Дело № 2а-93/2019
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Волгоградской области
Чернышковский районный суд Волгоградской области в составе:председательствующего судьи Неверовой Н.А.,при секретаре Смирнове И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Товарищества собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Взморье» в лице представителя ООО «РУССКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД» Храмец К.В., действующей на основании доверенности к судебному приставу-исполнителю Чернышковского РОСП УФССП России по Волгоградской области Вахнину А.В., начальнику отдела – старший судебный пристав Чернышковского райотдела УФССП России по Волгоградской области Бурлачка П.П., УФССП России по Волгоградской области о признании действий (бездействий) должностных лиц Чернышковского РОСП УФССП России по Волгоградской области, незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Взморье» в лице представителя ООО «РУССКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД» Храмец К.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Чернышковского РОСП УФССП России по Волгоградской области Вахнину А.В., начальнику отдела – старший судебный пристав Чернышковского райотдела УФССП России по Волгоградской области Бурлачка П.П., УФССП России по Волгоградской области о признании действий (бездействий) должностных лиц Чернышковского РОСП УФССП России по Волгоградской области, незаконным, указав, что решением мирового судьи судебного участка № 61 Чернышковского района Волгоградской области по гражданскому делу № 2-61-498/2017 от 07 августа 2017 года с Синятникова Евгения Алексеевича в пользу СНТ «Взморье» ИНН 3435440115 взыскана задолженность по оплате членских и целевых взносов за 2014, 2015 и 2016 годы в размере 22 500,00 рублей; расходов по оплате госпошлины в размере 875,00 рублей; расходов по оплате юридических услуг в размере 3 500,00 рублей, а всего - 26 875,00 рублей.
07 декабря 2017 года судебный пристав-исполнитель Чернышковского РОСП УФССП России по Волгоградской области Вахнин А.В. на основании исполнительного листа серии ВС № 080635820 по гражданскому делу № 2-61-498/2017 от 07 августа 2017 года, выданного мировым судьей судебного участка № 61 Волгоградской области, о взыскании с Синятникова Евгения Алексеевича суммы долга в размере 26 875,00 рублей - возбуждает исполнительное производство № 5852/17/34035-ИП. Взыскателем по исполнительному производству № 5852/17/34035-ИП является СНТ «Взморье».
ООО «РУССКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД» является представителем СНТ «Взморье» по доверенности.
Статьей 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
26 апреля 2019 года представителю взыскателя ООО «РУССКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД» из информации банка исполнительных производств, размещенной на официальном сайте ФССП России стало известно, что исполнительное производство № 5852/17/34035-ИП, возбужденное 07 декабря 2017 года в отношении Синятникова Евгения Алексеевича - окончено 21 декабря 2017 года судебным приставом-исполнителем Чернышковского РОСП УФССП России по Волгоградской области Вахниным А.В., на основании п.3 ч.1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об исполнительном производстве".
Пунктом 4 части I статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом- исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. Частью 2 указанной статьи установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2-7 части 1, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. В соответствии с частями 2 и 4 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа. Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.
Согласно требованию части 6 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об исполнительном производстве", копии постановления судебного пристава- исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются: взыскателю и должнику; в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
До настоящего времени взыскатель СНТ «Взморье» оригинал исполнительного листа, постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, акт о наличии обстоятельств, утвержденный старшим судебным приставом или его заместителем, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю — не получил.
Данное обстоятельство препятствует истцу в соответствии с положениями ч. 4 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об исполнительном производстве" воспользоваться правом повторного предъявления исполнительного документа к исполнению.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Приказом ФССП России от 28 сентября 2015 года N 455 утверждено Положение об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств.
Так, в соответствии с п. 1.1, 1.3. Положения, утрата материалов исполнительных производств выявляется в т.ч, при рассмотрении обращений сторон исполнительного производства. При выявлении фактов утраты материалов исполнительных производств незамедлительно принимаются меры по их восстановлению, а также иные меры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами ФССП России.
