содержится в свидетельстве о государственной регистрации права на земельный участок.
Таким образом, установленное правоустанавливающими документами целевое назначение земельного участка позволяет осуществлять правомочия собственника в соответствии с установленным видом разрешенного использования, а именно возводить индивидуальный жилой дом.
Кроме того, согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе утверждение правил землепользования и застройки поселений; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В силу п. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе и с учетом сложившейся планировки территорий и существующего землепользования.
ФИО1., являясь законным правообладателем земельного участка с видом разрешенного использования- «для частного индивидуального строительства», и правообладателем жилого дома на этом земельном участке, в нарушение вышеуказанных норм лишен возможности использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования.
Согласно ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Фактическое использование принадлежащего истцу земельного участка - эксплуатация существующего жилого дома, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на жилой дом от 25.08.2008 г., и техническим паспортом на жилой дом, согласно которого год постройки жилого дома -1955, что свидетельствует о том, что фактическое использование земельного участка с 1955 года являлось эксплуатация индивидуального жилого дома. С указанного времени и до настоящего времени, целевое использование земельного участка не нарушалось и не изменялось.
В соответствии со ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом(статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, истец вправе использовать земельный участок в соответствии с его назначением и целевым использованием., так же, как он использовался на протяжении длительного времени.
Также, в соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
Вышеуказанные положения ст. 56 Земельного кодекса РФ совместно с положениями статьи 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, но и это ограничение не запрещает собственнику пользовать и владеть своей собственностью по своему усмотрению.
В отношении принадлежащего ФИО1 земельного участка какие-либо ограничения отсутствуют, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка и свидетельством о государственной регистрации права.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что для получения разрешения на строительство застройщик направляет заявление в уполномоченный орган и прикладывает документы в соответствии с перечнем. Требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, не допускается. В случае отсутствия этих документов, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы, отказывают в выдаче разрешения на строительство. Иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство градостроительный кодекс не предусматривает.
Каких -либо иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство ответчиком не представлено, принимая во внимание что у Управления Архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского района в силу закона при отсутствии оснований для отказа, перечисленных в частях 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеется обязанность в выдаче разрешения на строительство, в рассматриваемой по делу ситуации с учетом фактических обстоятельств по делу, такая обязанность может быть установлена судом.
Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.п.1,6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 ГК РФ установлено, что в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно указанным нормам права, признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В связи с чем суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать отказ Управления Архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке № по <адрес>ФИО1 незаконным.
Обязать Управление Архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> выдать ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке № по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 1 месяца через Туапсинский районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме.
П.П. Председательствующего
Копия верна:
Судья Туапсинского районного суда Рябцева А.И.