Дело № 2а-940/2021
УИД 42RS0012-01-2020-001952-90
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Гильмановой Т.А.
при секретаре Мошковой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске 14 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Уржумовой Анастасии Владимировны к Межрайонной ИФНС России № 9 по Кемеровской области - Кузбассу об оспаривании действий органа, наделенного отдельными государственными полномочиями,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Уржумова А.В. обратилась в Мариинский городской суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС № 1 по Кемеровской области (Межрайонной ИФНС России № 9 по Кемеровской области - Кузбассу)об оспаривании действий органа, наделенного отдельными государственными полномочиями.
Административные исковые требования обоснованы следующим. В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога (далее - налог) признаются физические лица, обладающие налогооблагаемыми земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено Кодексом.
Административному истцу Уржумовой А.В. на основании права собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...> расположенный по адресу: <...> (далее - земельный участок). Право собственности подтверждается свидетельством о праве собственности от 10.11.2011 <...>
Расчет налога осуществляется налоговыми органами на основании ставок налога, налоговой базы, сведений о принадлежности объекта налогообложения и иных сведений, полученных налоговыми органами, а также представленной заинтересованными лицами информации о налоговых льготах.
Определение ставок налога и установление налоговых льгот относится к полномочиям представительных органов муниципальных образований.
Налоговая база определяется в отношении объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, а до 01.01.2016 - инвентаризационная стоимость.
Сведения о принадлежности и иных характеристиках объекта налогообложения (включая кадастровую стоимость) представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. По вопросам полноты, достоверности и изменения соответствующих сведений необходимо обращаться в вышеуказанные органы.
С информацией об объектах налогообложения, о суммах налоговых платежей, задолженности по налогам и состоянии расчётов с бюджетом, налоговые уведомления и платёжные документы можно ознакомиться также через сервис «Личный кабинет налогоплательщика - физического лица» (далее - личный кабинет).
Направление налоговых уведомлений для пользователей личного кабинета осуществляется в электронном виде, без направления по почте на бумажном носителе, если налогоплательщиком не заявлено иное.
В соответствии с абз.3 пп.1 п.1 ст.394 Кодекса налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).
Кроме того, земельный налог, исчисляется на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с учетом вида разрешенного использования земельного участка, с применением ставки налога, установленной представительными органами муниципальных образований.
По налоговому уведомлению <...> от 27.08.2016 (первоначальный расчет по земельному налогу за 2015) сумму в размере 8 827 руб. административный истец оплатил 08.12.2016, что подтверждается инспекцией и не оспаривается.
Затем следует налоговое уведомление <...> от 14.03.2017 (с перерасчетом по земельному налогу за 2015) на сумму 44 135 руб., и иных уведомлений нет, что также подтверждают представители инспекции.
Таким образом, возникает новая обязанность по уплате земельного налога за 2015 на основании уведомления с перерасчетом в размере 44 135 руб.
05.10.2017 письмом инспекция уведомляет Уржумову А.В., что в 2017 году на основании сведений, поступивших от Росреестра в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с «не установлено» на «объекты бытового назначения», изменена налоговая ставка для исчисления земельного налога в отношении земельного участка за 2015, и инспекцией осуществлен перерасчет земельного налога в сторону увеличения.
20.12.2018 после долгих прений и переписок инспекция уведомляет Уржумову А.В., что налоговая ставка опять будет применяться 0,3 %, опять произведен перерасчет.
По состоянию на 21.01.2019 в соответствии со справкой <...> о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями по земельному налогу - переплата.
06.02.2019 инспекция уведомила Уржумову А.В. о том, что на основании письма Совета народных депутатов Мариинского городского поселения Кемеровской области №119 от 21.12.2018 принадлежащий ей земельный участок не относится к п. 2 Решения №7/1 от 16.11.2006 Мариинского городского Совета народных депутатов «Об установлении и введении земельного налога на территории Мариинского городского поселения» и не соответствует ставке 0,3% по земельному налогу, и в 2019 восстановлен расчет по земельному налогу за 2015:
Налоговый период, год | Кадастровая (инвентаризационная) стоимость ЗУ, руб. | Перерасчет | |||
Налоговая ставка, % | Земельный налог, руб. | ||||
2015 | 2 942 354 | 1,5 | 44 135 |
Следовательно, инспекцией в 2019 восстановлен расчет земельного налога за 2015 - за пределами трехлетнего срока.
