ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-937/19 от 20.05.2019 Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан)

№ 2а-937/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2019 года с. Старосубхангулово

Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Мустафиной З.З.,

при секретаре Валиуллиной Р.А.,

с участием представителя административного истца ГУ РО Фонда социального страхования РФ по РБ – ФИО1, по доверенности,

административного ответчика – дознавателя ГД ОМВД России по Бурзянскому району РБ ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседанииматериалы гражданского дела по административному исковому заявлению ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан к отделению МВД России по Бурзянскому району Республики Башкортостан и дознавателю группы дознания ОМВД России по Бурзянскому району РБ Галину И.А. об оспаривании представления дознавателя ГД ОМВД России по Бурзянскому району РБ ФИО2 от ...,

У С Т А Н О В И Л:

административный истец ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан обратилось в суд с административным иском отделению МВД России по Бурзянскому району Республики Башкортостан и дознавателю группы дознания ОМВД России по Бурзянскому району РБ Галину И.А. об оспаривании представления дознавателя ГД ОМВД России по Бурзянскому району РБ ФИО2 от ... Иск мотивирован тем, что ... дознаватель ГД ОМВД России по Бурзянскому району лейтенант полиции ФИО2 вынес в отношении Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - Региональное отделение, ГУ - РО ФСС РФ по РБ) представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона) (далее - Представление). Как следует из Представления в отношении сотрудницы Регионального отделения возбуждено .... уголовное дело №... за совершение преступления предусмотренное ч.1 ст. 158 УК РФ - кража, т.е. тайное хищение чужого имущества. Совершению данного преступления способствовала недостаточная организация профилактической и разъяснительной работы по профилактике правонарушений и преступлений среди работников ГУ-РО ФСС РФ по РБ. Дознавателем выдвинуто предложение о рассмотрении сложившейся ситуации, о проведении профилактической беседы при приеме на работу и во время работы с сотрудниками организации, при трудоустройстве на работу истребовать характеризующие материалы, о рассмотрении вопроса целесообразности дальнейшей работы сотрудницы в занимаемой должности. Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан считает Представление незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы ГУ-РО ФСС РФ по РБ, порочащим его репутацию и подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В соответствии с ч. 2 ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Согласно ч.2 ст. 158 УПК РФ установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения. Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона), как процессуальное решение, должно отвечать требованиям обоснованности и мотивированности. В пределах своей компетенции следователь (или дознаватель) устанавливает обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, не нарушая законных прав и интересов граждан, должностных лиц и организаций любых форм собственности при осуществлении указанной деятельности. Из указанных норм следует: представление имеет властный характер и обязательно к исполнению всеми без исключения субъектами, оказавшимися в сфере действия уголовно- процессуальных правоотношений; как процессуальное решение должно отвечать требованиям обоснованности и мотивированности; должно содержать указание на нарушение определенных норм закона; доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, способствовавших совершению преступления. В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств того, имелись ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложена на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Анализ ч.2 ст. 158 УПК РФ позволяет сделать вывод о том, что содержащаяся в ней ссылка на иные нарушения закона свидетельствует о том, что обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, сами должны являться нарушением закона. В оспариваемом представлении не содержится указания о том, какие конкретно нормы закона нарушены Региональным отделением, в чем заключаются такое нарушение. В представлении не содержатся сведения о том, каким образом ненадлежащая деятельность Регионального отделения, как государственного учреждения осуществляющего деятельность в сфере социального страхования, способствовало совершению преступления, в нем отсутствует причинно-следственная связь между действиями Регионального отделения и незаконными действиями третьих лиц. Таким образом, оснований полагать, что Региональное отделение способствовало совершению преступления в виде кражи не имеется. Вынесенное представления является властно-распорядительным документом и обязательным для исполнения. Законодательством прямо предусмотрена и установлена обязанность соответствующей организации рассмотреть поступившее от следователя или дознавателя представление и в течении месяца письменно сообщить о принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Следовательно, внесение представления влечетвозникновение соответствующей обязанности, а незаконное представление допустимо расценивать как нарушение прав и интересов. Статья 17.7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность для юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, состоит в невыполнении законных требований дознавателя, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Неисполнение требования дознавателя по исполнению представления, вынесенного в порядке ч.2 ст. 158 УПК РФ, выражается в непринятии должностным лицом мер по устранению обстоятельств, обусловивших совершение преступления и в непредставлении уведомления о принятых мерах. При таких обстоятельствах, оспариваемое представление нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем подлежит признанию незаконным. В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Основные права и обязанности работодателя определены в ст. 22 Трудового кодекса РФ. Совершение работником преступного деяния не по месту своей работы зависит от деформации индивидуального правового сознания, на которое работодатель уже повлиять не может в силу стереотипов, сложившихся у работника как у взрослого дееспособного человека. В рамках трудовых отношений работодатель воспитывает работников с целью соблюдения ими требований законодательства и недопущения совершения преступлений. Предупреждение преступлений является обязанностью правоохранительных органов и не может быть возложено на юридическое лицо. В компетенцию Регионального отделения не входит осуществление мер направленных на профилактику правонарушений в Российской Федерации. Согласно п.п. 19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). Согласно Определению Конституционного суда РФ от 15 мая 2001 года № 90-0 определен статус Фонда социального страхования РФ как органа государственной власти со ссылкой на Конституцию РФ и иные нормативные акты. Просит признать незаконным и отменить представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона) от ... вынесенное дознавателем ГД ОМВД России по Бурзянскому району лейтенантом полиции ФИО2 на основании возбужденного ... уголовного дела №....

Представитель административного истца – ФИО1 требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении поддержал в полном объеме. Просил признать незаконным и отменить представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона) от ... вынесенное дознавателем ГД ОМВД России по Бурзянскому району лейтенантом полиции ФИО2 на основании возбужденного ... уголовного дела №....

Представитель ответчика – ОМВД России по Бурзянскому району РБ на судебное заседание не явился. Надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Административный ответчик – дознаватель ОМВД России по Бурзянскому району ФИО2 административный иск признал и не возражает на удовлетворение иска.

Заинтересованное лицо – МВД России по РБ не явился. Надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Из положений статьи 46 Конституции РФ, статей 218, 217 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

На основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении заявленных требований принимается судом в случае, если суд признает оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Судом установлено, что в производстве группы дознания Отделения МВД России по Бурзянскому району находилось уголовное дело по обвинению ФИО 1, ... года рождения в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ.

... в рамках расследования уголовного дела по обвинению ФИО 1 по ч. 1 ст. 158 УК РФ дознавателем группы дознания Отделения МВД России по Бурзянскому району РБ ФИО2 вынесено представление в адрес директора ГУ РОФСС РФ по РБ ФИО3 о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

В оспариваемом представлении указаны обстоятельства обвинения в том, что ...ФИО 1, находясь в здании ...», умышленно, с целю тайного хищения чужого имущества, путем свободного доступа, совершила кражу сумки, в которой находились денежные средства в сумме 11500 рублей, принадлежащее ФИО 2 Совершение данного преступления способствовала недостаточно эффективная организация профилактической и разъяснительной работы по профилактике правонарушений и преступлений среди работников ГУ РО ФСС по РБ. Предложено рассмотреть сложившуюся ситуацию на совещании; проводить профилактические беседы при приеме на работу и во время работы с сотрудниками организации, при трудоустройстве на работу истребовать характеризующие материалы; рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшей работы ФИО 1 в занимаемой должности.

При производстве по уголовному делу подлежат выявлению обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (статья 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации)

Согласно части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, это акт реагирования должностного лица на выявленные в ходе досудебного производства обстоятельства, способствующие совершению преступления, содержащий предложения о конкретных мерах, направленных на устранение указанных обстоятельств или других допущенных нарушений закона, который вносится в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу согласно части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит рассмотрению не позднее одного месяца со дня его вынесения

В описательно-мотивировочной части представления указываются:

фабула уголовного дела (время, место, способ и иные обстоятельства совершенного преступления);

выявленные дознавателем причины, способствовавшие совершению преступления, и конкретные нормы нарушенных законов;

доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

В резолютивной части представления указываются:

конкретные профилактические меры, которые, по мнению дознавателя, надлежит предпринять адресату представления с целью устранения выявленных в ходе предварительного расследования обстоятельств, способствовавших совершению преступления;

