дело № 2а-935/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст-ца Павловская 13 ноября 2019 года
Судья Павловского районного суда Краснодарского края Фещенко И.А.,
при секретаре судебного заседания Дёминой Н.В.,
с участием: административного истца, представителя административного истца адвоката Андрющенко О.В., представившего удостоверение №, ордер №, представителя административного ответчика ФИО1, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица Управления муниципальным имуществом администрации МО Павловский район ФИО2, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица – прокурора Павловского района Краснодарского края – старшего помощника прокурора Павловского района Дубина Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края, о признании незаконным решения об отказе заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов,
установил:
ФИО3 обратилась в Павловский районный суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края, о признании незаконным решения об отказе заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов.
В обоснование административных исковых требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и Администрацией Среднечелбасского сельского поселения <адрес> заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения в государственной собственности за №. Договор аренды заключен на основании постановления главы Среднечелбасского сельского поселения <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Предметом настоящего договора, указанного в п.1.1., является земельный участок из земель населенных пунктов площадью 13 600 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства сроком на десять лет со дня государственной регистрации договора аренды.
ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения в государственной собственности за № зарегистрирован в Управлении регистрационной службы по <адрес> регистрационного округа №.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ договора, Арендатор обязан в течение календарных 90 дней до окончания действия договора аренды письменно направить Арендодателю письменное предложение о заключении договора на новый срок.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась с заявлением к главе администрации МО <адрес> о заключении с ней договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов площадью 13 600 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на новый срок без проведения торгов в соответствии со ст. ст. 39.17, 39.6, 39.8 Земельного Кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО <адрес> за подписью главы ФИО4, дан отказ за № на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов. Отказ не мотивирован и не обоснован, является незаконным, поскольку в нем имеют место лишь нормы закона Земельного Кодекса РФ, при этом не указана причина отказа административным ответчиком без проведения торгов.
Считает данный отказ незаконным необоснованным, нарушающим ее законные права на преимущественное право заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов, предусмотренных ст.ст. 39.6 ЗК РФ.
В силу п.3 ст. 22 ЗК РФ (действовавшего на момент заключения Договора аренды земельного участка), по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка. Данные обстоятельства так же подтверждаются п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.20111 г. № « Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского Кодекса РФ о договоре аренды» согласно п.1 ст. 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор надлежащим образом исполняющий свои обязанности, по истечению срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное право перед другими лицами на заключение договора на новый срок.
Поэтому согласно данным разъяснениям, договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на новый срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4.1.6 договора аренды арендатор имеет право в случае надлежащего исполнения обязанностей заключить договор аренды на новый срок в преимущественном порядке.
В соответствии с п.4. ст. 39.6 ЗК РФ гражданин, являющийся арендатором земельного участка, имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 ст. 39.6 ЗК РФ при наличии в совокупности следующих условий:
заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных ЗК РФ и другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса.
Все вышеуказанные условия имеют место и подтверждаются письменными доказательствами, поэтому оспариваемый отказ в заключении договора аренды земельного участка без торгов необоснован, нарушает гражданские и конституционные права ФИО3
Административный истец просит суд: признать отказ администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о заключении договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов площадью 13 600 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на новый срок без торгов - незаконным. Обязать администрацию муниципального образования Павловский район устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО3 в виде препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов истца на заключение договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов площадью 13 600 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> на новый срок без торгов, путем принятия решения о заключении и продлении договора аренды.
Административный истец ФИО3 и ее представитель адвокат Андрющенко О.В. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме.
Так же в судебном заседании представитель административного истца – адвокат Андрющенко О.В. указала, что в 2009 году договор аренды земельного участка предоставлен административному истцу без проведения торгов. ФИО5 пользовалась данным земельным участком с 2005 года, то есть 14 лет, за все время пользования никаких представлений о нарушении земельного законодательства, административных правонарушений и т.д. не было, вовремя оплачивались налоги, арендную плату, производилась обработка земельного участка.
