Дело №2а-92/2021
УИД 57 RS0013-01-2021-000134-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2021 года г.Малоархангельск
Малоархангельский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Беликовой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Силиной Е.В.,
с участием административного истца прокурора Малоархангельского района Орловской области заместителя прокурора Малоархангельского района Орловской области Удаловой Светланы Александровны,
административных ответчиков представителя администрации Малоархангельского района Орловской области по доверенности от 1 июня 2021 года и представителя комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, Малоархангельского районного Совета народных депутатов по доверенности от 26 июля 2021 года и комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Малоархангельского районного суда Орловской области, административное дело № 2а-92/2021 по административному исковому заявлению прокурора Малоархангельского района Орловской области к администрации Малоархангельского района Орловской области, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района о признании решения от 14 мая 2021 года в отношении муниципального служащего ФИО3 незаконным и признании в действиях ФИО3 конфликта интересов, Малоархангельскому районному Совету народных депутатов, комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов о признании решения незаконным и рассмотрении представления прокурора,
установил:
прокурор Малоархангельского района Орловской области в интересах Российской Федерации порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Малоархангельский районный суд Орловской области с исковыми требованиями к администрации Малоархангельского района Орловской области и комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района, с учетом дальнейших уточнений, о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов и признании в действиях временно исполняющего обязанности главы Малоархангельского района ФИО3 при исполнении должностных обязанностей, конфликта интересов.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции администрацией Малоархангельского района при предоставлении в аренду земельного участка врио. главы района ФИО3, в ходе которой выявлены нарушения антикоррупционного законодательства.
Установлено, что при проведении инвентаризации земель на территории Малоархангельского района администрацией Малоархангельского района на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, который свободен от прав и имеет границы с соблюдением отступа водоохранной зоны от водного объекта.
ДД.ММ.ГГГГ от гражданина ФИО3, являющегося врио. главы Малоархангельского района (который с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в отпуске), поступило заявление о предоставлении в аренду данного земельного участка.
В соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основания для отказа в предоставлении данного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов отсутствовали, в связи с чем, отделом по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского района была проведена процедура предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации с опубликованием извещения о предоставлении земельного участка в аренду в районной газете «Звезда», на официальном сайте Малоархангельского района, а также на официальном сайте, определенном для размещения торгов www.torgi.gov.ru в сети «Интернет».
В течение тридцати дней со дня опубликования данного извещения, то есть ДД.ММ.ГГГГ в отдел по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского района поступило заявление от И. о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, 02.03.2021 врио. главы Малоархангельского района ФИО3 вынес постановление № «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка».
В данном постановлении врио. главы Малоархангельского района ФИО3 постановляет пунктом первым - отказать ФИО3 (то есть самому себе) в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № без проведения аукциона, вторым пунктом дает указание отделу по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского района (ФИО4) провести открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, с определением цены предмета аукциона и срока аренды, а также шестым пунктом постановляет отделу по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского района заключить договор аренды по результатам проведенного открытого аукциона в отношении данного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в отдел по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского района направлена заявка на участие в открытом аукционе (назначенным самим ФИО3 постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№) Лот № по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером №
ДД.ММ.ГГГГ были проведены торги в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №. Соответствующее извещение о проведении торгов было опубликовано в районной газете «Звезда» 12.03.2021, а также на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации - <адрес>.
В связи с поступлением на участие в аукционе единственной заявки от ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Малоархангельского района в лице ФИО4 с ФИО3, являющимся врио. главы Малоархангельского района, заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Малоархангельского районного Совета народных депутатов № является временно исполняющим обязанности главы Малоархангельского района.
Таким образом, у ФИО3 сложилась ситуация при участии в конкурсе и дальнейшем заключении договора аренды земельного участка, с последующей реализацией своих полномочий, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Однако, в нарушение требований законодательства о противодействии коррупции врио. главы Малоархангельского района ФИО3, не принял мер к исключению возникшего конфликта интересов, в установленном порядке в уполномоченный орган не направил уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей (осуществлении полномочий), которая привела к конфликту интересов.
Данные обстоятельства свидетельствовали о совершении ФИО3 коррупционного правонарушения, влекущего в силу ч.6 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Малоархангельского района, якобы, направлялось сообщение о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, что вызывает сомнение истца в достоверности, так как данные сведения и документы при проведении проверки сотрудникам прокуратуры ФИО3 и администрацией района не предъявлялись, в связи с чем, по факту служебного подлога организована процессуальная проверка, окончательное решение не принято.
