ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9362/2021 от 23.12.2021 Одинцовского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-9362/2021

Решение

Именем Российской Федерации

23 декабря 2021 года г.Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Васиной Д.К.

при секретаре с/з Тюпиной Ю.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании незаконным и отменить Решение Администрации Одинцовского городского округа Московской области об отказе в предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от ДД.ММ.ГГГГ; об обязании Администрацию Одинцовского городского округа Московской области принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории , расположенных по адресу: АДРЕС.

Исковые требования мотивировал тем, что в 2004 году административным истцом был приобретен земельный участок с домом по адресу: АДРЕС. Земельный участок с К принадлежит истцу по праву собственности, на основании Свидетельства о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ Московской областной регистрационной палатой на бланке серия . Земельный участок общей площадью 1 200 кв.м. предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли поселений, ограничения (обременения) права не зарегистрированы, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации .

Решением Администрации Одинцовского городского округа Московской области истцу ДД.ММ.ГГГГ. было отказано, в связи с тем, что земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории.

В судебное заседание административный истец ФИО1 явился, исковые требования поддержал.

Административный ответчик представитель Администрации Одинцовского городского округа Московской области по доверенности ФИО2 в судебное заседание явилась, с иском не согласилась.

Исследовав материалы дела, выслушав сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как усматривается из материалов дела, в 2004 году административным истцом был приобретен земельный участок с домом по адресу: АДРЕС. Земельный участок с К принадлежит истцу по праву собственности, на основании Свидетельства о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ Московской областной регистрационной палатой на бланке серия .

Земельный участок общей площадью 1 200 кв.м. предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли поселений, ограничения (обременения) права не зарегистрированы, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации .

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию Одинцовского городского округа Московской области с заявлением о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка площадью 418 кв.м., путем перераспределения основного земельного участка с К, общая площадь вновь образуемого земельного участка составила бы 1618 кв.м., что подтверждается схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории , на что получил отказ решением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ., поскольку данный земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии со ст. 27 ЗК РФ.

Так, отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Под государственной услугой в статье 2 указанного Закона понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Положениями пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. На основании подпунктов 1 - 3 пункта 2 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В соответствии с положениями пунктов 1.4 и 1.5 санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима зон санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, при этом отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (пункты 1.6 и 1.17 данных санитарных правил и норм).

Границы поясов зон санитарной охраны определяются в соответствии с разделом II санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Администрация Одинцовского городского округа Московской области, принимая решение об отказе в предоставлении государственной услуги руководствовалась заключением Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, согласно которому земельный участок с кадастровым площадью 418 кв.м по адресу АДРЕС расположен в зоне с особыми условиями использования территории в соответствии с Решением Исполкома Моссовета, и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ и иными нормативными правовыми актами в сфере санитарного законодательства – зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Согласно письму Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области установлено, что в соответствии с требованиями, изложенными в СП 2.1.4.2625- 10 «ЗСО источников питьевого водоснабжения г. Москвы» река Москва является основным водотоком в ЗСО гидроузлов.

Учитывая, что до настоящего времени Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения правительством РФ не утверждено, продолжают действовать СП 2.1.4.2625-10 «ЗСО источников питьевого водоснабжения г. Москвы» и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», которыми установлены требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (порядок определения границ поясов ЗСО, требования к режиму и мероприятия в зонах санитарной охраны).

Действующие санитарные правила СП 2.1.4.2625-10 «ЗСО источников питьевого водоснабжения г. Москвы» содержат описание границ первого и второго поясов зон санитарном охраны станций водоподготовки и каждого гидроузла гидротехнической системы 1 порядка.

Согласно п. 2.2.4. СП 2.1.4.2625-10 второй пояс (пояс ограничений) ЗСО станций водоподготовки включают акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка.

В соответствии с п. 3.4.3. СП 2.1.4.2625-10 боковые границы второго пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехнические системы, но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка.

Боковые границы 2 пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии: а) при равнинном рельефе местности – не менее 500 м; б) при холмистом рельефе местности – по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.

Санитарные правила не устанавливают границы зон санитарной охраны, а определяют гигиенические требования к организации и санитарному режиму территории и акватории зон санитарной охраны, на основании которых разрабатывается «Проект ЗСО». Определение границ ЗСО и составляющих ее поясов определяется в проекте, который включает: определение границ зоны и составляющих ее поясов; программу санитарно-противоэпидемических мероприятий по улучшению санитарного состояния территории и акватории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.

Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

На текущий момент Управлением Роспотребнадзора по Московской области санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту ЗСО источников питьевого водоснабжения г. Москвы на данный участок не выдавалось.

Представителем ответчика заявлено ходатайство о назначении землеустроительной экспертизы.

Определением Одинцовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. назначена землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «НИИ Судебных экспертиз».

Согласно заключению эксперта , установлено, что Земельный участок с условным номером , образованный путем перераспределения, общей площадью 1618 кв.м (площадью 418 кв.м, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка площадью 12000 кв.м кадастровый , принадлежащего ФИО1 на праве собственности) не входит в границы санитарных зон и зон с особыми условиями на основании Решения исполнительного комитета Московского городского и областного Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП», МСП 2.1.4.2625-10. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила”.

Исследуемый участок расположен более чем в 35 км от первого пояса и более чем в 25 км от второго пояса зоны санитарной охраны Рублевского водопровода, установленной Решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ (см. рис. 2 стр. 12).

Исследуемый земельный участок не входит в границы зон санитарной охраны 1А и 1Б поясов станций водоподготовки и границы зон санитарной охраны 2 пояса станций водоподготовки, установленных «СП2.1.4.2625-10. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила». Участок расположен более чем в 500 м от уреза воды р. Москвы (см. рис. 3 стр. 15).

Земельный участок с К№ не входит в границы первого и второго поясов зон санитарной охраны на основании «СанПиН 2.1.4.1110-02. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы».

Генеральный план Одинцовского городского округа Московской области не утвержден. В генеральном плане сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области, земельный участок расположен в границах населенного пункта (пос. Ершовское).

В соответствии с решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта установления красных линий границ зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП» земельный участок расположен во втором поясе санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и анализируя установленные на их основе обстоятельства применительно к вышеприведенным нормативным положениям, суд полагает, что оспариваемое решение административного ответчика об отказе в предоставлении государственной услуги о перераспределении земель нельзя признать законным, поскольку при принятии оспариваемого решения административный ответчик не дал оценку всем имеющимся значение обстоятельствам, в том числе, что категория земель земельного участка, схему расположения которого просит предварительно согласовать ФИО1 установлена, как - земли населенных пунктов, доводы административного ответчика о том, что весь земельный участок расположен во втором поясе ЗСО опровергаются представленным в материалы ответом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, заключением судебной экспертизы, таким образом, суд приходит к выводу, что для восстановления нарушенных прав административного истца, необходимо возложить на Администрацию Одинцовского городского округа Московской области обязанность повторного рассмотрения заявления ФИО1 от с учетом представленных документов, при этом суд не вправе подменять собой уполномоченный орган в решении поставленных перед ним задач при наличии у него соответствующих полномочий, соответственно, суд отказывает в удовлетворении требований о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, обязать заключить соглашение о перераспределении земельного участка.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение Администрации Одинцовского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Обязать Администрацию Одинцовского городского округа. Московской области повторно рассмотреть в установленном порядке заявление ФИО1 .

В удовлетворении остальной части требований ФИО1 к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Одинцовский городской суд.

Судья Д.К. Васина

Мотивированное решение составлено 29 декабря 2021 года