ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-929/19 от 17.03.2019 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-929/2019 Решение в окончательной форме составлено 17.03.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2019 года г. Мурманск

Первомайский районный суд г. Мурманска в составе председательствующего судьи Дурягиной М.С.,

при секретаре Мироненко О.В.,

с участием представителя административного истца помощника Мурманского межрайонного природоохранного прокурора – Овечкиной Л.Е.,

представителей административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области – Мироновой Е.Д., Шараповой А.Б.,

заинтересованного лица Шашкова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области о признании незаконным пункта 1 приказа от ***№***,

У С Т А Н О В И Л:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области (далее Министерство) о признании незаконным пункта 1 приказа от ***№***.

В обоснование заявленных требований указано, что Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению арендатора Шашкова В.Н. проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области при проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов на арендуемый Шашковым В.Н. лесной участок, расположенный в квартале *** участкового лесничества *** лесничества. В ходе проверки установлено, что в результате оказания государственной услуги пунктом 2 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от ***№*** утверждено отрицательное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов в отношении арендуемого Шашковым В.Н. лесного участка. Пунктом 1 указанного приказа отменен приказ Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от 11.04.2013 №67 «Об утверждении положительного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов». Изучение представленного на экспертизу проекта освоения лесов показало, что п.1 приказа Министерства от ***№*** принят с нарушением действующего законодательства и подлежит отмене, поскольку оценка законности проекта лесов, на который ранее получено положительное заключение, в рамках проведения государственной экспертизы нового проекта освоения лесов не предусмотрена Порядком государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 №496 (далее Порядок). Действующим законодательством РФ экспертная комиссия не наделена полномочиями оценивать и отменять действовавший проект освоения лесов, прошедший государственную экспертизу и получивший положительное заключение. В соответствии с Порядком и Административным регламентом предоставления органом исполнительной власти субъекта РФ в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденного приказом Минприроды России от ***№***, экспертной комиссией по результатам государственной экспертизы готовится положительное или отрицательное заключение на представленный заявителем новый проект освоения лесов. Рассмотрение иных вопросов не входит в компетенцию экспертной комиссии. Между тем при проведении государственной экспертизы нового проекта освоения лесов, представленного арендатором Шашковым В.Н. в целях получения государственной услуги, зарегистрированного Министерством *** за номером №***, экспертной комиссией в протоколе заседания от *** сделан вывод, что ранее утвержденный приказом Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от ***№*** проект освоения лесов не соответствует требованиям лесного законодательства. Кроме того, подготовлено и утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов от ***, согласно которому сведения о существующих ограждениях, указанных в таблице 10 проекта, не соответствуют требованиям ч.8 ст. 11 Лесного кодекса РФ. В связи с чем, по результатам предоставления государственной услуги приказом Министерства от ***№*** наряду с утверждением отрицательного заключения на новый проект освоения лесов, отменен и приказ Комитета по лесному хозяйству Мурманской области «Об утверждении положительного заключения комиссии по проведению Государственной экспертизы проекта освоения лесов» от ***№***. Таким образом, прокурор полагает, что при проведении государственной экспертизы нового проекта освоения лесов комиссией Министерства сделаны выводы о несоответствие законодательству РФ проекта освоения лесов, утвержденного *** приказом Комитета по лесному хозяйству Мурманской области №***, что выходит за рамки полномочий экспертной комиссии и является нарушением требований ч.1 ст. 89 Лесного кодекса РФ, п.п. 3, 7.1,10 Порядка, п.п.3.23,3.24 Административного регламента.

Полагая, что комиссия по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов не наделена полномочиями по оценке законности и отмене уже получившего положительное заключение уполномоченного органа власти проекта освоения лесов, пункт 1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от ***№*** принят с нарушениями действующего законодательства и подлежит отмене, поскольку нарушение установленного законом порядка проведения экспертизы проекта освоения лесов, регламентирующего правила организации использования лесов влечет нарушение прав Российской Федерации на охрану окружающей среды, обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощаемого использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах, гарантированных ст.ст. 42,58 Конституции РФ и ст. 1 Лесного кодекса РФ.