Административный истец обратилась с заявлением в 2009 году не как впервые участвующий гражданин, а как лицо, использующее данный земельный участок более 10 лет, сформировавший данный земельный участок за счет собственных денежных средств.
В соответствии ч. 15 ст. 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка по общему правилу не имеет преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок без торгов. Однако из данного правила имеется ряд исключений а именно на заключение договора аренды земельного участка без торгов имеют право: арендаторы земельного участка предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, которые надлежащим образом использовали земельный участок в течение срока аренды ( пп.31 ч.2 ст. 39.6 ЗК РФ, п.5 ст.9 ФЗ 101 « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В этом случае основанием для заключения договора аренды является лишь заявление арендатора, поданное в срок. Административный истец обратился с заявлением в соответствии с данными нормами закона в установленный законом сроки, при этом иных документов закон не предусматривает.
Так же имеют право арендаторы земельных участков, если земельный участок предоставлялся без проведения торгов ( пп.1 ч.3 ст.39.6 ЗК РФ). Административному истцу земельный участок передан без проведения торгов, что является еще одним основанием для заключение договора на новый срок.
Согласно ст. 39.18 Земельного Кодекса РФ имеются особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. А именно: в случае если земельный участок не замежеван и не согласован, проводится публикация и т.д. Однако спорный земельный участок, сформирован, отмежеван и стоит на кадастровом учете. При этом в соответствии п. 6 ст. 39.18 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ.
Административный истец с учетом всех требований с указанием ст. 39.17 ЗК РФ обратился с заявлением о заключении договора аренды на новый срок. Однако административный ответчик нарушил нормы ст. 39.17 ЗК РФ, сослался только на нормы ст. 39.6 ЗК РФ и незаконно отказал в заключении договора аренды.
<адрес>, внес представление о нарушении действующего земельного законодательства в отношении административного истца. Административный ответчик не обжаловал данное представление и предоставил ответ прокурору о том, что административный истец может обратиться вновь с заявлением и оно будет рассмотрено в соответствии с действующим законодательством. Административный истец обратился с повторно с заявлением, административный ответчик предоставил ответ, что в связи с рассмотрением административного дела в суде ответ будет предоставлен после ДД.ММ.ГГГГ
На протяжении всего срока действия договора аренды ФИО5 добросовестно пользовалась вышеуказанным земельным участком, регулярно оплачивала арендную плату в соответствии с условиями договора указанную в п.4.3.2, при использовании и проведении работ экологическое состояние земельного участка не ухудшилось.
Согласно п.4.1.6 договора аренды предусмотрено, что ФИО5 имеет право в случае надлежащего исполнения своих обязательств заключать договор аренды на новый срок в преимущественном порядке на согласованных сторонами условиях.
Административный истец ФИО5 комиссией в 2009 году была признана единственным участником на предоставление ей вышеуказанного земельного участка. Комиссия административного ответчика признала административного истца единственным участником на предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, как полевого участка для сельскохозяйственного использования- пашня.
В связи с данными обстоятельствами договор аренды спорного земельного участка заключен без процедуры проведения торгов, что соответствует п.3 ст. 39.6 ЗК РФ и дает основания административному истцу как арендатору на преимущественное право на заключение договора аренды перед другими претендентами на новый срок.
Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ от 07.07.2003 года за № 112 « О личном подсобном хозяйстве », для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельные участки в границах населенных пунктов и земельные участки за пределами границ населенного пункта.
В соответствии с п.3 ФЗ РФ № 112 за № 112 « О личном подсобном хозяйстве » полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 года за № 540 « Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков « для ведения личного подсобного хозяйства « включает в себя виды деятельности разрешенные на указанном земельном участке - производство сельскохозяйственной продукции.
