. Дело № 2а–940/20 Решение именем Российской Федерации 26 августа 2020 года с. Пестрецы Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Алексеева И.Г., с участием представителя административного истца ФИО1, при секретаре Денисовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МБУ «Комплексная спортивная школа» Пестречинского муниципального района РТ к Министерству лесного хозяйства РТ о признании решения незаконным и обязании предоставить лесные участки в постоянно (бессрочное) пользование, установил: МБУ «Комплексная спортивная школа» Пестречинского муниципального района РТ обратилось в суд с административным иском в вышеизложенной формулировке в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ данное учреждение обращалось с заявлениями о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в постоянно (бессрочное) пользование в части выдела 36 квартала № Пестречинского участкового лесничества Лаишевского лесничества, площадью 1,2451 га, кадастровый № и в части выдела 36 квартала № Пестречинского участкового лесничества Лаишевского лесничества, площадью 0,2604 га, кадастровый № для осуществления рекреационной деятельности, цель использования – развитие физической культуры и массового спорта среди различных групп населения и спортивная подготовка спортсменов высокого класса, способных войти в составы сборных команд Республики Татарстан и Российской Федерации, а также реализация программ спортивной подготовки по лыжным гонкам. Однако, решением от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в предоставлении данных лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, со ссылкой на то, что заявления не соответствует п. 2.7 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование (утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ№), а именно обоснование цели, вида и срока использования лесных участков указаны не верно. Считает данное решение незаконным. Представитель административного истца МБУ «Комплексная спортивная школа» Пестречинского муниципального района РТ ФИО1 в судебном заседании требования административного иска поддержала по изложенным в нем основаниям. Представитель административного ответчика Министерства лесного хозяйства РТ в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву просил рассмотреть административное дело в их отсутствие, в удовлетворении иска отказать по мотивам, подробно изложенным в отзыве. Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Пунктом 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Системное толкование приведенного положения процессуального закона позволяет сделать вывод, что решение о признании бездействия (решения) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, а не установление самого факта незаконности тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа. Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на восстановление нарушенного права административным ответчиком, чьи решения, действия (бездействие) признаются незаконными. Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства лесного хозяйства РТ №-осн утверждена проектная документация на лесные участки в части выдела 1 квартала № площадью 0,036 га, образуемого из земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования лесов: осуществление рекреационной деятельности. ДД.ММ.ГГГГ осуществлен государственный кадастровый учет лесного участка с присвоением кадастрового номера №, право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией, запись о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства лесного хозяйства РТ №-осн утверждена проектная документация на лесные участки в части выделов 35 квартала № площадью 0,5506 га, образуемого из земельного участка с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования лесов: осуществление рекреационной деятельности. ДД.ММ.ГГГГ осуществлен государственный кадастровый учет лесного участка с присвоением кадастрового номера №, право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией, запись о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства лесного хозяйства РТ №-осн утверждена проектная документация на лесные участки в части выдела 35, 37-39 квартала №, части выделов 2,4 квартала №, части выделов 1,10,18 квартала № площадью 1,2171 га, образуемого из земельного участка с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования лесов: осуществление рекреационной деятельности. ДД.ММ.ГГГГ осуществлен государственный кадастровый учет лесного участка с присвоением кадастрового номера №, право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией, номер записи о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства лесного хозяйства РТ №-осн утверждена проектная документация на лесные участки в части выделов 36 квартала № площадью 0,2604 га, образуемого из земельного участка с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования лесов: осуществление рекреационной деятельности. ДД.ММ.ГГГГ осуществлен государственный кадастровый учет лесного участка с присвоением кадастрового номера №, право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией, запись о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан №-осн утверждена проектная документация на лесные участки в части выделов 36 квартала № площадью 1,2451 га, образуемого из земельного участка с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования лесов: осуществление рекреационной деятельности. ДД.ММ.ГГГГ осуществлен государственный кадастровый учет лесного участка с присвоением кадастрового номера №, право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией, запись о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. После чего, в соответствии с Административным регламентом были подготовлены и направлены заявления в Министерство лесного хозяйства РТ о предоставлении лесных участков с кадастровыми номерами № с целью использования: развитие фонической культуры и массового спорта среди различных групп населения и спортивная подготовка спортсменов высокого класса, способных войти в составы сборных команд Республики Татарстан и Российской Федерации, а также реализация программ спортивной подготовки по лыжным гонкам, с приложением документов, предусмотренные Административным регламентом. ДД.