ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-93/20 от 10.01.2020 Забайкальского районного суда (Забайкальский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Забайкальск 20 февраля 2020 года

Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Дёминой Н.В.,

при секретаре Аримпиловой В.П.,

с участием заместителя прокурора Забайкальского района Юрьева В.В.,

представителя Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Козловой И.В., действующей на основании доверенности № 19 от 17.02.2020 г.,

заинтересованного лица - главы городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Ермолина О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-93/2020 (УИД 75RS0010-01-2020-000127-93) по административному иску прокурора Забайкальского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету городского поселения «Забайкальское» о признании решения от 17.01.2020 г. незаконным и обязании принять меры в отношении главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г. в порядке ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Забайкальского района обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения главой городского поселения «Забайкальское» Ермолиным О.Г. установленных запретов и ограничений, исполнения им обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что глава городского поселения «Забайкальское» Ермолин О.Г. не принял мер по недопущению возникновения конфликта интересов при следующих обстоятельствах.

20.04.2018 г. администрацией городского поселения «Забайкальское» в лице и.о. главы поселения Писаревой О.В. с гражданами <данные изъяты> без проведения конкурсных процедур заключено три договора подряда на выполнение работ по нанесению горизонтальной разметки на дорогах общего пользования пгт. Забайкальск, цена каждого договора составила 33 тыс. рублей. В договорах подряда не предусмотрены выплата штрафа и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение, просрочку исполнения подрядчиками обязательств, предусмотренных договорами. Предметом договоров подряда от 20.04.2018 г. является выполнение работ по нанесению горизонтальной разметки на дорогах общего пользования пгт. Забайкальск. Содержание и объем работ договорами подряда не определены, в связи с чем не представляется возможным определить фактический объем выполненных работ с целью их приема. Для выполнения работ по нанесению горизонтальной разметки на дорогах общего пользования пгт. Забайкальск администрацией городского поселения «Забайкальское» подрядчикам предоставлялись краска и оборудование для нанесения дорожной разметки – разметочная машина Line Laser 3900, отчет о расходовании краски и использовании оборудования для нанесения дорожной разметки подрядчиками не предоставлялся. В тоже время договорами подряда от 20.04.2018 г. не предусмотрено предоставление подрядчикам оборудования для нанесения дорожной разметки.

11.04.2018 года администрацией городского поселения «Забайкальское» в лице и.о. главы поселения Писаревой О.В. ФИО21 заключено 2 договора подряда по спиливанию, вырубке сухих (аварийных) деревьев на территории п. Забайкальск, цена каждого договора составила 45 тыс. рублей.

Ермолин Г.А. является отцом главы городского поселения «Забайкальское» <данные изъяты> – родным братом, <данные изъяты> – двоюродным братом.

Ранее администрацией городского поселения «Забайкальское» также заключались аналогичные договоры подряда.

Так, в период с 21.08.2017 по 10.09.2017 глава городского поселения «Забайкальское» Ермолин О.Г. находился в отпуске без сохранении заработной платы, в связи с чем 01.09.2017 администрацией городского поселения «Забайкальское» в лице и.о. главы поселения Писаревой О.В. с гражданами <данные изъяты>. без проведения конкурсных процедур заключено 3 аналогичных договора подряда по нанесению дорожной разметки, цена каждого договора составила 30 тыс. рублей.

Данные договоры были заключены в период временного отсутствия главы городского поселения. Однако, учитывая, что Писарева О.В. на момент заключения вышеуказанных договоров являлась заместителем главы администрации городского поселения «Забайкальское», т.е. находилась в непосредственной подчиненности главы поселения Ермолина О.Г., заключала договоры в период временного отсутствия Ермолина О.Г. на непродолжительное время, а подрядчики - <данные изъяты>. являются отцом и братьями Ермолина О.Г., соответственно, усматривается личная заинтересованность главы поселения при заключении договоров подряда.

