ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9384/2021 от 13.12.2021 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2а-9384/2021

УИД 23RS0040-01-2021-010835-93

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«13» декабря 2021 года г. Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Игорцевой Е.Г.,

при секретаре Семененковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №16 по Краснодарскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в Первомайский районный суд г.Краснодара с административным иском к Межрайонной ИФНС России №16 по Краснодарскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указано, что 22.03.2021г. решением № 15837 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю в отношении ЗАО «Агентство Краснодарская Недвижимость» ОГРН <***>, в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись №13: «Прекращение юридического лица - исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности». Указанное решение заявитель считает незаконным ввиду того, что Общество фактически осуществляло деятельность до момента его исключения по адресу регистрации учредителя с 01.01.1994г., все это время с ЗАО «Агентство Краснодарская Недвижимость» была возможность поддержания связи, о чем свидетельствуют письма от 30.01.2020г., от 29.01.2020г., письменные ответы ИФНС №5 по г. Краснодару от 17.02.2020г. и 07.12.2020г. Вся отчетная документация отправлялась заказными письма с описью вложения и через АО ПФ СКБ Контур, о чем свидетельствует распечатка с электронной почты с датой отправления 26.02.2021г.

На основании изложенного административный истец просит суд: признать незаконным решение №15837 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю от 22.03.2021г.; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю устранить нарушение прав заявителя путем внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении сведений об Обществе как действующем юридическом лице, предоставив разумный срок для устранения несоответствия части адреса, путем принятия принятия в установленном порядке в регистрирующий орган сведений о месте нахождения Общества «Агенство Краснодарская Недвижимость», и внесении изменений в его учредительные документы.

В судебном заседании административный истец ФИО3 настаивала на удовлетворении требований административного искового заявления в полном объеме.

Представитель Межрайонной ИФНС России №16 по Краснодарскому краю ФИО4, действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении требований, подробная позиция изложена в возражении на иск.

Выслушав участников процесса, изучив позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении, исследовав письменные доказательства, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства в результате исследования и оценки собранных доказательств в их совокупности и в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления по следующим основаниям.

На основании статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с Приказом УФНС России по Краснодарскому краю от 18.02.2016 № 01-01/41@ «О передаче функций по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств» в Межрайонную ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю, на Инспекцию возложены функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - ЕГРЮЛ и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа регламентированы п. 5 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с пп. б п. 5 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

В силу п. 3 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», решение о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации», в соответствии с приказом ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации».

В рамках действующего законодательства юридические лица, кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются, в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, могут направить соответствующие возражения, заявления.

Согласно п. 6 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрена реализация права на направление в регистрирующий орган письменных возражений на государственную регистрацию путем подачи оформленного должным образом заявления по форме № Р38001, утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Согласно п. 4 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в и. 6 ст. 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

Данные положения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Согласно пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ЕГРЮЛ предусматривает содержание сведений об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В соответствии со ст. 54 ГК РФ адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, либо иного лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственные реестры юридических лиц являются федеральными информационными ресурсами, официальными источниками сведений о юридических лицах. Для всех третьих лиц государственные реестры носят официальный, публичный и единый характер, указанные в них данные считаются достоверными и актуальными до внесения в них соответствующих изменений.

Как следует из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица регистрационной палатой администрации г. Краснодара 31.01.1994г, адрес (место нахождение), указан: ул. Волжская, д. 73, кв. 67, г. Краснодар, Краснодарский край, 350059 (л.д. 47).

В ходе осуществления контрольных мероприятий по проверке достоверности сведений об адресе места нахождения Общества 02.03.2020 налоговым органом по месту учета - ИФНС России № 5 по г.Краснодару установлено, что по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, Общество не находится, деятельность не осуществляет, должностные лица организации не обнаружены.

По данному факту составлен протокол осмотра объекта недвижимости от 02.03.2020 № 200955 (л.д. 55).

В соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, в том числе, об адресе места нахождения, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.

Ввиду установления факта отсутствия Общества по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, регистрирующим органом были направлены уведомления в адрес Общества, а также по адресу места жительства руководителя Общества - Административного истца о необходимости представления в регистрирующий орган, в порядке п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» достоверных сведений об адресе (месте нахождения) Общества (л.д. 59-61).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности представления в регистрирующий орган достоверных сведений (6 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ).