По указанным основаниям административный истец просит суд признать с момента вступления решения суда в законную силу незаконным пункт 1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от ***№***, которым отменен приказ Комитета по лесному хозяйству Мурманской области «Об утверждении положительного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов» от ***№***.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федерального округу.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Мурманского межрайонного природоохранного прокурора – Овечкина Л.Е. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что нарушение прав Российской Федерации выражается в том, что в результате признания незаконным ранее вынесенного приказа Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от ***№***, признается незаконными все действия по освоению земельного участка, произведенные в интересах Российской Федерации, оспариваемый пункт приказа принят за пределами полномочий Министерства, преданных ему Российской Федерацией как собственником лесного фонда, в частности полномочий по предоставлению лесных участков в аренду, проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов, перечисленных в ст. 83 Лесного кодекса РФ. На основании ранее действующего положительно утвержденного проекта освоения лесов арендатором земельный участок лесного фонда очищен от мусора, установлен противопожарный щит, контейнер для мусора, осуществляется вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, то есть обеспечивается противопожарная, санитарная безопасность арендуемого лесного участка, а также лесовосстановительные мероприятия. Отрицательное заключение проекта освоения лесного участка прокуратура не оспаривает.

Представители административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области – Миронова Е.Д., Шарапова А.Б. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление. Дополнительно указали, что ранее выданное положительное заключение отменено с момента вынесения оспариваемого пункта приказа, то есть с ***. Поскольку при рассмотрении нового проекта было утверждено отрицательное заключение, полагали необходимым отменить ранее выданное положительное заключение на данный земельный участок лесного фонда. Прямого запрета на отмену ранее выданного положительного заключения действующим законодательством не установлено.

Заинтересованное лицо Шашков В.Н. в судебном заседании полагал требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме. Дополнительно указал, что ранее неоднократно проверяли земельный участок, переданный ему в аренду, нарушений не было выявлено, все соответствовало проекту. Частичное ограждение на участке было установлено только после согласования проекта.

Представитель заинтересованного лица территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства, действующим на территории Северо-Западного федерального округа, Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, отвечающий требованиям ч.1 ст. 55 КАС РФ не явился, заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено судом надлежаще. Валуева Э.Б. не была допущена к участию в судебном заседании в качестве представителя заинтересованного лица по административному делу, в виду отсутствия высшего юридического образования.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в связи со следующим.

Частью 1 ст.3 Лесного кодекса РФ установлено, что лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).

Согласно ст. 12 Лесного кодека РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч.1).

При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (ч.5).

На основании пп. «и» п. 19 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, в соответствии с частью 2 статьи 102 Лесного кодекса определяются категории защитных лесов ценные леса - нерестоохранные полосы лесов. К нерестоохранным полосам лесов относятся леса, расположенные в границах рыбоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодека РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

При этом в силу ч. 8 ст. 11 Лесного кодека РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 88 Лесного кодека РФ).

В силу чч. 1, 2 ст. 89 Лесного кодека РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

Порядок проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов установлен приказами Минприроды России от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении порядка государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» и от 15.02.2018 N 57 «Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда» (далее Административный регламент).

Пунктом 3 Порядка государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496, определено, что целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 7.1 Порядка государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496 (далее Порядок) экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

В рамках Экспертизы проводится проверка оформления проекта освоения лесов, которая включает следующее:

- соответствие структуры документа требованиям к составу проекта освоения лесов;

- соответствие заголовков разделов, подразделов их содержанию;

- правильность заполнения табличных форм;

- наличие необходимых тематических лесных карт и правильность их оформления;

- правильность употребления и написания терминов и других знаковых средств (терминологическая экспертиза), соответствие текста правилам русского языка.

Проверка оформления проекта освоения лесов проводится в течение первых 5 рабочих дней срока Экспертизы.

Согласно пункту 7.2 указанного Порядка при выявлении в ходе Экспертизы замечаний по оформлению проекта освоения лесов он возвращается Лесопользователю для устранения замечаний в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о возврате. Срок устранения замечаний составляет 5 рабочих дней. В проекте освоения лесов делается отметка о его возвращении для устранения замечаний и отметка о принятии на повторное рассмотрение.

Согласно пункту 8 указанного Порядка лесопользователь вправе отозвать проект освоения лесов в любое время до утверждения заключения Экспертизы, обратившись в органы государственной власти или органы местного самоуправления с письменным заявлением об отзыве.

Результат Экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным (п. 9 Порядка).

Согласно п. 10 Порядка положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

В соответствии с пунктом 12 указанного Порядка повторная Экспертиза осуществляется экспертной комиссией в течение не более чем 10 рабочих дней со дня поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проекта освоения лесов доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении Экспертизы.