Кроме того, проверкой было установлено, что в 5 договорах подряда на выполнение работ по нанесению дорожной разметки, спиливанию, вырубке сухих (аварийных) деревьев, заключенных 11.04.2018 г., 20.04.2018 г. администрацией поселения с родственниками Ермолина О.Г., отсутствовали условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, в связи с чем оплата за выполненные работы производилась в размере, указанном в договорах подряда каждому подрядчику, чем нарушены требования п. 13 статьи 34 Закона 44-ФЗ. По поручению Ермолина О.Г. налог на доходы физических лиц по вышеуказанным договорам подряда был оплачен из бюджета городского поселения «Забайкальское». Таким образом, фактически из бюджета городского поселения дважды выделялись денежные средства на оплату налога на доходы физических лиц по договорам подряда, заключенным с родственниками Ермолина О.Г., тогда как указанный налог должен быть оплачен за счет средств налогоплательщиков, а не налогового агента, которым являлась администрация городского поселения «Забайкальское».

Также проверкой установлены факты понуждения подведомственного учреждения – МАНУ «Благоустройство» к заключению договоров подряда с родственниками Ермолина О.Г.

В соответствии с Уставом МАНУ «Благоустройство», учредителем учреждения является администрация городского поселения «Забайкальское», основной деятельностью МАНУ «Благоустройство» является разработка и осуществление мероприятий, связанных с благоустройством, санитарной очисткой, озеленением города, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения городского поселения «Забайкальское», а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог. Для выполнения указанных работ в МАНУ «Благоустройство» имеется штат работников численностью 44 человека, которым ежемесячно выплачивается заработная плата. Вместе с тем, подведомственным учреждением - МАНУ «Благоустройство» по указанию Ермолина О.Г. также заключались договоры подряда с его родственниками, в том числе с <данные изъяты> которая является сестрой главы поселения, <данные изъяты> - супругой <данные изъяты> а также с другом детства главы поселения - <данные изъяты>

Согласно объяснениям директора МАНУ «Благоустройство» Кулакова О.Г., его заместителя Кленова В.В., договоры подряда заключались по личным поручениям и под контролем главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г. под угрозой увольнения должностных лиц МАНУ «Благоустройство».

Проведенной проверкой УФАС по Забайкальскому краю на основании материалов проверки, направленных прокуратурой района, выявлены следующие нарушения при заключении договоров подряда с родственниками главы городского поселения «Забайкальское»:

- наделение физических лиц функциями специализированной службы по вопросам местного значения;

- обеспечение физическим лицам, состоящим в родственных отношениях, возможности осуществлять оказание услуг, что ограничивает доступ иных хозяйствующих субъектов на рынок оказания таких услуг и подтверждает наличие устной договоренности, а договоры – письменного соглашения между сторонами;

- обеспечение установленным физическим лицам возможности в отсутствие конкурентных процедур осуществлять оказание услуг, что ограничивает доступ иных хозяйствующих субъектов к оказанию таких услуг.

Таким образом, УФАС по Забайкальскому краю пришло к выводу о заключении договоров администрацией с нарушением нормативных требований, следствием чего явилось создание преимущественных условий физическим лицам <данные изъяты> на рынке на выполнение работ и наступление возможности ограничения доступа на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, что противоречит требованиям п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», что указано в заключении об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства от 21.10.2019 года, решении от 07.11.2019 года.

Проведенной процессуальной проверкой Краснокаменским МСО СУ СК РФ по Забайкальскому краю также установлены факты заключения администрацией городского поселения «Забайкальское», МАНУ «Благоустройство» договоров подряда с родственниками главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г. Глава поселения знал о заключенных контрактах и о привлечении родственников к выполнению работ.

За нарушение антикоррупционных запретов, помимо уголовной и административной ответственности, также предусмотрена гражданско-правовая ответственность.

В период с 2016 по 2018 г.г. при заключении должностными лицами администрации городского поселения «Забайкальское», находящимися в непосредственном подчинении главы городского поселения, МАНУ «Благоустройство», которое является учреждением подведомственным администрации поселения, договоров подряда с родственниками главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г., у последнего возник конфликт интересов, который в установленном законом порядке предотвращен или урегулирован не был (напротив, Ермолин О.Г. являлся инициатором их заключения).

