Дело № 2 а - 928/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 09 июня 2018 года
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Зобовой Л.В.,
с участием административного истца - Кучембаева А.Н.,
представителя административного ответчика - Андреевой М.А.,
представителя заинтересованных лиц – Андреевой М.А.,
при секретаре Новицкой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело № 2а – 928/18 по административному исковому заявлению Кучембаева А.Н. к Правительству Российской Федерации о признании действий незаконными, обязания совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Кучембаев А.Н. обратился в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с административным иском к Правительству Российской Федерации о признании действий незаконными, обязания совершить действия. Исковые требования мотивированы тем, что 23 ноября 2017 года Кучембаев А.Н. направил в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) жалобу на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Жалоба поступила в Роспотребнадзор 30 ноября 2017 года. 10 января 2018 года в адрес Кучембаева А.Н. было направлено уведомление от 10.01.2018 № об увеличении срока рассмотрения обращения на 30 дней. По истечении указанного периода времени Роспотребнадзором ответ истцу не дан. В связи с этим, 12 марта 2018 года руководителю Роспотребнадзора была направлена жалоба на бездействие сотрудников указанного исполнительного органа. Жалоба была получена 19 марта 2018 года. Однако, ответ на данную жалобу по настоящее время не дан. В связи с грубыми нарушениями Роспотребнадзором законодательства, 13 апреля 2018 года почтовым отправлением в Правительство Российской Федерации была направлена жалоба на бездействие Роспотребнадзора с просьбой принять меры, направленные на устранение нарушений законодательства, обязать Роспотребнадзор дать ответ на жалобу, привлечь виновных лиц к ответственности. Жалоба была получена Аппаратом Правительства Российской Федерации 19 апреля 2018 года. 23 апреля 2018 года ему был дан ответ, что обращение было направлено в Роспотребнадзор. Считает, что указанными действиями Аппаратом Правительства Российской Федерации грубо нарушено законодательство о рассмотрении обращений граждан, а именно направлена жалоба в государственный орган, действие которого обжалуется. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", Кучембаев А.Н. просит суд:
- признать действие Правительства Российской Федерации по направлению жалобы в Роспотребнадзор незаконным;
- обязать Правительство Российской Федерации рассмотреть жалобу на бездействие Роспотребнадзора.
В судебном заседании административный истец - Кучембаев А.Н. на удовлетворении исковых требований настаивал, привел доводы аналогичные указанном в иске.
Представитель административного ответчика, представитель заинтересованных лиц - Андреева М.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указав на то, что Правительством Российской Федерации Кучембаеву А.Н. дан ответ в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из содержания ст. 226 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8). Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношении (ч.9).
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Из материалов дела следует, что 20 октября 2017 года Кучембаев А.Н. обратился в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области с просьбой о привлечении к административной ответственности ООО «Аксиома».
13 ноября 2017 года должностным лицом Управления Роспотребнадзор а по Ульяновской области вынесено постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
23 ноября 2017 года Кучембаев А.Н. направил в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) жалобу на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Жалоба поступила в Роспотребнадзор 30 ноября 2017 года.
10 января 2018 года в адрес Кучембаева А.Н. было направлено уведомление от 10.01.2018 № № об увеличении срока рассмотрения обращения на 30 дней.
20 января 2018 года статс-секретарем – заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека М.С. О. вынесено решение по жалобе Кучембаева А.Н. на определение об отказе в возбуждении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 13 ноября 2017 года. Из уаказанного решения следует, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 13 ноября 2017 года, вынесенное заместителем начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области А.Э. Г. оставлено без изменения, а жалоба Кучембаева А.Н. – без удовлетворения.
12 марта 2018 года руководителю Роспотребнадзора была направлена жалоба на бездействие сотрудников указанного исполнительного органа.
13 апреля 2018 года почтовым отправлением в Правительство Российской Федерации была направлена жалоба на бездействие Роспотребнадзора.
23 апреля 2018 года Аппаратом Правительства Российской Федерации Кучембаеву А.Н. был дан ответ, что его обращение было направлено в Роспотребнадзор.
Не согласившись с указанным ответом Правительства Российской Федерации Кучембаев А.Н. обратился в суд с исковым заявлением.
Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33). Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации указанного конституционного права, образует Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.
Установленный частью 4 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Частью 3 статьи 8 Закона N 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Правительство Российской Федерации в соответствии с его полномочиями и компетенцией разрешаются заявления, жалобы и иные обращения в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 N 260 "Регламент Правительства Российской Федерации".
В соответствии со статьей 127 главы 9 Регламента Правительства Российской Федерации в течение 7 дней со дня регистрации обращение может быть направлено Аппаратом Правительства Российской Федерации для рассмотрения и ответа органам исполнительной власти, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение.
Таким образом, решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению. Прямого запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения по принадлежности (за исключением прямо предусмотренных случаев) не установлено.
Порядок и сроки рассмотрения обращения административного истца, не нарушены.
Согласно части 6 статьи 8 Закона N 59-ФЗ запрещается направление обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В представленных в суд документах отсутствуют доказательства того, что жалоба Кучембаева А.Н. направлена на рассмотрение должностному лицу, ранее принимавшему участие в рассмотрении обращений административного истца.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления Кучембаева А.Н. к Правительству Российской Федерации о признании действий незаконными, обязания совершить действия, не имеется.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Кучембаева А.Н. к Правительству Российской Федерации о признании действий незаконными, обязания совершить действия оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Л.В. Зобова