Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 сентября 2019 года пос. Волово Богородицкий районный суд Тульской области в составе: председательствующего Кожуховой Л.А., при секретаре Соколовой М.Ю., с участием административного истца, которому поручено ведение коллективного административного иска в интересах жителей и домовладельцев д. Полунинка ФИО2, представителя административного ответчика администрации МО Воловский район по доверенности ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по коллективному административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 Вугара Совет оглы, ФИО22 Лимон Зиятхановны, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО2, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35 к администрации муниципального образования Воловский район о признании незаконным бездействия по вопросу организации газоснабжения в <адрес>, обязании устранить допущенные нарушения закона, прав и свобод жителей <адрес> в вопросе организации газоснабжения населенного пункта, обязании организовать газоснабжение <адрес>, газифицировав населенный пункт <адрес>, у с т а н о в и л: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО36, ФИО37, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО2, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35 обратились в суд с вышеуказанным административным иском к администрации МО Воловский район, мотивировав свои требования тем, что в 2012 году был газифицирован соседний с их деревней <адрес><адрес>. Расстояние между этими населенными пунктами составляет всего 1,5 км, поэтому от лица жителей <адрес><данные изъяты> дер. ФИО2 обратилась в администрацию МО Воловский район с просьбой газификации и их населенного пункта. Данное пожелание жителей было поддержано и администрацией МО Двориковское Воловского района. На обращение администрации МО Двориковское Воловского района от 09.04.2014 года в <данные изъяты>» 15.05.2014 года за № были получены технические условия подключения их деревни к газораспределительной сети, расположенной в <адрес>. В силу того, что организация газоснабжения в границах района относится к вопросам местного самоуправления муниципального района, разрешение указанного дела требовало согласия <данные изъяты>. Однако в дальнейшем, несмотря многочисленные обращения в разные инстанции, а главным образом в администрацию МО Воловский район, вопрос газоснабжения <адрес> так и не сдвинулся с места. При этом в администрации МО Воловский район то обещали решить вопрос, то указывали на невозможность его решения. Подобными действиями ответчик, как выяснилось со временем, по сути, саботировал решение данного насущного для жителей деревни вопроса. Так, согласно ответу от 17.10.2014 года администрацией МО Воловский район был проработан вопрос о возможности газификации <адрес> с <данные изъяты>, а также назначена на 21.10.2014 года встреча представителей МО Воловский район и <данные изъяты> для проведения предварительной оценки стоимости изготовления проектно-сметной документации и строительно-монтажных работ. Указанная встреча не состоялась, вместо этого 21.10.2014 года был направлен ответ на очередное обращение <данные изъяты> ФИО2, в котором администрация МО Воловский район подтвердила свое намерение оказать содействие в решение вопроса газификации их деревни от газораспределительных сетей, расположенных в <адрес>. Для определения точки подключения уличного газопровода в <данные изъяты> было направлено письмо о выдаче технических условий о возможности подключения к существующему газопроводу от пункта <адрес>. В своем письме от 17.07.2015 года глава МО Двориковское Воловского района ФИО38 также подтвердила намерение газификации деревни, более того, как следует из данного письма, представитель службы <данные изъяты> на месте указал точку возможного присоединения к существующему газопроводу, расположенному в <адрес>. Согласно ответу для получения технических условий необходимо письменное согласие владельца, т.е. <данные изъяты>, которое на тот момент не было получено. В 2017 году, в связи отсутствием каких-либо действий со стороны администрации МО Воловский район, <данные изъяты> ФИО2 вновь обратилась по вопросу газификации <адрес>. В ответе на данное обращение администрация МО <адрес> обещала обратиться в «Газпром газораспределение Тула» для получения новых технических условий до ДД.ММ.ГГГГ, в связи истечением срока действия ранее полученных технических условий № от 15.05.2014 года. Обещанная ответчиком заявка на получение новых технических условий, была подана в <данные изъяты> лишь 12.10.2017 года, в новых технических условиях уже не рассматривалась возможность подключения деревни к газораспределительной сети <адрес>, расположенной в 1-1,5 км от <адрес>, а был указан вариант подключения к газораспределительной сети <адрес>, расположенной гораздо дальше, на расстоянии 8-13 км. По указанной причине возросла и стоимость подключения, требуемая для газификации деревни, которая согласно предварительным расчетам <данные изъяты> на март 2018 года составила - 15549101,53 руб., вместо первоначальных 2000000-2500000 руб. в 2014 году из <адрес>. Единственным способом построить межпоселковый газопровод, по мнению администрации МО Воловский район, являлось вступление в программу «Развитие газоснабжение и газификации Тульской области», заявка на которую, согласно ответу от 21.03.2018 гада, была подана администрацией 27.12.2017 года за № в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области для включения их населенного пункта в программу газификации. На текущий