По данному факту 30.05.2019 г. прокуратурой района в Совет городского поселения «Забайкальское» внесено представление с требованием рассмотреть вопрос об удалении главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г. в отставку, в связи с несоблюдением ограничений и обязанностей, предусмотренных Законом № 273-ФЗ.

13.09.2019 г. представление прокуратуры района было рассмотрено на заседании Совета городского поселения «Забайкальское», признано обоснованным, принято решение о создании инициативной группы депутатов для инициирования процедуры удаления главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г. в отставку в порядке ст. 74.1 Закона №131-ФЗ.

15.10.2019 г. проведено внеочередное заседание Совета городского поселения «Забайкальское» по вопросу удаления в отставку главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г. на основании инициативы депутатов представительного органа местного самоуправления. Согласно докладу представителя Администрации Губернатора Забайкальского края факты несоблюдения законодательства о противодействии коррупции главой городского поселения «Забайкальское» Ермолиным О.Г. нашли свое подтверждение, в связи с чем депутатам необходимо принять решение об удалении его в отставку.

Вместе с тем, решение об удалении в отставку главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г. в отставку не было принято, в связи недостаточной численностью голосов депутатов - за удаление главы поселения в отставку проголосовало 8 депутатов, против – 3, отсутствовало – 2.

24.12.2019 г. на Совете городского поселения «Забайкальское» принято решение о повторном рассмотрении вопроса об удалении в отставку главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г., рассмотрение назначено на 17.01.2020 г.

17.01.2020 г. произведено повторное рассмотрение вопроса об удалении в отставку главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г. Администрацией Губернатора Забайкальского края в письменном виде вновь поддержана инициатива депутатов Совета городского поселения «Забайкальское» об удалении в отставку главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г., однако решение об удалении не было принято, за удаление главы поселения в отставку проголосовало 8 депутатов, против – 5.

Нарушение главой городского поселения «Забайкальское» Ермолиным О.Г. законодательства о противодействии коррупции являются основанием для единственно возможной меры ответственности – досрочного прекращения полномочий в виде удаления в отставку. Последствие в виде досрочного прекращения полномочий за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности, является безальтернативным.

Депутаты Совета городского поселения «Забайкальское» надлежащим образом выявленные нарушения закона не исследовали, требования законодательства о последствиях таких нарушений в полном объеме не учли, в результате чего дважды приняли противоречащие требованиям закона решения о неудалении главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г. в отставку.

На основании изложенного, и в соответствии с п. 1 ст. 713 ГК РФ, ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 07.05. 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», административный истец просил признать решение Совета городского поселения «Забайкальское» от 17.01.2020 г. о неудалении главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г. в отставку незаконным и обязать административного ответчика принять меры в отношении главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г. в порядке ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным Законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В ходе производства по делу прокурор исковые требования уточнил, изложив просительную часть иска в следующей редакции: «Признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии 17.01.2020 года решения о досрочном прекращении полномочий главы городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Забайкальского края Ермолина О.Г. в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; обязать Совет городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Забайкальского края в течение одного месяца после вступления в силу решения суда рассмотреть на заседании Совета вопрос о досрочном прекращении полномочий главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина Олега Гаврииловича в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с требованиями ч. 7.1 ст. 40, п. 4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2013 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании заместитель прокурора Забайкальского района Юрьев В.В. административный иск с учетом уточнений поддержал по основаниям и доводам, изложенным в нем, дополнив, что доводы главы администрации о том, что рассматриваемые договоры подряда были заключены с его родственниками заместителем главы администрации городского поселения Писаревой О.В. в период его (Ермолина) отсутствия по собственному усмотрению, без какого – либо давления несостоятельны, поскольку обязанность предотвращения конфликта интересов является обязанностью заинтересованного лица. Также не согласился с доводами Ермолина О.Г. об истечении срока привлечения его к дисциплинарной ответственности, указав, что деятельность главы городского поселения в части привлечения его к дисциплинарной ответственности нормами Трудового кодекса РФ не регулируется.