Налогоплательщик уведомлял инспекцию, что оплата в общей сумме 27 500 рублей была произведена за иной налоговый период.
Исходя из положений п. 2 ст.22 НК РФ, устанавливающих обязанность налоговых органов обеспечивать права налогоплательщиков, налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания формальных условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Пунктом 3 статьи 4 КАС РФ определено, что если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
Согласно пункту 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
По решению УФНС России по Кемеровской области об оставлении жалобы без удовлетворения, ссылаясь на правомерность действий инспекции, поскольку инспекцией произведен перерасчет в сторону уменьшения ошибочно, суммы налога (перерасчет) в размере 44 135 рублей за 2015 восстановлен в 2019, то есть за пределами трехлетнего срока.
Данные доводы административного истца были исследованы при рассмотрении Мариинским городским судом Кемеровской области административного дела № 2а-518/2019.
По смыслу положений ст.44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета. В п. 1 ст.59 НК РФ установлен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными.
Одним из таких оснований является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (подп. 4 п. 1 ст.59 НК РФ).
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст.44 и подп. 4 п. 1 ст.59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта.
Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу. Исходя из толкования подп. 4 п. 1 ст.59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 1150-О и в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - постановление № 57).
Таким образом, у налогоплательщика отсутствует обязанность обращаться в обязательном досудебном порядке в инспекцию с заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2016 № 78-КГ16-43).
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном названным Кодексом. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ (п.п. 1, 2 ст.57, п.п. 1, 2 ст.58 НК РФ).
Согласно ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Положениями ст.70 НК РФ определены сроки направления требования об уплате налога и сбора налогоплательщику. Согласно п.п. 1 и 2 ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке.
Таким образом, непринятие уполномоченным органом указанных мер влечет утрату им права на принудительное взыскание задолженности с налогоплательщика.
В гражданском праве схожим образом считается, что право кредитора требовать от должника исполнения по истечении сроков исковой давности лишается судебной защиты, превращаясь в jus nudum ("голое право"). Впоследствии исполнение может происходить только по доброй воле должника. Однако, если неисполнение частноправовой обязанности после истечения сроков исковой давности не влечет для лица негативных последствий, то неисполнение публичной обязанности по уплате налогов продолжает отражаться в лицевом счете налогоплательщика и влечет ограничение его прав (например, права на возврат налога из бюджета). Это не соответствует принципу соразмерности юридической ответственности.
Просит суд обязать Межрайонную ИФНС № 1 по Кемеровской области (МИ ФНС России № 9 по Кемеровской области - Кузбассу в части налогообложения земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...> принадлежащего Уржумовой Анастасии Владимировне на праве собственности, устранить допущенные нарушения, сторнировать восстановленный за пределами трехлетнего срока перерасчет земельного налога за 2015 год в размере 44 135 рублей и признать безнадежной к взысканию, а обязанность по уплате - прекращенной в отношении недоимки в размере 44 135 руб. 00 коп.
29.09.2021 года административном истцом Уржумовой А.В. были изменены административные исковые требования на основании следующего.
29.09.2021 Уржумовой А.В. получен отзыв и пояснения административного ответчика Межрайонной ИФНС № 9 по Кемеровской области- Кузбассу, в которых последний просит отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Основным аргументом для отказа Межрайонная ИФНС № 9 по Кемеровской области-Кузбассу указывает на рассмотрение аналогичных исковых требований по административному делу № 2а-564/2019, а также ссылается на административное дело № 2а-884/2019 за 2015, по результатам рассмотрения которого налоговому органу отказано во взыскании задолженности по земельному налогу, в связи с чем налоговым органом списано 7 808 руб. 00 коп. основного долга и пени в размере 33 руб. 84 коп.