срок, в течение которого представление подлежит рассмотрению и исполнению, а также указание на необходимость обязательного уведомления дознавателя о принятых мерах (данный срок установлен в ч. 2 ст. 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и составляет один месяц со дня вынесения представления);

предупреждение о возможности применения к лицу, на которое возлагается обязанность по рассмотрению и исполнению представления в случае умышленного невыполнения законных требований дознавателя, мер административного воздействия в порядке ст. 17.7 КоАП РФ с разъяснением предусмотренных указанной статьей санкций;

порядок обжалования представления в порядке, предусмотренном ст. 123 - 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Из смысла вышеуказанных правовых норм следует, что представление должно содержать указание на нарушение определенных норм закона лицом, в адрес которого оно вынесено. Кроме того, в представлении должно быть указано, какие именно необходимо принять меры для устранения выявленных нарушений закона, их причин и условий, способствующих данному нарушению закона. В противном случае, лицо лишено возможности устранить выявленные нарушения, иными словами, исполнить требования представления.

То есть, оспариваемое в данном случае представление было вынесено уполномоченным лицом, в пределах предусмотренной компетенции. Кроме того, законодателем прямо предусмотрена и установлена обязанность соответствующего должностного лица организации рассмотреть поступившее от следователя или дознавателя представление и в течение месяца письменно сообщить о принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Следовательно, внесение представления влечет возникновение соответствующей обязанности, а незаконное представление допустимо расценивать как нарушающее права и интересы.

В то же время, вносимое представление, в котором фактически содержится только перечисление совершенного преступного действия обвиняемого, должно, помимо этого, также содержать изложение (точное указание и описание) тех установленных обстоятельств, которые способствовали совершению преступления.

Только в таком случае вносимое представление будет отвечать, и соответствовать требованиям части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд установил, что в оспариваемом представлении вообще не указано и не конкретизировано, в чем же выразились недостатки (нарушения) в деятельности Управления ФСС РФ по РБ, а именно, в чем именно заключается ненадлежащая деятельность Регионального отделения, как государственного учреждения осуществляющего деятельность в сфере социального страхования, способствовало совершению преступления, в нем отсутствует причинно-следственная связь между действиями Регионального отделения и незаконными действиями третьих лиц.

Таким образом, обжалуемое представление в нарушение вышеуказанных правовых норм не содержит указания о том, какие конкретно положения закона нарушены Управлением ФСС РФ по РБ, в чем именно заключается такое нарушение. Представление не содержит никаких сведений о том, каким образом ненадлежащая работа Управления ФСС РФ по РБ способствовала совершению преступления, в нем отсутствует указание на причинно-следственную связь между действиями Управления ФСС РФ по РБ и незаконными действиями третьих лиц. При таких обстоятельствах, оснований полагать, что Региональное отделение способствовало совершению преступления в виде кражи не имеется.

Вынесенное представление является властно-распорядительным документом и обязательным для исполнения. Законодательством прямо предусмотрена и установлена обязанность соответствующей организации рассмотреть, поступившее от следователя или дознавателя представление и в течение месяца письменно сообщить о принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Следовательно, внесение представления влечет возникновение соответствующей обязанности, а незаконное представление допустимо расценивать как нарушение прав и интересов.

Ответчики каких-либо доказательств в подтверждение своих доводов о законности вынесенного представления, а также документов, подтверждающих, что ответчик исполнить содержащее в представлении требований, не представили.

При указанных обстоятельствах суд приходит к вытекающему из таких обстоятельств выводу о незаконности указанных в представлении требований и полагает, что внесенное представление требованиям части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не соответствует, в связи с чем, является незаконным.

Признанный в судебном порядкенезаконным процессуальный документ исполнению не подлежит. А потому суд не усматривает целесообразности возложения на ответчиков обязанности по устранению нарушения требований закона.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218-228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан к отделению МВД России по Бурзянскому району Республики Башкортостан и дознавателю группы дознания ОМВД России по Бурзянскому району РБ Галину И.А. об оспаривании представления дознавателя ГД ОМВД России по Бурзянскому району РБ ФИО2 от ... – удовлетворить.

Признать представление дознавателя группы дознания ОМВД России по Бурзянскому району РБ ФИО2 от ... «О принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона)», незаконным.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через постоянное судебное присутствие Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан.

Председательствующий судья: З.З. Мустафина