Согласно п. 4 Федерального закона от 29.12.2006 года № 264 -ФЗ « О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственным производством признается совокупностью видов экономической деятельности по выращиванию производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Административный истец занимается именно выращиванием сельхозпродукции для кормления животных и птицы в соответствии с п. 4.3.7 договора аренды.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Павловский район по доверенности ФИО1, представитель заинтересованного лица Управления муниципальным имуществом администрации МО Павловский район по доверенности ФИО2, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, указав следующее:
на основании постановления главы Среднечелбасского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении земельного участка в аренду в <данные изъяты> с гражданкой ФИО3, как с единственным претендентом был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком на 10 лет, согласно пункту 1.1 договора.
ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, прошел государственную регистрацию.
В соответствии с пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Статьей 39.6 ЗК РФ установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена в аренду на торгах и без проведения торгов. Арендатор находящегося в муниципальной собственности земельного участка, предоставленного без проведения торгов, имеет право на заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов при наличии совокупности условий, предусмотренных п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ, одним из которых является наличие оснований, предусмотренных подпунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Основанием из установленных в подпунктах 1-30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, в данном случае является подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ,
согласно которому: предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется только в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: посредством опубликования извещения о возможном предоставлении в аренду земельного участка. При этом, любой гражданин, который заинтересован в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, может подать заявление о намерении участвовать в аукционе.
Так, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка арендатору, если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 39.6 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах отсутствовала совокупность условий, установленных пунктами 3 и 4 статьи 39.6 ЗК РФ, для заключения с ФИО5 нового договора аренды без проведения торгов.
Считают, что доводы административного истца о наличии преимущественного права в силу статьи 621 ГК РФ, не могут приниматься во внимание судом, в силу следующего.
В соответствии со статьей 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты. Согласно части 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Частью 1 статьи 621 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Поскольку законом (пункт 15 статьи 39.8 ЗК РФ) установлено, что арендатор земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов, положения части 1 статьи 621 ГК РФ о наличии у арендатора преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок, не подлежат применению.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, вступившим в силу 1 марта 2015 года, установлены случаи продажи (предоставления в аренду) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. Глава V.I. «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» Земельного кодекса РФ, была введена в действие с 01.03.2015г., в то время как ранее действовавший договор аренды был заключен в 2009г., считают, что имеет место применение положений статей 39,6, 39.8 ЗК РФ, поскольку в администрацию с заявлением о заключении договора аренды на новый срок административный истец обратился 03 июня 2019 года, следовательно, основания для его заключения должны быть установлены законодательством на дату рассмотрения данного заявления, а не на момент заключения ранее действовавшего договора аренды.
При таких обстоятельствах, поскольку предусмотренные законом основания для заключения с административным истцом договора аренды земельного участка без проведения торгов отсутствуют, в удовлетворении требований о признании незаконным решения об отказе в заключении договора аренды земельного участка, возложении обязанности заключить договор аренды на новый срок, следует отказать.
Представитель заинтересованного лица Прокурора Павловского района Краснодарского края – старший помощник прокурора Павловского района Дубин Р.А. в судебном заседании считает административные исковые требования ФИО3 обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. При этом, помощник прокурора Дубин Р.А., ссылаясь на правовую позицию, изложенную в Определении Верховного суда Российской Федерации от 16 апреля 2019 г. по делу N 302-ЭС18- 22715, считает возможным предоставление ФИО3 земельного участка в аренду на новый срок по основанию, предусмотренному подпунктом 32 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому: договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 данного пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3, 4 данной нормы.
Изучив представленные доказательства, исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из смысла положений вышеуказанных процессуальных норм следует, что для признания ненормативного акта, а также действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение или временное пользование. Договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества должен быть заключен в письменной форме и подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Не подлежат государственной регистрации договоры аренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и Администрацией Среднечелбасского сельского поселения <адрес> заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности за №.
Предметом настоящего договора, указанного в п.1.1., является земельный участок из земель населенных пунктов площадью 13 600 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства сроком на десять лет.
Согласно п. 7.1 вышеназванного договора, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон со дня его государственной регистрации.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, регистрация договора аренды произведена ДД.ММ.ГГГГ. Срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта: с 03.10.2009г. по 03.10.2019г. Таким образом, договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном законом порядке.
На протяжении всего срока действия договора аренды, ФИО3 добросовестно исполняла условия договора, пользовалась вышеуказанным земельным участком в соответствии с его целевым назначением, регулярно оплачивала арендную плату в соответствии с условиями договора.
Названное административный ответчик не оспаривает.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ договора, Арендатор обязан не менее чем за 90 календарных дней до окончания действия договора аренды письменно направить Арендодателю письменное предложение о заключении договора на новый срок.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась с заявлением в администрацию МО Павловский район о заключении с ней договора аренды названного земельного участка на новый срок без проведения торгов в соответствии со ст.ст. 39.17, 39.6, 39.8 Земельного Кодекса Российской Федерации (л.д. 11-12).
На указанное обращение администрацией МО <адрес> направлен письменный ответ, согласно которому: ФИО3 отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов. Отказ мотивирован тем, что основанием, предусмотренным пп. 1-30 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, в ее случае, является пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, согласно которому: предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется только в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: посредством опубликования извещения о возможном предоставлении в аренду земельного участка. При этом, любой гражданин, который заинтересован в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, может подать заявление о намерении участвовать в аукционе. В соответствии с пунктами 1, 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, администрация муниципального образования <адрес> отказала ФИО3 в предоставлении в аренду на новый срок спорного земельного участка (л.д. 13-15).
По результатам обращения административного истца ФИО3 в <адрес> (л.д.37), <адрес>
в адрес главы муниципального образования <адрес> внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений земельного законодательства в отношении ФИО3 По результатам рассмотрения представления Прокурора глава муниципального образования <адрес> сообщил об отсутствии правовых оснований для заключения с ФИО3 договора аренды земельного участка на новый срок. Так же в ответе на Представление указано, что при повторном обращении ФИО3 с заявлением администрация муниципального образования <адрес> учтет замечания, изложенные в Представлении, устранит допущенные нарушения закона, их причины и условия им способствующие.
ДД.ММ.ГГГГ в период рассмотрения настоящего спора судом, ФИО3 повторно обратилась в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением о заключении вышеназванного договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов. До настоящего времени договор аренды земельного участка с ФИО3 не заключен.
Оценив вышеназванные обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Отказывая административному истцу ФИО3 в заключении договора аренды вышеназванного земельного участка на новый срок, административный ответчик - орган местного самоуправления в лице главы администрации муниципального образования <адрес>, ссылается на подпункт 32 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому: договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 данного пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3, 4 данной нормы.
Пункт 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривает право граждан, являющихся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов в случае первоначального предоставления земельного участка гражданину в аренду без проведения торгов.
Согласно пукту 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности указанных в данном пункте условий, одно из которых, предусмотренное подпунктом 4, - отсутствует, а именно: на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов. В частности, отсутствует основание, предусмотренное подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому: договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса, а именно: посредством опубликования извещения о возможном предоставлении в аренду земельного участка. При этом, любой гражданин, который заинтересован в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, может подать заявление о намерении участвовать в аукционе.
При этом, суд считает, что в данном случае имеются все основания для заключения с ФИО3 договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов, предусмотренные подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому: Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Так, земельный участок предоставлен административному истцу для ведения сельскохозяйственного производства (л.д.3).
В данном случае суд исходит из следующего.
Согласно п.1.1 Договора аренды земельного участка, заключенного с ФИО3, земельный участок расположен в границах населенного пункта с видом разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства».
В соответствие со ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
В соответствие со ст. 4 названного Закона, для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений…
Предоставленный ФИО3 земельный участок является приусадебным.
В том числе, согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" - классификатор разрешенного использования земельных участков - это документ, содержащий перечень всех видов разрешенного использования.
Наименование вида разрешенного использования земельного участка: «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства» (Код 2.2), предусматривает в том числе: вид разрешенного использования: «производство сельскохозяйственной продукции».