При этом в пояснении административным ответчиком указано, что, установив ошибочное начисление земельного налога за 2015 (по ставке 0,3%) по спорному земельному участку, инспекцией была скорректирована сумма налога на сумму 35 308 руб., исходя из ставки, установленной на 2015 решением Мариинского городского Совета народных депутатов.
Однако ранее налоговый орган ссылался на актуализацию расчетов.
При этом налоговый орган не указывает норму закона, исходя из которой возникло его легитимное право на выполнение корректировки либо актуализации в 2019 суммы земельного налога за 2015, а также не указывает законных оснований для выполнения корректировки за пределами трехлетнего срока, поскольку Налоговым кодексом РФ у налогового органа есть только два основания для изменения налога:
- новый расчет;
- перерасчет.
В ином бы случае налоговые уведомления высылались с пометкой о «корректировке» либо «актуализации» налога, а не «расчет (перерасчет)».
Также ранее налоговый орган указывал на сторнирование и восстановление земельного налога, при этом легитимных оснований для выполнения данных действий не указано, поскольку, как было указано выше, Налоговым кодексом РФ у налогового органа есть два основания для изменения налога:
- новый расчет;
- перерасчет.
Иного Налоговый кодекс РФ не предусматривает.
При этом, в случае, если налоговый орган действовал в рамках Налогового кодекса РФ, то необходимо выяснить, по какой причине не было выслано надлежащее налоговое уведомление, содержащее информацию в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.
Таким образом, полагает, что с учетом доводов административного ответчика в пояснениях о корректировке земельного налога возникла необходимость изменения административных исковых требований.
Просит суд признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области (Межрайонной ИФНС № 9 по Кемеровской области- Кузбассу) по корректировке в 2019 году ранее уплаченного земельного налога за 2015 и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области (Межрайонную ИФНС № 9 по Кемеровской области- Кузбассу)устранить нарушения, допущенные при корректировке в 2019 земельного налога за 2015 за пределами трехлетнего срока без учета п. 2.1 ст.52 НК РФ.
Административный истец Уржумова А.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения административного дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - Межрайонной инспекции России № 9 по Кемеровской области - Кузбассу в судебное заседание не явился. На первоначальное административное исковое заявление поступил письменный отзыв, обоснованный следующим.
В Мариинский городской суд Кемеровской области поступило административное исковое заявление Уржумовой Анастасии Владимировны к Межрайонной ИФНС России № 9 по Кемеровской области - Кузбассу об оспаривании действия органа, наделенного отдельными государственными полномочиями.
Исходя из содержания административного искового заявления, Уржумова А.В. просит обязать Межрайонную ИФНС № 9 по Кемеровской области - Кузбассу в части налогообложения земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного по адресу<...> принадлежащего Уржумовой А.В. на праве собственности, устранить допущенные нарушения, сторнировать восстановленный за пределами трехлетнего срока перерасчет земельного налога за 2015 в размере 44 135 руб. и признать безнадежной ко взысканию, а обязанность по уплате считать прекращенной в отношении недоимки в размере 44 135 руб.
Определением Мариинского городского суда Кемеровской области административное исковое заявление Уржумовой А.В. принято к производству.
Межрайонная ИФНС России №9 по кемеровской области - Кузбассу ознакомившись с административным исковым заявлением Уржумовой А.В. об оспаривании действий органа, наделенного отдельными государственными полномочиями, считает его необоснованным и неподлежащим удовлетворению в виду следующего.
Так, согласно ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие налогооблагаемыми земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено Кодексом.
В соответствии с п. 4 ст.391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
При расчете земельного налога в соответствии со ст.390 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года.
В порядке п. 4 ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Начисление земельного налога производится, исходя из кадастровой стоимости земельного участка и ставок, которые установлены Решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения.
