66RS0012-01-2021-001052-72
Дело №2а-927/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Каменск-Уральский
Свердловской области 21 мая 2021 года
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Третьяковой О.С.,
при секретаре Томиловой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Каменск-Уральский литейный завод» к Уральскому Межрегиональному Управлению Росприроднадзора, государственному инспектору РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу Уральского Межрегионального Управления Росприроднадзора Корзниковой О.О. о признании предписания незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Каменск-Уральский литейный завод» (далее АО «КУЛЗ») обратилось в Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области к Уральскому Межрегиональному Управлению Росприроднадзора, государственному инспектору Уральского Межрегионального Управления Росприроднадзора Корзниковой О.О. о признании предписания незаконным. В обоснование иска указано о том, что ответчиком в период с 24.02.2021 по 02.03.2021 в соответствии с приказом № 281 от 19.02.2021 в отношении АО «КУЛЗ» проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Результаты проверки отражены в акте проверки № 128 от 02.03.2021. Из содержания акта проверки и приложений к нему следует, что АО «КУЛЗ» не обеспечено предоставление достоверной информации о состоянии земель в результате нарушения порядка заполнения формы федерального статистического наблюдения (2 ТП (рекультивация), а именно: предоставление «0 га» в строке 01 (площадь нарушенных земель) Отчета по форме 2-ТП (рекультивация) за 2020 год. На основании акта проверки АО «КУЛЗ» вынесено предписание № 128-1 от 02.03.2021, согласно которого указано на необходимость устранения нарушения в части предоставления неполной и недостоверной информации о состоянии земель. Полагая свои права указанным предписанием нарушенными, АО «КУЛЗ» просит признать его недействительным.
В судебном заседании представитель административного истца Горбулина Н.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным доводам и основаниям. Дополнила, что оспариваемое предписание является неисполнимым, нарушающим права и интересы юридического лица.
Представитель административного ответчика Уральского Межрегионального Управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, представлено письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Должностное лицо государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу Уральского Межрегионального Управления Росприроднадзора Корзникова О.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения административного дела заблаговременно размещалась на интернет-сайте Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Полномочия Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу по осуществлению государственного экологического надзора, в том числе надзора в области обращения с отходами закреплены в п. 5.1, 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400.
Пунктом 4 данного Положения установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 191, предусмотрена обязанность органа Росприроднадзора по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено ответчиком в пределах предоставленных данному органу полномочий.
Частями 1, 2 ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации, установлено, что государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. Задачами государственного мониторинга земель являются: своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов; информационное обеспечение государственного земельного надзора, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с ч. 4 ст. 63.1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются: поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды; поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия; оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов; определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды; выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям; направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений; направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений; выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов; оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий; создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды; хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела, Уральским Межрегиональным Управлением Росприроднадзора в период с 08.07.2020 по 04.08.2020 на основании приказа № 623 от 02.07.2020 в отношении АО «КУЛЗ» проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, по результатам которой составлен акт проверки № 279 от 05.08.2020.
Согласно акта проверки установлено, что по данным отчета АО «КУЛЗ» 2 ТП за 2019 год в строке 01 (площадь нарушенных земель) на начало года указано 0 га (приложение № 16). Как следует из справки о перечне земельных участков, у АО «КУЛЗ» зафиксирована артезианская скважина питьевой воды, площадью 1,358 га (приложение №17), из данной скважины добывается артезианская питьевая вода.
Полагая, что подземные воды относятся к общераспространенным полезным ископаемым в соответствии с положениями ФЗ РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.01.1992, должностным лицом сделан вывод о необходимости указания в отчете 2-ТП (рекультивация) за 2019 год в строке 01 площади артезианской скважины.
05.08.2020 на основании акта проверки АО «КУЛЗ» вынесено предписание № 279, согласно пункту 6 которого предписано устранить нарушение в части предоставления неполной и недостоверной информации об источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ по объекту, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Не согласившись с пунктом 6 вынесенного предписания, АО «КУЛЗ» обратилось с административным исковым заявлением в Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.
22.10.2020 решением Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области признан недействительным пункт 6 предписания Уральского Межрегионального Управления Росприроднадзора № 279 от 05.08.2020. На Уральское Межрегиональное Управление Росприроднадзора возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
25.03.2021 апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Свердловского областного суда решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 22.10.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Уральского Межрегионального Управления Росприроднадзора без удовлетворения.
В период с 24.02.2021 по 02.03.2021 на основании приказа № 281 от 19.02.2021 в отношении АО «КУЛЗ» проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, по результатам которой составлен акт проверки № 128 от 02.03.2021.
Согласно акта проверки установлено, что по данным отчета АО «КУЛЗ» 2 ТП за 2020 год в строке 01 (площадь нарушенных земель) на начало года указано 0 га (приложение № 16). Как следует из справки о перечне земельных участков, у АО «КУЛЗ» зафиксирована артезианская скважина питьевой воды, площадью 1,358 га (приложение №17), из данной скважины добывается артезианская питьевая вода.
