ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-927/2022 от 16.05.2022 Грязинского городского суда (Липецкая область)

УИД 48RS0010-01-2022-000899-36 Дело № 2а-927/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Грязинского городского суда Липецкой области Шегида Е.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ООО «ЧСЗ-Липецк» к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц, признании незаконными и отмене акта плановой выездной проверки, предписания, решения,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «ЧСЗ-Липецк» обратилось в суд с административным иском к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Росприроднадзора, указав, что в отношении них проведена плановая выездная проверка с нарушением положений действующего законодательства, по результатам которой приняты незаконные решения. Просят: признать незаконными действия (бездействие) должностных лиц, проводивших плановую выездную проверку ООО «ЧСЗ-Липецк» в соответствии с решением от 03.02.2022 г. № 45/п/Л; признать незаконными и отменить акт плановой выездной проверки от 28.02.2022 г. № 145/п/Л и предписание № 145/п/Л об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 28.02.2022 г., а также решение № 30/Л о рассмотрении жалобы на Акт проверки № 145/п/Л от 28.02.2022 г. (учетный номер КНМ: 36220021000201100650) полностью.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 3). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).

Срок обращения в суд с настоящим административным иском административным истцом не пропущен.

На основании ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возложена обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 этой статьи.

В ч. 9 той же статьи установлено, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, среди прочего, выясняет:

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует и устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Закон N 248-ФЗ).

Кроме того, отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон N 294-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 10 Закона N 248-ФЗ решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа могут быть обжалованы контролируемым лицом, его представителем в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона N 248-ФЗ инспектор, среди прочего, обязан:

соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц (п. 1);

доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 10).

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Судом установлено, что ООО «ЧСЗ-Липецк» (ИНН 4802010032, ОГРН 1064802008204) является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность по адресу: 399071, Липецкая область, Грязинский район, с. Казинка, территория ОЭЗ ППТ Липецк, здание 5.

В соответствии с ежегодным планом проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора на 2022 год № 2022045595, утвержденным 15.12.2021 г. и размещенным в Федеральной государственной информационной системе «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», было принято решение от 03.02.2022 г. № 145/п/Л о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «ЧСЗ-Липецк», о чем административному истцу направлено уведомление от 04.02.2022 г. № 43/4813-КА/1751 по электронной почте info@chszip.ru.

Вместе с тем, в силу ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

Учитывая, что решение № 145/п/Л о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «ЧСЗ-Липецк» принято 03.02.2022 г. (четверг), уведомление о проведении плановой выездной проверки № 43/4813-КА/1751 создано 04.02.2022 г. (пятница), а начало проверки определено 07.02.2022 г. (понедельник), то установленный срок для уведомления юридического лица о начале проведения плановой проверки (не позднее чем за три рабочих дня до ее начала) административным ответчиком в отношении административного истца был нарушен.

В рамках проверки запланировано совершить осмотр, истребование документов, получение письменных объяснений, отбор проб (образцов), опрос в рабочие дни с 08.00 ч. 07.02.2022 г. по 15.45 ч. 18.02.2022 г. (п. 9, п. 12).

Отбор проб (образцов) в ходе плановой выездной проверки был осуществлен 18.02.2022 г. в 12.20 ч., о чем составлены протоколы отбора проб №№ 26, 111 от 18.02.2022 г.

В силу ч. 1 ст. 81 Закона N 248-ФЗ отбор проб (образцов) предполагает их дальнейшее направление на испытания и (или) экспертизу.

18.02.2022 г. в 13.00 ч. Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора принято решение № 212/п/Л о приостановке вышеуказанной плановой проверки с 14.00 ч. 18.02.2022 г. на 10 дней в связи с проведением исследований и измерений филиалом «ЦЛАТИ по Липецкой области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО». Срок проведения проверки установлен по 28.02.2022 г. 09.00 ч.

По сведениям, содержащимся на электронной почте info@chszip.ru, и не оспоренным административным ответчиком, сообщение о направлении решения о приостановке проверки направлено Управлением Росприроднадзора по Липецкой области административному истцу по указанному адресу электронной почты 18.02.2022 г. в 17.40 ч.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона N 248-ФЗ инспектор обязан соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий.