Сообщение ФИО3 рассматривалось ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Малоархангельского района. В соответствии с решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО3 при исполнении должностных обязанностей конфликт интересов не допущен.
Комиссией указано, что договор аренды земельного участка заключался по итогам открытого аукциона, на результаты которого никто из должностных лиц повлиять не мог, в том числе, и врио. главы района, подать заявку на участие в аукционе мог любой гражданин Российской Федерации, так как извещение о его проведении было размещено в средствах массовой информации.
Принятое комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Малоархангельского района решение, административный истец считает незаконным, необоснованным, нарушающим положения ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Считают, что у ФИО3 сложилась ситуация при назначении (организации) аукциона и участии в нем, с последующим заключением договора аренды земельного участка, с реализацией своих полномочий, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Вместе с тем, комиссией надлежащей оценки вышеуказанные действия ФИО3 при заключении договора аренды земельного участка с подчиненным структурным подразделением - отделом по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского района в лице ФИО4, не дана.
Действия ФИО3 при вынесении им постановления №, которым назначен аукцион по аренде земельного участка и ответственное подчиненное лицо, с которым в последующем заключен договор аренды с ФИО3, комиссией вообще не рассматривались, оценка данному факту не давалась.
Согласно ч. 4 Положения, утвержденного распоряжением администрации Малоархангельского района от ДД.ММ.ГГГГ№, комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в администрации Малоархангельского района.
Однако, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Малоархангельского районного Совета народных депутатов №-РС является временно исполняющим обязанности главы Малоархангельского района и на него с ДД.ММ.ГГГГ возложены в полном объеме полномочия главы района. В ходе реализации своих полномочий как врио. главы района ФИО3 был допущен конфликт интересов, связанный с организацией аукциона и заключении договора аренды земельного участка, а не как муниципальным служащим (заместитель главы района) администрации Малоархангельского района.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
В соответствии с ч. 3 Порядка сообщения лицами, замещающими должности муниципальной службы, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также предотвращения и урегулирования такого конфликта интересов, утвержденным постановлением администрации Малоархангельского района от ДД.ММ.ГГГГ№, лицо, замещающее должность муниципальной службы, обязано в письменной форме проинформировать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, представителя нанимателя (работодателя) в срок не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем возникновения личной заинтересованности.
Однако, врио. главы Малоархангельского района ФИО3 назначен на данную должность ДД.ММ.ГГГГ на основании Решения Малоархангельского районного Совета народных депутатов № поэтому считают представителем нанимателя для ФИО3 не администрацию Малоархангельского района, а Малоархангельский районный Совет народных депутатов, в связи с чем комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района была не вправе рассматривать сообщение о возникшем конфликте интересов ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с решением Малоархангельского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов» уведомление подается в комиссию по урегулированию конфликта интересов Малоархангельского районного Совета народных депутатов. Рассмотрение уведомлений осуществляется данной комиссией.
Кроме того, считают нарушением п. «а» ч. 13 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района, утвержденным распоряжением администрации Малоархангельского района от ДД.ММ.ГГГГ№, то, что председатель комиссии при поступлении к нему ДД.ММ.ГГГГ информации, содержащей основания для проведения комиссии, в трехдневный срок дату заседания комиссии не назначил, при этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации. Согласно объяснению председателя комиссии ФИО5, заседание комиссии назначено было им устно ДД.ММ.ГГГГ и в этот же день проведено соответствующее мероприятие.
Решение вынесено комиссией в составе ФИО5 - председателя комиссии с правом решающего голоса, ФИО6 - секретаря комиссии, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, из которых четверо являются работниками администрации района и находятся в прямом подчинении и в служебной зависимости от ФИО3 (ФИО5 - первый заместитель главы администрации Малоархангельского района, ФИО6-исполняющая обязанности начальника юридического отдела администрации Малоархангельского района, ФИО7- начальник отдела по организационно-кадровой работе и делопроизводству администрации Малоархангельского района, ФИО10- заведующая сектором опеки и попечительства администрации Малоархангельского района).
Истец считает, что действия врио. главы Малоархангельского района ФИО3 и комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района, нарушают единство правовых и организационных основ государственной службы, а также основные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации.
Просит признать незаконным решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Малоархангельского района от 14.05.2021 о недопущении ФИО3 при исполнении им должностных обязанностей конфликта интересов и признать в действиях ФИО3 при назначении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № и участии ДД.ММ.ГГГГ в данных торгах, с последующим заключением договора аренды земельного участка, конфликт интересов.
