ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-937/20 от 28.02.2020 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2а-937/2020

23RS0037-01-2020-000778-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2020 года г. Новороссийск

Октябрьский районный суда г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Бокий Н.М.,

при секретаре Персиной О.Т.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Панюта Сергея Васильевича, Панюта Ольги Владимировны, действующие также в интересах несовершеннолетних Панюта Родиона Сергеевича, Панюта Полины Сергеевны к администрации МО г. Новороссийск об оспаривании отказа органа местного самоуправления в переводе жилого помещения в нежилое,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с административным иском, в котором указали, что им принадлежат на праве общей долевой собственности по 4/10 доли каждому, а также несовершеннолетним детям ФИО3 и ФИО4, принадлежат на праве общей долевой собственности по 1/10 доли каждому в жилом помещении (квартире) общей площадью 35,2 кв.м., с кадастровым номером 23:47:0310001:411, расположенном по адресу: <адрес>, пр-кт Ленина, 52А, <адрес>. Данная квартира расположена на первом этаже многоквартирного жилого дома. Согласно протоколу общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> А от ДД.ММ.ГГГГг. было принято разрешить перевести все квартиры первых этажей дома <адрес>А из жилого в нежилое помещение, разрешить перепланировку квартир с учетом оборудования капитальной или не капитальной входной группы с обустройством пандусов для инвалидов со стороны балконов/лоджий на ул. <адрес> и <адрес> десантников 91. Поскольку в данном многоквартирном доме разрешено переводить все квартиры на первом этаже под нежилое помещение мы обратилась в Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования <адрес> для перевода вышеуказанной квартиры в нежилое помещение с предоставлением всех необходимых документов, предусмотренных статьей 23 Жилищного кодекса РФ. Однако письмом Управления архитектуры и градостроительства от 08.10.2019г. .03-1.3-5860/19 нам было отказано в переводе жилого помещения в категорию нежилого помещения с перепланировкой и устройством входной группы, поскольку не представлено согласие собственника помещения, расположенного над переводимым помещением; согласно вышеуказанному протоколу общего собрания собственников жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГг. не все собственники многоквартирного дома проголосовали. Также, указано, что проектирование следует осуществлять в рамках разумного приспособления с учетом мнения общественных объединений инвалидов. Данный отказ административные истцы считают данный незаконным. Для перевода жилого помещения в нежилое необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) о согласии на такой перевод (п. 6 ч. 2 ст. 23, п. 4.5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Собрание по вопросу перевода жилого помещения в нежилое правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ) при наличии в МКД более одного подъезда - собственники помещений или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений, в том числе собственники помещений в МКД, расположенных в одном подъезде с переводимым помещением, обладающие более чем 2/3 голосов от общего числа голосов таких собственников. Решение общего собрания собственников помещений о согласии на перевод жилого помещения в нежилое должно быть принято (ч. 1.2 ст. 46 ЖК РФ) при наличии в МКД более одного подъезда - большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в собрании собственников помещений при условии голосования за принятие такого решения собственниками помещений в МКД, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающими большинством голосов от общего числа голосов таких собственников, принимающих участие в этом собрании. Как видно из протокола общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> А от ДД.ММ.ГГГГг. было принято разрешить перевести все квартиры первых этажей дома <адрес>А. При этом имелся кворум собрания предусмотренный законом, присутствовали собственники обладающие 64.22% и решение по данному вопросу принято большинством голосов 83.51%. Более того множество квартир на первом этаже данного дома уже переведено из жилых помещений в нежилые на основании указанного протокола. Данный протокол никем не отменен и не оспорен. Также собственники прилегающих квартир и 282 дали свои согласия на перевод принадлежащей нам квартиры в нежилое помещение. Кроме того, письменное согласие на перевод принадлежащей нам квартиры из жилого в нежилое помещение дал застройщик ООО «СтройБизнесЮГ». Управления по вопросам семьи и детства администрации МО <адрес> в своем письме от 23.09.2019г. .7-23-3462/19 не возражает против перевода квартиры из жилого помещения в нежилое. При этом, права несовершеннолетних ФИО4 и ФИО3 не ущемляются, т.к. дети фактически проживают и имеют регистрацию по другому адресу: <адрес>. Как указано, в обжалуемом отказе проектирование следует осуществлять в рамках разумного приспособления с учетом мнения общественных объединений инвалидов. Однако законом не предусмотрено предоставление такого согласия при переводе жилого помещения в нежилое. Вместе с тем, проектной документацией, разработанной ООО «Водосервис-Юг» предусмотрен демонтаж существующего оконного блока в помещении 3, демонтаж ограждения с остеклением лоджии 5 с дальнейшим формированием перегородки с витражным остеклением и дверным проемом, образуя тамбур; устройство входной группы для входа в нежилое помещение со стороны <адрес>; устройство вертикального лестничного подъемника с устройством калитки в ограждении, для доступа инвалидов; при необходимости и условии одновременного выполнения устройств входных групп соседних (примыкающих) помещений возможно объединение входных групп в одну, с устройством единой лестницы и единого вертикального лестничного подъемника, с условием обеспечения доступа маломобильных групп населения во все помещения.