В силу ч. 1 ст. 86 Закона N 248-ФЗ действия в рамках контрольного (надзорного) мероприятия совершаются в сроки, установленные настоящим Федеральным законом. В случае, если сроки не установлены настоящим Федеральным законом, они назначаются контрольным (надзорным) органом.

Согласно ч. 8 ст. 86 Закона N 248-ФЗ срок, определяемый часами, оканчивается по истечении последнего часа установленного срока.

В п. 6 ст. 15 Закона N 294-ФЗ установлено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе превышать установленные сроки проведения проверки.

В ст. 14 Закона N 248-ФЗ установлено, что при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля контрольные (надзорные) мероприятия проводятся оперативно (ч. 1). Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия может быть продлен только в случаях и пределах, установленных федеральным законом (п. 2). При определении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия учитываются такие обстоятельства, как достаточность и эффективность контрольных (надзорных) действий, минимизация взаимодействия должностных лиц контрольного (надзорного) органа с контролируемым лицом (ч. 3).

На основании ч. 13 ст. 65 Закона N 248-ФЗ срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, установленный настоящим Федеральным законом, может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.

Согласно ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.

В нарушение ч. 2 ст. 62, п.п. «б», «в» ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ, п. 10 ч. 1 ст. 29 Закона N 248-ФЗ административным ответчиком суду не представлено мотивированного представления инспектора, послужившего основанием для приостановления проверки, а также доказательств того, что срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний.

Напротив, согласно протоколам результатов измерений №№ 26-03, 134-04, 135-04, 136-04, 11-1 от 25.02.2022 г., экспертным заключениям по результатам проверки исследований, измерений и испытаний №№ 44, 49 от 25.02.2022 г. срок проведения испытаний, экспертиз в отношении отобранных проб (образцов) при проведении плановой (выездной) проверки составил 5 рабочих дней, что не превышает срок проведения проверки, определенный в решении от 03.02.2022 г. № 145/п/Л.

Также судом не получено доказательств, того что имелись основания для проведения исследований и измерений, на которые имеется ссылка в решении № 212/п/Л от 18.02.2022 г., в последний день срока плановой выездной проверки, и такие исследования и измерения не могли быть проведены оперативно и своевременно в период запланированного срока проверки.

Кроме того, учитывая, что сообщение о продлении срока проверки направлено в ООО «ЧСЗ-Липецк», в силу п. 2 ст. 3 Закона N 294-ФЗ добросовестность которого презюмируется, в 17.40 ч. 18.02.2022 г., отбор образцов (проб) окончен в 12.20 ч. 18.02.2022 г., судом не получено доказательств того, что решение № 212/п/Л от 18.02.2022 г. о продлении срока проверки в действительности было принято по результатам рассмотрения мотивированного представления инспектора до времени окончания этой проверки, определенного ранее в 15.45 ч. 18.02.2022 г.

Тем самым, суд полагает недоказанным со стороны административного ответчика соблюдение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

По результатам проверки Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора в 09.00 ч. 28.02.2022 г. составлен акт плановой выездной проверки № 145/п/Л, в котором, среди прочего, в табличной форме, отражены выявленные нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в количестве 26 пунктов.

Кроме того, по результатам проверки Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора ООО «ЧСЗ-Липецк» выдано предписание № 145/п/л об устрани выявленных нарушений обязательных требований от 28.02.2022 г., в котором предписано устранить нарушения в количестве 26 пунктов, нумерация и описание (существо) которых соответствует нарушениям, отраженным в акте плановой выездной проверки № 145/п/Л от 28.02.2022 г.

В ч. 1 ст. 91 Закона N 248-ФЗ установлено, что решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора. В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие, принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными.

Согласно ч. 2 данной статьи грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является, в том числе:

нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным (п. 3);

нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия (п. 8).

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:

частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона (ч. 1);

пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона (ч. 5).

