ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-93/2021 от 06.05.2021 Верховажского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-93/2021

УИД 35RS0007-01-2021-000141-62

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Верховажье 06 мая 2021 года

Верховажский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Жуковой С.Ю.

при секретаре судебного заседания Грибановой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности, о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области об отказе в государственной регистрации прав собственности, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости,

установил:

представитель ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности от 30.07.2020, обратилась в суд с административным иском и дополнениями к нему о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее – Управление Росреестра по Вологодской области) от 15.02.2021 № об отказе в государственной регистрации прав собственности на объект недвижимости по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости.

В обоснование требований указано, что 03.08.2017 покупателем ФИО3, представляющей по доверенности интересы продавца ФИО4, в регистрирующий орган были сданы документы для осуществления государственной регистрации прав в отношении квартиры <адрес>. Между тем, 16.02.2021 Управлением Росреестра направлено в адрес ФИО1 уведомление об отказе государственной регистрации прав № со ссылкой на то, что при подаче заявления 03.08.2017 не были представлены заявления всеми лицами для осуществления государственной регистрации прав. Согласно статье 31 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) прекращение осуществления государственной регистрации прав возможно, если поступили совместные заявления лиц, представивших заявление и (или) документы для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. На основании лишь заявления ФИО4 регистрирующий орган не имел правовых оснований отказывать в государственной регистрации.

В судебное заседание административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Административный ответчик Управление Росреестра по Вологодской области извещен, направлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве на иск указано, что 03.08.2017 ФИО1, представителем ФИО4 по доверенности ФИО5 были сданы документы на государственную регистрацию перехода права собственности на квартиру с кадастровым номером на основании заключенного сторонами договора купли-продажи от 02.08.2017. По результатам рассмотрения представленных документов государственным регистратором прав 15.08.2017 было принято решение о приостановлении осуществления государственной регистрации перехода прав на основании пункта 37 части 1 статьи 26 Закона о регистрации в связи с тем, что в орган регистрации прав поступил акт о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом. 14.01.2021 Управлением было прекращено последнее ограничение в отношении спорной квартиры. В Управление 13.01.2021 поступило заявление КУВД- о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от ФИО4, государственным регистратором вынесено решение о приостановлении осуществления государственной регистрации перехода права собственности от ФИО4 к ФИО1 на основании пункта 41 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, поскольку заявление о прекращении осуществления регистрации перехода права собственности от второй стороны договора купли-продажи от 02.08.2017 ФИО1 не поступило. 15.02.2021 государственным регистратором прав вынесено решение об отказе в государственной регистрации прав в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав (л.д. 54-60).

Заинтересованное лицо ФИО4 о времени и месте рассмотрения дела извещена, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Возражения на административный иск и дополнения к ним представила в письменном виде, в которых просила отказать в удовлетворении административных требований ФИО1, поскольку расчет по договору в полном объеме не произведен, предъявленный договор является недействительным и не соответствует ее воле (л.д. 51, 78-79).

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

Согласно статье 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 15 Закона о регистрации государственная регистрация прав, возникающих на основании договора, осуществляется по заявлению сторон договора.

Государственная регистрация прав в силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления такой регистрации, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления либо отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, указанных в части 1 статьи 26 Закона о регистрации, в том числе, если не представлено заявление о прекращении государственной регистрации прав всеми лицами, представившими заявление для осуществления государственной регистрации прав, либо не представлено заявление всеми сторонами договора о прекращении государственной регистрации такого договора и (или) прав на его основании и возврате документов без проведения государственной регистрации прав, в том числе в случаях, когда в соответствии с данным Федеральным законом заявление на государственную регистрацию прав может быть представлено одной из сторон договора (пункт 41).

В соответствии с частью 8 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 41 части 1 статьи 26, приостанавливается на срок не более чем один месяц.

Согласно статье 27 Закона о регистрации в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 02.08.2017 между представителем ФИО4 – ФИО5, действующей на основании доверенности, (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>.

03.08.2017 представитель ФИО4 – С.Т., действующая на основании доверенности, и ФИО1 обратились в Отдел по Сокольскому и Верховажскому районам УФРС по Вологодской области с заявлениями о государственной регистрации прав, предоставив договор купли-продажи квартиры от 02.08.2017, документ об уплате государственной пошлины от 03.08.2017, справку администрации Верховажского сельского поселения № 328, доверенность от 24.06.2017.

В связи с наличием в Едином государственном реестре недвижимости актуальной записи о запрете на совершение любых сделок по отчуждению объекта недвижимости на основании постановления ОСП по Верховажскому району о запрете отчуждения с целью обеспечения сохранности имущества должника от 03.09.2014 № и/п приостановлено осуществление действий по регистрации права собственности (переход права) до прекращения ограничения, о чем вынесено уведомление от 15.08.2017 № .

03.10.2019 Управлением Росреестра прекращена запись от 10.09.2014 о запрете совершать любые сделки по передаче, отчуждению, дарению и регистрации права собственности в отношении спорной квартиры, наложенном на основании постановления ОСП по Верховажскому району УФССП России по Вологодской области о запрете отчуждения с целью обеспечения сохранности имущества должника от 03.09.2014 № .

22.07.2019 в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись об ограничении (обременении) в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Саки и Сакскому району УФССП России по Республике Крым У.Р. от 09.07.2019 № -ИП, которая погашена 14.01.2021.

13.01.2021 в регистрирующий орган поступило заявление ФИО4 о прекращении осуществления государственной регистрации прав и возврате ранее представленных документов (л.д. 65-67).

Решением государственного регистратора прав от 14.01.2021 осуществление государственной регистрации перехода права собственности приостановлено на основании пункта 41 статьи 1 статьи 26 Закона о регистрации в связи с поступлением вышеуказанного заявления от ФИО4

Решением государственного регистратора прав от 15.02.2021 на основании статьи 27 Закона о регистрации отказано в государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости, документы на который были представлены вместе с заявлением от 03.08.2017 № .

Принимая во внимание приведенные нормы права, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска, поскольку административным ответчиком правомерно была приостановлена государственная регистрация объекта недвижимости - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, а учитывая не устранение причин, послуживших основанием для приостановления регистрации, обоснованно отказано в государственной регистрации прав, действия регистрирующего органа по приостановлению и впоследствии отказу в государственной регистрации права собственности соответствуют указанным выше требованиям Закона о регистрации, нарушений со стороны административного ответчика не допущено.

Учитывая, что ФИО4 представила заявление о прекращении осуществления государственной регистрации прав и возврате ранее представленных документов, приостановление и последующий отказ в осуществлении регистрационных действий являлись правомерными, поскольку заявление второй стороны, необходимое в силу пункта 3 части 3 статьи 15 Закона о регистрации, отсутствовало.

Ссылки в административном иске на положения статьи 31 Закона о регистрации, которые регламентируют прекращение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку не регулируют возникшие спорные правоотношения. Как видно из представленных документов, государственный регистратор не прекращал осуществление государственной регистрации прав на основании статьи 31 Закона о регистрации, а отказал в государственной регистрации на основании статьи 27 Закона о регистрации.

Кроме того, 27.04.2021 в Верховажский районный суд Вологодской области поступило исковое заявление ФИО4 о признании недействительным договора купли-продажи спорной квартиры, заключенного с ФИО1

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 не имеется.

Права покупателя ФИО1 могут быть восстановлены посредством повторной подачи ею и ФИО4 заявлений на осуществление государственной регистрации перехода права собственности.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления представителя ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности, о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области об отказе в государственной регистрации прав собственности, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Верховажский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья С.Ю. Жукова

Мотивированное решение изготовлено 06.05.2021.