ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-92/2018 от 10.02.2018 Оленегорского городского суда (Мурманская область)

Дело № 2а-92/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2018 года

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Бахаревой И.В.,

при секретаре Кузьма Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области об оспаривании решений об отказе в согласовании заявленных к проведению публичных мероприятий и возложении обязанности согласования проведения заявленных публичных мероприятий,

установил:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области о признании незаконными решений об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий в форме шествия и пикетирования и о возложении обязанности согласовать проведение заявленных публичных мероприятий. В обоснование заявленных требований указали, что 30.01.2018 Главе г. Оленегорска ими были поданы заявки о проведении трёх публичных мероприятий: пикетирования 03 февраля 2018 года с 09 до 10 часов на Центральной площади в городе Оленегорске с количеством участников до 300 человек; пикетирования 03 февраля 2018 года с 11 до 12 часов у памятника В.И. ФИО7 около Дворца Культуры «Олкон» по ул. Мира в городе Оленегорске с количеством участников до 300 человек; шествия Оленегорского гей-парада 11 февраля 2018 года с 11 до 13 часов по улице Строительная от улицы Кирова до улицы Парковая в городе Оленегорске с количеством участников до 300 человек.

30 января 2018 года заместитель Главы Администрации города Оленегорска по вопросам городского хозяйства ФИО4 уведомил административных истцов об отказе в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий по соображениям безопасности, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», не предложив альтернативных мест или времени проведения шествия и пикетирований, тем самым фактически лишив административных истцов возможности эффективной реализации права на свободу собраний. Административные истцы полагают, что заявленные публичные мероприятия не могут нарушать требований нравственности, поскольку имеют целью привлечение внимания общества и власти к необходимости соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и борьбы против существующей дискриминации представителей сексуальных меньшинств. Считают, что обжалуемые решения основаны на дискриминационном отношении к лицам с гомосексуальной ориентацией. Также административные истцы утверждают о нарушении порядка согласования проведения публичных мероприятий в связи с не предоставлением административным истцам предложения об изменении места и времени проведения заявленных публичных мероприятий с указанием конкретного альтернативного места и времени проведения шествия и митингов, поскольку организатору проведения публичного мероприятия не было предложено изменить место или время проведения публичных мероприятий с указанием конкретного альтернативного места проведения.

По мнению административных истцов истинным основанием для отказа Администрации в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий явились предположения должностного лица о том, что проведение заявленных публичных мероприятий может привести к нарушению федерального законодательства о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.

Просят признать незаконными решения Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области - отказы в согласовании заместителем Главы г. Оленегорска ФИО4 № 01-395, № 01-404 и № 01-405 от 30 января 2018 года заявленных публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований и обязать Администрацию города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

Административные соистцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 просили о рассмотрении дела в их отсутствие, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, судом явка соистцов по рассматриваемому делу не была признана обязательной, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административных соистцов.

Представитель административного ответчика ФИО5 в письменных возражениях просила в удовлетворении административного иска отказать, указывая, что административные истцы не исполнили свою обязанность по информированию органа местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичных мероприятий, указанных в уведомлениях о проведении публичных мероприятий.

Обращает внимание, что в обжалуемых решениях содержится указание на возможность проведения заявленных публичных мероприятий в специально отведенном или приспособленном месте для коллективного обсуждения общественно-значимых вопросов и выражения общественных настроений, которое на территории города Оленегорска определено постановлением Правительства Мурманской области от 24.01.2013 № 19-ПП.

Полагает, что административные истцы не имели действительных намерений проведения заявленных публичных мероприятий, поскольку не исполнили обязанность по направлению в Администрацию города Оленегорска информацию о принятии (непринятии) мотивированного предложения о проведении заявленных публичных мероприятий в специально отведенных местах.

Обращает внимание, что в силу требований законодательства о проведении публичных мероприятий при получении уведомления о проведении публичного мероприятия орган местного самоуправления в каждом конкретном случае оценивает безопасность проведения публичного мероприятия в местах, указанных в уведомлении о его проведении. При этом, администрация города Оленегорска привела соответствующие доводы о невозможности согласования проведения публичных мероприятий в конкретных местах, указанных в уведомлениях. При оценке безопасности проведения публичных мероприятий учитывались нормы предельной заполняемости территории, а также предполагаемое скопление граждан в местах, указанных для проведения публичных мероприятий. Просит учесть, что на весь февраль 2017 года Администрацией г. Оленегорска запланировано мероприятие «Информационно-просветительская программа «Афганистан болит в моей душе», осуществляемая в МУК ЦК и Д «Полярная звезда», в том числе, на 11 февраля 2017 года запланировано мероприятие «Митинг «Память», посвященный 29-й годовщине вывода войск из Афганистана. В связи с изложенным полагает, что в период времени, совпадающим с проведением планируемых мероприятий, предполагается массовое скопление граждан в местах проведения публичных мероприятий, указанных в уведомлениях.