момент, в связи с утратой силы постановления правительства Тульской области от 19.11.2013 года № «Об утверждении государственной программы Тульской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области», вступление в указанную программу для софинансирования подключения населенного пункта невозможно. В текущую, утвержденную постановлением правительства Тульской области от 29.12.2018 года № государственную программу по софинансированию расходных обязательств по газификации населенных пунктов Тульской области, согласно полученному ответу из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 01.03.2019 года, заявок от МО Воловский район на предоставление субсидий из бюджета Тульской области для газификации <адрес> не поступало. Более того, согласно полученному на запрос старосты ответу из <данные изъяты> за период 01.01.2017 года - 10.04.2019 года обращений администрации МО Воловский район о возможности присоединения к существующему газопроводу, расположенному в <адрес> не поступало. Таким образом, изложенные обстоятельства указывают на бездействие МО Воловский район по газификации <адрес> (а также, <адрес>). Бездействие ответчика выразилось в несоблюдении администрацией МО Воловский район сроков, волоките, недобросовестном отношении к своим обязанностям и полномочиям. По сути, действия (бездействие) ответчика следует оценивать как нежелание осуществлять газификацию указанных деревень, этим же может быть объяснена волокита со стороны ответчика в разрешении данного вопроса, вследствие которой за почти 7 лет так и не удалось осуществить газификацию указанных населенных пунктов, жители которых все эти годы с нетерпением ждали этого и готовы были понести необходимые для этого расходы и издержки. В настоящий момент, что, по сути, подтверждается полученными ответами администрации МО Воловский район, вопрос газификации деревни вернулся в исходную позицию, вина в которой полностью лежит на ответственности ответчика. По мнению административных истцов, неисполнение ответчиком добросовестно своих полномочий и обязанностей в вопросе организации газоснабжения, установленных законодательством, повлекло за собой нарушение прав и свобод жителей <адрес>. Просили суд признать бездействие администрации муниципального образования Воловский района незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы жителей <адрес> в вопросе организации газоснабжения населенного пункта, обязать ответчика устранить допущенные нарушения закона, прав и свобод жителей <адрес> в вопросе организации газоснабжения населенного пункта, а также обязать ответчика организовать газоснабжение <адрес>, газифицировать населенный пункт. В судебном заседании административный истец, ведущий в интересах группы лиц административное дело, ФИО2, заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что с 2012 года их обманывают с газификацией, дают надежду, рассчитывают стоимость проекта, они собирают деньги, у кого не были приватизированы дома, те приватизируют, а потом они получают отказ. 15.05.2014 года <данные изъяты> по просьбе администрации МО Двориковское были составлены технические условия с точкой подключения <адрес> к газопроводу в <адрес>. Встреча между главами администраций муниципальных образований Воловский район и <данные изъяты> для предварительной оценки стоимости проекта, назначенная на 21.10.2014 года не состоялась. Администрацией МО Воловский район в <данные изъяты> дважды 28.10.2015 года и 16.03.2016 года направлялись запросы о возможности присоединения <адрес> к газопроводу <адрес>, на которые были получены отказы. В 2017 году ситуация изменилась, мощность <данные изъяты> в <адрес> увеличилась, однако администрация МО Воловский район больше не обращалась в <данные изъяты> по данному вопросу. Администрацией МО Воловский район был направлен запрос на новые технические условия подключения <адрес> к газопроводу в <адрес>, заведомо зная, что в связи с высокой затратностью (15,5 млн. руб.), дело дальше не пойдёт. После их обращения к Президенту РФ в январе 2019 года она получила письмо из Министерства строительства и ЖКХ Тульской области со ссылкой на ответ администрации МО Воловский район, в котором говорится, что администрация МО Воловский район совместно с <данные изъяты> прорабатывают вопрос о возможности подключения <адрес>, но в ответе указана ещё более отдалённая точка <данные изъяты> (13,5 км), чем от <адрес>, и связи с высокой затратностью подключение невозможно. Кроме письма главы <данные изъяты>ФИО1 о возможности присоединения иных потребителей с любым расходом газа к <данные изъяты>, в суд администрацией МО Воловский район не представлено ни каких документов, подтверждающих договорённость между <данные изъяты> и МО Воловский район к газопроводу, расположенному на территории <данные изъяты>. В июне месяце 2019 года при вручении ей удостоверения <данные изъяты> глава администрации МО Двориковское ФИО38 дала ей копию заявки администрации МО Воловский район на технические условия присоединения <адрес> к <адрес>. Заявка была подана 23.04.2019 года. После повторного обращения к Президенту РФ 03.06.2019 года администрация МО Воловский район подала заявку в <данные изъяты> на вступление в программу газификации. В августе месяце выяснилось, что заявка подана не туда. Из <адрес> она была перенаправлена в <адрес>, а затем в <данные изъяты>. Подтверждающих документов администрацией также не представлено, оплата по составлению технических условий не произведена. Представитель административного ответчика администрации МО Воловский район по доверенности ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования жителей <адрес> не признала и просила в их удовлетворении отказать в полном объёме. Пояснила, что 26.03.2014 года администрацией МО Двориковское Воловского района получен ответ из <данные изъяты> в <адрес> о возможности присоединения к газораспределительным сетям от существующего межпоселкового подземного стального газопровода высокого давления, проложенного на <адрес>. В мае 2014 года администрацией МО Двориковское Воловского района были получены технические условия № в <данные изъяты> для подключения <адрес> к сети газораспределения. Ближайшим населенным пунктом подключения, ориентировочно 8 км, является <адрес>. В связи с отсутствием межпоселкового газопровода от <адрес> до <адрес>, с высокой затратностью, осуществить подключение данного населенного пункта в течение 3-х лет не удалось (стоимость газификации на одно домовладение не должна превышать 150 000 рублей). В период с 2014-2016 годы администрация МО Воловский район обращалась в <данные изъяты> за разрешением на присоединение <адрес> к существующему газопроводу, расположенному в <адрес>, построенному за счет средств бюджета <данные изъяты>, но получала отказы. 12.10.2017 года была подана повторная заявка на выдачу технических условий для подключения к газораспределительной сети, в связи с тем, что у технических условий № от 15.05.2014 года истек срок действия. 24.10.2017 года от <данные изъяты> получены новые технические условия № от <адрес>, срок действия технических условий 2,5 года. 12.03.2018 года <адрес> предоставило договор № от 02.03.2018 года о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения, к договору приложен предварительный расчет стоимости размера платы за подключение (технологическом присоединении), который составляет 15 549 101 рубль 53 копейки. 50% платы требовалось внести в течение 15 дней со дня заключения договора. В бюджете муниципального образования на 2018 – 2019 годы денежные средства в таком объеме не предусмотрены. 27.12.2017 года администрацией МО Воловский район подана заявка в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области о включении <адрес> в программу газификации Тульской области. 23.04.2019 года направлен запрос в <данные изъяты> о возможности газификации <адрес> от газопровода, расположенного в <адрес> на расстоянии 1 км. В информации, предоставленной <данные изъяты> в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, указано, что мощность ГРС, расположенной на территории <адрес> позволяет присоединение иных потребителей с любым расходом газа. 03.06.2019 года была подана заявка в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области о включении населенных пунктов Воловского района в программу газификации на последующие годы, в числе которых включена <адрес>. 09.07.2019 года подана заявка на технические условия от <данные изъяты>. На сегодняшний день технические условия администрации муниципального образования Воловский район не предоставлены. Для оплаты услуг по изготовлению технических условий по подключению <адрес> к сети газораспределения необходимо проведение процедуры закупки для муниципальных нужд согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для этого потребуется около 30-45 дней. Вышеуказанные действия администрации МО Воловский район и несогласие граждан с полнотой и эффективностью реализации полномочий по решению вопросов местного значения сельского поселения не свидетельствует о наличии признаков бездействия со стороны администрации МО Воловский район. В письме Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 01.03.2019 года по обращению ФИО2 сообщает, что подпрограммой «Стимулирование программ газификации населенных пунктов муниципальных образований Тульской области» государственной программы Тульской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Тульской области», утвержденной постановлением правительства Тульской области от 29.12.2018 № 598, предусмотрено предоставление из бюджета Тульской области субсидий муниципальным образованиям на софинсирование расходных обязательств по газификации населенных пунктов Тульской области, для строительства распределительных внутрипоселковых газопроводов. В целях обеспечения газификации <адрес> и подведения газотранспортной системы к указанным населенным пунктам администрация МО Воловский район направила в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области предложения о строительстве межпоселковых газопроводов в рамках Программы развития газоснабжения и газификации населенных пунктов Тульской области, финансируемой и реализуемой структурами <данные изъяты>. Данная программа сформирована и утверждена на период 2016-2020 годов. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области будет предлагать <данные изъяты> внести строительство данных газопроводов в указанную Программу, при ее формировании на дальнейший период. Таким образом, администрация МО Воловский район просит принять во внимание, что срок строительства уличной газопроводной сети в <адрес> может быть определен только после формирования новой программы и при наличии проектно-сметной документации на строительство межпоселкового газопровода к объекту капитального строительства, имеющей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительное заключение о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства. Субсидии на реализацию мероприятий по строительству внутрипоселковых газопроводов, распределительных газовых сетей предоставляются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Тульской области на строительство внутрипоселковых распределительных сетей, утвержденными постановлением правительства Тульской области от 29.12.2018 № 598. Бюджет муниципального образования Воловский район на 2019 год утверждён Решением Собрания представителей муниципального образования Воловский район от 27.12.2018 года № 5-1 «О бюджете муниципального образования Воловский район на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов». Общий объем доходов бюджета района утвержден в сумме 325 511 700 рублей. Общий объем расходов бюджета района в сумме 333 911 700 рублей. Дефицит бюджета составляет 8 400 000 руб. Согласно распределению бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования Воловский район на 2019 год на газификацию населенных пунктов муниципального образования Воловский район денежные средства не запланированы. Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, возложение на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодательством предусмотрена конкретная процедура, противоречит положениям Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и бюджетному законодательству. Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещён надлежащим образом. В материалах дела имеется письмо за подписью представителя Министерства по доверенности ФИО39 с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие. В отзыве на административное исковое заявление жителей <адрес> Министерство строительства и жилищно-коммунального сообщает следующее. Газификация населённых пунктов в соответствии с Федеральными законами от 31.03.199 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативно правовыми актами. В рамках государственной программы Тульской области «Обеспечение доступным и комфортным жильём населения Тульской области из бюджета Тульской области местным бюджетам предоставляются субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципалитетов по строительству внутрипоселковых распределительных газовых сетей на основании заявок администраций муниципальных образований в соответствии с постановлением правительства Тульской области от 29.12.2018 года № 598. Заявка администрации муниципального образования Воловский район о необходимости предоставления субсидий из бюджета Тульской области бюджету муниципалитета по строительству распределительного газопровода в д. Полунинка в указанное Министерство не поступала. Представитель заинтересованного лица администрации МО Двориковское Воловского района в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещён надлежащим образом. В соответствии со ст. ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле. Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу ст. 226 КАС РФ согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Пунктом 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Как следует из пояснений ФИО2, о заявке, поданной администрацией МО Воловский район в <данные изъяты> 23.04.2019 года, ей стало известно в июне 2019 года, а коллективное административное исковое заявление подано в суд 05.08.2019 года, то есть в пределах срока, предусмотренного п. 1 ст. 219 КАС РФ. Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. В силу ст. 8.1 вышеуказанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация на территориях сельских поселений газоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В силу ч. 4 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона вопросы организации в границах поселения газоснабжения населения решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Согласно ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ. В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Тульской области на строительство внутрипоселковых распределительных сетей, утвержденными постановлением правительства Тульской области от 29.12.2018 № 598 (далее – Правила) субсидии предоставляются на реализацию мероприятий по строительству внутрипоселковых газопроводов, распределительных газовых сетей, в том числе подводящих газопроводов к жилым домам, в соответствии с проектно-сметной документацией, врезке вновь построенных газопроводов в существующие распределительные сети, услуги по технической инвентаризации объектов капитального строительства. Согласно п. 4 Правил условиями предоставления субсидий являются являются: 1) наличие заявки муниципального образования Тульской области о предоставлении субсидий (с указанием перечня мероприятий), которая должна быть представлена до 1 июня года, предшествующего очередному финансовому году реализации подпрограммы; 2) наличие муниципальной программы (подпрограммы), направленной на достижение целей подпрограммы в соответствующем году; 3) наличие в бюджете муниципального образования Тульской области бюджетных ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства муниципального образования Тульской области; 4) наличие утвержденной проектной документации на объекты капитального строительства, имеющей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, и положительное заключение о достоверности сметной стоимости объекта строительства (данное требование не применяется в отношении объектов, соответствующих условиям, указанным в абзаце 10 подпункта 5.1 пункта 5 настоящих Правил); 5) обязательство муниципального образования Тульской области по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых муниципальными программами (подпрограммами), значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением о предоставлении субсидий, заключаемым между министерством и муниципальным образованием Тульской области; 6) возврат муниципальным образованием