Пунктом 13 Порядка установлено, что срок действия положительного заключения Экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.

Таким образом повторная оценка законности проекта освоения лесов возможна на основании пункта 12 указанного Порядка, только после поступления проекта освоения лесов, доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении экспертизы, в срок не превышающий 10 дней со дня поступления доработанного проекта.

Указанным порядком возможность проведения повторной экспертизы проекта освоения лесов при наличии положительного заключения не предусмотрена.

В соответствии с ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочия в области лесных отношений, в частности предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (п.1), а так же разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов (п.9) являются отдельными полномочиями, переданными Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.18 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 18.04.2013 № 196-ПП, Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области предоставляет государственную услугу по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.

Согласно пункту 1.1 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденного Приказом Минприроды России от 15.02.2018 N 57, Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда (далее - Административный регламент), устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений (далее - уполномоченный орган) при предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.

На основании п.п. 2.1, 2.2 Административного регламента предоставление государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляется уполномоченными органами, указанными в приложении 1 к Административному регламенту, а именно: Министерством природных ресурсов Мурманской области.

Результатом предоставления государственной услуги является заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденное органами государственной власти в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным (п. 2.3 Административного регламента).

Как указано в п. 3.1 Административного регламента при предоставлении государственной услуги осуществляются следующие административные процедуры:

- прием и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда;

- рассмотрение заявления о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда;

- проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, подготовка положительного либо отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда;

- утверждение и выдача заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.

В соответствии с пунктом 3.18 указанного Административного регламента основанием для начала административной процедуры государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, является передача Ответственным за предоставление государственной услуги представленных документов членам экспертной комиссии (далее - эксперты).

Работу экспертной комиссии организует, обеспечивает и возглавляет Ответственный за предоставление государственной услуги, который, в том числе, информирует экспертов о порядке и сроках проведения экспертизы, о вопросах, подлежащих ее рассмотрению, о месте, времени и повестке дня очередных заседаний, о порядке подготовки и утверждения экспертного заключения комиссии. Заседания экспертной комиссии проводятся для рассмотрения вопросов, возникающих при проведении экспертизы, и обмена мнениями между экспертами. Заседания экспертной комиссии оформляются протоколом за подписью Ответственного за предоставление государственной услуги и присутствующих экспертов (пункт 3.19 Административного регламента).

При выявлении в ходе государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, замечаний по оформлению проекта освоения лесов он возвращается заявителю для устранения замечаний в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о возврате. Срок устранения замечаний составляет пять рабочих дней. В проекте освоения лесов делается отметка о его возвращении для устранения замечаний и отметка о принятии на повторное рассмотрение (п.3.20 Административного регламента).

Согласно пункту 3.23 Административного регламента при проведении государственной экспертизы экспертная комиссия рассматривает соответствие предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, требованиям, предъявляемым к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, и порядку его разработки, а также законодательству Российской Федерации.

Пунктом 3.24 Административного регламента предусмотрено, что результаты государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда (далее - государственная экспертиза), оформляются в виде заключения, которое может быть положительным или отрицательным. Критериями принятия решения о подготовке проекта положительного или отрицательного заключения экспертизы являются его оценка экспертами, выводы относительно возможности или невозможности реализации предусмотренных проектом мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов в связи с их соответствием или несоответствием установленным целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Пунктом 3.26 Административного регламента предусмотрено, что положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, содержит выводы: - о соответствии предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

- о соответствии предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов требованиям, предъявляемым к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений, законодательству Российской Федерации.

Заключение может содержать рекомендации, не влияющие на результат государственной экспертизы.

Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, содержит выводы:

- о несоответствии предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

- о несоответствии требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений;

- о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении.

Заключение, подписанное квалифицированным большинством экспертов, утверждается правовым актом уполномоченного органа.

Правовой акт об утверждении заключения государственной экспертизы после визирования должностными лицами передается на подпись руководителю уполномоченного органа (лицу, исполняющему его обязанности) с приложением следующих документов:

- особых мнений членов комиссии (при наличии);

- протоколов заседаний комиссии (при наличии);

- подлинника заключения государственной экспертизы.

Руководитель уполномоченного органа (лицо, исполняющее его обязанности) имеет право не утверждать заключение экспертной комиссии в случае нарушения процедуры проведения государственной экспертизы.