Согласно п. 2.2 Положения, начальник отдела - старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России организует восстановление материалов исполнительных производств, в том числе дает поручение судебному приставу-исполнителю об обращении в суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата (копии) исполнительного документа.
Руководствуясь п. 2.3 Положения, судебный пристав-исполнитель структурного подразделения территориального органа ФССП России в обязательном порядке незамедлительно обращается в соответствующий суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа в порядке ст. 430 ГПК РФ, ст. 323 АПК РФ, ст. 354 КАС РФ. В случае утраты материалов исполнительных производств, оконченных на основании пп.1, 2, 8, 9 ч.1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и прекращенных исполнительных производств по которым не истек срок хранения, судебный пристав-исполнитель незамедлительно принимает меры по получению дубликата исполнительного документа. По получении дубликата (копии) исполнительного документа принимает меры по возбуждению исполнительного производства в порядке ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) и его исполнению, если до утраты исполнительного документа по нему не было возбуждено исполнительное производство.
Пунктом 3.2 Положения предусмотрено, что начальник отдела - старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России незамедлительно докладывает о факте утраты материалов исполнительных производств докладной запиской руководителю территориального органа.
Статьей 10 Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ «О судебных приставах» предусмотрено, что старший судебный пристав организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
В соответствии с положениями ч. I ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В порядке подчиненности оспаривать бездействие судебного пристава-исполнителя административный истец не считает целесообразным.
Частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В п. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах Зи4ч.9ивч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Подпунктом I п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия(бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу части 3 статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Поскольку о нарушении своих прав, как стороны в исполнительном производстве административный истец узнал только 05 апреля 2019 года из банка данных ФССП России - срок для обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен.
В связи с чем, просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Чернышковского РОСП УФССП России по Волгоградской области Вахнина А.В., выразившееся в не направлении взыскателю копии постановления от 21 декабря 2017 года об окончании исполнительного производства 5852/17/34035-ИП от 07 декабря 2017 года, возбужденного на основании исполнительного листа серии ВС № 080635820 по гражданскому делу № 2-61-498/2017 от 07 августа 2017 года, выданного мировым судьей судебного участка № 61 Волгоградской области, о взыскании с Синятникова Евгения Алексеевича суммы долга в размере 26 875,00 рублей; копии акта о наличии обстоятельств, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю; оригинала исполнительного листа.
Признать незаконным бездействие начальника Чернышковского РОСП УФССП России по Волгоградской области, старшего судебного пристава Бурлачка Павла Павловича, выразившееся в ненадлежащем контроле за действиями подчинённого, судебного пристава-исполнителя Чернышковского РОСП УФССП России по Волгоградской области Вахнина А.В., повлекшее нарушение прав взыскателя СНТ «Взморье», в виде не получения оригинала исполнительного листа, постановления об окончании исполнительного производства и акта о наличии обстоятельств.
Обязать судебного пристава-исполнителя Чернышковского РОСП УФССП России по Волгоградской области Вахнина А.В. выслать в адрес представителя взыскателя ООО «РУССКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД» заказной почтовой корреспонденцией оригинал исполнительного листа серии ВС № 080635820 по гражданскому делу № 2-61-498/2017 от 07 августа 2017 года, выданного мировым судьей судебного участка № 61 Волгоградской области, о взыскании с Синятникова Евгения Алексеевича суммы долга в размере 26 875,00 рублей; копию постановления от 21 декабря 2017 года об окончании исполнительного производства № 5852/17/34035-ИП от 07 декабря 2017; копию акта о наличии обстоятельств, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю.
В случае обнаружения в судебном заседании факта утраты исполнительного листа, обязать административных ответчиков - начальника Чернышковского РОСП УФССП России по Волгоградской области старшего судебного пристава Бурлачка Павла Павловича, судебного пристава-исполнителя Чернышковского РОСП УФССП России по Волгоградской области Вахнина А.В., исполнить положения пунктов 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.2 Приказа ФССП России от 28 сентября 2015 года N 455, об утверждении Положение об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств.
В случае утраты исполнительного листа, обязать административного ответчика, Управление ФССП России по Волгоградской области организовать надлежащий контроль за исполнением начальником Чернышковского РОСП УФССП России по Волгоградской области, старшим судебным приставом Бурлачка Павлом Павловичем пунктов 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 3.2 положения Приказа ФССП России от 28 сентября 2015 года N 455, об утверждении Положение об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств.
Административный истец – Товарищество собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Взморье» в лице представителя ООО «РУССКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД» Храмец К.В., действующей на основании доверенности в судебное заседание не явилась, при подаче иска в суд просила рассмотреть дело в её отсутствие и в отсутствие истца.
Административные ответчики – судебный пристав-исполнитель Чернышковского районного отдела УФССП России по Волгоградской области Вахнин А.В. и начальник отдела – старший судебный пристава Чернышковского районного отдела УФССП России по Волгоградской области Бурлачка П.П., УФССП России по Волгоградской области в судебное заседание не явились, представили письменные заявления, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие, а также просят обратить внимание суда на пропуск срока для подачи искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
Административный ответчик- УФССП России по Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, заявлений о рассмотрении дела с его участием не представлено.
Заинтересованное лицо Синятников Е.А. в судебное заседание не явился, извещался по адресу, указанном административным истцом, заявлений о рассмотрении дела с его участием не поступило.
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие сторон, в порядке ч.7 ст.150 КАС РФ, согласно которой неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 ФЗ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава -исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Аналогичные положения содержатся в ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Исходя из разъяснений, изложенных в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 92, ч. 4 ст. 93, ч. 1 ст. 94 КАС РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные настоящим Кодексом. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. Процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Таким образом, срок обращения в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава - исполнителя в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда лицу, подавшему административное исковое заявление, стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на лице, подавшем административное исковое заявление.
Частью 1 ст. 95 КАС РФ предусмотрено, что лицам, пропустившим установленный данным Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из материалов дела следует, что истцом установлен факт бездействия Чернышковского РОСП УФССП России по Волгоградской области 05 апреля 2019 года, что указывается самим административным истцом.
И только 26 апреля 2019 года истцом направлено в Чернышковский районный суд Волгоградской области административное исковое заявление путём электронной почты.
То есть, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен 10-ти дневный срок обращения в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия судебного пристава-исполнителя, поскольку о нарушенном праве истец узнал 05 апреля 2019 года, и только 26 апреля 2019 года, обратился в суд.
В административном исковом заявлении не содержится сведений о наличии уважительных причин обращения в суд за пределами установленного законом срока. Также административный истец не представил суду доказательств того, что имелись обстоятельства, которые объективно препятствовали своевременно обратиться в суд с административным исковым требованием об оспаривании бездействия административных ответчиков.
Уважительные причины пропуска срока обжалования судом не установлены, как и отсутствуют основания для восстановления срока обращения в суд с административным исковым заявлением, в связи с чем, с учетом требований ч. 8 ст. 219 КАС РФ административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176-180, 227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Товарищества собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Взморье» в лице представителя ООО «РУССКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД» Храмец К.В., действующей на основании доверенности к судебному приставу-исполнителю Чернышковского РОСП УФССП России по Волгоградской области Вахнину А.В., начальнику отдела – старший судебный пристав Чернышковского райотдела УФССП России по Волгоградской области Бурлачка П.П., УФССП России по Волгоградской области о признании действий (бездействий) должностных лиц Чернышковского РОСП УФССП России по Волгоградской области, незаконным, в связи с пропуском срока для обращения с административным иском в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Чернышковский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Н.А. Неверова
Мотивированное решение судом изготовлено 07 мая 2019 года.
Копия верна:
Судья: Н.А. Неверова