ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-930/2022 от 29.06.2022 Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2022 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Шопик М.С.,

при секретаре Хахановой Т.С.,

с участием представителя ответчика УФНС России по Иркутской области по доверенности 6, представителя ответчика Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области по доверенности 5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению 2 к Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области об оспаривании действий и решения,

установил:

2 обратился в суд с административным иском, указав в его обоснование, что он обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области (далее - Межрайонная ИФНС № 16 по Иркутской области) с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) земельного налога в размере 140 809 руб. письмом налоговый орган отказал в возврате излишне уплаченного (взысканного) налога. Не согласившись с данным отказом, он направил жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее – УФНС России по Иркутской области). Решением от д жалоба оставлена без удовлетворения со ссылкой на то обстоятельство, что принадлежащие ему земельные участки не имеют вид разрешенного использования - «индивидуальное жилищное строительство». Он исполнил обязанность по уплате земельного налога на основании налогового уведомления от . Сумма земельного налога, указанная в уведомлении, составила 301 325 руб. При исчислении сумм земельного налога налоговым органом неправомерно применен коэффициент жилищного строительства равный 2. В соответствии с разрешенным использованием принадлежащие ему земельные участки предназначены для индивидуального жилищного строительства, а именно, в свидетельствах на право собственности указано, что разрешенное использование земельного участка: одноквартирные жилые дома не выше двух этажей с приквартирными участками. Из ответа от об отказе в возврате излишне уплаченного налога видно, что налоговый орган произвел исчислении земельного налога на основании пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), как для участков, предназначенных для жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, то есть для многоквартирного жилищного строительства. При этом при исчислении сумм земельного налога налоговым органом не учтено положение пункта 16 статьи 396 НК РФ. В данном случае датой регистрации является 2016 год, что говорит о необходимости применения именно пункта 16 статьи 396 НК РФ, для исчисления сумм земельного налога с земельных участков. Земельные участки, принадлежащие ему, предназначены для строительства индивидуальных жилых объектов.

В связи с чем 2 просит суд признать незаконным и отменить решение УФНС России по Иркутской области от д об оставлении жалобы без удовлетворения; признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области, выразившиеся в отказе возврата излишне исчисленного и уплаченного земельного налога в размере 140 809 руб.; возложить обязанность устранить нарушения его прав.

Административный истец 2 в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенным, не явился, причины неявки суду неизвестны.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области по доверенности 5 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. В письменных возражениях на исковое заявление указала, что согласно сведениям органов Росреестра, представленным в инспекцию, в собственности 2 в 2016 году находились земельные участки с видом разрешенного использования «для объектов жилой застройки» - одноквартирные жилые дома не выше двух этажей с приквартирными участками (назначение «для жилищного строительства»). Инспекцией в отношении указанных земельных участков с видом разрешенного использования «для объектов жилой застройки» произведено начисление земельного налога с применением коэффициента 2 (в соответствии с пунктом 15 статьи 396 НК РФ) за 2016 год в размере 281 618 руб. Данная сумма налога, в том числе отражена в налоговом уведомлении от . В отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, положениями главы 31 НК РФ предусмотрен особый порядок исчисления земельного налога, поставленный в зависимость от момента приобретений соответствующих участков на условиях осуществления на нем жилищного строительства. Применение повышающего коэффициента к ставке налога 0,3 процента является правовым последствием одного факта - отсутствия на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, построенного объекта недвижимости. 2 на оспариваемые участки (55 участков) зарегистрированы виды разрешенного использования «Для объектов жилой застройки» - одноквартирные жилые дома не выше двух этажей с приквартирными участками (назначение «для жилищного строительства») до января 2019 года (включительно). Следовательно, у налогоплательщика зарегистрирован вид использования оспариваемых земельных участков «для жилищного строительства - объектов жилой застройки» (соответствует норме пункта 15 статьи 396 НК РФ), а не «для индивидуального жилищного строительства», что препятствует применению пункта 16 статьи 396 НК РФ. Таким образом, исчисление земельного налога в отношении земельного участка с видом разрешенного использования «для объектов жилой застройки» осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, и повышающих коэффициентов, установленных пунктом 15 статьи 396 НК РФ (Письмо ФПС России от 02.03.2020 № БС-4-21/3568@ «О ставке земельного налога на участок с видом разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка», Письма Минфина России от 29.06.2017 N 03-05-05-02/41181, от 12.09.2018 № 03-05-05-02/65395, от 10.04.2020 N 03-05-05-02/28531, от 11.06.2020 № 03-05-05-02/50666). Каких-либо иных документов, подтверждающих регистрацию оспариваемых земельных участков с иным видом разрешенного использования, а именно «для индивидуального жилищного строительства» налогоплательщиком не представлено. Инспекцией правомерно при расчете земельного налога за 2016 год в отношении оспариваемых земельных участков применен коэффициент 2 в рамках пункта 15 статьи 396 НК РФ, а не пункт 16 статьи 396 НК РФ, и, следовательно, оснований для возврата обоснованно уплаченного земельного налога за 2016 год не имеется.