После утверждения заключения государственной экспертизы руководителем уполномоченного органа (лицом, исполняющим его обязанности) должностное лицо уполномоченного органа в день получения правового акта осуществляет его регистрацию путем проставления даты и номера, фиксирует в системе электронного документооборота и передает копию правового акта Ответственному за предоставление государственной услуги.

Заключение государственной экспертизы в течение пяти дней после его утверждения направляется заявителю.

Срок действия положительного заключения государственной экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.

В случае отрицательного заключения государственной экспертизы заявитель вправе представить проект освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, на повторную государственную экспертизу при условии его доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в заключении.

Повторная государственная экспертиза осуществляется экспертной комиссией в течение не более чем десять рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении государственной экспертизы.

Пунктом 3.27 Административного регламента предусмотрено, что результатом исполнения административной процедуры является передача лично заявителю либо уполномоченному представителю заявителя (или направление заявителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения) копии указанного правового акта и экземпляра проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, или дополнений и (или) изменений в него.

Таким образом указанным Административным регламентом установлены сроки и четкая последовательность административных действий органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений (далее - уполномоченный орган) при предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.

Предметом оценки экспертной комиссией в ходе предоставления рассматриваемой государственной услуги является представленный на экспертизу проект освоения лесного участка.

При этом возвозможность повторной оценки проекта освоения лесного участка предусмотрена, только в случае поступления в уполномоченный орган проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении государственной экспертизы, и в течение не более чем десять рабочих дней со дня поступления доработанного проекта.

Полномочия Министерства для повторной оценки проекта освоения лесного участка в случае первоначального положительного заключения, по истечении длительного срока, указанным регламентом не предусмотрены.

Результатом исполнения административной процедуры является правовой акт об утверждении заключения государственной экспертизы, подписанный руководителем уполномоченного органа- Министерства.

Пунктом 4,1 4.2 Административного регламента полномочия по контролю за полнотой и качеством предоставления должностными лицами уполномоченного органа государственной услуги, осуществляемых в форме проверок и рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа, предоставлены руководителю уполномоченного органа – Министру.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, лесной участок с кадастровым номером *** площадью *** га, расположенный в квартале *** участкового лесничества *** лесничества, целевое назначение лесного участка: ценные леса – нерестоохранные полосы лесов (участок примыкает к *** водохранилищу), вид использования участка: осуществление рекреационной деятельности, передан в пользование Шашкову В.Н. на основании договора аренды №*** от ***, заключенному между Комитетом по лесному хозяйству Мурманской области и Шашковым В.Н., с учетом дополнительных соглашений к нему №*** от ***, №*** от ***, №*** от *** и №*** от *** на срок по *** для осуществления рекреационной деятельности.

На основании заявления Шашкова В.Н. от *** проведена государственная экспертиза предоставленного проекта освоения указанного выше лесного участка.

По результатам государственной экспертизы экспертной комиссией Комитета по лесному хозяйству Мурманской области составлено заключение проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду для осуществления рекреационной деятельности Шашкову В.Н., согласно которому предоставленный проект по объему и содержанию соответствует требованиям законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов лесного и природоохранного законодательств. Представленный проект может служить основой для осуществления рекреационной деятельности. При размещении и эксплуатации влияние объекта на окружающую среду находится в заведомо допустимых пределах. В дополнительных экспертных оценках нет необходимости. Комиссия считает возможным утвердить положительное заключение по предоставленному проекту освоения лесов. Срок действия заключения экспертизы до *** – на срок действия проекта освоения лесов.

Приказом председателя Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от ***№*** утверждено положительное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесного участка площадью *** га, переданного в аренду Шашкову В.Н. для осуществления рекреационной деятельности, расположенного в квартале *** участкового лесничества *** лесничества. Срок действия заключения государственной экспертизы до ***.

До истечения срока действия выданного в *** году положительного заключения, а именно ***, в целях получения государственной услуги по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью *** га, расположенного в квартале *** участкового лесничества *** лесничества, Шашков В.Н. вновь обратился с заявлением в Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области, предоставив на утверждение новый проект освоения указанного выше лесного участка.

На заседание экспертной комиссии, проведенного для рассмотрения вопросов, возникающих при проведении экспертизы, и обмена мнениями между экспертами, был представлен акт осмотра лесного участка от ***№***.