Просит учесть также, что место проведение пикета, указанное в одном из уведомлений – у памятника ФИО7 у ДК на ул. Мира в г. Оленегорске, с предполагаемой численностью участников 300 человек, не отвечает требованиям безопасности участников данного публичного мероприятия, поскольку предельная заполняемость указанной территории относительно ее площади не более 55 человек.

В уведомлении о проведении шествия по маршруту движения участников : по ул. Строительной от ул. Кирова до ул. Парковая в г. Оленегорске не указано по каким конкретно элементам дороги будет осуществляться передвижение участников шествия, заявленных в количестве 300 человек, при этом, организатором в уведомлении не указаны формы и методы обеспечения общественного порядка в части перекрытия (ограничения) дорожного движения на всем протяжении маршрута. Помимо изложенного, по указанному маршруту осуществляется маршрутное движение автобуса.

Кроме того, просит учесть, что при рассмотрении вопроса безопасности проведения публичных мероприятий, необходимо принимать во внимание положения действующего законодательства РФ, направленные на защиту таких конституционно-значимых ценностей, как семья и детство, а также на предотвращение причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их нравственному и духовному развитию. Учитывая, что все заявленные места проведения публичных мероприятий являются общественными местами, в указанных местах могут присутствовать несовершеннолетние.

Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Представитель административного ответчика Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен.

Поскольку судом явка административного ответчика по рассматриваемому делу не была признана обязательной, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу системного толкования главы 22 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина (граждан); созданы препятствия к осуществлению прав и свобод; на гражданина (граждан) незаконно возложена какая-либо обязанность или он (они) незаконно привлечен(ы) к ответственности.

Согласно ч. 4 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 30 января 2018 года ФИО1, ФИО2 и ФИО3 подали Главе города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области ФИО6 уведомления о намерении провести 03.02.2017 и 11.02.2017 три публичных мероприятия.

Так, указанными лицами подано уведомление о проведении пикетирования с призывом к кандидатам на пост президента РФ выступить против гомофобии, трансфобии и дискриминации геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров. Заявленная цель публичного мероприятия – призыв к кандидатам на пост Президента Российской Федерации на выборах в 2018 года включить положение о недопустимости дискриминации сексуальных и гендерных меньшинств в свои предвыборные программы, а также выступить против гомофобиии ( ненависти к сексуальным меньшинствам) и трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам) в России. Место проведения: Центральная площадь в г. Оленегорске. Дата, время начала и окончания публичного мероприятия – 3 февраля 2017 года, время начала -09 часов, время окончания – 10 часов. Предполагаемое количество участников – 300 человек. Организатором является ФИО1, уполномоченными организаторами публичного мероприятия являются ФИО2 и ФИО3 (л.д. 19-22)

Кроме того, административными соистцами подано уведомление о проведении пикетирования с призывом к легализации в России однополых брачных союзов. Целью публичного мероприятия, согласно уведомлению, является призыв к принятию поправок в Семейный кодекс РФ, направленных на законодательное признание права двух лиц одного пола на вступление в брак. Место проведения: у памятника В.И. ФИО7 около Дворца культуры Олкон по ул. Мира в г. Оленегорске. Дата, время начала и окончания публичного мероприятия – 3 февраля 2017 года, время начала - 11 часов, время окончания – 12 часов. Предполагаемое количество участников – 300 человек. Организатором является ФИО1, уполномоченными организаторами публичного мероприятия являются ФИО2 и ФИО3 (л.д. 23-26)

Также, административными истцами подано уведомление о проведении шествия Оленегорского гей-парада в поддержку толерантного отношения в соблюдении прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств. Целью публичного мероприятия, согласно уведомлению, является привлечение внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечение внимания общества и власти к существующей дискриминации гомосексуальной ориентации, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Место проведения шествия: по ул. Строительная от ул. Кирова до ул. Парковая в г. Оленегорске. Дата, время начала и окончания публичного мероприятия – 11 февраля 2017 года, время начала - 11 часов, время окончания – 13 часов. Предполагаемое количество участников – 300 человек. Организатором является ФИО1, уполномоченными организаторами публичного мероприятия являются ФИО2 и ФИО3 (л.д. 27-30).