средств в бюджет области в соответствии с пунктами 16 - 20 и 22 приложения к Постановлению правительства Тульской области от 06.02.2014 года № 50 «О предоставлении и распределении субсидий из бюджета Тульской области местным бюджетам». В силу п. 5 Правил субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований Тульской области, выполняющим условия предоставления субсидий и прошедших отбор в соответствии со следующими требованиями: представление в министерство в срок до 1 июня года, предшествующего очередному финансовому году реализации подпрограммы, заявочного пакета на соответствующий год, содержащего следующие документы: 1) заявку на соответствующий год по форме, утвержденной министерством; 2) перечень мероприятий с технико-экономическим обоснованием необходимости их реализации; 3) заверенную копию или выписку из утвержденной в установленном порядке муниципальной программы (подпрограммы), направленной на достижение целей подпрограммы; 4) выписку из решения представительного органа муниципального образования Тульской области о местном бюджете, подтверждающую наличие в бюджете муниципального образования Тульской области бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства, или из сводной бюджетной росписи о софинансировании мероприятий муниципального бюджета; 5) заверенную копию сводного сметного расчета стоимости строительства объекта капитального строительства, составленного в базисных и текущих ценах по состоянию на год, предшествующий очередному финансовому году реализации подпрограммы, заявка на который подается; 6) заверенную копию действующих технических условий на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом; 7) заверенную копию распоряжения администрации муниципального образования Тульской области об утверждении проектно-сметной документации; 8) копии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства. Требования подпунктов 7, 8 пункта 5.1 настоящих Правил не применяются в отношении объектов газификации, по строительству которых правительство Тульской области имеет обязательства перед Публичным акционерным обществом «Газпром» в рамках Программы развития газоснабжения и газификации Тульской области на период 2016 - 2020 годов, утвержденной 08.08.2016 года временно исполняющим обязанности Губернатора Тульской области и Председателем Правления Публичного акционерного общества «Газпром» (далее - план-график синхронизации выполнения программ газификации регионов Российской Федерации), а также в отношении объектов, по которым имеются поручения Губернатора Тульской области или первого заместителя Губернатора Тульской области - председателя правительства Тульской области. Стоимость газификации одного домовладения не должна превышать 150 тыс. рублей (данное условие не распространяется на объекты капитального строительства, имеющие утвержденную проектную документацию с положительным заключением государственной экспертизы до 01.08.2014 года, а также на объекты капитального строительства, обязательства по которым имеет правительство Тульской области в соответствии с планом-графиком синхронизации выполнения программ газификации регионов Российской Федерации). Стоимость газификации одного домовладения рассчитывается исходя из количества газифицируемых домовладений (без учета количества перспективных потребителей) и общей стоимости строительства объекта согласно сведениям, содержащимся в сводном сметном расчете стоимости строительства объекта капитального строительства, составленном в текущих ценах (основные объекты строительства; временные здания и сооружения; возмещение дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время; резерв на непредвиденные работы и затраты; затраты, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость, благоустройство и озеленение территории). Перспективные потребители учитываются при расчете стоимости газификации одного домовладения в случае наличия письменного согласия собственников каждого домовладения, учтенного в проекте в качестве перспективного потребителя, осуществить строительство подводок к своим домовладениям от спроектированного уличного газопровода за счет собственных средств. Указанные согласия представляются в министерство в составе заявки муниципального образования Тульской области на предоставление субсидий. Превышение стоимости газификации одного домовладения свыше 150 тыс. рублей оплачивается за счет средств муниципального образования Тульской области или за счет средств жителей. В последнем случае в составе заявки муниципального образования Тульской области на предоставление субсидий обязательно представляется протокол схода граждан, из которого следует, что граждане, участвующие в сходе, выразили согласие на соответствующую оплату. Согласно п. 6 вышеуказанных Правил отбор муниципальных районов (городских округов) Тульской области осуществляется комиссией министерства по отбору муниципальных образований Тульской области и объектов для участия в реализации мероприятий подпрограммы. Комиссия в течение 30 календарных дней с момента окончания приема заявок проверяет представленные документы и принимает решение: О предоставлении субсидии при наличии следующих оснований: 1) соблюдение муниципальным образованием условий предоставления субсидии, установленных настоящими Правилами; 2) соответствие представленных документов требованиям настоящих Правил, представление их в полном объеме; 3) соответствие муниципального образования Тульской области требованиям, установленным настоящими Правилами; 4) наличие проектно-сметной документации на строительство