Определением Малоархангельского районного суда от 27 июля 2021 года постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании представитель административного истца прокурора Малоархангельского района Орловской области заместитель прокурора Удалова С.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административных ответчиков администрации Малоархангельского района, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исковые требования не признала и пояснила, что на основании ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии обнаружения свободных участков муниципальное образование администрация Малоархангельского района обязана эти участки реализовать, распорядиться ими Был сформирован ряд участков с присвоением кадастрового номера, заинтересованное лицо ФИО3 на тот момент исполнял обязанности врио. главы Малоархангельского района, в его должностные обязанности входит издавать распоряжения на реализацию открытого аукциона, в котором мог участвовать любой гражданин РФ на приобретение права аренды, что и было исполнено ФИО3, то есть назначена процедура аукциона. Извещение о проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка было опубликовано в районной газете «Звезда», на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, администрацией выполнены все требования для того, чтобы любой гражданин мог поучаствовать и был проинформирован о данном аукционе. ФИО3 решил для себя участвовать в данном аукционе, подал соответствующую заявку, приложил всю необходимую документацию, внес небольшой залог. По результатам этого аукциона ФИО3 был победителем, поскольку желающих кроме него не было. ФИО3 осознавал, что основной вид его деятельности-работа в должности заместителя по социальным вопросам, а также дополнительно и врио. главы Малоархангельского района, его должность возлагает на него ряд обязательств, поэтому во исполнении ФЗ №273 «О противодействии коррупции». уведомил представителя нанимателя - своего работодателя о возможности возникновения конфликта интересов, посчитав, что если он подпишет этот договор и будет далее проводить регистрационные действия с этим участком, то может нарушить требования закона. Уведомление было получено сформированной комиссией, состав которой, был утвержден распоряжением администрации Малоархангельского района, членами которой могли бы быть любые лица, не только сотрудники администрации, но и депутаты, принуждения в отношении членов комиссии, не было. Комиссией было принято данное уведомление и, в установленный распоряжением двадцатидневный срок, 14 мая 2021 года было заседание комиссии, ход которого был запротоколирован, было вынесено решение путем голосования, что конфликт интересов не усматривается, торги были открыты, ФИО3 ни как заместитель, ни как врио. главы района не мог повлиять на желание людей об их участии в аукционе. Вывод комиссии считает абсолютно обоснованным, законным, полагает, что никакого давления ни на членов комиссии при администрации района, ни на депутатов ФИО3 не могло быть оказано. Считает, что члены комиссии могли принимать любое решение, никаким образом ФИО3 не оказывал ни них давление, не указывал что им делать, велась видеозапись во время проведения заседания комиссии. Считает ни один из доводов прокуратуры, доведенный в исковом заявлении, не нашел своего подтверждения. Просила отказать по всем требованиям в полном объеме, поскольку не подтвержден ни один довод.
Заинтересованное лицо на стороне административных ответчиков ФИО3 в судебном заседании требования прокурора не признал и согласился с доводами, изложенными представителем административных ответчиков.
Заинтересованное лицо на стороне административных ответчиков председатель комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района ФИО5 в судебном заседании требования прокурора не признал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ от врио. главы района лично ФИО5 поступило уведомление о возможном конфликте интересов при исполнении ФИО3 должностных обязанностей. Данное уведомление ФИО5 было передано секретарю комиссии, в связи с выходными и праздничными днями было принято решение заседание комиссии провести 14 мая 2021 года. Основанием для проведения заседания комиссии являлось уведомление, никаких заключений по уведомлению не готовилось в связи с отсутствием в этом необходимости. На комиссии присутствовали все члены комиссии, заседание комиссии проводилось в 17 часов в зале администрации района на втором этаже. На заседание комиссии был приглашен ФИО3, который выступил, пояснил в чем суть его обращения в эту комиссию, члены комиссии его выслушали, после чего ФИО3, чтобы не оказывать какого-либо давления на членов комиссии, удалился из зала, членам комиссии каждому была предоставлена возможность высказать свое мнение, на членов комиссии до заседания никакого воздействия не оказывалось, никто из комиссии в действиях врио. главы Малоархангельского района не увидел конфликта интересов, о чем было вынесено решение.
Заинтересованное лицо на стороне административного ответчика ФИО6-секретарь комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района в судебном заседании требования прокурора не признала и пояснила, что председатель комиссии ФИО5 передал ей сообщение ФИО3. После общения с председателем комиссии было решено заседание комиссии провести после празднования 9 мая, а именно 14 мая 2021 года, то есть в срок 20 дней с момента подачи данного сообщения ФИО3. Решение о проведении заседания комиссии было устным, членов комиссии приглашали по телефону. Давления на членов комиссии ФИО3 оказано не было.
