ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9299/2023 от 28.09.2023 Одинцовского городского суда (Московская область)

.....

.....

ДД.ММ.ГГГГАДРЕС

АДРЕС городской суд АДРЕС в составе:

председательствующего судьи Дранеевой О.А.

при секретаре ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к АДРЕС территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по АДРЕС, Управлению Роспотребнадзора по АДРЕС о признании незаконным отказа в проведении профилактических мероприятий по обращению потребителя, признании незаконным решения и обязании принять меры реагирования и провести мероприятия по контролю,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействия АДРЕС территориального отдела Управления Роспотребнадзора по АДРЕС и Управления Роспотребнадзора по АДРЕС, выразившегося в не принятии процессуального решения по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, обязании устранить нарушение права и принять процессуальное решение по обращению, а также о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе ответчиком провести на основании обращения ФИО1 профилактический визит и принять по его результатам меры реагирования.

Свои требования административный истец обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ она приобрела набор бижутерии, который оказался с дефектом, вызвал аллергическую реакцию. При этом товар был продан без оформления кассового чека, при обращении к продавцу по вопросу возврата денежных средств за некачественный товар, ей было отказано. Поскольку продавцом допущено нарушение прав ФИО1 как потребителя, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в АДРЕС ТО Управления Роспотребнадзора по АДРЕС с заявлением о проведении проверки и привлечения индивидуального предпринимателя (продавца) к административной ответственности. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом был получен ответ, датированный ДД.ММ.ГГГГ, который формально содержал ссылки на закон, ответа на вопрос о привлечении к административной ответственности не содержал. Ссылаясь на то, что административные ответчики в рамках предоставленных полномочий обязаны реагировать на обращения граждан о нарушении прав потребителей, однако не приняли все, предусмотренные законом, меры реагирования, не провели выезд к продавцу, его опрос, не приняли решение о привлечении либо отказе в привлечении продавца к административной ответственности, т.е. не рассмотрели по существу обращение истца, административный истец просит требования удовлетворить.

В ходе судебного разбирательства ФИО1 отказалась от требований в части требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии процессуального решения по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ и обязании принять процессуальное решение.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в указанной части прекращено.

С учетом отказа от части иска, административным истцом уточнены требования, истица просит признать незаконным и необоснованным отказ административного ответчика по проведению контрольных мероприятий по обращению от ДД.ММ.ГГГГ, а также признать незаконным и необоснованным решение от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец требования поддержала, пояснив, что административные ответчиками являются контрольными органами, обязаны принимать меры реагирования на обращения потребителя о допущенных нарушениях, обязаны были провести установленные законом мероприятия, однако не выполнили своих обязанностей, никаких мер реагирования фактически не предприняли.

Представитель административных ответчиков в судебном заседании с иском не согласилась, поддержала письменные возражения, ссылаясь на то, что обращение ФИО1 было рассмотрено, ей направлен ответ, в адрес продавца бижутерии индивидуального предпринимателя ФИО5 было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, также было принято решение об отказе в привлечении Рабаевой к административной ответственности, копия решения была направлена ФИО1, т.е. Управление Роспотребнадзора отреагировало на обращение истца и приняло все допустимые меры реагирования, нарушение прав административного истца не допущено, просила в иске отказать

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статья 218 КАС РФ устанавливает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Определяя процедуру судебного разбирательства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, КАС РФ предписывает при рассмотрении таких дел судам выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, требования нормативных правовых актов, определяющих компетенцию лица, наделенного публичными полномочиями на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия такого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и основания для его принятия (совершения), а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226).

В силу части 11 указанной статьи обязанность доказывания нарушения прав, свобод, законных интересов административного истца и соблюдения сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд, а доказывание иных перечисленных обстоятельств возлагается на наделенное публичными полномочиями лицо, принявшее оспариваемое решение, совершившее оспариваемое действие (бездействие).

При этом суд, осуществляя согласно КАС РФ проверку законности и обоснованности оспариваемых решений, действий (бездействия), определяет обстоятельства, подлежащие доказыванию (часть 3 статьи 62), принимает только относимые и допустимые доказательства (статьи 60 и 61) и руководствуется общими правилами их оценки (статья 84).

Из представленных материалов дела и пояснений сторон установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 приобрела в торговом павильоне набор бижутерии, который оказался с дефектом, при этом вызвал у нее аллергическую реакцию, в связи с чем она неоднократно обращалась к продавцу о возврате денежных средств за ненадлежащий товар, однако получила отказ.

В связи с допущенными продавцом нарушениями ФИО1ДД.ММ.ГГГГ направила обращение в АДРЕС ТО Управления Роспотребнадзора по АДРЕС о проведении проверки действий продавца, принятии мер реагирования, привлечения к административной ответственности.

ДД.ММ.ГГГГАДРЕС ТО Управления Роспотребнадзора по АДРЕС в адрес ФИО1 направлен ответ на обращение, а также копия определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Также ДД.ММ.ГГГГАДРЕС ТО Управления Роспотребнадзора по АДРЕС вынесено предостережение в адрес ИП ФИО5 о недопустимости нарушения обязательных требований.

В соответствии с положениями ст.45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие профилактические мероприятия:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) меры стимулирования добросовестности;

4) объявление предостережения;

5) консультирование;

6) самообследование;

7) профилактический визит.

Контрольные (надзорные) органы при проведении профилактических мероприятий осуществляют взаимодействие с гражданами, организациями только в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

При этом профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.

В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) контрольного (надзорного) органа или иному должностному лицу контрольного (надзорного) органа, уполномоченному в соответствии с положением о виде контроля на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (далее - уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа), для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 2022-2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям:

а) при условии согласования с органами прокуратуры:

при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;

при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;

в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания, выданного до ДД.ММ.ГГГГ, о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;

по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после ДД.ММ.ГГГГ;

б) без согласования с органами прокуратуры:

по поручению Президента Российской Федерации;

по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;

о требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств);

при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер и др.

Таким образом установлено, что обращение ФИО1 было рассмотрено в установленные сроки и направлен ответ по существу, изложенных в обращении обстоятельств. При этом административным ответчиком приняты меры реагирования в виде внесения предписания продавцу о недопустимости нарушений.

При этом исходя из положений законодательства административный истец не наделена правами давать указание, какие именно меры реагирования должны быть применены уполномоченным органом при выявлении фактов нарушений положений законодательства в конкретной сфере.

Согласно разъяснениям в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

С учетом положений Конституции РФ, закрепленных в статьях 10 и 118, и требований пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, а соответственно суд не вправе обязать должностное лицо совершать определенные действия и принимать конкретные решений в рамках осуществления им своих полномочий по рассмотрению материалов.

Таким образом несогласие административного истца с полученным ответом от ДД.ММ.ГГГГ на обращение не свидетельствует о бездействии и/или незаконности действий административного ответчика при рассмотрении обращения.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении административного иска ФИО1 к АДРЕС территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по АДРЕС, Управлению Роспотребнадзора по АДРЕС о признании незаконным отказа в проведении профилактических мероприятий по обращению потребителя, признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ и обязании принять меры реагирования и провести мероприятия по контролю.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в АДРЕС областной суд через АДРЕС горсуд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ

Судья: