Дело № 2а- 934/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2018 год г.Комсомольск-на-Амуре
Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе председательствующего судьи Шкатова Е.А.,
при секретаре судебного заседания Коваль К.В., с участием
представителя административного истца ФИО3;
представителя административного ответчика ФИО6;
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (Управление Росреестра по Хабаровскому краю), заинтересованное лицо ФИО1, об обжаловании отказа регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета;
УСТАНОВИЛ
Административный истец ФИО2 в лице своего представителя ФИО3 обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (Управление Росреестра по Хабаровскому краю), заинтересованное лицо ФИО1, об обжаловании отказа регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета. Заявитель свои требования обосновывает тем, что ФИО2 и ФИО1 являлись сособственниками (каждому по ? доли в праве общей долевой собственности) жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 68,8 кв.м. Решением Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, произведен выдел 1Л доли в праве общей долевой собственности в натуре путем передачи в собственность ФИО1 помещения в виде изолированной части №, общей площадью 49,7 кв.м, жилой площадью 27,3 кв.м. Указанным решением суда прекращено право долевой собственности ФИО1 на жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, произведен выдел ? доли в праве общей долевой собственности в натуре путем передачи в собственность ФИО2 помещения в виде изолированной части №, общей площадью 34,5 кв.м, жилой площадью 28,3 кв.м. Указанным решением суда прекращено право долевой собственности ФИО2 на жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество и с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет принадлежащего ей объекта недвижимости. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права были приостановлены со ссылкой на положения п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) в связи тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась к ФИО1 с письмом, в котором предлагала ему явиться к кадастровому инженеру для оформления технического плана на объекты недвижимости, одновременно образующиеся в результате преобразования объекта недвижимости. Вышеуказанное письмо ФИО1 было оставлено без ответа, к кадастровому инженеру заинтересованное лицо в назначенное время не явился. ДД.ММ.ГГГГФИО2 уведомлением Управления Росреестра по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№//200/2017 – 4898/1 об отказе «Регистрации перехода права собственности на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета» было отказано в государственной регистрации права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета в связи с неустранением причин, препятствующих государственной регистрации права. Поскольку ФИО1 уклоняется от проведения кадастровых работ принадлежащего ему на основании решения суда самостоятельного объекта недвижимости, ФИО2 фактически лишена возможности зарегистрировать свое право собственности на принадлежащий ей на основании судебного решения самостоятельный объект недвижимости. Заявитель полагает, что основания, указанные в уведомлении, являются незаконными. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты. Аддминистративным истцом административному ответчику было представлено как основание возникновения права собственности вступившее в законную Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым разрешен вопрос о правах на имущество, так и другие, необходимые для совершения регистрационных действий документы. Судебное решение является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Поскольку, основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права является не волеизъявление административного истца и не образование вновь созданного объекта недвижимости, а возникновение права собственности в результате выдела доли в натуре на основании вступившего в законную силу судебного акта, утверждение административного ответчика о нарушении требований п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации является незаконным. Представитель административного истца просит суд признать незаконным решение Управления Росреестра по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета ФИО2; обязать Управление Росреестра по Хабаровскому краю осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности ФИО2 в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
Административный истец в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. От административного истца в суд поступило заявление о рассмотрении дела без его участия с участием его представителя. Суд, руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 на исковых требованиях настаивала, просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика ФИО8 в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении требований, заявленных административным истцом, пояснила, что отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) с ДД.ММ.ГГГГ регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон). ДД.ММ.ГГГГФИО2 в лице представителя ФИО4 обратилась в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости - здания, расположенного по адресу: <адрес>. К заявлению были приложены: технический план от ДД.ММ.ГГГГ в электронном виде, подготовленный кадас1рзшм. Однако ранее выделенная ФИО1 доля в виде изолированной части № на кадастровом учете в настоящее время не значится. Вместе с тем представленный технический план не содержит сведений о втором образуемом объекте, что противоречит вышеуказанным нормам. Решение о приостановлении заявителем не обжаловалось. В течение срока приостановления причины, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации, заявителем не устранены. ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором в соответствии с требованиями статьи 27 Закона было принято решение об отказе. Таким образом, решение государственного регистратора об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав принято в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, оснований для признания их незаконными не имеется. Указанные в административном исковом заявлении доводы о том, что решение об отказе принято государственным регистратором без учета требований статьи 14 Закона, части 1 статьи 6 Федерального закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не соответствуют действительности по следующим основаниям. Административным истцом неверно истолкованы требования статьи 14 Закона об основаниях государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации, где одним из оснований указан также технический план (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона). Согласно части 2 статьи 7 Закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из 6 частей: 1. реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), 2. реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), 3. реестра сведений о границах, 4. реестровых дел, 5. кадастровых карт, 6. книг учета документов. Так сведения об объекте недвижимости вносятся в кадастр недвижимости на основании межевого плана в отношении земельных участков и технического плана в отношении здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса (статья 22, 24, Закона соответственно). Сведения о правах в реестр прав на недвижимость вносятся на основании правоустанавливающих документов, в том числе и судебных актов (пункт 5 части 2 статьи 14 Закона). Понятие государственного кадастрового учета недвижимого имущества содержится в части 7 статьи 1 Закона, где государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр инженером ФИО5 и копия решения Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ № №. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона регистратором была проведена правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав. В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов государственным регистратором были выявлены причины, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности заявителя и ДД.ММ.ГГГГ принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на 3 месяца на основании пункта 7 части статьи 26 Закона, согласно которому осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. В уведомлении о приостановлении государственный регистратор указал причины, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности заявителя, а именно согласно части 1 статьи 41 Закона в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости. В соответствии с пунктом 17 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке...» при одновременном образовании объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости технический план оформляется в виде одного документа. При этом количество разделов должно соответствовать количеству образуемых объектов недвижимости. Согласно Решению Ленинского районного суда г. Комсомольска-на- Амуре Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, №ФИО2 и ранее - ФИО1 выделены доли в натуре в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. недвижимости сведений, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона). Но при осуществлении государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прав (часть 1 статьи 41 Закона), в случае отказа в проведении государственного учета объекта, проведение государственной регистрации прав невозможно - нет объекта соответственно нет и прав на него, кроме того, на государственный кадастровый учет заявителем представлен технический план на здание общей площадью 34,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, тогда как Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, №ФИО2 в натуре выделено в собственность помещение в виде изолированной части № общей площадью <данные изъяты>.м., а не здание.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом. Суд, руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
Суд, выслушав пояснения участников судебного заседания, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
По смыслу положений статей главы № 22 КАС РФ предметом судебного обжалования могут выступать лишь такие действия (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, которые на время их обжалования в судебном порядке или рассмотрения заявленных требований по существу, являются действующими и влекут нарушение гражданских прав и свобод, требующих судебного пресечения. Суд удовлетворяет административный иск об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Суд отказывает в удовлетворении иска, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены. Следовательно, для признания действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие обжалуемых действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение обжалуемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При рассмотрении дела в судебном заседании судом установлено, что ФИО2 и ФИО1 являлись сособственниками (каждому по ? доли в праве общей долевой собственности) жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 68,8 кв.м. Решением Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, произведен выдел 1Л доли в праве общей долевой собственности в натуре путем передачи в собственность ФИО1 помещения в виде изолированной части №, общей площадью 49,7 кв.м, жилой площадью 27,3 кв.м. Указанным решением суда прекращено право долевой собственности ФИО1 на жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, произведен выдел ? доли в праве общей долевой собственности в натуре путем передачи в собственность ФИО2 помещения в виде изолированной части №, общей площадью 34,5 кв.м, жилой площадью 28,3 кв.м. Указанным решением суда прекращено право долевой собственности ФИО2 на жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество и с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет принадлежащего ей объекта недвижимости. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права были приостановлены со ссылкой на положения п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) в связи тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась к ФИО1 с письмом, в котором предлагала ему явиться к кадастровому инженеру для оформления технического плана на объекты недвижимости, одновременно образующиеся в результате преобразования объекта недвижимости. Вышеуказанное письмо ФИО1 было оставлено без ответа, к кадастровому инженеру заинтересованное лицо в назначенное время не явился. ДД.ММ.ГГГГФИО2 уведомлением Управления Росреестра по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ – 4898/1 об отказе «Регистрации перехода права собственности на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета» было отказано в государственной регистрации права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета в связи с неустранением причин, препятствующих государственной регистрации права. Поскольку ФИО1 уклоняется от проведения кадастровых работ принадлежащего ему на основании решения суда самостоятельного объекта недвижимости, ФИО2 фактически лишена возможности зарегистрировать свое право собственности на принадлежащий ей на основании судебного решения самостоятельный объект недвижимости.
Ввиду образования объекта недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости, и как следствие необходимости одновременного осуществления кадастрового учета и государственной регистрации в отношении всех образованных объектов в результате раздела, необходимо представить в соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ одно заявление для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении всех вновь образованных объектов недвижимости в результате раздела вышеуказанного жилого дома от лица, имеющего право на обращение с таким заявлением (С.) и сформировать в соответствии с требованиями Приложения 2 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953 (п. 17) технический план в виде одного документа на все вновь образованные объекты недвижимости.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
При этом в силу ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу п. 4 ч. 8 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Согласно положениям ст.16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления по гражданским делам являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вступившие в законную силу судебные акты согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 14 названного Федерального закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Лица, по заявлениям которых осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, перечислены в статье 15 названного Федерального закона. А частью 1 статьи 18 этого закона установлено, что такие заявления подаются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Пунктом 5 части 1 статьи 26 указанного закона установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Положениями статьи 58 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрены особенности осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда. В частности, частью 3 этой статьи установлено, что в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.