Представитель административного ответчика Козлова И.В. иск прокурора с учетом уточнений признала, при этом пояснила, что нарушений процедуры при рассмотрении инициативы депутатов об удалении главы администрации в отставку не допущено. Инициатива удаления главы городского поселения в отставку принадлежала инициативной группе депутатов, которые после рассмотрения представления прокурора, решили необходимым разобраться в сложившейся ситуации. Депутатами были подробно изучены все материалы проверки.

В судебном заседании заинтересованное лицо - глава городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Ермолин О.Г. просил в удовлетворении иска отказать по основаниям и доводам, указанным в отзыве и дополнениях к отзыву на административный иск, суть которых сводится к следующему. Прокурором не указаны нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое «бездействие». Бездействие в данном случае не усматривается, так как под бездействием следует понимать неисполнение в установленные сроки и порядке обязанностей, возложенные на те, или иные органы, а также уклонение от исполнения обязанностей. протокол заседания сессии Совета № 35 от 17 января 2020 г. доказывает, что представление прокурора и инициатива депутатов рассмотрены, но к решению прийти не смогли, поэтому решение не принято, так как за него не набралось необходимое количество голосов (2/3 от установленной численности Совета). Иного вывода по результатам голосования, нежели «решение не принято» Председатель Совета не смог бы сделать в силу положений Регламента Совета. Здесь нет бездействия, а есть активное действие и законность вывода Председателя Совета. При этом в поведении депутатов нет ничего незаконного. Не может быть признано незаконным мнение депутатов Совета, лишь потому, что оно не совпадает с мнением Прокурора, так как это лишит депутатов права голосовать исходя из своего внутреннего убеждения, а значит лишит Совет прерогативы определять наличие неправомерного поведения в деянии Главы и применять к нему меры ответственности. Если и возможно отменить решение Совета и направить вопрос на новое рассмотрение, то обязать депутатов принять конкретное решение невозможно. Аналогичную позицию высказывает Верховный Суд РФ, например, по трудовым спорам (суд не вправе заменить увольнение другой мерой взыскания, поскольку в соответствии со статьей 192 ТК РФ наложение на работника дисциплинарного взыскания является компетенцией работодателя - п.53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2).

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 закреплены положения о том, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования. Из названных норм следует, что суд не вправе оценивать деятельность главы муниципального образования и администрации муниципального образования, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления. Аналогичная позиция применима и к настоящему административному иску.

Решение УФАС по Забайкальскому краю от 18.11.2019 г. № 02-05-5681 содержит выводы о нарушении требований «О защите конкуренции», не указывая на виновность заинтересованного лица. Нарушить требования указанного закона могли лишь лица, проводившие заключение договоров, указанных в решении. Ермолин О.Г. этих договоров не заключал, на рабочем месте в момент их заключения отсутствовал. Конечное решение по указанному вопросу УФАС по Забайкальскому краю в Администрацию городского поселения до настоящего момента не поступало.

Удаление главы муниципального образования в отставку выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в итоге и перед населением. Поскольку статус Главы муниципального образования недостаточно регламентирован на уровне как федерального законодательства, так и на уровне муниципальных правовых актов городского поселения «Забайкальское», считает возможным сослаться на сроки давности за коррупционные проступки, установленные Трудовым кодексом РФ. Трехгодичный срок для привлечения к дисциплинарной ответственности, введенный Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 304- ФЗ действует с 14 августа 2018 года. Ранее срок для привлечения к дисциплинарной ответственности составлял 6 месяцев со дня совершения проступка. Следовательно, в настоящее время невозможно привлечение к юридической ответственности за события, которые могли иметь место (предполагаются) ранее 14 августа 2018 года. О событиях, указанных в инициативе депутатов Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» об удалении Ермолина О.Г. в отставку от 19 сентября 2019 года, Совету стало официально известно из представления прокурора Забайкальского района от 31.05.2019 г. № 07-226-2019 (вх. №101 от 04.06.2019 г.).