Заинтересованное лицо на стороне административного ответчика ФИО10-член комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района требования прокурора не признала и пояснила, что о проведении заседания комиссии ей было сообщено по телефону 14 мая 2021 года секретарем комиссии ФИО6. Как член комиссии принимала решение самостоятельно, в действиях ФИО3 конфликта интересов не видит, давление на ФИО10 при принятии решения, оказано не было, это было ее самостоятельное решение. В ходе заседания комиссии начальник отдела по землеустройству ФИО4 доложила обстоятельства по процедуре приобретения земельного участка ФИО3. С Положением о комиссии ФИО10 не знакома.
Заинтересованное лицо на стороне административного ответчика ФИО11-член комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района исковые требования не признала и пояснила, что работодателем для нее является администрация Малоархангельского района, находится в подчинении главы района. ФИО11 не видит со стороны ФИО3 конфликта интересов, какой-либо выгоды. Заседание комиссии было 14 мая 2021 года, сообщили ей об этом в этот день по телефону, давление в ходе заседания комиссии на ФИО11 оказано не было, на комиссии ФИО3 все подробно изложил, каждый член комиссии добровольно высказал свое мнение. С Положением о комиссии ФИО11 знакома, мотивированного заключения на заседание комиссии представлено не было.
Заинтересованное лицо на стороне административного ответчика ФИО8-член комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района исковые требования не признала и пояснила, что о заседании комиссии ей сообщили по телефону 14.05.2021. ФИО3 на заседании комиссии все подробно объяснил, выступил начальник отдела по землеустройству администрации Малоархангельского района ФИО4, не было никаких вопросов и сомнений, что нет конфликта интересов. ФИО8 в подчинении у ФИО3 не состоит, так как является депутатом районного Совета народных депутатов
Выслушав участников процесса по первоначальному иску, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом «б» части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Из Устава Малоархангельского района Орловской области от 3 июля 2007 года с последующими изменениями, следует, что глава района является высшим должностным лицом района и наделяется настоящим Уставом в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава района избирается районным Советом народных депутатов из своего состава на первом заседании районного Совета народных депутатов и возглавляет администрацию Малоархангельского района. В случае досрочного прекращения полномочий главы администрации района до избрания нового главы района полномочия главы района исполняет по решению районного Совета народных депутатов первый заместитель главы администрации района либо один из заместителей главы администрации района (том 2, л.д.26-32). Глава района должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
ДД.ММ.ГГГГ Малоархангельский район в лице главы Малоархангельского района ФИО12 на основании действующего Устава, заключил трудовой договор с муниципальным служащим ФИО3 согласно которому, последний назначен на высшую должность муниципальной службы заместителя главы администрации района по социальным вопросам (том 2, л.д.97-102).
Из подпункта 11 пункта 2.3 данного договора следует, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме работодателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Малоархангельского районного Совета народных депутатов «О временном исполнении полномочий главы Малоархангельского района» в связи с досрочным прекращением полномочий главы Малоархангельского района, в соответствии с частью 7,8,11 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь частью 6-7 статьи 29 Устава Малоархангельского района Орловской области, временное исполнение полномочий главы Малоархангельского района в полном объеме с 12 ноября 2019 года возложено на заместителя главы администрации Малоархангельского района по социальным вопросам ФИО3 (том 2,л.д.63).
ДД.ММ.ГГГГ Малоархангельский район в лице главы Малоархангельского района ФИО12 заключил с ФИО3 дополнительное соглашение по которому на период исполнения определенных Уставом Малоархангельского района Орловской области полномочий главы Малоархангельского района Орловской области муниципальному служащему в соответствии со ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации установлена доплата за совмещение должностей (том 2,л.д.103).
Пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон о муниципальной службе) установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Обязанность муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции).
Кроме того, пунктом 1 части 3 статьи 10 Закона о противодействии коррупции на муниципальных служащих возложена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Понятие конфликта интересов определено частью 1 статьи 10 Закона о противодействии коррупции как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью в силу части 2 названной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации ( части 4,5 статьи 11 Закона о противодействии коррупции (в редакции Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 431-ФЗ)).
Таким образом, в силу положений статей 10,12,13 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" ФИО3 как заместитель главы Малоархангельского района и временно исполняющий обязанности главы Малоархангельского района являлся муниципальным служащим и принял на себя обязательства и ограничения, связанные с муниципальной службой.