Сведения на земельный участок заявителя поступили из Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Росреестр) с датой регистрации права собственности 10.11.2011, разрешенным использованием «под объектами бытового назначения», кадастровым номером <...> кадастровой стоимостью за период с 01.01.2010 по 01.01.2016 - 2 942 354,21 руб., за период с 01.01.2016 по 01.01.2017 - 4 207 031,56 руб.
Решением Мариинского городского Совета народных депутатов от 16.11.2006 № 7/1 (в ред. решений Мариинского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 № 12/2, от 29.04.2008 №16/3, от 25.09.2008 №19/10 (ред. 26.11.2008), от 24.09.2009 №27/5, Решение Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 24.11.2010 №3/3, от 24.06.2011 №14/5), от 22.11.2011 №22/1, от 15.06.2012 №32/2, от 28.03.2013 № 43/3, от 30.10.20 № 68/1, от 20.11.2014 № 69/5, от 18.12.2014 №70/3, от 26.02.2015 №72/1, от 26.03.2015 №73/5) «Об установлении и введении земельного налога на территории Мариинского городского поселения» для земельных участков установлены следующие ставки:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящихся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства огородничества или животноводства;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
С 2016 года решением Мариинского городского Совета народных депутатов от 26.11.2015 «О внесении изменений и дополнений в решение Мариинского городского Совета народных депутатов от 16.11.2006 №7/1 «Об установлении и ведении земельного налога на территории Мариинского городского поселения» введена ставка 1,12 процента в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, производственных и административных зданий, строений сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материального технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».
Таким образом, сумма земельного налога за 2015, подлежащая уплате за земельный участок с кадастровым номером <...> составляет 44 135 руб. (2 942 351,21*1,5:100)
Однако за 2015 инспекцией ошибочно был исчислен земельный налог за земельный участок с кадастровым номером <...> в размере 8 827 руб. (2 942 351,21 *0.3:100)
Установив ошибочное исчисление земельного налога за 2015 (по ставке 0,3 процента) по спорному земельному участку, Инспекцией была скорректирована сумма налога, исходя из ставки, установленной на 2015 Решением Мариинского городского совета народных депутатов на сумму 35 308 руб.
Таким образом, начисление сумм земельного налога в указанном размере является правомерным, следовательно, основания для сторнирования суммы земельного налога за 2015 у Инспекции отсутствуют.
Восстановление расчета по земельному налогу с применением налоговой ставки 1,5 процента не является перерасчетом, поскольку изменений в сумме и в сроке уплаты не повлекло.
В Мариинском городском суде Кемеровской области на протяжении 2019 рассматривались многочисленные административные исковые заявления Уржумовой А.В., в том числе о признании неправомерности действий инспекции по актуализации расчетов в 2019 году, повлекших перерасчет ранее уплаченного земельного налога за 2015 об обязании сторнировать выполненный в 2019 году перерасчёт к доплате в размере 35 306 руб. ранее уплаченного земельного налога за 2015 год. По результатам рассмотрения заявления налогоплательщика суд 24.07.2019 по делу № 2а-564/2019 принял решение об отказе в удовлетворении административно исковых требований Уржумовой А.В. Указанное решение суда вступило в законную силу 16.10.2019.
Исходя из п. 2 ст.61 ГПК РФ следует, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Ввиду того, что доводы, изложенные в настоящем административном исковом заявлении, аналогичны доводам административного истца, являвшимся предметом рассмотрения спора по делу № 2а-564/2019, то обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом, вновь не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, в виду того, что правомерность начисления судом земельного налога за 2015 по ставке 1,5 % является обстоятельством, установленным вступившим в законную силу судебным актом, то доводы административного истца Уржумовой А.В. о нарушении инспекцией сроков, предусмотренных пп. 2.1 п. 2 ст.52 НК РФ, и, как следствие, признании задолженности невозможной к взысканию, не состоятельны.
Просит в удовлетворении исковых требований Уржумовой А.В. отказать полном объеме.
Кроме того, от административного ответчика поступили письменные пояснения по делу, обоснованные следующим.