Из содержания акта проверки и приложений к нему следует, что АО «КУЛЗ» не обеспечено предоставление достоверной информации о состоянии земель в результате нарушения порядка заполнения формы федерального статистического наблюдения (2 ТП (рекультивация), а именно: предоставление «0 га» в строке 01 (площадь нарушенных земель) Отчета по форме 2-ТП (рекультивация) за 2020 год. На основании акта проверки АО «КУЛЗ» вынесено предписание № 128-1 от 02.03.2021, согласно которого указано на необходимость устранения нарушения в части предоставления неполной и недостоверной информации о состоянии земель.
Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.
Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
В соответствии со ст. 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Полезные ископаемые - это природные минеральные образования земной коры, которые могут быть использованы в сфере производства. Полезные ископаемые формируются в ходе геологической истории Земли. Различают полезные ископаемые твердые (угли, руды, нерудные полезные ископаемые), жидкие (нефть, минеральные воды), газообразные (природные горючие и инертные газы).
Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод ОК 0322002, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 25.12.2002 № 503-ст устанавливает виды полезных ископаемых и виды подземных вод, тем самым разграничивая эти понятия.
В силу п. 1 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации в целях налога на добычу полезных ископаемых под полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье.
Указанные положения свидетельствуют о том, что воды не только не относятся к полезным ископаемым включенным в перечень необщераспространенных, но и не являются полезным ископаемым в принципе.
Как следует из материалов дела, АО «КУЛЗ» имеет лицензию СВЕ 0297 ВЭ, выданную Департаментом по недропользованию по Уральскому федеральному округу на добычу питьевых подземных вод на водоразборном участке одиночной скважины для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения завода.
Согласно приложения № 1, 9 к названной лицензии условиями пользования недрами являются, в том числе, предоставление форм ежегодной статистической отчетности по вопросам добычи подземных вод 2 ТП (водхоз) и 4ЛС.
В случае прекращения пользования недрами, в том числе досрочном, АО «КУЛЗ» должно ликвидировать (или законсервировать) скважину в соответствии с действующими правилами по томпонажу скважин.
Разделом 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (рекультивация), утв. Приказом Росстата от 29.12.2012 № 676, разъяснено, что к нарушенным землям относятся: выемки карьеров, выработки торфа, породные отвалы шахт, карьеров, приисков, отстойники, гидроотвалы и хвостохранилища, золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов, отвалы коммунального и строительного мусора, деформированные поверхности шахтных полей (прогибы, провалы), дражные поля, резервы и кавальеры вдоль железных и шоссейных дорог, трассы трубопроводов и канализационных коллекторов, геологоразведочные выработки (карьеры, канавы, шурфы), площадки буровых скважин, промплощадки, транспортные и иные коммуникации ликвидированных предприятий или отдельных их объектов, загрязненные земли на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях, а также загрязненные участки поверхности земли, если для их восстановления требуется снятие и замена верхнего плодородного слоя почвы; к отработанным землям относятся земельные участки, надобность в которых у респондента миновала в связи с завершением работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих о невозможности АО «КУЛЗ» указать в представленном ответчику названном отчете за 2020 год испрашиваемую информацию, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое предписание является недействительным.
Таким образом, у АО «КУЛЗ» отсутствует обязанность указания в отчете 2-ТП (рекультивация) сведений о площади земельного участка, используемого под скважину. Учитывая, что отсутствуют основания для корректировки отчета по форме № 2-ТП (рекультивация) по земельным участкам АО «КУЛЗ», предписание нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возлагает на юридическое лицо дополнительные обязанности.
Статьей 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, а именно нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдение срока обжалования, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На основании вышеизложенного, суд полагает, что поскольку уполномоченным органом в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено убедительных доказательств соответствия оспариваемого предписания законодательным нормам и не нарушения им прав и законных интересов общества, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В порядке ст. 103 КАС РФ с Уральского Межрегионального Управления Росприроднадзора в пользу истца подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины 2000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Акционерного общества «Каменск-Уральский литейный завод» к Уральскому Межрегиональному Управлению Росприроднадзора, государственному инспектору РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу Уральского Межрегионального Управления Росприроднадзора Корзниковой О.О. о признании предписания незаконным удовлетворить.
Признать недействительным предписание Уральского Межрегионального Управления Росприроднадзора № 128-1 от 02.03.2021.
Обязать Уральское Межрегиональное Управление Росприроднадзора устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать в пользу Акционерного общества «Каменск-Уральский литейный завод» с Уральского Межрегионального Управления Росприроднадзора в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г.Каменска-Уральского.
Судья О.С.Третьякова
Решение изготовлено в окончательной форме 04.06.2021.