ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-93/2021 от 03.02.2020 Урайского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

УИД 86RS0014-01-2021-000003-91

Дело № 2а-93/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 февраля 2020 года город Урай

Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе

председательствующего судьи Орловой Г. К.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манкевич Т. Н.,

с участием представителей административного ответчика Трапезниковой Е. И., имеющей высшее юридическое образование и представившей доверенность от 12.10.2020 со сроком полномочий по 31.12.2022, и Хониной М. В., имеющей высшее юридическое образование и действующей на основании доверенности от 18.01.2021 года со сроком полномочий по 31.12.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску Плотниковой Марины Анатольевны к отделу Министерства внутренних дел России по г. Ураю о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства,

у с т а н о в и л:

Административный истец Плотникова М. А. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, согласно которому просит признать незаконным и отменить отказ отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Ураю (далее ОМВД России по г. Ураю) от 23.12.2020 исх. 3/206609345584 в регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, не соответствующим закону; обязать административного ответчика произвести её регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>.

Требования мотивирует тем, что полагает, что право на регистрацию по указанному адресу возможно в связи с тем, что по указанному адресу она с малолетними детьми и супругом П.А.Е. проживает фактически одной семьей с 2007 года. Дети и супруг зарегистрированы по указанному адресу, она зарегистрироваться не имеет возможности, поскольку против этого возражает собственник жилого дома. Право на проживание и на регистрацию без согласия собственника подтверждается выводами апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, которым было отменено решение Урайского городского суда о её выселении, поскольку она имеет право проживать со своими детьми, заботится об их нравственном и духовном воспитании, осуществлять за ними должный уход, общаться с детьми, которые зарегистрированы в жилом помещении. Её супруг не возражает против её регистрации по месту жительства в г<адрес>

Административный истец полагает, что действиями административного ответчика нарушаются её конституционные права на свободное передвижение, выбирать место жительства, проживать со своими детьми, считать местом жительства то место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Административный ответчик ОМВД России по г. Ураю представил письменное возражение на иск, согласно которому административные исковые требования не признают, поскольку заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, в котором желает получить регистрацию заявитель. Заявление о регистрации, которое подала Плотникова М. А., не содержало подписи собственника, в связи с чем, оно было возвращено Плотниковой М. А., поскольку был нарушен порядок подачи документов.

Факт того, что отсутствия согласия собственника жилого помещения А.А.А, на регистрацию Плотниковой М. А. по адресу: <адрес>, подтверждается также обращением А.А.А, в 2009 году с заявлением в ООО «ПиП» о запрете регистрации по указанному адресу лиц, не являющихся собственниками домовладения.

Административный ответчик полагает, что при рассмотрении заявления Плотнкиовой М. А. не допустил нарушений требований действующего законодательства, регулирующего оказание государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации. В ранее поданных Плотниковой М. А. заявлениях о регистрации по месту жительства также отсутствовала подпись собственника. Требование о согласии собственника на регистрацию гражданина в принадлежащем собственнику жилом помещении, предусмотрено административным регламентом. Отменить данное требование и обязать ОВМ ОМВД России по г. Ураю зарегистрировать Плотникову М. А. в нарушение данного регламента суд не вправе, в связи с чем, административный ответчик просил в удовлетворении иска Плотниковой М. А. отказать.

В судебное заседание административный истец Плотникова М. А. не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, письменно просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

В силу части 6 ст. 226, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом того, что явка административного истца Плотниковой М. А. не признавалась обязательной, при её надлежащем извещении, суд рассмотрел дело в её отсутствие.

Представители административного ответчика Трапезникова Е. И. и Хонина М. В. в судебном заседании административный иск не признали по доводам письменного возражения, дополнили, что заявленное истцом апелляционное определение не является основанием для её регистрации по месту жительства без согласия собственника, поскольку указание на это в нем отсутствует, право на регистрацию не восстанавливалось, поскольку Плотникова М. В. никогда по адресу: <адрес> не была зарегистрирована. Она имеет регистрацию по месту жительства в <адрес>. Просили в удовлетворении иска отказать.

Выслушав представителей административного ответчика, исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд находит, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, в том числе в части, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. При этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;

3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;

4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;

5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;

6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Вопросы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации урегулированы Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", Приказом МВД России от 31.12.2017 N 984 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", нормы которых являются специальными по отношению к порядку рассмотрения обращений, установленному Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с данными нормативными правовыми актами регистрация по месту жительства представляет из себя постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1); при регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют в органы регистрационного учета (территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел) заявления по установленной форме и иные документы, предусмотренные Законом и Правилами регистрации (в частности, паспорт и документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение) (статьи 3 и 4 названного закона).

Согласно пункту 3 Правил регистрации местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Материалами дела подтверждается и никем не оспаривается, что собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является А.А.А,, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 23.01.2021, предоставленной по запросу суда.

4 декабря 2020 года Плотникова М. А. обратилась в ОМВД России по г. Ураю отдел по вопросам миграции с заявлением о регистрации её по месту жительства в жилом <адрес> в <адрес>, указав в качестве основания апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.11.2019 по делу (л.д. 88)

При этом заявление было зарегистрировано в КУСП 04.12.2020, а не в порядке, установленном Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. N 984.

Регистрация заявителя административным ответчиком не произведена. Как следует из представленного суду сообщения ОМВД России по г. Ураю от 23.12.2020, подписанного начальником ОВМ Хониной М. В., регистрация Плотниковой М. В. не может быть произведена, поскольку заявление подано не по установленной форме, разъяснено, что оно должно быть подписано заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении. Также в сообщении разъяснено в каком порядке может быть подано такое заявление (л.д. 90-92).

Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В силу части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах, и иные документы, предусмотренные этим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов согласно пункту 6 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Согласно пункту 48 Административного регламента, для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 5 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента (абзац первый). Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении (абзац третий).

Приложение N 5 к Административному регламенту содержит форму заявления о регистрации по месту жительства (форма N 6), в которой имеется графа "подпись лица, предоставившего жилое помещение", необходимая для заполнения заявителем при оказании ему соответствующей государственной услуги.

МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере миграции, осуществляет регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (подпункт 49 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699).

Таким образом, Административный регламент разработан и утвержден МВД России в пределах своей компетенции. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 апреля 2018 г., регистрационный номер 50635, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 апреля 2018 г.

Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 1).

Абзац третий пункта 48 Административного регламента и форма N 6, приведенная в приложении N 5 к Административному регламенту, предусматривающие подписание заявления о регистрации собственником (нанимателем) жилого помещения, соответствуют нормам жилищного законодательства и не нарушают прав административного истца.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, данным Кодексом.

Форма заявления о регистрации по месту жительства, содержащая графу, предусматривающую подпись лица, предоставившего свое жилое помещение для пользования другому лицу, является подтверждением (доказательством) согласия собственника (нанимателя) жилого помещения с гражданином на его вселение и проживание, а также подтверждением согласия собственника на регистрацию по месту жительства в предоставленном жилом помещении конкретного лица.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации указано, что регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении.

В связи с чем, суд считает законным и обоснованным отказ ОМВД России по г. Ураю в регистрации административного истца Плотниковой М. В. по заявленному ею в качестве места жительстве адресу по заявлению, поданному не по установленной форме, предусмотренной Административным регламентом.

При этом суд учитывает, что доводы административного истца о том, что её право на проживание в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, подтверждено судебным постановлением и ОМВД России по г. Ураю не имеет право отказывать в регистрации по месту жительства, по настоящему спору значение не имеет, поскольку заявление о регистрации было подано не по установленной форме, предусмотренной Административным регламентом, подтверждение согласия собственника на регистрацию по месту жительства в предоставленном жилом помещении административного истца, предусмотренное установленной формой, отсутствовало.

На основании изложенного в удовлетворении административного иска Плотниковой М. В. следует отказать.

Руководствуясь статьями 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Плотниковой Марины Анатольевны к отделу Министерства внутренних дел России по г. Ураю о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционных жалоб, представления через Урайский городской суд.

Решения суда в окончательной форме составлено 11 февраля 2021 года.

Председательствующий судья Г. К. Орлова