17.09.2021 в адрес межрайонной ИФНС России №9 по Кемеровской области - Кузбассу с Мариинского городского суда Кемеровской области поступило письмо с просьбой представить сведения о наличии либо отсутствии задолженности по земельному налогу за 2015, начисленному за земельный участок, расположенный по адресу <...> с кадастровым номером <...> с расшифровкой поступивших (зачтенных) платежей за указанный период.
Межрайонная ИФНС России № 9 по Кемеровской области - Кузбассу, ознакомившись с вышеуказанным письмом, поясняет следующее.
27.08.2016 налоговым органом, было сформировано налоговое уведомление <...> из которого следует, что сумма начисленного земельного налога за 2015, на земельный участок с кадастровым номером <...> составила 8 827 руб. 00 коп., со сроком уплаты до 01.12.2016 (налоговое уведомление направленно Уржумовой А.В.).
08.12.2016 Уржумовой А.В. произведена оплата земельного налога в полном размере.
Установив ошибочное начисление земельного налога за 2015 (по ставке 0,3%) по спорному земельному участку, инспекцией была скорректирована сумма налога, исходя из ставки, установленной на 2015 решением Мариинского городского Совета народных депутатов на сумму 35 508 руб.
14.03.2017 в адрес налогоплательщика Уржумовой А.В. было направлено налоговое уведомление <...> от 14.03.2017 со сроком уплаты 04.05.2017.
В связи с неоплатой налога в установленный срок 15.09.2017 мировым судьей судебного участка № 2 Мариинского городского судебного района вынесен судебный приказ № 2а-1063/2017 (дата вступления в законную силу 10.10.2017).
29.09.2017 Уржумовой А.В. произведена оплата земельного налога по спорному земельному участку за 2015 в размере 3 500 руб. 00 коп.
18.10.2017 Уржумовой А.В. произведена оплата земельного налога по спорному земельному участку за 2015 в размере 10 000 руб. 00 коп.
02.11.2017 мировым судьей судебного участка № 2 Мариинского городского судебного района вынесено определение об отмене ранее вынесенного судебного приказа № 2а-1063/2017 от 15.09.2017.
15.11.2017 Уржумовой А.В. произведена оплата земельного налога по спорному земельному участку за 2015 в размере 14 000 руб. 00 коп.
Ввиду неуплаты Уржумовой А.В. задолженности по земельному налогу по спорному земельному участку за 2015 в полном объеме налоговым органом было подано административное исковое заявление в Мариинский городской суд Кемеровской области о взыскании задолженности в размере 7 808 руб. 00 коп. - основного долга, 33 руб. 84 коп. - пени.
Решением Мариинского суда Кемеровской области от 26.11.2019 по делу № 2а-884/2019 в удовлетворении административного искового заявления отказано.
29.11.2019 на основании решения Мариинского городского суда Кемеровской области по делу № 2а-884/2019 задолженность по земельному налогу по спорному земельному участку за 2015 в размере 7 808 руб. 00 коп. основного долга, пени в размере 33 руб. 84 коп. списана.
Таким образом, по состоянию на текущую дату задолженность по земельному налогу за 2015 по спорному земельному участку у Уржумовой А.В. отсутствует.
На административное исковое заявление Уржумовой А.В., с учетом изменения, поступил письменный отзыв, обоснованный следующим.
Исходя из содержания административного искового заявления с учетом изменения административных исковых требований, Уржумова А.В. просит признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области - Кузбассу (МРИ ФНС № 9 по Кемеровской области - Кузбассу) по корректировке в 2019 году ранее уплаченного земельного налога за 2015 и обязать Межрайонную ИФНС России №1 по Кемеровской области - Кузбассу (МРИ ФНС №9 по Кемеровской области - Кузбассу) устранить нарушения, допущенные при корректировке в 2019 земельного налога за 2015 за пределами трехлетнего срока без учета п. 2.1 ст.52 НК РФ.