Представитель административного ответчика УФНС России по Иркутской области по доверенности 6 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Суд, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца, извещенного судом надлежащим образом.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 1 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

В силу статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии со статьями 14, 387 НК РФ земельный налог является региональным налогом, который устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3.3 Положения о земельном налоге на территории города Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от установлено, что налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении и прочих земельных участков, включая земельные участки, используемые не в соответствии с видом разрешенного использования, указанные в подпунктах 3.1, 3.2 настоящего пункта.

Как указано в пункте 2 статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Согласно части 1 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно части статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (пункт 1 статьи 390 НК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).

В соответствии с пунктом 3 статьи 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Статьей 396 НК РФ, в частности, установлены особенности расчета земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства.

Согласно пункту 15 статьи 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трех лет начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего три года с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В соответствии с пунктом 16 статьи 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Таким образом, условием для применения при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ, является вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий жилищное строительство либо индивидуальное жилищное строительство соответственно.

В силу положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В период спорный правоотношений действовал Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Судом установлено, в адрес административного истца 2 направлено налоговое уведомление от , в котором инспекцией исчислен земельный налог за 2016 год, в том числе с применением коэффициента 2 в отношении земельных участков: с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 31, в размере 563 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 21, в размере 704 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 41, в размере 711 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 2, в размере 289 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 29, в размере 565 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 62, в размере 1 140 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 59, в размере 702 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 11, в размере 569 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 46, в размере 1 170 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 61, в размере 708 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 43, в размере 720 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 5, в размере 3 082 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 19, в размере 683 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 47, в размере 710 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 49, в размере 704 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 6, в размере 4 600 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 63, в размере 233 598 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 48, в размере 707 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 20, в размере 697 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 22, в размере 712 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 32, в размере 563 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 53, в размере 710 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 26, в размере 704 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 52, в размере 706 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 33, в размере 754 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 42, в размере 715 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 54, в размере 860 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 60, в размере 702 руб.; с кадастровым номером расположенного по адресу: , 37, в размере 683 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 7, в размере 923 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 12, в размере 852 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 57, в размере 703 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 40, в размере 716 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 40, в размере 716 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 38, в размере 681 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 51, в размере 706 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 1, в размере 2 403 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 58, в размере 708 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 3, в размере 2 617 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 55, в размере 706 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 15, в размере 689 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 50, в размере 711 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 56, в размере 708 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 36, в размере 685 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 4, в размере 285 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 28, в размере 735 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 44, в размере 722 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 23, в размере 708 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 24, в размере 707 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 39, в размере 706 руб.; с кадастровым номером 85:05:040607:88, расположенного по адресу: , 35, в размере 679 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 25, в размере 708 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 45, в размере 722 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 30, в размере 566 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 34, в размере 685 руб.; с кадастровым номером , расположенного по адресу: , 8, в размере 856 руб.

Налог в размере 302 004 руб. оплачен 2 , что подтверждается чеком-ордером от .

2 в инспекцию подано заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 140 809 руб.

Письмом от Межрайонная ИФНС России № 16 по Иркутской области уведомило 2 об отсутствии оснований для перерасчета земельного налога за 2016 год, поскольку расчеты произведены с учетом коэффициента 2 в соответствии с пунктом 15 статьи 396 НК РФ.

Не согласившись с данным отказом, 2 направил жалобу в УФНС России по Иркутской области.

Решением УФНС России по Иркутской области от д жалоба 2 оставлена без удовлетворения, указав, что заявитель не представил доказательств изменения вида разрешенного использования земельных участков. По сведениям органов Росреестра, в собственности 2 в 2016 году находилось 80 земельных участков, из них 55 с видом разрешенного использования «для объектов жилой застройки» - одноквартирные жилые дома не выше двух этажей с приквартирными участками (назначение «для жилищного строительства»), расположенные по адресу:

Пунктом 4 статьи 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В соответствии со статьей 7 указанного Федерального закона орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Порядок взаимодействия ФНС и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии урегулирован Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы взаимодействие между налоговыми органами и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Соглашение), утвержденного ФНС России, Росреестром 03.09.2010 № ММВ-27-11/9/37.

Согласно статье 5 Соглашения обмен информацией осуществляется в электронной форме при представлении сведений в соответствии со статьями 85, 391, 396, 408 НК РФ и приказом ФНС России от 10.04.2017 № ММВ-7-21/302@ «Об утверждении формы, формата представления сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества, а также порядка заполнения формы и признании утратившими силу отдельных положений приказа Федеральной налоговой службы от 13.01.2011 № ММВ-7-11/11@».

В связи с наличием расхождений информации, имеющейся в информационных ресурсах налогового органа (вид разрешенного использования), инспекцией в рамках Соглашения о взаимодействии в адрес органов Росреестра посредствам системы электронного взаимодействия направлен зарос о предоставлении сведений относительно факта владения указанными объектами. В отношении иных изменений относительно земельных участков, сообщения от органов Росреестров поступают в налоговый орган по средствам электронного документооборота в автоматическом режиме в виде файлов.