Аналогичные обязанности предусмотрены статьей 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Согласно ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Статьей 11 названного Федерального закона определен порядок предотвращения или урегулирования конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов") утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления: в 2-месячный срок разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов.
Распоряжением № 111 от 31 августа 2020 года администрации Малоархангельского района Орловской области в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации», пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации» от 1 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» образована комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района, а также утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района, которое является приложением к данному распоряжению (том 1, л.д.136, 137-141).
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ администрации Малоархангельского района «О внесении изменения в распоряжение администрации Малоархангельского района от 31 августа 2010 года № 111 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района» с целью актуализации состава комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района образована комиссия в следующем составе: ФИО5И-исполняющий обязанности первого заместителя главы администрации Малоархангельского района, председатель комиссии, ФИО13-начальник правового отдела администрации Малоархангельского района, заместитель председателя комиссии; ФИО6-главный специалист правового отдела администрации Малоархангельского района, секретарь комиссии, члены комиссии: ФИО8-депутат Малоархангельского районного Совета народных депутатов, ФИО7-начальник отдела по организационно-кадровой работе и делопроизводству администрации Малоархангельского района, ФИО10-заведующий сектором опеки и попечительства администрации Малоархангельского района, ФИО9-депутат Малоархангельского районного Совета народных депутатов (том 2, л.д. 52).
Согласно подпункту «б» пункта 11 Положения основанием для проведения заседания комиссии является поступившее в администрацию района обращение гражданина, замещавшего в администрации района, муниципальном органе должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный распоряжением администрации района, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с муниципальной службы; заявление муниципального служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; представление представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения муниципальным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления представителем нанимателя (работодателем) муниципального служащего мер по предупреждению коррупции; представление представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего материалов проверки, свидетельствующих о представлении муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; поступившее в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации» в администрацию района уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином, замещавшим должность муниципальной службы в администрации района, муниципальном органе трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказания услуг), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, исполняемые во время замещения должности в администрации района, муниципальном органе при условии, что указанному гражданину комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с данной организацией или, что вопрос о даче согласия такому гражданину на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации комиссией не рассматривался.
Пункт 13 данного Положения предусматривает подачу обращения, указанного в абзаце втором подпункта «б» пункта 11, гражданином, замещавшим должность муниципальной службы в администрации района, муниципальном органе, в администрацию района.
Согласно пункту 16 Положения председатель комиссии при поступлении к нему информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии: а) в 3-дневный срок назначает дату заседания комиссии, при этом, дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации, б)организует ознакомление муниципального служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего и с результатами ее проверки (том 2,л.д.2-8).
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Малоархангельского района «О внесении изменений в распоряжение администрации Малоархангельского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района» внесены изменения, в том числе в подпункт «б» пункта 11, который дополнен абзацем четвертым следующего содержания: «уведомление муниципального служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» (том 2, л.д.46-48).
ДД.ММ.ГГГГ председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района ФИО5 от муниципального служащего, временно исполняющего обязанности главы Малоархангельского района ФИО3 поступило сообщение о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в котором он сообщал, что им, как гражданином Российской Федерации с отделом по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского района был заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенного открытого аукциона, процедура проведения и итоги которого, размещены на официальном сайте Российской Федерации, определенном для размещения торгов <адрес>
Обращение ФИО3 именно в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района суд считает правильным, так как ФИО3 является муниципальным служащим в силу действующего законодательства.
В сообщении ФИО3 указал, что, так как право аренды земельного участка возникает с момента государственной регистрации права в органах Росреестра, с целью подачи заявления о государственной регистрации права аренды, во избежание возникновения конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, просит рассмотреть уведомление и подготовить мотивированное заключение о наличии, либо отсутствии конфликта интересов при заключении договора аренды земельного участка (том 1,л.д.17).
Данное сообщение было зарегистрировано в журнале регистрации сообщений лиц, замещающих должность муниципальной службы, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Малоархангельского района «О внесении изменений в распоряжение администрации Малоархангельского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района» помимо указанных выше изменений о порядке обращения, пункт 13 дополнен пунктами 13.1, 13.2 следующего содержания: «13.1 уведомление, указанное в абзаце четвертом подпункта «б» пункта 11 настоящего Положения, рассматривается администрацией района, которая осуществляет подготовку мотивированного заключения по результатам рассмотрения уведомления. 13.2 При подготовке мотивированного заключения по результатам рассмотрения обращения, указанного в абзаце втором подпункта «б» пункта 11 настоящего Положения, или уведомлений, указанных в абзаце четвертом подпункта «б» и подпункте «д» настоящего Положения, должностные лица администрации района имеют право проводить собеседование с муниципальным служащим, представившим обращение или уведомление, получать от него письменные пояснения, а руководитель органа местного самоуправления или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.