межпоселкового газопровода к объекту капитального строительства, имеющей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительное заключение о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства, за исключением установленных настоящими Правилами случаев. Об отказе в предоставлении субсидии при наличии следующих оснований: 1) несоблюдение муниципальным образованием Тульской области условий предоставления и не достижение показателей результативности предоставления субсидии; 2) несоблюдение срока представления документов, установленного настоящими Правилами; 3) несоответствие представленных документов требованиям настоящих Правил, представление их не в полном объеме; 4) несоответствие муниципального образования Тульской области критериям отбора, установленным настоящими Правилами; 5) отсутствие проектно-сметной документации на строительство межпоселкового газопровода к объекту капитального строительства, имеющей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительное заключение о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства, за исключением установленных настоящими Правилами случаев; 6) неисполнение обязательств, взятых муниципальным образованием Тульской области в предыдущем году. В соответствии подп. 1,5 п. 1 ст. 6 Устава МО Воловский район к вопросам местного значения муниципального образования относятся: составление и рассмотрение проекта местного бюджета муниципального образования, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального образования; организация в границах муниципального образования электро- и газоснабжения городского и сельских поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Как установлено в судебном заседании ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО40, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО17, ФИО20, ФИО37, ФИО25, ФИО27, ФИО28, ФИО2, ФИО35, ФИО34, ФИО33, ФИО32 являются правообладателя домовладений в <адрес>, что подтверждается соответствующими документами, имеющимися в материалах дела. По вопросу газификации <адрес> ФИО2 обращалась в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области. Из ответа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 23.04.2014 года усматривается, что её обращение рассмотрено. Первоначальным вариантом для газификации <адрес> планировалось прокладка магистрального газопровода протяженностью 11 км от <адрес>, что потребовало бы значительных затрат. В настоящее время администрация МО Воловский район прорабатывает вопрос о газификации <адрес> от газораспределительных сетей, расположенных в <адрес>. На основании письма <данные изъяты> от 01.04.2014 года МО Двориковское Воловского района осуществляется подготовка необходимых документов для рассмотрения технической возможности подачи газа по данному варианту и последующей выдачи технических условий. В случае положительного решения и получения технических условий в <данные изъяты> для газификации <адрес> потребуется проложить ориентировочно 1,0 – 1,5 км межпоселкового газопровода, стоимость строительства составит 2,0-2,5 млн. рублей. Об окончательном решении будет сообщено дополнительно администрацией МО Воловский район после согласования вопроса с <данные изъяты>. На основании обращения администрации МО Двориковское Воловского района от 09.04.2014 года в <данные изъяты> 15.05.2014 года за № были получены технические условия подключения <адрес> к газораспределительной сети, расположенной в <адрес>. 17.10.2014 года на обращение ФИО2 администрация МО Воловский район сообщает, что с районной <данные изъяты> проработан вопрос о возможности газификации <адрес>. На 21.10.2014 года назначена встреча представителей администрации МО Воловский район и <данные изъяты> для проведения предварительной оценки стоимости изготовления проектно-сметной документации и строительно-монтажных работ. Если ориентировочная стоимость строительно-монтажных работ будет соответствовать параметрам газифицируемых домовладений, то есть не превышать 150 000 рублей на одно домовладение, то администрация МО Воловский район обратиться в <данные изъяты> для получения технических условий. Из сообщения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 21.10.2014 года усматривает, что финансирование работ по газификации населённых пунктов Тульской области осуществляется за счёт средств бюджета Тульской и бюджетов муниципальных образований по программе «Газификация населённых пунктов Тульской области на 2014-2020» государственной программы Тульской области «Обеспечение качественный жильём и услугами ЖКХ населения Тульской области». Основным условием включения объектов в программу является наличие проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы, при этом стоимость газификации одного домовладения не должна превышать 150 000 рублей, и заявки муниципального образования, подтверждающей софинансирование из местного бюджета, с обоснованием экономической целесообразности в газификации. Из сообщения администрации МО Воловский район от 11.11.2014 года следует, что для определения точки подключения уличного газопровода в <данные изъяты> направлено письмо о выдаче технических условий о возможности подключения к существующему газопроводу от <адрес>. Из письма <данные изъяты> от 29.12.2014 года следует, что в связи с перегрузкой газораспределительных станций (газопроводов отводов), расположенных на территории района, достигших проектной производительности с учётом ранее выданных согласований, перспективного строительства объектов, считают присоединение потребителей с любым расходом газа к сетям, питающимся от ГРС, невозможным. Из сообщения администрации МО Двориковское Воловского района от 07.07.2015 года на обращение жителей <адрес> следует, что администрация МО Двориковское проработала вопрос газификации <адрес>. Представитель службы <данные изъяты> на месте указал точку возможного присоединения к существующему газопроводу, расположенную в <адрес>. Для получение технических условий необходимо письменное согласие владельца, т.