В соответствии с распоряжением Главы города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области от 27 декабря 2017 года № 466-л «О возложении обязанностей» обязанности главы города Оленегорска возложены с 11 января по 06 февраля 2017 года возложены на заместителя главы Администрации города по вопросам городского хозяйства ФИО4

Решениями, оформленными в виде ответов на уведомления № 01-405 от 30.01.2018, № 01-404 от 30.01.2018, № 01-395 от 30.01.2018 заместитель Главы администрации города Оленегорска по вопросам городского хозяйства ФИО4 уведомил административных истцом об отказе в согласовании трех заявленных публичных мероприятий в указанное в уведомлениях время и в указанных местах, предложено изменить место и время проведения публичных мероприятий. Отказы мотивированы тем, что заявленные места проведения пикетирований не отвечают требованиям безопасности дорожного движения. Кроме того, проведение пикетирования у памятника В.И. ФИО7 с предполагаемой численностью участников 300 человек не отвечает требованиям безопасности участников данного публичного мероприятия, поскольку предельная заполняемость указанной территории не более 55 человек из расчета 1 человек на квадратный метр.

Кроме того, проведение мероприятия пикетирования на Центральной площади города Оленегорска, являющейся элементом общей транспортно-пешеходной схемы города и обеспечивает подходы к зданиям и объектам городской инфраструктуры, в том числе, к зданию Ледового Дворца, гостинице 2Горняк», зданию ЦКиД «Полярная звезда», где проводятся различные мероприятия и нахождение большого количества людей в указанном месте может привести к нарушению прав и свобод граждан на доступ в указанные здания, свободы передвижения, на отдых граждан, не являющихся участниками публичного мероприятия.

Отказ в разрешении проведения публичного мероприятия – шествия Оленегорского гей-парада мотивирован тем, что по заявленному маршруту осуществляется маршрутное движение автобуса в связи с чем, проведения шествия в указанное в уведомлении время с предполагаемым количеством участников 300 человек не отвечает требованиям обеспечения беспрепятственного движения пешеходов, а также обеспечения транспортной безопасности и безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Целью публичного мероприятия является, в том числе, свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В то же время необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при его проведении.

В силу ст.ст. 5, 7, 8, 9, 12 Федерального закона от 19 июня 2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан.

Уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (ч.2.2 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан в том числе: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Кроме того, согласно статье 3 Закона Мурманской области от 24.03.2011 № 1330-01-ЗМО «О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, на территории Мурманской области» при организации и проведении публичного мероприятия его организаторы и участники должны соблюдать требования Федерального закона, требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также требования указанного закона.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными материалами 30.01.2018 административными истцами Главе г. Оленегорска были поданы заявки о проведении трёх публичных мероприятий:

-пикетирования с призывом к кандидатам на пост президента РФ выступить против гомофобии, трансфобии и дискриминации геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров с целью призыва к кандидатам на пост президента Российской Федерации на выборах 2018 года включить положение о недопустимости дискриминации сексуальных и тендерных меньшинств в свои предвыборные программы, а также выступить против гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам) и трансфобии (ненависти к тендерным меньшинствам). Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно состояться 03 февраля 2018 года с 09 до 10 часов на Центральной площади в городе Оленегорске с количеством участников до 300 человек;

- пикетирования с призывом к легализации в России однополых брачных союзов с целью призыва к принятию поправок в Семейный кодекс Российской Федерации, направленных на законодательное признание права двух лиц одного пола на вступление в брак. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно состояться 03 февраля 2018 года с 11 до 12 часов у памятника В.И. ФИО7 около Дворца Культуры Олкон по ул. Мира в городе Оленегорске с количеством участников до 300 человек;

-шествия Оленегорского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и тендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и тендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей тендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к тендерным меньшинствам), фашизму и

ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться 11 февраля 2018 года с 11 до 13 часов по улице Строительная от улицы Кирова до улицы Парковая в городе Оленегорске с количеством участников до 300 человек.

Согласно письму 01-405 от 30.01.2018, подписанному заместителем Главы г. Оленегорска по вопросам городского хозяйства М.Н. Cамониным, в проведении публичного мероприятия 03.02.2018 с 09.00 до 10.00 в форме пикетирования было отказано, поскольку для проведения публичного мероприятия на центральной площади города Оленегорска, в районе центрального входа в Ледовый дворец необходимо перекрытие (ограничение) дорожного движения центральной площади города, при этом в соответствии с положениями статьей 5, 7 Федерального закона № 54-ФЗ вопросы обеспечения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичных мероприятий относятся к компетенции организатора публичного мероприятия. Однако в уведомлении о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования, формы и методы обеспечения общественного порядка в части перекрытия (ограничения) дорожного движения на прилегающей территории к месту проведения публичного мероприятия, организатором не указаны. Кроме того, Центральная площадь города Оленегорска является элементом общей транспортно-пешеходной схемы города и обеспечивает подходы к зданиям и объектам городской инфраструктуры, в том числе к зданию Ледового дворца, гостинице «Горняк», зданию Центра культуры и досуга «Полярная звезда», где проводятся различные мероприятия и нахождение большого количества людей в указанном месте может привести к нарушению прав и свобод граждан на доступ в указанные здания, свободы передвижения, на отдых граждан, не являющихся участниками публичного мероприятия. Проведение пикетирования 03.02.2018 с 09.00 до 10.00 на Центральной площади города Оленегорска, с предполагаемым количеством участников 300 человек, не отвечает требованиям обеспечения беспрепятственного движения пешеходов, а также обеспечения транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, нарушает принцип добровольности участия в публичном мероприятии. В связи с изложенным, организаторам пикетирования было предложено изменить время и место проведения публичного мероприятия.

Согласно письму 01-404 от 30.01.2018, подписанному заместителем Главы г. Оленегорска по вопросам городского хозяйства М.Н. Cамониным в проведении публичного мероприятия с количеством участников до 300 человек 03.02.2018 с 11.00 до 12.00 в форме пикетирования было отказано, поскольку предельная заполняемость указанной в заявке территории относительно ее площади не более 55 человек на квадратный метр. Кроме того, территория у памятника В.И. ФИО7 является элементом общей транспортно-пешеходной схемы города и обеспечивает подход к зданию Дворца культуры «Олкон», где проводятся различные мероприятия и нахождение большого количества людей в указанном месте может привести к нарушению прав и свобод граждан на доступ в указанное здание, свободы передвижения, на отдых граждан, не являющихся участниками публичного мероприятия. Проведение публичного мероприятия – пикетирования с 11.00 до 12.00 с предполагаемым количеством участников 300 человек у памятника В.И. ФИО7 около Дворца Культуры «Олкон» по улице Мира в городе Оленегорске, не отвечает требованиям обеспечения беспрепятственного движения пешеходов, а также обеспечения транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, нарушает принцип добровольности участия в публичном мероприятии. В связи с изложенным, организаторам пикетирования было предложено изменить время и место проведения публичного мероприятия.

Согласно письму 01-395 от 30.01.2018, подписанному заместителем Главы г. Оленегорска по вопросам городского хозяйства М.Н. Cамониным в проведении публичного мероприятия 11.02.2018 с 11.00 до 13.00 в форме шествия было отказано, поскольку проведение данного мероприятия также не отвечает требованиям обеспечения беспрепятственного движения пешеходов, а также обеспечения транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, нарушает принцип добровольности участия в публичном мероприятии. В связи с изложенным, организаторам пикетирования было предложено изменить время и место проведения публичного мероприятия.

Срок для обращения в суд за защитой нарушенного права административными истцами не пропущен, поскольку обжалуемые решения вынесены 30.01.2018, административное исковое заявление поступило в суд 08.02.2018.

Административные истцы ссылаются на то, что административный ответчик должен был предложить иные места и время проведения публичных мероприятий, однако исходя из вышеприведенных норм закона не следует, что такая обязанность возложена на Администрацию г. Оленегорска и последняя должна совершать действия по поиску и согласованию иных мест, поскольку, прежде всего, данный вопрос должен быть инициирован организатором публичного мероприятия. Как следует из представленных материалов с предложением изменить место проведения мероприятий административные истцы не обращались, более того, оспариваемыми ответами разрешены предложения организатора только в отношении конкретных мест и времени проведения шествия и пикетирований.

В соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Постановлением Правительства Мурманской области от 24.01.2013 № 19-ПП «О единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера местах на территории Мурманской области» на территории города Оленегорска определено специально отведенное место.

Как следует из представленных материалов, исходя из положений пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ, Администрацией города Оленегорска было доведено до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указано на наличие специально отведенного места для проведения публичных мероприятий.

Суд также полагает обоснованным обжалуемое решение административного ответчика в согласовании публичного мероприятия в форме шествия по мотиву отсутствия в уведомлении о проведении данного публичного мероприятия форм и методов обеспечения общественного порядка в части перекрытия (ограничения) дорожного движения, поскольку согласно п.5 ч.4 ст.5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязанность обеспечения в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия возложена на организатора, и п.6 ч.3 ст.7 указанного Федерального закона вопросы обеспечения общественного порядка при проведении публичного мероприятия отнесены к компетенции организатора публичного мероприятия.

