ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-934/19 от 21.01.2019 Люберецкого городского суда (Московская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ Люберецкий городской суд Московской области в составе судьи ФИО при секретаре ФИО, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области о признании незаконным отказа в формировании земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования городского округа Люберцы Московской области в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, с учетом требований земельного, градостроительного и жилищного законодательства и обязании Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области осуществить формирование земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.

Свои требования мотивировал тем, что является собственником ? доли жилого помещения – <адрес>, расположенного по адресу <адрес><адрес>, обратился в Администрацию муниципального образования городского округа Люберцы Московской области с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен указанный дом, согласно проекту межевания территории жилого комплекса «<...>» с местоположением: <адрес> от ДД.ММ.ГГ года на <...> листах (далее - ПМТ), Утвержденному Администрацией муниципального образования городского поселения <адрес> (Постановление об утверждении документации по планировке территории жилого комплекса <...>» с местоположением: <адрес>

Формирование земельного участка под многоквартирным домом должно было проведено в соответствии с вышеуказанным ПМТ, утвержденным Постановлением от ДД.ММ.ГГ. в момент введения в эксплуатацию многоквартирного дома и регистрации права собственности на одну из первых квартир.

В ответ на обращение Истца, ответчиком был предоставлен ответ от ДД.ММ.ГГ за № , в котором ответчик сообщил, что земельный участок под многоквартирным домом, расположенный по адресу: <адрес>, сформирован и имеет кадастровый и при этом, положения п. 3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" относятся к многоквартирным домам, построенным до введения в действие ЖК РФ.

ФИО полагает, что отказ в формировании земельного участка является незаконным и нарушает права его как собственника жилого помещения.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель административного истца (по доверенности ФИО) в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Просил: признать незаконными отказ Администрации муниципального образования городского округа Люберцы Московской области в формировании земельного участка от ДД.ММ.ГГ за и связанное с ним бездействие и обязать Администрацию муниципального образования городского округа Люберцы Московской области осуществить формирование земельного участка под многоквартирным домом, расположенный по адресу: <адрес>.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области (по доверенности ФИО) в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Пояснил, что земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, сформирован и имеет кадастровый и при этом, положения п. 3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" относятся к многоквартирным домам, построенным до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что ФИО является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГ. ФИО обратился в Администрацию муниципального образования городского округа Люберцы Московской области с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>.

В ответ на заявление истцом получен ответ Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от ДД.ММ.ГГ. за , в котором Администрация указала, что земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, сформирован и имеет кадастровый и при этом, положения п. 3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГДД.ММ.ГГ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" относятся к многоквартирным домам, построенным до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Оценивая законность отказа ответчика в формировании земельного участка, суд приходит к следующему.

Статьей 36 ЖК РФ предусматривается, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются (части 1 и 2).

Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3 ст. 16).

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 16).

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 16).

По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 указанного Закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом.

Как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67).

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 12-П).

В силу п. 4 ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

Оспариваемый отказ ответчика в формировании земельного участка нарушает право истца на распоряжение соответствующей долей земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Суд признает обоснованными доводы истца о том, что он, как собственник жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме, лишен возможности пользоваться земельным участком, относящемся к многоквартирному дому в той его части, в которой земельный участок необходим для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома.

Доводы административного ответчика о том, что работы по формированию земельного участка уже выполнены, и земельный участок под многоквартирным домом по адресу <адрес> сформирован и имеет кадастровый , судом отвергаются, как несостоятельные, поскольку согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером имеет площадь <...> кв.м. и сформирован, как единый, под несколькими многоквартирными домами.

Согласно проекту межевания территории жилого комплекса «<...>» с местоположением: <адрес> от ДД.ММ.ГГ года на <...> листах (далее - ПМТ), Утвержденное Администрацией муниципального образования городского поселения <адрес> Московской области постановление об утверждении документации по планировке территории жилого комплекса Кореневский Форт» с местоположением: <адрес>, г.<адрес>, д. Мотяково от ДД.ММ.ГГ на 4 листах (далее – Постановление от ДД.ММ.ГГ), площадь земельного участка, под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, составляет <...> кв.м.

Согласно письму .31-21/20 Комитета по земельным отношениям и строительству от ДД.ММ.ГГг., комитет считает необходимым обратить внимание, что при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и другие объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, возникает правовая неопределенность по вопросу о том, какой именно земельный участок принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме, в том числе после ввода его в эксплуатацию, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В отношении присвоения комплексу многоквартирных домов наименования «многоквартирный дом» сообщаем, что в настоящее время законодательством Российской Федерации не предусматривается правил присвоения наименований объектам недвижимости. При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. В связи с этим, по мнению Комитета, несколько многоквартирных домов как самостоятельные объекты недвижимости не могут быть объединены под единым понятием «многоквартирный дом».

Так как формирование земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес> до сих пор не осуществлено в соответствии с процедурой формирования земельного участка, предусмотренной нормами жилищного, градостроительного и земельного законодательства, при этом земельный участок с КН <адрес> сформирован под несколькими многоквартирными домами, это нарушает права истца и других собственников общего имущества многоквартирных домов на получение земельного участка в размерах и площадью, достаточной для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома и на защиту от незаконных действий третьих лиц, в случае использования ими прилегающей к дому территории.

Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы законом возложена публичная обязанность, сформировать земельный участок в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, ответчики не вправе были отказать в формировании земельного участка.

Следовательно, именно на административном ответчике лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, согласно утвержденному проекту межевания территории, являющегося основанием для реализации прав Истца на формирование земельного участка.

Доводы ответчика о том, что права истца не нарушены, т.к. истец не лишен возможности произвести раздел единого земельного участка, сформированного под несколькими многоквартирными домами, т.к. это право владельцев жилых помещений многоквартирных домов, как собственников земельного участка, судом отвергаются, как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

При этом Ответчик не оспаривает, что именно на нем лежит обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным домом Истца, в соответствии с проектом межевания территории.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ФИО о признании решения Администрации муниципального образования городского округа Люберцы Московской области в виде письменного ответа об отказе в формировании земельного участка, а также возложении обязанности на Администрацию муниципального образования городского округа Люберцы Московской области сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>

Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, суд полагает возможным установить ответчику для выполнения возложенной судом обязанности срок в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области № от ДД.ММ.ГГ. ФИО в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования городской округ Люберцы Московской области сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий суд Московской области в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья ФИО

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