е. <данные изъяты>. На данный момент такое согласие не получено. 28.10.2015 года администрацией МО Воловский район <данные изъяты> направлено письмо с просьбой дать согласие для газификации <адрес>, поскольку представитель службы «Теплорайгаз» на месте указал точку возможного присоединения к существующему газопроводу, расположенную в <адрес>. Из писем <данные изъяты> от 02.11.2015 года и от 13.04.2016 года следует также, что в связи с перегрузкой газораспределительных станций (газопроводов отводов), достигших проектной производительности с учётом перспективного строительства новых газопроводов для объектов, расположенных на территории <данные изъяты>, считают присоединение иных потребителей с любым расходом газа к сетям, расположенным на территории района, невозможным. Учитывая вышеизложенное, предоставление разрешения на присоединение к существующему газопроводу, расположенному в <адрес>, построенному за счёт средств бюджета <данные изъяты>, невозможно. Согласно сообщению администрации МО Воловский район от 02.08.2017 года ими был направлен зарос в <данные изъяты> 19.07.2017 года о расчёте стоимости технологического присоединения к газораспределительной сети, ответ планируется получить 15.08.2017 года. В полученном ответе <данные изъяты> от 08.08.2017 года было рекомендовано обратиться с повторной заявкой на выдачу технических условий для подключения к газораспределительной сети, в связи с истечением срока действия технических условий № от 15.05.2014 года. Одновременно администрацией МО Воловский район сообщалось, что заявка на получение новых технических условий будет подана в <данные изъяты> до 15.09.2017 года. Из сообщения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 21.12.2017 года усматривает, что вопрос о включении объекта газификации <адрес> в программу газификации может быть рассмотрен Министерством в соответствии с очерёдностью, при наличии свободных лимитов бюджетных ассигнований, по факту поступления от администрации МО Воловский район соответствующей заявки. По информации администрации МО Воловский район в срок до 26.12.2017 в газораспределительную организацию <данные изъяты> будет подана заявка о заключении договора на подключение (техническое присоединение) объекта газификации <адрес> к газовым сетям с целью определения точки подключения и рассмотрения вопроса о разработке проектно-сметной документации. 27.12.2017 года администрацией МО <адрес> в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства направлено предложение по строительству межпоселкового газопровода к населённым пунктам Воловского района, в том числе к <адрес>, в которой планируется к газификации 21 домовладение, для включения в программу развития газоснабжения и газификации Тульской области, финансируемой <данные изъяты>. В феврале месяце 2018 года отделом ЖКХ, транспорта, строительства и архитектуры комитета по жизнеобеспечению администрации МО Воловский район в <данные изъяты> была направлена заявка о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения. Согласно сообщению администрации МО Воловский район от 21.03.2018 года <данные изъяты> 12.03.2018 года предоставило договор № о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения, к договору приложен предварительный расчёт стоимости размера платы за подключение размере 15 549 101,53 рублей. В связи с тем, что 50 % платы нужно внести в течение 15 дней со дня заключения договора, а бюджет МО Воловский район является дотационным, на 2018 год в бюджете муниципального образования денежные средства в таком объёме не предусмотрены. Единственным способом построить межпоселковый газопровод - это вступление в программу «Развитие газоснабжения и газификации Тульской области», финансируемой и реализуемой <данные изъяты>. Муниципальным образованием 27.12.2017 года подана заявка в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области для включения данного населённого пункта в программу газификации. Срок строительства уличной сети в <адрес> может быть определён после формирования новой программы. Из ответа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 01.03.2019 года усматривается, что подпрограммой «Стимулирование программ газификации населённых пунктов муниципальных образований Тульской области» государственной программы Тульской области «обеспечение доступным о комфортным жильём населения Тульской области», предусмотрено предоставление из бюджета Тульской области субсидий муниципальным образованиям на софинансирование расходных обязательств по газификации населённых пунктов Тульской области, для строительства распределительных внутрипоселковых газопроводов на основании заявок муниципалитетов в соответствии с постановлением правительства Тульской области от 29.12.2018 года № 598. Заявок от администрации МО Воловский район на предоставление субсидий из бюджета Тульской области на софинансирование расходных обязательств по газификации деревень Полунинка и Варваровка в рамках указанной программы до настоящего времени в Министерство не поступало. По информации администрации МО Воловский район, на сегодняшний день существует техническая возможность газификации