В соответствии с пунктом 3.21 Административного регламента экспертная комиссия (эксперт) вправе запрашивать дополнительную информацию (документы). О запросе дополнительной информации (документов) и (или) о необходимости присутствия заявителя (представителя заявителя) на очередном заседании экспертной комиссии Ответственный за предоставление государственной услуги уведомляет заявителя не позднее, чем за 3 дня до установленной даты представления информации (документов) и (или) соответствующего заседания экспертной комиссии, с указанием даты, времени и места его проведения, вопросов, подлежащих рассмотрению.

Между тем о запросе дополнительной информации заявитель не уведомлялся, акт осмотра лесного участка произведён на основании письма Министерства природных ресурсов Мурманской области от ***. В ходе осмотра лесного участка нарушений лесного законодательства не выявлено.

Заседания экспертной комиссии оформляются протоколом за подписью Ответственного за предоставление государственной услуги и присутствующих экспертов.

Как следует из протокола заседания комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов от ***, при проведении государственной экспертизы проекта освоения лесного участка рассмотрела вопрос о соответствии проекта освоения лесного участка, предоставленного в аренду Шашкову В.Н. для осуществления рекреационной деятельности, а также положительное заключение комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденное приказом Комитета по лесному хозяйству от ***№***.

При рассмотрении материалов комиссией выявлено, что в проекте освоения лесов, утвержденном приказом Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от ***№***, отражен проектируемый объект «ограждение»; согласно приложенным фотоматериалам к акту осмотра лесного участка от *** указанное ограждение присутствует на арендованном лесном участке, что противоречит положениям ч. 8 ст. 11 Лесного кодекса РФ.

По результатам проведенного заседания комиссией принято решение отменить приказ Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от ***№*** в связи с выявленным нарушением.

Результаты проведения государственной экспертизы проекта освоения лесного участка оформлены в виде отрицательного заключения проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду для осуществления рекреационной деятельности Шашкову В.Н.

При экспертизе проекта отмечены замечания, а именно в таблице 10 и таблице 35 проекта указан существующий объект «ограждение», что противоречит ч.8 ст. 11 Лесного кодекса РФ.

По результатам экспертизы издан правовой акт – приказ от ***№***. Пунктом 1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от ***№*** отменен приказ Комитета по лесному хозяйству Мурманской области «Об утверждении положительного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов» от ***№***, пунктом 2 указанного приказа утверждено отрицательное заключение комиссии по проведению экспертизы проекта освоения лесного участка, площадью *** га, переданного в аренду Шашкову В.Н. для осуществления рекреационной деятельности, расположенного в квартале *** участкового лесничества *** лесничества.

Установленные в судебном заседании обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.

Проанализировав в совокупности установленные по делу обстоятельства и требования законодательства, регламентирующего последовательность административных процедур (действий) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений при предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, прихожу к выводу, что административным ответчиком, уполномоченным Российской Федерацией на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов нарушена последовательность административных процедур, выполняемых при предоставлении указанной государственной услуги. В частности, в нарушение требований указанных выше Порядка и Административного регламента предоставления государственной услуги по экспертизе проекта освоения лесов административный ответчик подверг повторной экспертизе проект освоения лесного участка от 2013 года, предоставленного в пользование арендатору Шашкову В.Н., в отношении которого ранее утверждено положительное заключение государственной экспертизы данного проекта. Между тем, административные процедуры, регламентирующие осуществление полномочий Министерства по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов, предусматривают возможность предоставления данной государственной услуги только при рассмотрении вновь предоставленного проекта освоения лесного участка. При этом повторная оценка законности проекта освоения лесов возможна на основании пункта 12 указанного Порядка, и пункта 3.26 указанного выше Административного регламента только после поступления проекта освоения лесов, доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении экспертизы, в срок не превышающий 10 дней со дня поступления доработанного проекта.

Полномочия Министерства для повторной оценки проекта освоения лесного участка в случае первоначального положительного заключения, по истечении длительного срока, указанными Порядком и Административным регламентом не предусмотрены.

С учетом изложенного суд соглашается с выводами административного истца о том, что правовой акт, изданный по результатам предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов на основании протокола заседания комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, в части отмены приказа Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от 11.04.2013 №67 «Об утверждении положительного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов», принят за пределами переданных полномочий по предоставлению указанной государственной услуги.

Доводы представителей административного ответчика о том, что оспариваемый пункт приказа вынесен не в рамках предоставления государственной услуги опровергается письменными материалами дела.

Пунктом 4.1 Административного регламента предусмотрено, что текущий контроль осуществляется путем проведения проверок соблюдения и исполнения уполномоченными должностными лицами положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Порядок и периодичность осуществления плановых проверок устанавливается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа (пункт 4.2 Административного регламента).

