УИД 24RS0048-01-2019-005308-91
Дело № 2а-9284/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2019 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Морозовой Л.С.,
при секретаре Дарашкевич А.С.,
с участием
представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г. Красноярска о признании распоряжения незаконным в части,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации г. Красноярска о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-арх в части включения в перечень изымаемых земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №. Требования мотивировал тем, что указанным распоряжением принято решение об изъятии у него названных земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности. Данное распоряжение считает незаконным, так он не был проинформирован о наличии оспариваемого решения и о выкупе земельных участков в результате изъятия до момента изъятия, что является нарушением законодательства (ч. 4 ст. 31 Земельного кодекса РФ) и прав собственника. При изъятии земельных участков были нарушены гарантии прав собственников земельных участков на землю, установленные п.п.1. п.1 ст.63 Земельного кодекса РФ, а именно, что ему не были предложены равноценные земельные участки. Изъятие земельных участков у их собственников возможно лишь в исключительных случаях, перечень которых установлен законом при отсутствии других вариантов размещения объектов, предназначенных для государственных и муниципальных нужд. Администрация г. Красноярска никогда не имела намерений изъять для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером №, поскольку для проезда и прохода ДД.ММ.ГГГГ был установлен сервитут на основании постановления администрации г. Красноярска № в отношении 9 земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №. Указанные участки являются смежными к спорному и до настоящего времени не изъяты для муниципальных нужд. На спорных земельных участках никогда не было дороги. Изымаемые земельные участки не соответствуют указанным нормативам по ширине отвода земель по дороги в размере 21 метр. Имея иные варианты изъятия земельных участков под дороги, принадлежащие администрации г. Красноярска, административный ответчик включает в изъятие участки, на включение которых он возражает.
Административный истец ФИО1, его представители в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежаще, о причинах неявки не уведомили.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3 требование не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое распоряжение об изъятии земельных участков администрацией г. Красноярска принято в рамках реализации полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Оспариваемое распоряжение было опубликовано в газете «Городские новости» от ДД.ММ.ГГГГ№ и размещено на официальном сайте администрации. Основанием для изъятия спорных земельных участков послужило следующее: проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярска, утвержденный постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№, проект планировки и межевания территории микрорайона «Нанжуль-Солнечный» в Советском районе г. Красноярска, утвержден постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№. Ссылка административного истца на ст. 31, ст. 63 Земельного кодекса РФ, несостоятельна, так как с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ данные статьи соответственно утратили силу. Утверждения административного истца о невозможности использования земельных участков под строительство автомобильной дороги, об изъятии земельного участка для иных нужд, бездоказательны, являются субъективным мнением истца. В настоящее время проект планировки улично-дорожной сети поселка «Нанжуль-Солнечный» продолжает формироваться. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации г. Красноярска № принято решение о подготовке проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск, утвержденного постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу п. 20 ст. 1, п.п. "б" п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ к объектам местного значения городского округа относятся автомобильные дороги местного значения.
Согласно п. 1 ст. 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решения органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ ( в ред. действующей на момент принятия оспариваемого решения) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Статьей 56.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (ч.1).
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие (ч. 4).
В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:
1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;
3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;
4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав;
5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества (ч. 10).
Решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии (ч. 14).
Как видно из материалов дела, постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№ принято решение об утверждении проекта планировки и межевания территории микрорайона «Нанжуль-Солнечный» в Советском районе г. Красноярска (л.д. 84).
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-арх. «О резервировании земель по пр. Молодежному» принято решение зарезервировать для муниципальных нужд на три года в целях строительства автомобильной дороги по <адрес> земли из земель населенных пунктов общей площадью 82 398 кв.м., расположенные в жилом районе Солнечном Советского района г. Красноярска в соответствии со схемой (в том числе земельные участки кадастровый №, кадастровый №); ограничить в возведении, расширении и реконструкции жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в соответствии с перечнем согласно Приложению 2 (л.д. 85).
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-арх внесены изменения в распоряжение администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№-арх. Приложение 2 дополнено пунктами 10-22, в том числе п. №, п. №, п. № (л.д. 86).