Поскольку акт плановой выездной проверки № 145/п/Л от 28.02.2022 г. и предписание № 145/п/л от 28.02.2022 г. приняты по результатам плановой выездной проверки, проведенной с нарушением сроков уведомления о проведении проверки, а также с нарушением сроков проведения проверки, то есть с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), то они являются незаконными и подлежат отмене.

ООО «ЧСЗ-Липецк» не согласилось с результатами проверки и 11.03.2022 г. обратилось к руководителю Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора с жалобой на акт плановой выездной проверки от 28.02.2022 г. № 145/п/Л и предписание № 145/п/Л об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 28.02.2022 г.

В жалобе ООО «ЧСЗ-Липецк» просило: признать незаконными действия (бездействие) должностных лиц, проводивших плановую выездную проверку ООО «ЧСЗ-Липецк» в соответствии с решением от 03.02.2022 г. № 45/п/Л; отменить полностью акт плановой выездной проверки от 28.02.2022 г. № 145/п/Л и предписание № 145/п/Л об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 28.02.2022 г.; приостановить исполнение предписания № 145/п/Л об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 28.02.2022 г. на период рассмотрения жалобы (возражений).

Заместителем руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Роспотребнадзора ФИО2 по результатам рассмотрения этой жалобы 31.03.2022 г. принято решение № 30/Л о рассмотрении жалобы на Акт проверки № 145/п/Л от 28.02.2022 г. Учетный номер КНМ: 36220021000201100650.

В соответствии с этим решением жалоба ООО «ЧСЗ-Липецк» на акт проверки от 28.02.2022 г. № 145/п/Л, с учетом принятых замечаний, удовлетворена частично; замечания по п. 24-25 учтены и исключены из акта проверки № 145/п/Л от 28.02.2022 г.

В силу ч. 1 ст. 39 Закона N 248-ФЗ правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в ч. 4 ст. 40 этого закона.

Согласно ч. 4 ст. 40 Закона N 248-ФЗ контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, имеют право на досудебное обжалование:

1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;

3) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

На основании ч. 5 и ч. 6 той же статьи жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, а жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа - в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

Согласно ч. 9 ст. 40 Закона N 248-ФЗ жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

Требования к форме и содержанию жалобы закреплены в ст. 41 Закона N 248-ФЗ, согласно ч. 1 которой жалоба должна, среди прочего, содержать: сведения об обжалуемых решении контрольного (надзорного) органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу (ч. 3); требования лица, подавшего жалобу (ч. 5).

Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации" (ч. 3 ст. 41 Закона N 248-ФЗ).

В ч. 1 ст. 42 Закона N 248-ФЗ изложен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы. Такое решение принимается уполномоченным на рассмотрение жалобы органом решение в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы.

В ч. 6 ст. 43 Закона N 248-ФЗ отражено, что по итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:

1) оставляет жалобу без удовлетворения;

2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;

3) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;

4) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

Из содержания жалобы ООО «ЧСЗ-Липецк» следует, что в ней указаны сведения об обжалуемых решении контрольного (надзорного) органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу, а также требования лица, подавшего жалобу.

В решении по результатам рассмотрения жалобы № 30/Л от 31.03.2022 г., со ссылками на содержание частей 4, 5, 6 Закона N 248-ФЗ, отражено, что в целях соблюдения процедуры досудебного порядка обжалования решении контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц контролируемым лицом должны соблюдаться требования Закона № 248-ФЗ), а именно, необходима подача отдельных возражений на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц и предписание контрольного (надзорного) органа. В связи с тем, что ООО «ЧСЗ-Липецк» в рамках процедуры досудебного обжалования решения контрольного (надзорного) органа через портал Госуслуг (номер жалобы на портале: IS 17366273). посредством системы досудебного обжалования ГИС ТОР КНД (tor.knd.gov.ru) (жалоба № 2022031100003481) получена жалоба на Акт проверки № 145/п/Л и Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 145/п/Л от 28.02.2022 г., в информации к которой, в разделе жизненные ситуации указано «Не согласны с нарушениями, вынесенными в акте проверки», Управление рассмотрело жалобу на Акт проверки № 145/п/Л от 28.02.2022 г.

То есть в ходе рассмотрения жалобы проигнорировано ее содержание и к рассмотрению принята лишь ее часть исходя из вариантов ответов, содержащихся в анкете, подлежащей заполнению при подаче жалобы с помощью Федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации".

Между тем Закон N 248-ФЗ не содержит такого требования к форме и содержанию жалобы, в силу которых она должна подаваться отдельно по каждому из обжалуемых решений, действий (бездействий), а также не содержит такого основания для отказа в рассмотрении жалобы, как соединение в одной жалобе нескольких требований.

Поскольку при рассмотрении жалобы не рассмотрены доводы, касающиеся обжалования действий (бездействий) должностных лиц, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 145/п/Л от 28.02.2022 г. и приостановления его действия, то уполномоченным должностным лицом не принято решения по жалобе, предусмотренного ч. 6 ст. 43 Закона N 248-ФЗ.

При этом решения об отказе в рассмотрении жалобы в части также не принято.

Само по себе признание доводов жалобы обоснованной в части отдельных пунктов нарушений, содержащихся в акте проверки, должно было повлечь исключение тех же пунктов из предписания. Однако, ввиду допущенного бездействия при рассмотрении жалобы, требование предписания об устранении к определенному сроку нарушений, исключенных из акта, сохраняет свое действие, что является незаконным и необоснованным, поскольку, в силу п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона N 248-ФЗ предписание об устранении выявленных нарушений выдается контролируемому лицу после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия, а потому отражает требование об устранении нарушений, указанных в акте.

Кроме того, при принятии решения по результатам рассмотрения жалобы № 30/Л от 31.03.2022 г. не учтены вышеизложенные факты грубого нарушения требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), являющиеся основанием для принятия решения о признании результатов контрольного (надзорного) мероприятия недействительными.

В силу этого обжалуемое решение № 30/Л от 31.03.2022 г. является незаконным и подлежит отмене.

Из представленных документов судом установлено, что руководитель контролируемого лица был ознакомлен с актом проверки от 28.02.2022 г. № 145/п/Л в день его составления, то есть 28.02.2022 г., о чем в акте им собственноручно сделана соответствующая завись. В этой записи также отражено, что вмести с актом не представлены документы из п. 12 данного акта.

В п. 12 актом проверки от 28.02.2022 г. № 145/п/Л содержится перечень документов, прилагаемых к этому акту, состоящий из 35 пунктов.

В п. 4 ст. 36 Закона N 248-ФЗ закреплено право контролируемого лица при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии или несогласии с ними.

Согласно ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 4 ст. 16 этого закона (в части непредставления акта проверки).

В соответствии со ст. 87 Закона N 248-ФЗ к результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона (ч. 1). По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту (ч. 2).

В ч. 1 ст. 88 Закона N 248-ФЗ закреплено, что контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В силу п. 10 ч. 2 ст. 91 Закона N 248-ФЗ грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, в силу положений действующего законодательства по окончании проверки контролирующим органом должен быть составлен акт проверки в двух экземплярах, один из которых одновременно с копиями иных материалов, являющихся доказательствами нарушения обязательных требовании и приобщенных к акту, должен быть вручен контролируемому лицу.

Из представленных суду доказательств следует и не оспорено административным ответчиком, что при вручении руководителю ООО «ЧСЗ-Липецк» акта проверки от 28.02.2022 г. № 145/п/Л копии приложенных к нему документов вручены не были, что является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора).

По сведениям, содержащимся на электронной почте info@chszip.ru, и не оспоренным административным ответчиком, по указанному адресу электронной почты 28.02.2022 г. в 15.08 ч. административному истцу Управлением Росприроднадзора по Липецкой области направлены, как приложение к акту № 145/п/Л, в форме электронных документов результаты лабораторных исследований филиала ЦЛАТИ по ЛО по результатам отбора проб на промплощадке ООО «ЧСЗ-Липецк»: протоколы результатов измерений №№ 26-03, 134-04, 135-04, 136-04, 11-1 от 25.02.2022 г., протоколы отбора проб №№ 26, 111, от 18.02.2022 г., экспертные заключения по результатам проверки исследований, измерений и испытаний №№ 44, 49 от 25.02.2022 г., акт о невозможности проведения отбора проб № 42 от 18.02.2022 г.