Исходя из предложенного маршрута шествия обеспечение общественного порядка и безопасности граждан при проведении данного публичного мероприятия предусматривает перекрытие (ограничение) дорожного движения на всем протяжении маршрута шествия с учетом прилегающих дорог, выездов с внутриквартальных территорий, прилегающих объектов дорожной инфраструктуры. Вместе с тем, в уведомлении о проведении публичного мероприятия в форме шествия, формы и методы обеспечения общественного порядка в части перекрытия (ограничения) дорожного движения на всем протяжении маршрута шествия, организатором не указаны.

Суд полагает, что следуя целям поддержания общественного порядка, законности, и обеспечения безопасности граждан, стабильного функционирования дорожного движения, в том числе общественного транспорта,

при рассмотрении уведомлений о проведении публичных мероприятий, административный ответчик обоснованно не согласовал их проведение, при этом решение об отказе в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий принято уполномоченным должностным лицом, в установленный срок, решения Администрации г. Оленегорска доведены до сведения административных истцов, что подтверждается представленными материалами и не оспаривается последними.

Также суд не считает обоснованным довод административных соистцов о том, что причиной отказа Администрации г. Оленегорска в согласовании проведения шествия и пикетирований является неприятие административным ответчиком целей публичных мероприятий, связанных с выступлением в поддержку прав и против дискриминации представителей сообщества геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России, то есть отказы являются дискриминационными по признаку сексуальной ориентации участников публичных мероприятий и лиц, в поддержку которых планировалось их проведение.

Из содержания ответов от 30.01.2018 не усматривается общего запрета, порицания гомосексуализма, лесбиянства, бисексуализма, трансгендерности со стороны административного ответчика, и их отрицательной оценки в общей системе правового регулирования.

Ссылки административного искового заявления на правовые позиции Комитета ООН по правам человека и решения Европейского суда по правам человека, а также акты Конституционного и Верховного Судов РФ, признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации, не свидетельствуют о незаконности действий административного ответчика, поскольку при рассмотрении дела установлено, что отказ в согласовании заявленных публичных мероприятий обусловлен не дискриминационными мотивами, а действующими нормативно-правовыми актами.

Ссылки же административных истцом на судебную практику иных регионов не имеют правового значения для рассматриваемого дела, поскольку система права Российской Федерации не является прецедентной, судебные акты районных (городских) судов и апелляционных инстанций не являются формой права.

Вместе с тем, суд также соглашается с доводами административного ответчика о невозможности согласования заявленных публичных мероприятий в указанных в уведомлениях местах и время в связи с возможностью нарушения федерального законодательства о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних по следующим основаниям.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, Федеральным законом № 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», устанавливаются требования к распространению среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 436-ФЗ, к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится, в том числе, информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи.

Исходя из того, что любое публичное мероприятие является открытой, доступной каждому акцией, имеющей целью свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований, учитывая намерение административных истцов провести публичные мероприятия за заявленными выше целями в местах, предполагающих присутствие большого количества людей, эти мероприятия, несомненно, окажут информационно-психологическое воздействие на неограниченный круг лиц, в том числе, и несовершеннолетних, которые, очевидно будут находиться в местах их проведения, так как в тех местах, где административные истцы планировали провести публичные мероприятия сосредоточено большинство культурно-массовых и спортивных учреждений, посещаемых детьми в свободное от учебы время.

Поскольку семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления традиционных семейных отношений – основанных на чувствах взаимной любви и уважения мужчины и женщины, их детей (ст. 1,12,47 Семейного кодекса РФ) и не предусматривает возможности воспитания детей в однополых семьях, то, принимая во внимание заявленное количество участников, формы проведения (шествия и пикетирования) и тематику запланированных мероприятий (призывы к легализации однополых браков, принятие поправок в Семейный кодекс РФ и т.д.), такое воздействие на несовершеннолетних следует признать нежелательным по причине его потенциальной угрозы для нравственного и духовного развития детей, сопряженным с формированием искаженных представлений о социально-признанных моделях семейных отношений, соответствующих общепринятым в российском обществе (и разделяемым всеми традиционными религиозными конфессиями) нравственным ценностям и представлениям о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое формально-юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 38, пункт «ж» части 1 статьи 72).

Также административными истцами не представлено суду достаточных и достоверных доказательств того, что информацию о нетрадиционных сексуальных отношениях они были намерены распространять в допустимой нейтральной форме.

Таким образом, оспариваемые решения были приняты полномочным органом (должностным лицом), соблюден порядок принятия данных решений, их содержание соответствует требованиям законодательства.

В связи изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административными соистцами требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области об оспаривании решений об отказе в согласовании заявленных к проведению публичных мероприятий и возложении обязанности согласования проведения заявленных публичных мероприятий - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

И.В. Бахарева