ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-931/2021 от 17.03.2021 Пермского районного суда (Пермский край)

КОПИЯ

Дело № 2а-931/2021

Решение

Именем Российской Федерации

17 марта 2021 года

Пермский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Казакова М.В.,

При секретаре Бузановой Е.А.,

С участием административного истца Смольниковой А.С., представителя административного ответчика Баевой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смольниковой ФИО7 о признании незаконным решения Комитета имущественных отношений об отказе в перераспределении земельного участка,

установил:

Смольникова А.С. обратилась в суд с административным иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании отказа в перераспределении земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным, возложении обязанности восстановить нарушенное право. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка общей площадью 490 кв.м., находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, и земельного участка, находящегося в частной собственности, по адресу: <адрес>, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца направлен ответ об отказе в перераспределении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, в связи с тем с тем, что в соответствии с правилами землепользования и застройки Култаевского сельского поселения в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в основных видах не предусмотрено разрешенное использование «для индивидуального садоводства». Вид вновь образованных земельных участков должен соответствовать виду разрешенного использования, установленного градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны. В соответствии с генеральным планом Култаевского сельского поселения земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника. Скотомогильники относятся к 1 классу опасности, и санитарно-защитная зона для них составляет 1000 м., в которой запрещается размещать садово-огородные участки. Между тем, административный истец считает отказ в перераспределении земельных участков незаконным, поскольку в качестве основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков нет такого основания, которое указано административным ответчиком. Данных подтверждающих нахождение испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне не представлено. В отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного в том же кадастровом квартале, что испрашиваемый земельный участок, определением Верховного Суда Российской Федерации признано недействующим решение Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения» в части распространения санитарно-защитной зоны скотомогильника. Постановление об установлении санитарно-защитной зоны Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось, при этом органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению санитарно-защитных зон. С учетом изложенного указывает, что у административного ответчика не имелось оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Административный истец Смольникова А.С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Баева Т.П. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, письменные возражения представлены в материалы дела.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, закреплены в статье 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, регламентирован в статье 39.29 ЗК РФ.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка закреплены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам, а именно:

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с частью 5 статьи 30 ГрК РФ границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Приказом Государственной ветеринарной инспекции Пермского края от 07.11.2018 № СЭД-49-01-20-163 «Об утверждении Сводного перечня скотомогильников (биотермических ям) и сибиреязвенных захоронений» установлен сибиреязвенный скотомогильник в <адрес> (0,23 км.).

В соответствии с требованиями пункта 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не допускается в санитарно-защитной зоне размещение дачных и садово-огородных участков.

В судебном заседании установлено, что Смольникова А.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального садоводства (л.д.11-14).

ДД.ММ.ГГГГ Смольникова А.С. обратилась в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка площадью 490 кв.м. находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, и земельного участка общей площадью 660 кв.м. с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, по адресу: <адрес>, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Смольниковой А.С. дан ответ , из которого следует, что в перераспределении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано в виду нахождения участка в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника.

ДД.ММ.ГГГГ Смольникова А.С. обратилась в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка общей площадью 490 кв.м., находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, и земельного участка общей площадью 660 кв.м. с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 7-8).

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Смольниковой А.С. дан ответ , из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии по земельным отношениям администрации Пермского муниципального района, на котором принято решение об отказе в перераспределении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с тем, что в соответствии с правилами землепользования и застройки Култаевского сельского поселения в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в основных видах не предусмотрено разрешенное использование «для индивидуального садоводства». Вид вновь образованных земельных участков должен соответствовать виду разрешенного использования, установленного градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны. В соответствии с генеральным планом Култаевского сельского поселения земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника. Согласно СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений, и иных объектов» скотомогильники относятся к 1 классу опасности, санитарная зона для них составляет 1000 м. В санитарно неблагополучных пунктах по сибирской язве и на угрожающих территориях требуется обязательное согласование с ветеринарной и санитарно-эпидемиологической службами проведение агромелиоративных, строительных и иных работ, связанных с выемкой и перемещением грунта. Размещение в санитарно-защитной зоне садово-огородных участков запрещено (л.д. 9-10).

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ признано недействующим решение Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 № 29 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения» (в редакции решения Земского собрания Пермского муниципального района от 29.06.2016 №157) в части распространения санитарно-защитной зоны скотомогильника на территорию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; решение Совета депутатов Култаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения» (в редакции решений Земского собрания Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 158, от 22.12.2016 № 181 и от 23.03.2017 № 212) в части распространения санитарно-защитной зоны скотомогильника на территорию земельного участка с кадастровым номером 59:32:1440001:148, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 15-23).

По сведениям МКУ Управление стратегического развития Пермского муниципального района земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий Смольниковой А.С., расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории. Установлена санитарно-защитная зона скотомогильника (661 кв.м.).

Таким образом, судом установлено, что факт расположения земельного участка административного истца в санитарно-защитной зоне усматривается из Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения № 53 от 09.06.2014 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения», карты Генерального плана Култаевского сельского поселения № 29 от 06.02.2014 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края». Установлено, что Генеральный план Култаевского сельского поселения, утвержденный решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 № 29 и Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09.06.2014 № 53 на момент уведомления от 28.11.2018 № СИ-427 и на момент рассмотрения дела являются действующими, не оспорены и не отменены.

Доводы административного истца о том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного в том же кадастровом квартале, что испрашиваемый земельный участок, решение Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 в части распространения санитарно-защитной зоны скотомогильника судебным актом Верховного Суда Российской Федерации признано недействующим, не могут приняты судом во внимание, поскольку данным судебным актом установлено недействующим распространение санитарно-защитной зоны только в отношении конкретного земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ФИО5 Тот факт, что участок истца находится в одном кадастровом квартале с указанным земельным участком, не свидетельствует о нахождении участка истца за пределами санитарно-защитной зоны.

Доводы истца о том, что законом не предусмотрено в качестве отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков такое основание как «при наличии утвержденных правил землепользования и застройки вид вновь образованных земельных участков должен соответствовать виду разрешенного использования, установленного градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны», подлежат отклонению. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Култаевского сельского поселения в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в основных видах не предусмотрено разрешенное использование «для индивидуального садоводства», ведение садоводства для данной территориальной зоны относится к условно разрешенному, а нахождение участка в санитарно-защитной зоне не допускает размещение садово-огородных участков.

С учетом изложенных обстоятельств, суд основания для удовлетворения заявленных исковых требований административного истца Смольниковой А.С. не находит.

Руководствуясь статьей 227 КАС РФ, суд

решил:

Требования Смольниковой ФИО8 о признании незаконным решения Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности восстановить нарушенное право путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключения соглашения о перераспределении земельного участка - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в срок 1 месяц со дня принятия решения в окончательной форме (25 марта 2021 года).

Судья Подпись М.В. Казаков

Копия верна. Судья: М.В. Казаков

Подлинник подшит

в административном деле № 2а-931/2021

Пермского районного суда

УИД 59RS0008-01-2021-000670-53