Как следует из пояснений административного истца, она использует земельный участок для посева зерновых культур на корм скоту и птице для личных нужд, проводила необходимые сельскохозяйственные работы по возделыванию и обработке земельного участка, посев и сбор урожая. Названное административным ответчиком не оспаривается.
Так же для данных целей земельный участок изначально предоставлялся ФИО3 в аренду согласно Протоколу № заседания комиссии по рассмотрению заявок на предоставление земельных участков из свободных участков Среднечелбасского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ – полевой участок для сельскохозяйственного использования – пашня (л.д.48).
Как следует из пояснений представителя заинтересованного лица –Комитета по управлению имуществом, данных в судебном заседании, в названном Протоколе содержится описка относительно того, что участок является полевым.
При этом, данным протоколом подтверждается само назначение земельного участка, переданного ФИО3 – для производства сельскохозяйственной продукции.
Помимо назначения земельного участка – для ведения сельскохозяйственного производства, установлено наличие других оснований для заключения с административным истцом договора аренды земельного участка без проведения торгов, предусмотренных подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора нарушениях административным истцом законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, отсутствует, заявление о заключении нового договора аренды земельного участка подано истцом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды, что не оспаривается административным ответчиком.
Таким образом, суд считает, что в данном случае имеются все основания для заключения с административным истцом договора аренды вышеназванного земельного участка на новый срок без проведения торгов на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данном случае суд так же исходит из правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16 апреля 2019 г. по делу N 302-ЭС18-22715.
Так, Верховный суд РФ указал:
Подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 15.07.2016, предусмотрено, что без проведения торгов допускается заключение договора аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Данным подпунктом в редакции, действующей после 15.07.2016, установлено, что без проведения торгов допускается заключение договора аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, с арендатором, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Исходя из буквального толкования названной нормы права в приведенных редакциях данный способ предоставления земельного участка без торгов обусловлен наличием ранее заключенного договора аренды этого земельного участка; такое право законодатель предоставил арендаторам, надлежащим образом использующим земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства; заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано арендатором в соответствующий орган местного самоуправления до дня истечения срока действия ранее заключенного договора; возможность заключения договора аренды на новый срок распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства независимо от категории земель в соответствии с установленными видами разрешенного использования; в случае если при использовании земельного участка были выявлены в рамках государственного земельного надзора нарушения, они должны быть устранены к моменту обращения заявителя за заключением договора аренды земельного участка, соответствующая информация должна иметься у уполномоченных органов.
Правила составления заявления и перечень документов, которые заявителю необходимо приложить к нему, урегулированы статьей 39.17 ЗК РФ, согласно пункту 5 которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает соответствующие действия, предусмотренные названным пунктом.
В данном случае опубликования извещения о предоставлении земельного участка не требуется.
Суд находит несостоятельной ссылку представителя административного ответчика на пункт 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому: арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Как следует из вышеназванного Определения Верховного суда Российской Федерации, от 16 апреля 2019 г. по делу N 302-
ЭС18- 22715, - данная норма (п.15 ст. 39.8 ЗК РФ) является специальной по отношению к статье 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, и применяется к договорам, заключенным после вступления в силу указанной нормы ЗК РФ (01.03.2015).
Таким образом, в силу названных правовых норм ФИО3 имеет право на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов.
В силу положений ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемого решения возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
В данном случае административным ответчиком доказательств, подтверждающих принятие законного решения об отказе в заключении договора аренды спорного земельного участка без проведения торгов, представлено не было.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО3 к Администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края, – удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования Павловский район в заключении договора аренды на новый срок без торгов с ФИО3 на земельный участок из земель населенных пунктов площадью 13 600 кв. м с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, изложенный в письме администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Обязать администрацию муниципального образования Павловский район Краснодарского края устранить нарушение прав и законных интересов ФИО3 посредством принятия решения о заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов с ФИО3 на земельный участок из земель населенных пунктов площадью 13 600 кв. м с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Павловский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Павловского
районного суда И.А. Фещенко