Просят суд признать незаконным отказ администрации муниципального образования <адрес>, выраженный в письме начальника Управления архитектуры и градостроительства от 08.10.2019г. .03-1.3-5860/19 о переводе <адрес> общей площадью 35,2 кв.м., с кадастровым номером 23:47:0310001:411, расположенной по адресу: <адрес>, пр-кт Ленина, 52А, из жилого помещения в нежилое помещение с перепланировкой и устройством входной группы. Обязать администрацию муниципального образования <адрес> принять решение о переводе <адрес> общей площадью 35,2 кв.м., с кадастровым номером 23:47:0310001:411, расположенной по адресу: <адрес>, пр-кт Ленина, 52А из жилого помещения в нежилое помещение с перепланировкой и устройством входной группы.

Административные истцы в судебное заседание не явились, просили рассмотреть без их участия, требования изложенные в заявлении поддержали, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства.

Представитель административного ответчика надлежащим образом извещенный о дне и времени судебного заседания в суд не явился.

Исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела административным истцам ФИО1 и ФИО2, принадлежит на праве общей долевой собственности по 4/10 доли каждому и несовершеннолетним детям ФИО3 и ФИО4 по 1/10 доли каждому в жилом помещении (квартире) общей площадью 35,2 кв.м., с кадастровым номером 23:47:0310001:411, расположенном по адресу: <адрес>, пр-кт Ленина, 52А, <адрес> на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 26.09.2018г; акта приема-передачи квартиры от 25.12.2018г.; решения Октябрьского районного суда <адрес> края от 11.06.2019г по делу ; договора об оформлении квартиры в общую долевую собственность в соответствии с федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 22.08.2019г.; договора участия в долевом строительстве -Л4 от 28.01.2016г., что подтверждается выписками из ЕГРН от 29.08.2019г. Данная квартира расположена на первом этаже многоквартирного жилого дома.

Согласно протоколу общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> А от ДД.ММ.ГГГГг. было принято разрешить перевести все квартиры первых этажей дома <адрес>А из жилого в нежилое помещение, разрешить перепланировку квартир с учетом оборудования капитальной или не капитальной входной группы с обустройством пандусов для инвалидов со стороны балконов/лоджий на ул. <адрес> и <адрес> десантников 91.

Поскольку в данном многоквартирном доме разрешено переводить все квартиры на первом этаже под нежилое помещение административные истцы обратииась в Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования <адрес> для перевода вышеуказанной квартиры в нежилое помещение с предоставлением всех необходимых документов, предусмотренных статьей 23 Жилищного кодекса РФ.Однако письмом Управления архитектуры и градостроительства от 08.10.2019г. .03-1.3-5860/19 им было отказано в переводе жилого помещения в категорию нежилого помещения с перепланировкой и устройством входной группы, поскольку не представлено согласие собственника помещения, расположенного над переводимым помещением; согласно вышеуказанному протоколу общего собрания собственников жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГг. не все собственники многоквартирного дома проголосовали. Также, указано, что проектирование следует осуществлять в рамках разумного приспособления с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Суд считает данный отказ неправомерным по следующим основаниям.