ММ.ГГГГ Министерством лесного хозяйства РТ отказано в предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, со ссылкой на то, что заявления не соответствуют п. 2.7 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование (утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ№), а именно обоснование цели, вида и срока использования лесных участков указаны не верно. Принято решение о заключении права пользования только в отношении лесных участков общей площадью 1,8037 га, в целях осуществления рекреационной деятельности. В отношении лесных участков с кадастровыми номерами №, общей площадью 1,2451 га и №, общей площадью 0,2604 было отказано. Согласно п. 1.1. Административного регламента, административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование (далее - Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений (далее - уполномоченный орган) при предоставлении государственной услуги по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование. Перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления, установлен п. 2.7 регламента. Так, в соответствии с п. 2.7 Административного регламента для получения государственной услуги заявитель представляет в уполномоченный орган: 1) заявление о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование по форме согласно приложению 2 к Административному регламенту и содержащее следующие сведения: - полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма заявителя, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет в налоговых органах (КПП), местонахождение и почтовый адрес, реквизиты банковского счета; - кадастровый номер, местоположение (лесничество, участковое лесничество, квартал, выдел) и площадь лесного участка, который предполагается взять в постоянное (бессрочное) пользование; - обоснование цели, вида и срока использования лесного участка, который предполагается взять в постоянное (бессрочное) пользование; - реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления лесного участка в случае, если испрашиваемый лесной участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения. 2) копию документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя. Заявление заполняется в машинописном виде или от руки разборчиво (печатными буквами) чернилами синего или черного цвета. Данный перечень документов, является исчерпывающим. На основании ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. Исходя из письменного ответа Министерства лесного хозяйства РТ от 2 июня 2020 года № 15-4596, отказ в удовлетворении заявлений о предоставлении лесных участков основан на несоблюдении п. 2.7 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование (утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25 октября 2016 года №558), а именно, обоснование цели, вида и срока использования лесных участков указано не верно, что, по мнению административного ответчика является основанием для отказа в предоставлении указанных выше лесных участков административному истцу. При таких данных, и поскольку развитие физической культуры и массового спорта среди различных групп населения и спортивная подготовка спортсменов высокого класса, способных войти в составы сборных команд Республики Татарстан и Российской Федерации, а также реализация программ спортивной подготовки по лыжным гонкам относятся к рекреационной деятельности, рассмотрение заявлений административного истца и отказ со стороны Министерства лесного хозяйства РТ в удовлетворении заявлений о предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование на соответствующие обращения административного истца является формальным, не соответствующим требованиям ст. 2.7 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование (утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25 октября 2016 года №558), в связи с чем, административное исковое заявление МБУ «Комплексная спортивная школа» Пестречинского муниципального района РТ в данной части подлежит удовлетворению. Вместе с тем в соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции Российской Федерации, суды не вправе вмешиваться в деятельность органов государственной власти и давать им предписания, касающиеся в принятии тех или иных решений. Таким образом, решение суда не должно подменять решение соответствующего органа государственной власти, в данном случае Министерства лесного хозяйства РТ, в вопросах, которые закон относит к их компетенции. С учетом вышеизложенного, правовых оснований для удовлетворения требований административного иска МБУ «Комплексная спортивная школа» Пестречинского муниципального района РТ о возложении на административного ответчика обязанности по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование не имеется. Однако, с учетом установленных обстоятельств, свидетельствующих об уклонении административного ответчика от рассмотрения заявления МБУ «Комплексная спортивная школа» Пестречинского муниципального района РТ в полном объеме по существу, принимая во внимание приведенные выше нормы права, суд считает необходимым с учетом полномочий, возложенных законом на данный орган, возложить на Министерство лесного хозяйство РТ обязанность рассмотреть заявление МБУ «Комплексная спортивная школа» Пестречинского муниципального района РТ о предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование в установленном законом порядке. На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: Признать решение Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, расположенных в части выдела 36 квартала № Пестречинского участкового лесничества Лаишевского лесничества площадью 1,2451 га и 0,2604 га. Возложить на Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан обязанность рассмотреть заявления МБУ «Комплексная спортивная школа» Пестречинского муниципального района РТ о предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, расположенных в части выдела 36 квартала № Пестречинского участкового лесничества Лаишевского лесничества, площадью 1,2451 га с кадастровым номером № и площадью 0,2604 га, с кадастровым номером № В остальной части в удовлетворении административного иска к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: . . . . . . . |