Тем самым дополнительно подтверждается, что при ознакомлении руководителя контролируемого лица с актом проверки приложенные к нему документы представлены для ознакомления не были.

28.02.2022 г. в 08.00 ч. Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора принято решение о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки плановой № 231/п/Л.

В этом решении изложен в новой редакции п. 9 решения от 03.02.2022 г. № 145/п/Л о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «ЧСЗ-Липецк». Согласно указанной редакции определено, что при проведении выездной проверки совершаются контрольные (надзорные) действия: осмотр, истребование документов, получение письменных объяснений, отбор проб (образцов), опрос, испытания в рабочие дни с 08.00 ч. 07.02.2022 г. по 09.00 ч. 28.02.2022 г.

Ни кем не оспаривается, что содержание решения № 231/п/Л от 28.02.2022 г. доведено до сведения ООО «ЧСЗ-Липецк» после завершения проверки.

В п. 3 ст. 3 Закона N 294-ФЗ закреплен принцип открытости и доступности для юридических лиц информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора).

Согласно п. 2 ст. 36 Закона N 248-ФЗ контролируемое лицо имеет право при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 21 Закона N 248-ФЗ информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Согласно ч. 5 ст. 21 Закона N 248-ФЗ контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если:

1) сведения предоставлены контролируемому лицу в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в том числе направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг, за исключением случаев, установленных частью 9 настоящей статьи. Для целей информирования контролируемого лица контрольным (надзорным) органом может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) сведения были направлены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через единый портал государственных и муниципальных услуг или через региональный портал государственных и муниципальных услуг в адрес контролируемых лиц, завершивших прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, с подтверждением факта доставки таких сведений.

В силу п. 2 ст. 37 Закона N 248-ФЗ инспектор не вправе проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением контрольного (надзорного) органа.

Согласно ч. 1 ст. 64 Закона N 248-ФЗ для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа (далее - решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки), в котором, среди прочего, указываются:

дата, время и место принятия решения (п. 1);

перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия (п. 10);

дата проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом (п. 13).

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ выездная проверка начинается с … обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Из материалов дела следует, что с полным перечнем видов контрольных (надзорных) действий и сроками их проведения ООО «ЧСЗ-Липецк» было ознакомлено не до начала проверки, как того требует закон, а после окончания проверки.

В частности, решением № 231/п/Л от 28.02.2022 г. определено, что при проведении выездной проверки совершаются контрольные (надзорные) действия в виде испытания, что не было предусмотрено решением от 03.02.2022 г. № 145/п/Л.

Вышеуказанные нарушения как отдельно, так и в своей совокупности, свидетельствуют о допущении грубых нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), установленных действующим законодательством, при проведении плановой выездной проверки в отношении административного истца, которые привели к нарушению его прав и охраняемых законом интересов, что является безусловным основанием для признания незаконными действий (бездействий) и решений, принятых в ходе и по результатам проверки и их отмены, а потому, в силу п. 1 ч. 1 ст. 227 КАС РФ, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Иные доводы административного иска, касающиеся допущенных нарушений при совершении отдельных контрольных (надзорных) действий, не исключают данного вывода и не могут повлечь иного решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228, 291-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконными действия (бездействие) должностных лиц Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, совершенные в рамках проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «ЧСЗ-Липецк» на основании с решения о проведении плановой выездной проверки от 03.02.2022 г. № 45/п/Л.

Признать незаконными и отменить полностью принятые Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования акт плановой выездной проверки от 28.02.2022 г. № 145/п/Л, предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 28.02.2022 г. № 145/п/Л, а также решение о рассмотрении жалобы на Акт проверки № 145/п/Л от 28.02.2022 г. (учетный номер КНМ: 36220021000201100650) от 31.03.2022 г. № 30/Л.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд Липецкой области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Е.А. Шегида