Для перевода жилого помещения в нежилое необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) о согласии на такой перевод (п. 6 ч. 2 ст. 23, п. 4.5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Собрание по вопросу перевода жилого помещения в нежилое правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ) при наличии в МКД более одного подъезда - собственники помещений или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений, в том числе собственники помещений в МКД, расположенных в одном подъезде с переводимым помещением, обладающие более чем 2/3 голосов от общего числа голосов таких собственников;

Решение общего собрания собственников помещений о согласии на перевод жилого помещения в нежилое должно быть принято (ч. 1.2 ст. 46 ЖК РФ) при наличии в МКД более одного подъезда - большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в собрании собственников помещений при условии голосования за принятие такого решения собственниками помещений в МКД, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающими большинством голосов от общего числа голосов таких собственников, принимающих участие в этом собрании.

Как видно из протокола общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> А от ДД.ММ.ГГГГг. было принято разрешить перевести все квартиры первых этажей дома <адрес>А. При этом имелся кворум собрания предусмотренный законом, присутствовали собственники обладающие 64.22% и решение по данному вопросу принято большинством голосов 83.51%. Более того множество квартир на первом этаже данного дома уже переведено из жилых помещений в нежилые на основании указанного протокола. Данный протокол никем не отменен и не оспорен.

Также собственники прилегающих квартир и 282 дали свои согласия на перевод принадлежащей административным истцам квартиры в нежилое помещение.

Кроме того, письменное согласие на перевод данной квартиры из жилого в нежилое помещение дал застройщик ООО «СтройБизнесЮГ»,

Управления по вопросам семьи и детства администрации МО <адрес> в своем письме от 23.09.2019г. .7-23-3462/19 не возражает против перевода квартиры из жилого помещения в нежилое. При этом, права несовершеннолетних ФИО4 и ФИО3 не ущемляются, т.к. дети фактически проживают и имеют регистрацию по другому адресу: <адрес>.

Часть 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод.

Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.

Как указано, в обжалуемом отказе проектирование следует осуществлять в рамках разумного приспособления с учетом мнения общественных объединений инвалидов. Однако законом не предусмотрено предоставление такого согласия при переводе жилого помещения в нежилое.

Вместе с тем, проектной документацией, разработанной ООО «Водосервис-Юг» предусмотрен демонтаж существующего оконного блока в помещении 3, демонтаж ограждения с остеклением лоджии 5 с дальнейшим формированием перегородки с витражным остеклением и дверным проемом, образуя тамбур; устройство входной группы для входа в нежилое помещение со стороны <адрес>; устройство вертикального лестничного подъемника с устройством калитки в ограждении, для доступа инвалидов; при необходимости и условии одновременного выполнения устройств входных групп соседних (примыкающих) помещений возможно объединение входных групп в одну, с устройством единой лестницы и единого вертикального лестничного подъемника, с условием обеспечения доступа маломобильных групп населения во все помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу части 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения (пункт 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Таким образом административными истцами при подаче заявления о переводе принадлежащей им квартиры из жилого помещения в нежилое помещение соблюдены условия, предусмотренные действующим законодательством, при этом административным ответчиком не представлены доказательства законности и обоснованности обжалуемого отказа.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, действующих также в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4 удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации муниципального образования <адрес>, выраженный в письме начальника Управления архитектуры и градостроительства от 08.10.2019г. .03-1.3-5860/19 о переводе <адрес> общей площадью 35,2 кв.м., с кадастровым номером 23:47:0310001:411, расположенной по адресу: <адрес>, пр-кт Ленина, 52А, из жилого помещения в нежилое помещение с перепланировкой и устройством входной группы.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> устранить допущенное нарушение прав граждан путем принятия решения о переводе <адрес> общей площадью 35,2 кв.м., с кадастровым номером 23:47:0310001:411, расположенной по адресу: <адрес>, пр-кт Ленина, 52А из жилого помещения в нежилое помещение, а также обязать администрацию муниципального образования <адрес> выдать акт приемочной комиссии, подтверждающей завершение переустройства и (или) перепланировки <адрес> общей площадью 35,2 кв.м., с кадастровым номером 23:47:0310001:411, расположенной по адресу: <адрес>, пр-кт Ленина, 52-а.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.М. Бокий