ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-933/17 от 02.11.2017 Шкотовского районного суда (Приморский край)

2а-933/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2017 г. Большой Камень

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Косцюкевич Е.А.,

при секретаре Галкиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей.

В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Данное жилое помещение является непригодным для проживания по причине ветхости и отсутствия коммунальных услуг. Жилое помещение было предоставлено отцу истца – ФИО5 по договору социального найма с войсковой частью ОМИС РФ, так как он являлся вольнонаемным служащим указанной войсковой части. В ДД.ММ.ГГГГ году жилой фонд войсковой части ОМИС ТФ в <адрес> передавался от Министерства обороны РФ в муниципальную собственность администрации ЗАТО ГО Большой Камень на основании распоряжения администрации городского округа ЗАТО Большой <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об объектах жилищного фонда и коммунального хозяйства в <адрес>, принятых в муниципальную собственность городского округа ЗАТО Большой Камень от <данные изъяты>». <данные изъяты> прекратило свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ. Правопреемником <данные изъяты> является ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ. Истец ФИО1 с семьей вынужден проживать в арендованном жилом помещении, поскольку квартира по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, не пригодна для проживания, при этом истец и его дети имеют регистрацию по указанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением к начальнику управления ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ, в котором просил о предоставлении ему жилья по договору социального найма взамен ветхого и непригодного для проживания. Ответом ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ истцу было рекомендовано обратиться для принятия решения о пригодности (непригодности) занимаемого помещения в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России. Также указано, что организация работы межведомственной комиссии по оценке соответствия жилых помещений и многоквартирных домов, закрепленных за Министерством обороны РФ и признанию их непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, возложены на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными слугами воинских частей и организаций Минобороны России. ДД.ММ.ГГГГ истец через своего представителя направил в адрес ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ обращение с просьбой отработать и предоставить в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России комплект документов по вопросу о пригодности (непригодности) жилого помещения, в котором ФИО1 и его несовершеннолетние дети имеют регистрацию, но не имеют возможности проживать. Обращение истца было получено ДД.ММ.ГГГГ, но ответ до настоящего времени не дан. Для принятия решения о пригодности (непригодности) занимаемого истцом жилого помещения необходимо, чтобы ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России обработало и предоставило комплект документов по данному вопросу в Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций округа для последующего направления их в межведомственную комиссию. Бездействие административного ответчика по подготовке необходимого комплекта документов нарушает права административного истца, не имеющего возможности в ином порядке признать жилое помещение аварийным.

Административный истец просил суд признать незаконным бездействие ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ по подготовке документации, необходимой для признания жилого дома аварийным. Обязать административного ответчика подготовить и предоставить в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России комплект документов по вопросу пригодности (непригодности) жилого помещения по спорному адресу для проживания и признания многоквартирного дома аварийным для последующего направления в межведомственную комиссию городского округа Большой <адрес>.

Административный истец ФИО1 в суд не явился, его представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании на требованиях настаивал в полном объеме.

Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в судебное заседание не явился, направил отзыв, в котором указано о несогласии административного ответчика с иском. ДД.ММ.ГГГГ Учреждением в адрес представителя заявителя был направлен ответ на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось, что Учреждением был сделан запрос в управляющую организацию <данные изъяты> о предоставлении актов весеннего осмотра и актов технического состояния многоквартирного жилого дома, а также, что в Министерстве обороны Российской Федерации не определена организация по проведению инструментального обследования аварийного жилого фонда Минобороны России, а также о том, что при определении организации по проведению инструментального обследования аварийного жилого фонда, Учреждением будет организована работа по направлению необходимой документации в адрес межведомственной комиссии. Также сообщалось, что для рассмотрения вопроса пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции гражданин вправе самостоятельно обратиться в межведомственную комиссию путем подачи соответствующего заявления и установленного пакета документов. Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ Учреждением было направлено письмо в адрес Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ВВО, в котором Учреждением был поставлен вопрос по организации работы по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, с предоставлением актов осмотра и технического состояния. Пунктами 7, 42, 44, 47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» установлены порядок назначения комиссии для проведения оценки жилых помещений жилищного Фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, процедура проведения оценки соответствия помещения, а также, какие документы должны быть представлены заявителем для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным. Как указано в пункте 45.2 указанного выше постановления, заявитель вправе представить в комиссию документы и информацию по своей инициативе. Статьей 69 ЖК РФ установлено, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности, в связи с чем у административного истца имеются правовые основания для самостоятельного обращения в межведомственную комиссию с заявлением и предоставлением пакета документов.

Представитель третьего лица – Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещался надлежащим образом.

Выслушав пояснения представителя административного истца по доверенности ФИО2, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 1 Приказа Министра обороны РФ от 11.01.2017 № 11 «Об установлении Порядка принятия Министерством обороны Российской Федерации решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» предусмотрено, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения, закрепленные за Министерством обороны, расположенные на территории Российской Федерации. Основанием для принятия решения является заключение межведомственной комиссии.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Данное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.

Согласно п. п. 7, 43, 44 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.

В силу п. 42 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В соответствии со ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности, в связи с чем ФИО1 может самостоятельно обратиться в межведомственную комиссию с заявлением о проведении оценки соответствия помещения установленным в вышеуказанном Положении требованиям и признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

Вместе с тем, в силу пункта 45 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель должен представить в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Представителем ФИО1 по доверенности ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России был направлен запрос о подготовке и направлении в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России на объект по адресу: <адрес>, <адрес>, комплекта документов, необходимых для работы межведомственной комиссии по признанию указанного жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу.

При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм, у ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России возникла обязанность по инициированию процедуры, предусмотренной пунктами 42-52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года.

Тем не менее, оснований для удовлетворения административного иска не имеется по следующим основаниям.

Из представленного в материалы дела сообщения ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес представителя административного истца, следует, что на сегодняшний день в Министерстве обороны РФ не определена организация по проведению инструментального обследования аварийного жилого фонда Министерства РФ. При определении организации по проведению инструментального обследования аварийного жилого фонда, Учреждением будет организована работа по направлению необходимой документации в адрес межведомственной организации субъекта Российской Федерации.

Кроме того, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо в адрес Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа, руководителя <данные изъяты>», в котором был поставлен вопрос об организации работы по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, с предоставлением актов осмотра и технического состояния, для последующего направления необходимых документов в адрес межведомственной комиссии при администрации Субъекта Российской Федерации с целью признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, административный ответчик не бездействовал по заявлению ФИО3, напротив, предпринимал все зависящие от него меры к исполнению требований административного истца, однако ввиду непредоставления актов осмотра и технического состояния жилого дома и отсутствия организации по проведению инструментального обследования аварийного жилого фонда Министерства обороны РФ, у административного ответчика отсутствовала реальная возможность подготовить и предоставить необходимый пакет документов по вопросу пригодности (непригодности) для проживания жилого помещения.

Учитывая изложенное, суд считает, что обстоятельств, свидетельствующих о бездействии административного ответчика по подготовке документации, необходимой для признания жилого дома аварийным, не установлено, что является основанием для отказа в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ. Срок апелляционного обжалования исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Судья Е.А.Косцюкевич