Распоряжением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№-арх на основании ст. 56.2, 56.3, 56.6-56.11 Земельного кодекса РФ, ст. 279 ГК РФ, п. 3 ст. 26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Регламента взаимодействия органов администрации города и МКУ города Красноярска «УКС» при принятии решений о резервировании и об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, утвержденного распоряжением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№-р, распоряжения администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№-арх «О резервировании земель по пр. Молодежному», ст.ст. 45, 58, 59 Устава <адрес>, распоряжением Главы города от ДД.ММ.ГГГГ№-р принято решение об изъятии земельных участков по <адрес><адрес> до <адрес> для муниципальных нужд в целях строительства автомобильной дороги согласно приложению. В Приложении к распоряжению приведен перечень земельных участков, подлежащих изъятию в целях строительства автомобильной дороги по <адрес>, в п. 2 указан земельный участок с кадастровым номером №, в п. 7 указан земельный участок с кадастровым номером №, в п. 10 указан земельный участок с кадастровым номером №, в п. 11 указан земельный участок с кадастровым номером №, в п. 12 указан земельный участок с кадастровым номером № (л.д. 11-21).
Распоряжение опубликовано в газете "Городские новости" от ДД.ММ.ГГГГ№ и размещено на официальном сайте администрации http://www.admkrsk.ru.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 по месту его жительства: <адрес><адрес> были направлены уведомления о принятом решении об изъятии для муниципальных нужд земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, № (л.д. 47-56)
ДД.ММ.ГГГГФИО1 заказным письмом направлены проекты соглашения об изъятии недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из ЕГРН и отчет об оценке размера возмещения (л.д. 57-71).
Проанализировав представленные доказательства, суд установил, что распоряжение администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков по пр. Моледожному» подписано заместителем главы города ФИО4
Согласно пункту 1 статьи 58 Устава г. Красноярска в пределах полномочий Главы города и администрации города, установленных федеральными законами, законами края, настоящим Уставом, решениями городского Совета, издаются соответственно постановления и распоряжения администрации города, подписываемые Главой города, а также распоряжения администрации города, подписываемые заместителями Главы города.
Таким образом, указанное Распоряжение подписано уполномоченным лицом и издано администрацией г. Красноярска в пределах предоставленных ей полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ основаниям для изъятия спорного земельного участка явились: проект планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа города Красноярска, утвержденный постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№, проект планировки и межевания территории микрорайона «Нанжуль-Солнечный» в Советском районе города Красноярска, утвержденный постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№.
Решение об изъятии спорного земельного участка принято в течение трех лет со дня утверждении проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа города Красноярска, утвержденный постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№, распоряжение администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№-арх «О резервировании земель по пр. Молодежному».
В оспариваемом распоряжении указана цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие и в приложенному к нему перечне указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, №. Сообщения о принятом решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровыми номерами №, №, №, №, № направлены ФИО1 простой корреспонденцией.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-арх издано в соответствии с нормами действующего законодательства и прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Доводы административного истца о том, что административным ответчиком не представлено доказательств, что изымаемые земельные участки изымаются с целью строительства автомобильной дороги, суд признает необоснованными. Как видно из проекта планировки и межевания территорий микрорайона «Нанжуль-Солнечный» изымаемые земельные участки у ФИО1 располагаются на месте предполагаемой автомобильной дороги (л.д. 88-92). Из пояснений представителя административного ответчика следует, что проект планировки улично-дорожной сети поселка «Нанжуль-Солнечный» продолжает формироваться. Администрацией г. Красноярска издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа город Красноярск, утвержденный постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 95).
Доводы административного истца о том, что он не был информирован о наличии оспариваемого решения и о выкупе земельных участков, являются необоснованными и опровергаются представленными административным ответчиком уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ о сообщении ФИО1 о принятом решении об изъятии для муниципальных нужд земельных участках и извещениями от ДД.ММ.ГГГГ о направлении ФИО1 заказным письмом проектов соглашений об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из ЕГРН и отчета об оценке размера возмещения. Уведомления и извещения были направлены ФИО1 по месту жительства/регистрации по адресу: <адрес> (л.д. 93-94). Не направление уведомлений о принятии оспариваемого решения ФИО1 заказным письмом не свидетельствует о незаконности оспариваемого распоряжения.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 89 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле. В случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене мер предварительной защиты по административному иску.
Определением Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему административному делу были приняты меры предварительной защиты в виде приостановления действия администрации г. Красноярска по изъятию земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №.
Поскольку административное исковое заявление административного истца не подлежит удовлетворению, то суд полагает необходимым отменить меры предварительной защиты, принятые по данному делу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации г. Красноярска о признании распоряжения №-арх от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части, отказать.
Обеспечительные меры в виде приостановления действия администрации г. Красноярска по изъятию земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, принятые определением Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, отменить.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Л.С. Морозова
Решение в окончательной форме изготовлено: 01.10.2019