Подпункт «а» пункта 16 Положения изложен в следующей редакции а) в 10-дневыный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления указанной информации (том 2, л.д.46-48).
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Малоархангельского района «О внесении изменения в распоряжение администрации Малоархангельского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района» с целью уточнения порядка деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района, Положение дополнено пунктом 15.1 следующего содержания: «Мотивированные заключения, предусмотренные пунктами 13,13.1 и 15 настоящего Положения, должны содержать: а) информацию, изложенную в обращениях или уведомлениях, указанных в абзаце втором и четвертом пункта «б» и подпункте «д» пункта 11 настоящего Положения, б) информацию, полученную от государственных органов, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций на основании запросов; и)мотивированный вывод по результатам предварительного рассмотрения обращений и уведомления, указанных в абзаце втором и четвертом подпункта «б» п.11 настоящего Положения, а также рекомендации для принятия одного из решений в соответствии с пунктами 22,24,25 настоящего Положения или иного решения» (том 2, л.д.49).
Из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района, следует, что основанием для проведения заседания комиссии является уведомление муниципального служащего ФИО3 о возникновении личной заинтересованного при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, поступившее в комиссию ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе заседания комиссии были изучены, запрошенные у отдела по управлению муниципальным имуществом и земельных отношений документы о предоставлении в аренду земельного участка по заявлению ФИО3.
По результатам рассмотрения данной информации комиссия решила: признать, что при исполнении муниципальным служащим ФИО3 должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует по следующим основаниям:договор аренды земельного участка заключался по итогам открытого аукциона, на результаты которого никто из должностных лиц повлиять не мог, в том числе и временно исполняющий обязанности главы Малоархангельского района. Подать заявку на участие в аукционе мог любой гражданин Российской Федерации, так как извещение о его проведении было размещено в районной газете «Звезда», на официальном сайте Малоархангельского района, а также на официальном сайте Российской Федерации, определенном для размещения торгов в сети «Интернет», доступ к которому, имеет любой гражданин (том 1,л.д.18-20).
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что порядок рассмотрения уведомления муниципального служащего заместителя главы администрации Малоархангельского района и временно исполняющего обязанности главы Малоархангельского района ФИО3, административными ответчиками администрацией Малоархангельского района Орловской области и комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района, установленный Положением № от ДД.ММ.ГГГГ «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района», был нарушен, а именно комиссия рассмотрела уведомление муниципального служащего ФИО3 без подготовки предварительного мотивированного заключения по его сообщению, которое по смыслу п.13.1 Положения носит не рекомендательный, а обязательный характер.
По этим основаниям нельзя признать законным решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района от 14 мая 2021 года об отсутствии при исполнении муниципальным служащим ФИО3 должностных обязанностей конфликта интересов.
Таким образом, в виду нарушения порядка рассмотрения обращения муниципального служащего ФИО3 в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района административные исковые требования прокурора Малоархангельского района Орловской области к администрации Малоархангельского района Орловской области, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района о признании решения от 14 мая 2021 года в отношении муниципального служащего ФИО3 незаконным подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В связи с установлением нарушения порядка принятия оспариваемого прокурором решения, административным ответчикам надлежит устранить допущенное нарушение путем подготовки мотивированного заключения по результатам предварительного рассмотрения уведомления муниципального служащего временно исполняющего обязанности главы Малоархангельского района ФИО3 для принятия решения комиссией в соответствии с пунктами 22,24,25 Положения «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района» или иного решения.
В требовании о признании в действиях муниципального служащего временно исполняющего обязанности главы Малоархангельского района ФИО3 суд считает необходимым отказать, так как оспариваемое решение признано судом незаконным.
Прокурором также заявлены требования к ответчикам Малоархангельскому районному Совету народных депутатов и комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов о признании решения от 20.05.2021 незаконным и обязании комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов рассмотреть представление прокурора района на данной комиссии.
В обоснование требований указано, что при обстоятельствах, указанных в первоначальном исковом заявлении, у ФИО3 сложилась ситуация при участии в конкурсе и дальнейшем заключении договора аренды земельного участка с последующей реализации своих полномочий, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Прокуратурой Малоархангельского района в адрес председателя Малоархангельского районного Совета народных депутатов внесено представление, которое находится на рассмотрении.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов.