указанных населённых пунктов с подключением к существующим газовым сетям в районе <адрес>, на удалении 8 км (ориентировочная стоимость технического присоединения объекта газификации составляет 15,5 млн. руб.). Изыскать в муниципальном бюджете денежные средства в таком объёме администрация возможности не имеет. Вопрос о возможности определения альтернативной точки подключения администрацией МО Воловский район прорабатывается совместно с <данные изъяты>, в результате чего было определено, что газифицировать <адрес> и <адрес> возможно с точки подключения от <данные изъяты>, расположенной на территории <адрес> (удаление – 13,5 км), техническая возможность подключения от газотранспортной системе в район <адрес> на текущий момент отсутствует. В целях обеспечения газификации <адрес> и <адрес> и подведения газотранспортной системы к указанным населённым пунктам администрацией МО Воловский район направлены в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области предложения о строительстве межпоселковых газопроводов в рамкам программы развития газоснабжения и газификации населённых пунктов Тульской области, финансируемой и реализуемой структурами <данные изъяты> Данная программа сформирована и утверждена на период 2016-2020 годы. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области будет предлагать <данные изъяты> внести строительство данных газопроводов в указанную программу, при её формировании на дальнейший период. Из сообщения <данные изъяты> от 11.04.2019 года усматривается, что обращений администрации МО Воловский район о возможности присоединения к существующему газопроводу, расположенному в <адрес>, за период с 01.01.2017 года по 10.04.2019 года не поступало. 23.04.2019 года администрацией МО Воловский район в <данные изъяты> направлен запрос о предоставлении информации о технической возможности газификации населённых пунктов Воловского района Тульской области с последующей выдачей технических условий от газораспределительных сетей расположенных на территории <адрес>, относящегося к <данные изъяты> в <адрес>, в частности от источника газоснабжения <данные изъяты>, ориентировочное расстояние от населённых пунктов составляет 2000 метров, общее количество газифицируемых домов в <адрес> – 21, максимальный часовой расход газа составляет 121,8 м3/ч. Из информации, представленной <данные изъяты> 30.05.2019 года, усматривается, что техническая возможность газификации <адрес> с последующей выдачей технических условий имеется от газопровода, проложенного к <адрес> на расстоянии 1 км, источник газоснабжения <данные изъяты>. 03.06.2019 года администрацией МО Воловский район в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства направлено предложение по строительству внутрипоселковых газопроводов, распределительных сетей, газопроводов, подходящих к жилым домам к населённым пунктам Воловского района, в том числе к <адрес>, в которой планируется к газификации 21 домовладение, для включения в программу развития газоснабжения и газификации Тульской области, финансируемой <данные изъяты>. Из сообщения <данные изъяты> от 16.09.2019 года по вопросу возможной газификации <адрес>, а также прокладки газопровода от <адрес> следует, что по информации, полученной от <данные изъяты>, мощность ГРС, расположенной на территории <адрес>, позволяет присоединение иных потребителей с любым расходом газа с декабря 2017 года. Администрации МО Воловский район, на территории которого расположен <адрес>, необходимо обратиться в <данные изъяты> в <адрес> с целью согласования и дальнейшей разработки проектно-сметной документации по газификации указанного населённого пункта. Проанализировав вышеуказанные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в обязанности органа местного самоуправления - администрации МО Воловский район входит строительство распределительных внутрипоселковых газопроводов, субсидии на которое предоставляются из бюджета Тульской области, а строительство межпоселковых газопроводов осуществляется в рамках Программы развития газоснабжения и газификации населенных пунктов Тульской области, финансируемой и реализуемой структурами <данные изъяты>, что свидетельствует об отсутствии признаков бездействия со стороны административного ответчика – администрации МО Воловский район. В силу ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Возложение в судебном порядке на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит положениям Федерального закона от 06.10 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и бюджетному законодательству. Несогласие жителей <адрес> с полнотой и эффективностью реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения сельского поселения, не могут свидетельствовать о наличии признаков бездействия со стороны этих органов. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд решил: административные исковые требования ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 Вугара Совет оглы, ФИО22 Лимон Зиятхановны, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО2, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35 к администрации муниципального образования Воловский район о признании незаконным бездействия по вопросу организации газоснабжения в <адрес>, обязании устранить допущенные нарушения закона, прав и свобод жителей <адрес> в вопросе организации газоснабжения населенного пункта, обязании организовать газоснабжение <адрес>, газифицировав населенный пункт <адрес>, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий судья Мотивированное решение изготовлено 30.09.2019 года. |