Суд, изучив материалы дела, заслушав участников процесса, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 62 КАС РФ, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст.5 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Закон № 273-ФЗ), предусмотрено, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют противодействие коррупции в пределах полномочий.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ), этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

В силу п. 38 ч.1 ст.14 ФЗ №131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения федеральный законодатель отнёс к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с ч. 7.1 ст.40 Закона №131-ФЗ, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 10.1 ст. 40 Закона №131-ФЗ, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Законом №131-ФЗ.

В силу ч.ч. 1 и 5 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, глава муниципального образования, являясь высшим должностным лицом муниципального образования, подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

По смыслу статьи 74.1 Закона № 131-ФЗ, представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 1).

Порядок рассмотрения вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку определен частями 3 - 16 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ.

Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования (часть 3).

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 4).

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения (часть 7).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (часть 8).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования (часть 9)

При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

- заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

- предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку (часть 13).

В случае если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение (часть 14).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования (часть 15).

Пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, в качестве основания для удаления главы муниципального образования в отставку являются несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Аналогичные положения содержатся в п. 3 ч. 5 ст. 46 Устава городского поселения «Забайкальское».

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона № 273-ФЗ, под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В силу ч. 1 ст. 11 Закона № 273-ФЗ, лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

На основании ч. 4 ст. 11 Закона № 273-ФЗ, предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Закона № 273-ФЗ, непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 4.1 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ, лица, замещающие муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Таким образом, из указанных положений следует, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных Законом № 273-ФЗ.

Из материалов дела следует, что Ермолин Олег Гавриилович является выборным должностным лицом органа местного самоуправления - главой городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район». 26.09.2016 года главой городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» издано Распоряжение № 289 л/с о вступлении Ермолина О.Г. в должность главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина Олега Гаврииловича с 26.09.2016г.

Согласно ст. 28 Устава городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Забайкальского края, глава городского поселения является высшим должностным лицом городского поселения, возглавляет администрацию городского поселения.

Также в ходе судебного разбирательства установлено, что 31.05.2019 г. прокуратурой Забайкальского района в Совет городского поселения «Забайкальское» внесено представление с предложением рассмотреть вопрос об удалении главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г. в отставку в связи с неисполнением ограничений и обязанностей, предусмотренных Законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (т. 1 л.д. 181-187).

Представление прокуратуры Забайкальского района 13.09.2019 года было рассмотрено на заседании Совета городского поселения «Забайкальское». Депутаты единогласно проголосовали за создание инициативной группы по подготовке обращения об удалении действующего главы в отставку (т. 1 л.д. 188).

20.09.2019 года в Совет городского поселения «Забайкальское» поступило обращение инициативной группы депутатов Совета об удалении в отставку главы городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Ермолина Олега Гаврииловича. Указанное обращение внесено вместе с проектом решения об удалении в отставку главы городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Ермолина О.Г. (т. 1 л.д. 189-195). Обращение подписано 5 депутатами Совета городского поселения «Забайкальское», что составляет одну треть от установленной численности депутатов Совета. Установленная численность депутатов Совета городского поселения «Забайкальское» - 15 человек (ч. 2 ст. 27 Устава городского поселения «Забайкальское»).

Уведомление об обращения депутатов Совета об удалении в отставку Главы городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Ермолина О.Г. с проектом решения 20.09.2019 года было направлено Губернатору Забайкальского края Осипову А.М., главе Ермолину О.Г. Ермолин О.Г. вышеназванные документы получил 20.09.2019 г.

В соответствии с ч. 8 ст. 74.1 Закона №131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

15.10.2019 проведено внеочередное заседание Совета городского поселения «Забайкальское» по вопросу удаления в отставку главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г. на основании инициативы депутатов представительного органа местного самоуправления. Согласно докладу представителя Администрации Губернатора Забайкальского края Куземской Н.В. факты несоблюдения законодательства о противодействии коррупции главой городского поселения «Забайкальское» Ермолиным О.Г. подтверждены, в связи с чем депутатам необходимо принять положительное решение об удалении его в отставку.

Решение об удалении в отставку главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г. не было принято, в связи недостаточной численностью голосов депутатов - за удаление главы поселения в отставку проголосовало 8 депутатов, против – 3, отсутствовало – 2.