На запрос инспекции органами Росреестра представлены данные, согласно которых в собственности налогоплательщика применительно к спорным участкам, в настоящее время находятся 52 земельных объекта (кадастровый номер): .

В настоящий момент три земельных участка отчуждены из собственности налогоплательщика, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами: , дата регистрации , дата снятия с регистрации ; , дата регистрации , дата снятия с регистрации ; , дата регистрации , дата снятия с регистрации .

Данные земельные участки (3 ЗУ) имели вид разрешенного использования «одноквартирные жилые дома не выше двух этажей с приквартирными участками».

В отношении вида разрешенного использования земельных участков (52 ЗУ) в настоящее время у данных объектов вид разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок)».

Вместе с тем, по результатам анализа поступивших файлов от органов Росреестра установлено, что в феврале 2016 года поступали сведения (файлы №GUID документа «дневные сведения о земельных участках и их владельцах от органов Росреестра») о регистрации земельных объектов на налогоплательщика и об изменениях в отношении объектов, а также поступили файлы (GUID документа) «Годовые сведения о земельных участках и их владельцах от органов Росреестра». Все вышеперечисленные файлы поступили с отражением вида разрешенного использования – «для объектов жилой застройки» - одноквартирные жилые дома не выше двух этажей с приквартирными участками (назначение «для жилищного строительства»).

При этом сведения об изменении вида разрешенного использования земельных участков поступили в налоговый орган только в 2020 году (март, июль), следовательно, в 2016 году у спорных земельных объектов был зарегистрирован вид разрешенного использования «для жилищного строительства», что подтверждается выписками из базы данных налогового органа о поэтапном поступлении файлов от органов Росреестра в отношении каждого объекта (55 ЗУ).

Следовательно, предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок применения при расчете земельного налога повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 НК РФ, не зависит от фактического использования земельного участка и устанавливается исходя из вида разрешенного использования, содержащегося в ЕГРН.

Расчет земельного налога производится налоговым органом на основании сведений, которые в порядке статьи 85 НК РФ представляются органами Росреестра, которые, в свою очередь, представляют в инспекцию сведения о земельном участке, содержащиеся в ЕГРН.

Исходя из положений статей 390, 391, 396 НК РФ, доказательством принадлежности спорных земельных участков к конкретному виду разрешенного использования являются данные государственного кадастрового учета, отраженные в ЕГРН.

Следовательно, предусмотренный НК РФ порядок применения при расчете земельного налога повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 НК РФ, не зависит от фактического использования земельного участка и устанавливается исходя из вида разрешенного использования, содержащегося в ЕГРН.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ (в ред. от 23.11.2020) изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 статьи 396 НК РФ (пункт 7.1 статьи 396 НК РФ).

Вышеперечисленные нормы НК РФ не предусматривают перерасчет налога за предшествующие налоговые периоды в случае изменения сведений ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка. Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих 2, не является основанием для перерасчета земельного налога по данному участку за 2016 год.

Оценивая собранные по делу доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исчисление земельного налога в налоговом уведомлении от произведено инспекцией в соответствии с положениями НК РФ, оснований для перерасчета налога за 2016 год по земельным участкам с кадастровыми номерами: , с применением пункта 16 статьи 396 НК РФ у налогового органа не имеется.

Суд приходит к выводу, что оспариваемое решение УФНС России по Иркутской области не противоречит нормам действующего законодательства, является законным, в связи с чем не подлежит отмене.

При таких обстоятельствах, учитывая, что налоговое уведомление от принято с учетом сведений, которые в порядке статьи 85 НК РФ представлены органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, являются законными и обоснованными, суд не усматривает нарушения прав и законных интересов административного истца, и как следствие возложение обязанности произвести возврат излишне уплаченного земельного налога за 2016 год в размере 140 809 руб.

При этом требование административного истца о возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушение права заявлено как способ восстановления нарушенного права в случае признания административного иска обоснованным.

С учетом установленных по делу обстоятельств, в ходе рассмотрения дела не установлена совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения административного иска, в связи с чем суд не находит законных оснований для удовлетворения требований 2 о признании незаконным и отмене решения УФНС России по Иркутской области от д об оставлении жалобы без удовлетворения; о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области, выразившиеся в отказе возврата излишне исчисленного и уплаченного земельного налога в размере 140 809 руб.; возложении обязанности устранить нарушения прав.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-178 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления 2 к Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области о признании незаконным и отмене решения УФНС России по Иркутской области от д об оставлении жалобы без удовлетворения; о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области, выразившиеся в отказе возврата излишне исчисленного и уплаченного земельного налога в размере 140 809 руб.; возложении обязанности устранить нарушения прав - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, .

Судья М.С. Шопик