ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-93/2018 от 04.04.2018 Кадуйского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-93/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2018 года п. Кадуй Вологодской области

Кадуйский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Лобановой И.В.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области по доверенности ФИО2,

при секретаре Борисовой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к государственному инспектору г. Череповца, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского и Чагодощенского районов по использованию и охране земель ФИО3, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (отделу по г. Череповцу и Череповецкому району) о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

15 февраля 2018 года ФИО1 обратился в суд с иском к государственному инспектору г. Череповца, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского и Чагодощенского районов по использованию и охране земель ФИО3, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (отделу по г. Череповцу и Череповецкому району) о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.

В обоснование иска указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м, с разрешенным видом использования - для ведения личного подсобного хозяйства, находящегося по адресу: <адрес>. Ограничений (обременений) права не зарегистрировано. 30 сентября 2011 года ООО «Агрогеосервис» проведено межевание данного земельного участка с целью уточнения границ площади земельного участка. Сведения о координатах границ внесены в ГКН. В период с 25 по 26 декабря 2017 года государственным инспектором г. Череповца, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского и Чагодощенского районов по использованию и охране земель ФИО3 проведена внеплановая выездная проверка и обмер границ названного земельного участка, в результате установлено смещение координат поворотных точек границ земельного участка. 26 декабря 2017 года в отношении административного истца вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ, поскольку самовольного захвата земли не выявлено, а в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка усматриваются признаки реестровой ошибки. Административному истцу 26 декабря 2017 года выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, связанного с данной реестровой ошибкой, предложено его устранить в срок до 26 июня 2018 года. Глава муниципального образования п. Кадуй в ответ на его обращение от 29 января 2018 года представил сообщение, согласно которому в 2013 году в соответствии с приказом Управления Росреестра по Вологодской области № 76 от 30 апреля 2013 года «О введении местной системы координат МСК-35 на территории Вологодской области» осуществлен переход на местную систему координат МСК-35; данные обстоятельства стали существенным препятствием для проведения кадастровых работ на территории п. Кадуй Вологодской области, а также причиной многочисленных земельных споров, фактически не имеющих причины, кроме наличия пересечения границ в сведениях ГКН.

Просит суд признать незаконным и отменить предписание от 26 декабря 2017 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, вынесенное государственным инспектором г. Череповца, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского и Чагодощенского районов по использованию и охране земель ФИО3

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал. Дал пояснения согласно доводам, изложенным в иске.

Административный ответчик государственный инспектор г. Череповца, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского и Чагодощенского районов по использованию и охране земель ФИО3 в судебное заседание не явился. Согласно представленному в материалы дела приказу ХХХ/к от 23 января 2018 года ФИО3 уволен с государственной гражданской службы с 29 января 2018 года по его инициативе.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала. Дала пояснения согласно доводам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом в силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий (бездействия) и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При этом отсутствие указанных обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В силу своих полномочий должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (п.5 ст.71 ЗК РФ).

Управление Росреестра по Вологодской области согласно Положению о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года № 1, осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года № 486 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора (далее – Административный регламент).

В силу п.68 Административного регламента о проведении внеплановой проверки гражданин уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В силу п.78 Административного регламента при проведении внеплановой выездной проверки должностные лица осуществляют действия, предусмотренные пунктами 54 и 55 Административного регламента.

В силу п.54 Административного регламента при проведении плановой выездной проверки должностные лица: 1) проверяют документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина или их представителя; 2) запрашивают имеющиеся документы, подтверждающие возникновение права владения и пользования объектом земельных отношений и иные документы, относящиеся к предмету проверки, с учетом ограничений, указанных в подпункте 6 пункта 11 Административного регламента; 3) осуществляют: обмер границ проверяемого земельного участка; определение местоположения характерных точек границ проверяемого земельного участка (при наличии технической возможности); фотосъемку; 4) устанавливают: фактическое использование земельного участка, его соответствие установленным для земельного участка целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенному использованию; соблюдение требования о приведении земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; соответствие площади земельного участка площади, указанной в Едином государственном реестре недвижимости и в правоустанавливающих документах; соответствие местоположения характерных точек границ земельного участка сведениям об их местоположении в Едином государственном реестре недвижимости (в случае необходимости); соблюдение требования о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельного участка или приобретении его в собственность; соблюдение требований о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Из материалов дела следует, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадь которого составляет ХХХ кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи 04 февраля 2010 года принадлежит на праве собственности ФИО1

21 декабря 2017 года ФИО1 посредством телефонограммы (т.1 л.д. 213, 214) извещен о проведении 25 декабря 2017 года проверки на принадлежащем ему земельном участке. Данные обстоятельства не оспаривались административным истцом в ходе судебного разбирательства.

В ходе проверки, проведенной государственным инспектором г. Череповца, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского и Чагодощенского районов по использованию и охране земель ФИО3 на основании распоряжения от 15 декабря 2017 года (т.1 л.д.167-169), в присутствии ФИО1, в результате обследования земельного участка путем проведения осмотра территории и обмеров по фактически используемым границам земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв. м, расположенном по адресу: <адрес> установлено, что ФИО1 используется земельный участок площадью ХХХ кв. м, что на ХХХ кв.м меньше площади земельного участка по сведениям ЕГРН. При этом также установлено, что имеется несоответствие границ земельного участка с кадастровым номером ХХХ, координаты которого внесены в ЕГРН, относительно фактического местоположения земельного участка, то есть фактически координаты границ земельного участка согласно сведениям ЕГРН не соответствуют границам земельного участка, имеющимся на местности. Таким образом, в результате измерений установлено, что в связи с несоответствием фактических границ границам, указанным в ЕГРН, ФИО1 занимает земельный участок в границах кадастрового квартала ХХХ, площадью ХХХ кв.м, из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и часть земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м. Документы о праве собственности, аренды или пользования на земельный участок в кадастровом квартале ХХХ, площадью ХХХ кв.м, и на часть земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м, ФИО1 представлены не были (акт проверки от 26 декабря 2017 года – т.1 л.д.215-218).

Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером ХХХ, принадлежит на праве общей долевой собственности Ш. (3/4 доли) и Р. (1/6 доля), о чем в ЕГРН внесены соответствующие записи.

Определением государственного инспектора г. Череповца, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского и Чагодощенского районов по использованию и охране земель ФИО3 от 26 декабря 2017 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 ввиду отсутствия состава административного правонарушения, поскольку в действиях последнего не усматривается умысла в совершении правонарушения, а в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ХХХ усматриваются признаки реестровой ошибки.

26 декабря 2017 года в адрес ФИО1 вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, которым последнему предложено в срок до 26 июня 2018 года его устранить (т.1 л.д.222-224).

В силу п.1 ст.25 и п.1 ст.26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, подтверждено пояснениями административного истца, что договор аренды земельного участка в границах кадастрового квартала ХХХ, площадью ХХХ кв.м, и части земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью ХХХ кв.м, им заключен не был, документы, подтверждающие правомочность использования ФИО1 указанных земельных участков, у него отсутствуют.

Следовательно, факт нарушения ФИО1 земельного законодательства – использование земельных участков без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на данные участки, установлен.

Таким образом, требование государственного инспектора г. Череповца, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского и Чагодощенского районов по использованию и охране земель ФИО3 об устранении административным истцом выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, является правомерным.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового ФИО1 к государственному инспектору г. Череповца, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского и Чагодощенского районов по использованию и охране земель ФИО3, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (отделу по г. Череповцу и Череповецкому району) о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кадуйский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 апреля 2018 года.

Судья И.В. Лобанова