24.12.2019 г. Советом городского поселения «Забайкальское» принято решение о повторном рассмотрении вопроса об удалении в отставку главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г., рассмотрение назначено на 17.01.2020 г. (т. 1 л.д. 128).

Уведомление о выдвижении обращения депутатов Совета об удалении в отставку Главы городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Ермолина О.Г. с проектом решения было направлено повторно Губернатору Забайкальского края Осипову А.М., Главе Ермолину О.Г. Ермолин О.Г. вышеназванные документы получил 25.12.2019 г. (т. 2 л.д. 67).

17.01.2020 г. Совет городского поселения «Забайкальское» повторно рассмотрел вопрос об удалении в отставку главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г. Администрацией Губернатора Забайкальского края вновь поддержана инициатива депутатов Совета городского поселения «Забайкальское» об удалении в отставку главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г. Решение по данному вопросу не принято, за удаление главы поселения в отставку проголосовало 8 депутатов, против – 5.

Также установлено, что поводом для вынесения прокурором Забайкальского района представления явились обстоятельства, выявленные в результате прокурорской проверки соблюдения главой городского поселения «Забайкальское» Ермолиным О.Г. установленных запретов и ограничений, исполнения им обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что глава городского поселения «Забайкальское» Ермолин О.Г. не принял мер по недопущению возникновения конфликта интересов. В период 2017 – 2018 г.г. администрацией городского поселения были заключены ряд договоров с родственниками главы администрации - <данные изъяты>. (отец главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г.), <данные изъяты> (родной брат), <данные изъяты> (двоюродный брат).

01.09.2017 г. администрацией городского поселения «Забайкальское» в лице и.о. главы поселения Писаревой О.В. с <данные изъяты> заключен договор подряда № 59 на выполнение работ по нанесению горизонтальной разметки на дорогах общего пользования без проведения конкурсных процедур, цена договора 30 000 рублей. Также администрацией городского поселения «Забайкальское» в лице и.о. главы поселения Писаревой О.В. 01.09.2017 г. заключены аналогичные договоры № 60, 61 с <данные изъяты> Договоры заключены в отсутствие главы городского поселения, который с 21.08.2017 г. по 10.09.2017 г. находился в отпуске без сохранении заработной платы.

11.04.2018 г. администрацией городского поселения «Забайкальское» в лице и.о. главы поселения Писаревой О.В. с <данные изъяты> заключено 2 договора подряда по спиливанию, вырубке сухих (аварийных) деревьев на территории п. Забайкальск, цена каждого договора составила 45 тыс. рублей. Глава городского поселения «Забайкальское» Ермолин О.Г. в данный период времени свои должностные обязанности не исполнял, поскольку с 05 по 16 апреля 2018 года находился в отпуске без сохранении заработной платы.

20.04.2018 г. администрацией городского поселения «Забайкальское» в лице и.о. главы поселения Писаревой О.В. с гражданами <данные изъяты> без проведения конкурсных процедур заключено три договора подряда на выполнение работ по нанесению горизонтальной разметки на дорогах общего пользования пгт. Забайкальск, цена каждого договора составила 33 тыс. рублей. Содержание и объем работ договорами не определены, что не позволяет определить фактический объем выполненных работ. Для производства предусмотренных договорами подряда работ администрацией городского поселения была предоставлена краска и разметочная машина, предоставление которой условиями договоров не предусматривалось. Отчет о расходовании краски подрядчиками не предоставлялся. машина для нанесения дорожной разметки. В договорах подряда на выполнение работ по нанесению дорожной разметки, спиливанию, вырубке сухих (аварийных) деревьев, заключенных 11.04.2018 г., 20.04.2018 г. администрацией поселения с родственниками Ермолина О.Г., отсутствовали условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, в связи с чем оплата за выполненные работы производилась в размере, указанном в договорах подряда каждому подрядчику, чем нарушены требования п. 13 статьи 34 Закона 44-ФЗ. По поручению Ермолина О.Г. налог на доходы физических лиц по вышеуказанным договорам подряда был оплачен из бюджета городского поселения «Забайкальское», указанное подтверждается имеющимися в материалах дела расходными кассовыми ордерами, платежным поручением, заявкой на кассовый расход № 874, подписанной Ермолиным О.Г.