По результатам рассмотрения представления, комиссией принято решение о том, что ФИО3 не является депутатом Малоархангельского районного Совета народных депутатов, а полномочия комиссии не распространяются на деятельность врио. главы Малоархангельского района ФИО3.
Принятое комиссией решение считают незаконными необоснованным, противоречащим ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020) "О противодействии коррупции" применительно к рассматриваемой ситуации, у ФИО3 как указывалось выше сложилась ситуация при назначении (организации) аукциона и участии в нем, с последующим заключением договора аренды земельного участка, с реализацией своих полномочий, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Комиссией надлежащей оценки действия ФИО3 при заключении договора аренды земельного участка с подчиненным структурным подразделением - отделом по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского района в лице ФИО4, не дана.
Действия ФИО3 при вынесении им постановления №, которым назначен аукцион по аренде земельного участка и ответственное подчиненное лицо, с которым в последующем заключен договор аренды с ФИО3, комиссией не рассматривался и оценка данному факту не давалась.
Врио. главы Малоархангельского района ФИО3 назначен на данную должность ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Малоархангельского районного Совета народных депутатов №, поэтому представителем нанимателя для ФИО3 является не администрация Малоархангельского района, а Малоархангельский районный Совет народных депутатов.
В соответствии с решением Малоархангельского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов» уведомление подается в комиссию по урегулированию конфликта интересов Малоархангельского районного Совета народных депутатов. Рассмотрение уведомлений осуществляется данной комиссией.
Согласно частям 5 и 5.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Аналогичные положения закреплены в ч.5 ст.28 Устава Малоархангельского района Орловской области.
Действия врио. главы Малоархангельского района ФИО3 и комиссии по урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района, нарушают единство правовых и организационных основ государственной службы, а также основные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации.
Просит признать незаконным решение комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и обязать комиссию по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов рассмотреть представление прокурора района на данной комиссии.
В судебном заседании представитель административного истца прокурора Малоархангельского района Орловской области заместитель прокурора Удалова С.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Малоархангельского районного Совета народных депутатов по доверенности от 26 июля 2021 года и комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов ФИО2 исковые требования не признал и пояснил, что комиссия районного Совета по урегулированию конфликтов интересов при принятии решения 20.05.2021 руководствовалась Положением районного Совета. ФИО3 является заместителем главы района по социальным вопросам и врио. главы Малоархангельского района, поэтому согласно положению, комиссия рассматривает только возможный конфликт интересов в отношении депутатов районного Совета, ФИО3 не является депутатом, нанимателем ФИО3 является администрация Малоархангельского района. Представление прокурора комиссия рассматривала в присутствии прокурора Сизова Р.А., решение принималось в его присутствии.
Заинтересованное лицо на стороне административных ответчиков-секретарь комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов ФИО8 исковые требования не признала, пояснила, что при принятии 20.05.2021 решения руководствовались Положением комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов, в частности п. 3 и п. 8 Положения, оно касается только депутатов районного Совета, поэтому приняли такое решение на комиссии, решив, что не правомочны выносить суждение, то есть рассмотрели представление прокурора.
Заинтересованное лицо на стороне административных ответчиков-член комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов ФИО14 исковые требования не признала и пояснила, что является депутатом районного Совета и членом комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов, считает, что комиссия не правомочна рассматривать вопрос о наличии в действиях ФИО3 конфликта интересов на заседании комиссии по этике депутатов.
Заинтересованное лицо на стороне административных ответчиков-член комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов ФИО15 исковые требования не признал и пояснил, что считает, что решение законно, так как ФИО3 не является депутатом.
Заинтересованное лицо на стороне административных ответчиков-член комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов ФИО16 исковые требования не признал и пояснил, что голосовал на заседании комиссии против, желает, чтобы органы прокуратуры во всем разобрались.
Заинтересованное лицо стороне административных ответчиков-член комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов ФИО17 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть административное дело в ее отсутствие.
Выслушав участников административного судопроизводства по второму иску, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как следует из содержания статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, надзор за исполнением законов представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. В силу положений пункта 3 статьи 22 данного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
На основании пункта 1 статьи 24 указанного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона о прокуратуре прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 17 февраля 2015 года N 2-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта "г" статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", с учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.
Из системного толкования указанных правовых норм следует, что в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке, перечень поводов для проведения прокурорской проверки не конкретизирован, компетенция прокуроров в решении вопроса о наличии оснований для принятия необходимых мер прокурорского реагирования не ограничена.