Анализ названных положений части 3 статьи 58 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" позволяет сделать вывод, что при осуществлении государственной регистрации права (государственного кадастрового учета) на основании решения суда, такая государственная регистрации (государственный кадастровый учет) может быть осуществлена не только по заявлению (заявлениям) всех лиц, участвовавших в споре, в отношении которых судебный актом установлено возникновение и (или) прекращение прав на имущество, подлежащее регистрации, но и по заявлению любого из этих лиц, у которого на основании судебного акта возникает право собственности или прекращается право собственности.
Иное толкование названной нормы означало бы игнорирование предписаний части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку в случае отсутствия заявления о государственной регистрации (государственном кадастровом учете) одной из сторон, разрешенного судом спора, исполнение решения суда ставилось бы в зависимость от желания этой стороны исполнять судебный акт, что не допускает названная норма Кодекса.
Таким образом, в данном случае судебные акты влекут за собой прекращение и возникновение у административного истца и заинтересованных лиц по настоящему делу прав собственности. Поэтому в силу части 3 статьи 58 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав и (или) государственный кадастровый учет в отношении поименованных в судебных актах объектов может осуществляться на основании заявления любого из сторон рассмотренного спора, в том числе и административного истца.
При таких обстоятельствах, для осуществления регистрационных действий по вышеназванным заявлениям административного истца не требовалось подачи заявлений о совершении регистрационных действий от заинтересованного лица и отсутствие этих заявлений не является препятствием для осуществления этих регистрационных действий.
Таким образом, представление документов, указанных административным ответчиком в оспариваемых решениях в данном случае в силу Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" не являлось обязательным, их отсутствие не препятствует осуществлению государственной регистрации прав и государственному кадастровому учету. Следовательно, их отсутствие не могло служить основанием для отказа в государственной регистрации (государственного кадастрового учета).
То есть оспариваемые решения административного ответчика не соответствуют требованиям Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". Эти решения препятствуют реализации прав административного истца, установленных судебными актами. Поскольку оспариваемые решения не соответствуют закону, регулирующему спорные правоотношения, и нарушают права административного истца, то у суда имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания их незаконными.
Суд полагает необходимым возложить на Управление Росреестра по Хабаровскому краю обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца..
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Однако из названных предписаний закона не следует, что государственная регистрация и государственный кадастровый учет прав, возникающих на основании вступившего в законную силу судебного акта, обязательно должны осуществляться на основании заявлений всех собственников возникающих объектов.
Поскольку вступившее в законную силу решения Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края подлежат безусловному исполнению и является самостоятельным основанием для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в том числе и административного истца, то у Управления Росреестра по Хабаровскому краю основания для отказа в осуществлении государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на вышеназванный жилой дом, государственной регистрации права собственности и государственного кадастрового учета в отношении автономной части жилого дома - отсутствовали.
Довод представителя административного ответчика о том, что административным истцом на государственный кадастровый учет представлен технический план на здание общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, тогда как Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГФИО2 в натуре выделено в собственность помещение в виде изолированной части № общей площадью <данные изъяты> кв.м., а не здание, суд признает несостоятельной, т.к. данное основание не указано в обжалуемом заявителем решении административного ответчика как причина отказа в государственной регистрации собственности на объект недвижимого имущества. В указанном техническом плане содержатся все необходимые данные об объекте, указано что это жилой жом блокированной застройки, указаны кадастровый номер, расположение(адрес) и иные необходимые сведения. Ошибка в указании объекта в наименовании технического плана не является существенной и препятствующей реализации административным истцом своих прав как собственника, установленных судебным решением, вступившим в законную силу, в отношении объекта недвижимого имущества.
Согласно положениям ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ административный истец при подаче административного иска оплатил государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек. Поскольку решение принимается в пользу административного истца, то в соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в его пользу с административного ответчика подлежат взысканию понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины, оплаченной при подаче иска, в размере 300 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 226 – 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое требование ФИО2 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (Управление Росреестра по Хабаровскому краю), заинтересованное лицо ФИО1, об обжаловании отказа регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета – удовлетворить.
Признать незаконными решения Управления Росреестра по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ – 4898/1 об отказе «Регистрации перехода права собственности на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета».
Обязать Управление Росреестра по Хабаровскому краю устранить допущенное нарушение прав административного истца ФИО2 осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности ФИО2 в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 34,5 кв.м., в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Управления Росреестра по Хабаровскому краю в пользу ФИО2 300 рублей 00 копеек в счет возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Шкатов