Таким образом, фактически из бюджета городского поселения дважды выделялись денежные средства на оплату налога на доходы физических лиц по договорам подряда, заключенным с родственниками Ермолина О.Г., тогда как указанный налог должен быть оплачен за счет средств налогоплательщиков, а не налогового агента, которым являлась администрация городского поселения «Забайкальское».

Кроме того, в период с 2016 г. по 2018 г. МАНУ «Благоустройство» по указанию Ермолина О.Г. заключались договоры подряда с его родственниками, в том числе <данные изъяты> - сестрой главы поселения, <данные изъяты> - супругой двоюродного брата <данные изъяты> а также с другом детства <данные изъяты>

16.08.2016 г. между МАНУ «Благоустройство» в лице директора Кулакова О.Г. и <данные изъяты>. заключено 3 договора на возмездное оказание услуг по нанесению разметки на дорогу по ул. Красноармейская п. Забайкальск, на сумму каждого договора 22 989 рублей. Договор заключен в период нахождения Ермолина О.Г. в очередном отпуске.

15.04.2017 г. между МАНУ «Благоустройство» в лице директора Кулакова О.Г. и <данные изъяты>. заключено 3 договора на возмездное оказание услуг по нанесению разметки на дорогу по ул. Красноармейская п. Забайкальск. В этот период Ермолин О.Г. осуществлял полномочия главы городского поселения «Забайкальское».

17.08.2018 г. между МАНУ «Благоустройство» в лице и.о. директора Кленова В.В. и <данные изъяты> заключен договор на возмездное оказание услуг по нанесению разметки на дорогу по ул. Красноармейская п. Забайкальск.

Данные договоры с родственниками главы городского поселения были заключены не смотря на то, что выполнение такого рода работ является обязанностью МАНУ «Благоустройство». В соответствии с п.п. 1.2, 2.2 Устава МАНУ «Благоустройство», основной деятельностью учреждения является разработка и осуществление мероприятий, связанных с благоустройством, санитарной очисткой, озеленением города, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения городского поселения «Забайкальское», а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог. Для выполнения указанных работ в МАНУ «Благоустройство» имеется штат работников численностью 44 человека.

Учредителем данного учреждения является администрация городского поселения «Забайкальское».

В материалах дела имеются объяснения директора МАНУ «Благоустройство» Кулакова О.Г., его заместителя Кленова В.В., которые указали, договоры подряда заключались по личным поручениям и под контролем главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г. под угрозой увольнения должностных лиц МАНУ «Благоустройство».

Указанные обстоятельства, подтвержденные соответствующими доказательствами, позволяют сделать вывод о наличии у главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина О.Г. личной заинтересованности в заключении вышеуказанных договоров с его родственниками. При этом главой поселения не было предпринято мер по недопущению возникновения конфликта интересов. Доводы Ермолина О.Г. о том, что договоры заключались иными лицами в период его длительного отсутствия, суд считает неубедительными, поскольку глава администрации несет ответственность за деятельность администрации, лиц, находящихся в его подчинении. Кроме того, учитывая, что подобного рода договоры с родственниками главы муниципального образования заключались в течение длительного периода времени (с 2016 г. по 2018 г.), документы об уплате подоходного налога подписывались лично главой, он не мог не знать о наличии конфликта интересов при заключении данных договоров. Однако каких – либо действий по урегулированию конфликта интересов по заключенным договорам и недопущению заключения подобных договоров в будущем Ермолин О.Г. не предпринял. Более того, из объяснений должностных лиц МАНУ «Благоустройство» следует, что Ермолин О.Г. понуждал их к заключению договоров с его родственниками, угрожая применением к данным должностным лицам дисциплинарных взысканий в виде увольнения с занимаемых должностей. Доказательств наличия у Кулакова О.Г., Кленова В.В. оснований для оговора главы суду не представлены. Кроме того, данные объяснения также изложены в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, с которым Ермолин О.Г. ознакомлен, при этом каких – либо возражений относительно содержания постановления не выразил, правовыми механизмами для опровержения доводов, изложенным в постановлении, не воспользовался.