11 мая 2021 года прокурор Малоархангельского района Орловской области обратился в Малоархангельский районный Совет народных депутатов с представлением об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки, установлено, что ФИО3, который с 10.11.2019 на основании решения Малоархангельского районного Совета народных депутатов № является временно исполняющим обязанности главы Малоархангельского района, не принял мер к исключению возникшего конфликта интересов, в установленном порядке в уполномоченный орган не направил уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей (осуществлении полномочий), которая привела к конфликту интересов при заключении ДД.ММ.ГГГГ договора аренды с отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Малоархангельского района земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> (том 2,л.д.151-154).
Прокурор потребовал безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района и принять конкретные меры к устранению нарушений законодательства и условий, им способствующих.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Малоархангельского районного Совета народных депутатов «О комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов» в соответствии с Федеральными законами от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» образована комиссия по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов в составе согласно приложению 1 и утверждено Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов согласно Приложению 2 (том 2,л.д.145).
Согласно Приложению 1 к решению районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№-РС состав комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов следующий: ФИО2-председатель комиссии, ФИО9-заместитель председателя комиссии, ФИО8-секретарь комиссии, члены комиссии: ФИО16, ФИО14, ФИО18, (по согласованию), ФИО15 (том 2,л.д.144).
Из пункта 3 Положения о комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совета народных депутатов, которое является Приложением 2 к решению районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что основной задачей комиссии является содействие Малоархангельскому районному Совету народных депутатов: а) в обеспечении соблюдения депутатами Малоархангельского районного Совета народных депутатов требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иными нормативными актами Российской Федерации, б) в осуществлении мер по предупреждению коррупции. Основаниями для проведения заседания комиссии является поступление в комиссию: а) информации о несоблюдении депутатом ограничений и запретов, неисполнении им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иными Федеральными законами; б) уведомления депутата о возникновении личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (том 2, л.д.146-150).
Из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов следует, что основанием для проведения заседания комиссии является поступление в комиссию представления прокуратуры Малоархангельского района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции (том 2,л.д.134-143).
Решением комиссии установлено, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 3, подпунктом «а» пункта 8 Положения «О комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов (№ от ДД.ММ.ГГГГ), полномочия комиссии не распространяются на деятельность временно исполняющего обязанности главы Малоархангельского района ФИО3.
Суд считает данное решение законным по тем основаниям, что временно исполняющий обязанности главы Малоархангельского района ФИО3 не является депутатом Малоархангельского районного Совета народных депутатов, поэтому согласно Положению о комиссии Малоархангельского районного Совета народных депутатов оснований для рассмотрения представления прокурора Малоархангельского района по существу, у административных ответчиков Малоархангельского районного Совета народных депутатов и комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов, в отношении временно исполняющего обязанности главы Малоархангельского района ФИО3, не имелось.
Других оснований для признания оспариваемого решения незаконным, судом не установлено, административным истцом, не представлено.
Таким образом, в удовлетворении требований прокурора о признании решения комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ надлежит отказать, так как оснований для признания оспариваемого решения незаконным, судом не установлено, в том числе, в части обязания комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов от 20.05.2021 рассмотреть представление прокурора на данной комиссии, так как представление прокурора являлось предметом рассмотрения комиссии при Малоархангельском районном Совете народных депутатов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск прокурора Малоархангельского района Орловской области к администрации Малоархангельского района Орловской области, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района от 14 мая 2021 года в отношении муниципального служащего ФИО3 незаконным и признании в действиях ФИО3 конфликта интересов, Малоархангельскому районному Совету народных депутатов, комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов о признании решения незаконным и рассмотрении представления прокурора, удовлетворить частично.
Признать решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района от 14 мая 2021 года об отсутствии конфликта интересов при исполнении муниципальным служащим ФИО3 должностных обязанностей незаконным и обязать подготовить мотивированное заключение по результатам предварительного рассмотрения уведомления муниципального служащего временно исполняющего обязанности главы Малоархангельского района ФИО3 для принятия решения комиссией в соответствии с пунктами 22,24,25 Положения «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района» или иного решения.
Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района сообщить административному истцу-прокурору Малоархангельского района Орловской области и в Малоархангельский районный суд Орловской области об исполнении решения в течение месяца со дня вступления данного решения в законную силу.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда через Малоархангельский районный суд Орловской области.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 31 августа 2021 года.
Судья И.А.Беликова