Согласно сведениям отчету об отслеживании почтового отправления ШПИ № 35099141304135 с официального сайта «Почта России»: уведомление от 11.03.2020г. исх. № 06-17/127-365, направленное в адрес Общества 13.03.2020г., не получено адресатом; уведомление от 11.03.2020 исх. № 06-17/127-332, направленное административному истцу 13.03.2020г. по адресу ул. В. Головатого, д. 249, г. Краснодар, (ШПИ № 35099141303800) не получена адресатом; уведомление от 11.03.2020г. исх. №06-17/127-332, направленное 13.03.2020г. по адресу: ул. Брусничная, 58, х. Копайской, г. Краснодар (ШПИ №35099141303817) получено адресатом 21.03.2020г.

Таким образом, почтовая корреспонденция, направленная по адресу указанноному в ЕГРЮЛ Общества, не получена адресатом, что свидетельствует об отсутствии связи с юридическим лицом.

В установленный законодательством срок, Обществом в адрес Инспекции не представлялись документы, свидетельствующие о достоверности сведений в отношении адреса места нахождения Общества, включенного в ЕГРЮЛ.

Согласно абзацу 2 п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае невыполнения юридическим лицом обязанности по представлению в регистрирующий орган достоверных сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений о юридическом лице.

В соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись от 07.05.2020 за ГРН 2202305889916 о недостоверности сведений об адресе места нахождения Общества.

Ввиду наличия в ЕГРЮЛ записи от 07.05.2020 за ГРН 2202305889916 о недостоверности сведений об адресе места нахождения Общества более чем шесть месяцев, а также отсутствия представления Обществом достоверных сведений в части адреса места нахождения Общества, регистрирующим органом принято решение от 23.11.2020 № 15837 о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от 25.11.2020 за ГРН 2202306850678 (л.д. 57).

Принятое решение о предстоящем исключении Общества опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 47 (814) от 25.11.2020/855.

При этом обязанность иным способом уведомлять о принятом регистрирующим органом решении о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ, действующим законодательством не предусмотрена.

Таким образом, Инспекцией реализован предусмотренный действующим законодательством механизм раскрытия информации о принятии решения и предстоящем исключении юридических лиц, направленный на своевременное информирование участников гражданско-правовых отношений о фактах деятельности юридических лиц, и о принятии в отношении них соответствующих решений.

Более того, решение о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ опубликовано 25.11.2020г., следовательно, предусмотренный действующим законодательством срок предоставления возражений истекает 25.02.2021г.

Таким образом, регистрирующим органом в связи с отсутствием возражений по форме № Р38001 от Общества, кредиторов или иных заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением Общества из ЕГРЮЛ не поступали в установленные сроки, предусмотренные действующим законодательством, внесена запись об исключении общества из ЕГРЮЛ от 22.03.2021г. за ГРН 2212300281334.

13 апреля 2020 года от административного истца в адрес Инспекции поступил комплект документов (вх.10203 от 13.04.2020), а именно: сообщение о предоставлении сведений от 09.04.2020г.; копия договора аренды недвижимости от 30.11.2019г.; копия выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 02.11.2016г.; копия уведомления от 11.03.2020г. исх.№ 06-17/127-333.

Инспекция, рассмотрев обращение заявителя сообщила о том, что представленные документы не являются доказательством достоверности сведений об адресе места нахождения Общества, включенного в ЕГРЮЛ, ввиду наличия противоречия между сведениями об адресе месте нахождения Общества, отраженными в договоре аренды и сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ (письмо от 23.04.2020г. л.д. 56).

Исходя из вышеизложенного следует, что у Инспекции были все основания для исключения Общества из ЕГРЮЛ, следовательно, решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ от 23.11.2020 № 15837 вынесено с соблюдением норм действующего законодательства, а запись о прекращении деятельности Общества от 22.03.2021 за ГРН 2212300281334 внесена в ЕГРЮЛ правомерно.

Таким образом, в отношении Общества процедура исключения была проведена в полном соответствии положениям ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», что указывает на отсутствие доказательств нарушения норм материального права регистрирующим органом при исключении общества из ЕГРЮЛ.

Единственным основанием для отмены решения об исключении Общества из ЕГРЮЛ является несоответствие данного решения нормам Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», однако доказательств нарушения регистрирующим органом законодательства суду не представлено.

При изложенных обстоятельствах, административный иск удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч. 2 ст. 176 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исходя из пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает оспариваемые действия (бездействие) соответствующим нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №16 по Краснодарскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г.Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий судья Е.Г. Игорцева

Мотивированный текст решения изготовлен 24.12.2021года.