Не может являться оправданием для заключения договоров подряда с родственниками главы поселения факт отсутствия специалистов по эксплуатации разметочной машины, поскольку доказательств предпринятых попыток поиска специалиста суду не предоставлено, равно как отсутствуют доказательства направления работников МАНУ «Благоустройство» на обучающие курсы.

Изученные судом обстоятельства являлись предметом проверки Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю. Из заключения УФАС по Забайкальскому краю от 21.10.2019 г. № 02-05-4129 (т. 1 л.д. 117-121), решения от 18.11.2019 г. № 02-05-5681 (т. 1 л.д.122-127) следует, антимонопольная служба пришла к выводу о том, что рассматриваемые договоры заключены администрацией городского поселения «Забайкальское» с нарушением нормативных требований, следствием чего явилось создание преимущественных условий физическим лицам Ермолину Г.А., Ермолину В.Г., Бояркину А.А. на рынке на выполнение работ по нанесению горизонтальной разметки на дорогах общего пользования пгт. Забайкальск без каких-либо оснований, которые могли привести к ограничению конкуренции и устранению с данного рынка хозяйствующего субъекта, такого, как МАНУ «Благустройство», что противоречит требованиям п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая, что в действиях главы городского поселения «Забайкальское» при заключении вышеназванных договоров подряда имеется конфликт интересов, суд приходит к выводу, что им нарушены установленные федеральным законодательством запреты и ограничения, которые обязан соблюдать глава муниципального образования. Как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом и добровольно приобретая этот статус, глава муниципального образования принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и признает возможность наступления ответственности вплоть до удаления в отставку в случаях установленных законом. Удаление главы муниципального образования в отставку выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге - и перед населением, гарантируя восстановление установленного законом порядка осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования, обеспечивая баланс полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования в системе местного самоуправления. Применительно к статье 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ удаления главы муниципального образования является санкцией за допущенные нарушения, для применения которой достаточно формального наличия таких нарушений.

Предпосылкой для удаления главы муниципального образования в отставку является установление факта нарушения действующего законодательства в период осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления. Факт устранения данных нарушений в последующем правового значения не имеет, поскольку факт наличия нарушений является самостоятельным основанием для принятия решения об отставке.

Последствие в виде досрочного прекращения полномочий за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности, является безальтернативным, соответственно, непринятие 17.01.2020 года Советом городского поселения «Забайкальское» решения о досрочном прекращении полномочий главы городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Забайкальского края Ермолина Олега Гаврииловича является незаконным.

Доводы заинтересованного лица о том, что на спорные правоотношения распространяется трудовое законодательство, основано на ошибочном толковании норм материального права. Статьей 11 ТК РФ предусмотрено регулирование особенностей труда некоторых лиц отдельными нормативными правовыми актами. Деятельность главы муниципального образования, замещающего должность по результатам выборов, регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Тем самым законодатель дополнительно указал на необходимость применения при урегулировании вопросов, касающихся трудовых прав данной категории работников, специальных законов, а не Трудового кодекса РФ. При этом возможность принятия представительным органом решения об удалении главы муниципального образования в отставку по данному основанию каким-либо предельным сроком, исчисляемым с момента выявления подобных нарушений, не ограничена.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Забайкальского района Забайкальского края, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Забайкальского края, выразившееся в непринятии 17.01.2020 года решения о досрочном прекращении полномочий главы городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Забайкальского края Ермолина Олега Гаврииловича в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Обязать Совет городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в силу рассмотреть на заседании Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Забайкальского края вопрос о досрочном прекращении полномочий главы городского поселения «Забайкальское» Ермолина Олега Гаврииловича в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с требованиями ч. 7.1 ст. 40, п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2013 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2020 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Забайкальского районного суда Н.В. Дёмина