В соответствии с ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, а именно нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, а именно полномочия органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения; порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемое решение.

Между тем административным ответчиком не доказано, что пункт 1 оспариваемого приказа принят не в рамках предоставления государственной услуги, а в рамках соответствующей проверки либо иной установленной законом процедуры, позволяющий Министерству природных ресурсов Мурманской области отменить ранее утвержденное положительное заключение проекта освоения лесного участка.

Вместе с тем в силу ст. 3 КАС РФ установлено, что задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Из текста административного иска следует и подтверждено представителем административного истца в судебном заседании, что с настоящим административным иском Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации.

Согласно ст.1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются в том числе на принципе обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

В силу ч.1 ст. 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч.1 ст. 8 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с п.9 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Согласно договору аренды от *** лесной участок, в отношении которого вынесен оспариваемый в части приказ от ***№***, передан Шашкову В.Н. для осуществления рекреационной деятельности.

В соответствии с ч.ч. 1,3, ст.41 Лесного кодека РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

В силу п. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя доказывания факта нарушения прав оспариваемым решением возложено на административного истца.

Между тем административным истцом не представлено доказательств нарушения прав Российской Федерации оспариваемым решением.

В ходе судебного заседания заинтересованным лицом Шашковым В.Н. и представителем административного истца указано, что арендатором в рамках ранее утвержденного проекта освоения лесного участка осуществлялись мероприятия по санитарной и противопожарной охране лесного участка, в частности ликвидирована свалка, организованная на переданном в аренду лесном участке третьими лицами, установлен контейнер для сбора мусора, противопожарный щит. В таблице 14 вновь представленного на утверждение проекта освоения лесного участка указано, что в наличии имеются ранцы противопожарные, топоры, лопаты, емкости для доставки воды, средства индивидуальной защиты пожарных и граждан, аптечки первой помощи, емкости для питьевой воды.

Сведений о том, что переданный в аренду Шашкову В.Н. лесной участок в результате принятия оспариваемого решения приведен в ненадлежащее санитарное и противопожарное состояние, материалы дела не содержат.

Из пояснений представителей административного ответчика следует, что причиной принятия оспариваемого пункта 1 приказа от ***№*** об отмене приказа Комитета по лесному хозяйству Мурманской области «Об утверждении положительного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов» от ***№***» явилось вынесение комиссией по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов отрицательного заключения в отношении нового проекта освоения лесов, в связи с выявленными нарушениями.

Следовательно, при наличии отрицательного заключения на новый проект освоения лесного участка, отмена ранее утвержденного положительного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения данного лесного участка, прав Российской Федерации, применительно к требованиям природоохранного законодательства, не нарушает.

Более того, в оспариваемом пункте 1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от ***№*** не указано на признание ранее выданного положительного заключения недействительным с момента вынесения приказа №***, то есть с ***, что также свидетельствует о том, что права Российской Федерации не нарушены, все мероприятия, произведенные в рамках ранее положительно утвержденного проекта освоения лесного участка не признаны незаконными оспариваемым пунктом приказа от ***. Кроме того, ранее выданное положительное заключение, утвержденное приказом №***, на момент рассмотрения настоящего дела прекратило свое действие по сроку, что также свидетельствует об отсутствии нарушения прав Российской Федерации оспариваемым пунктом приказа №***.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области как исполнительный орган государственной власти по управлению в сфере пользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, приняв пункт 1 Приказа от ***№*** об отмене приказа Комитета по лесному хозяйству Мурманской области «Об утверждении положительного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов» от ***№*** не нарушило прав Российской Федерации, в интересах которой подан административный иск. Не каждое нарушение порядка принятия того или иного решения влечет нарушения прав материального истца – Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 2 ст. 227 КАС РФ установлена совокупность обстоятельств, при которых по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, а именно не соответствие оспариваемого действия (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таким образом учитывая, что необходимая совокупность юридически значимых обстоятельств, предусмотренная статьей 227 КАС РФ для удовлетворения административного иска, не установлена в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, поскольку судом не установлено факта нарушения прав Российской Федерации оспариваемым решением, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области о признании с момента вступления решения суда в законную силу незаконным пункта 1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от ***№***, которым отменен приказ Комитета по лесному хозяйству Мурманской области «Об утверждении положительного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов» от ***№*** – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья - подпись М.С.Дурягина

***

Дело № 2а-929/2019