Межрайонная ИФНС России № 9 по Кемеровской области - Кузбассу, ознакомившись с административным исковым заявлением Уржумовой А.В., с учетом изменения административных исковых требований, считает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в виду следующего.
Требования, изложенные в административном исковом заявлении, с учетом ходатайств об изменении исковых требований аналогичны требованиям, являвшимся предметом спора по делу № 2а-564/2019.
Так, 01.07.2019 Уржумова А.В. обратилась в Мариинский городской суд Кемеровской области с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области, в котором просит признать неправомерными действия административного ответчика по актуализации расчетов в 2019 ранее уплаченного земельного налога за 2015, обязать ответчика устранить допущенные нарушения при корректировке в 2019 земельного налога за 2015г. за пределами трехлетнего срока.
Решением Мариинского суда Кемеровской области от 26.11.2019 по делу № 2а-564/2019 в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Исходя из п.2 ст.61 ГПК РФ следует, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором учувствуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных ГПК РФ.
Таким образом, ввиду того, что правомерность начисления сумм земельного налога за 2015 по ставке 1,5 % является обстоятельством, установленным вступившим в законную силу судебным актом, то требования административного истца Уржумовой А.В. о признании незаконным действий Межрайонной ИФНС России № 1 по Кемеровской области - Кузбассу (Межрайонной ИФНС № 9 по Кемеровской области - Кузбассу) по корректировке в 2019 году ранее уплаченного земельного налога за 2015 и обязании Межрайонной ИФНС России № 1 по Кемеровской области - Кузбассу (Межрайонной ИФНС № 9 по Кемеровской области - Кузбассу) устранить нарушения, допущенные при корректировке в 2019 земельного налога за 2015 за пределами трехлетнего срока без учета п. 2.1 ст.52 НК РФ, сводятся ни к чему иному, как к пересмотру уже ранее вступившего в законную силу решения Мариинского городского суда Кемеровской области по делу № 2а-564/2019.
Просит в удовлетворении административных исковых требований Уржумовой А.В. отказать в полном объеме.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, представителя административного ответчика.
Рассмотрев дело в пределах административных исковых требований, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Расчет налога осуществляется налоговыми органами на основании ставок налога, налоговой базы, сведений о принадлежности объекта налогообложения и иных сведений, полученных налоговыми органами, а также представленной заинтересованными лицами информации о налоговых льготах.
Определение ставок налога и установление налоговых льгот относится к полномочиям представительных органов муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
При расчете земельного налога в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года.
Согласно пункту 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В соответствии с пунктом 4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с п.2.1 ст.52 Налогового кодекса РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административному истцу Уржумовой А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью <...> адрес объекта: <...> кадастровый (или условный) номер: <...>
По административному делу № 2а-564/2019 административный истец Уржумова А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области, в котором просила признать неправомерными действия административного ответчика по актуализации расчетов в 2019 году, повлекшие перерасчет ранее уплаченного земельного налога за 2015 год, обязать административного ответчика сторнировать выполненный в 2019 году перерасчет к доплате в размере 35306 рублей 00 копеек ранее уплаченного земельного налога за 2015 год, восстановив расчет земельного налога за 2015 год по налоговому уведомлению от 27.08.2016 года <...>
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области по административному делу № 2а-564/2019 от 24 июля 2019 в удовлетворении административных исковых требований Уржумовой А.В. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Кемеровской области о признании действий незаконными отказано. Взыскана с Уржумовой А.В. государственная пошлина в размере 300 рублей в доход федерального бюджета (л.д.129-136).
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 16 октября 2019 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 24 июля 2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения (л.д.137-139).
Данным решением суда установлено, что налоговым органом в 2019 году не осуществлялся перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога за 2015, не производилось доначисление земельного налога за 2015 в 2019 году, в связи с чем у налогового органа отсутствуют основания для сторнирования земельного налога (л.д.135).
Судом установлено, что измененные административные исковые требования Уржумовой А.В. аналогичны требованиям, являвшимся предметом спора по делу № 2а-564/2019 по административному исковому заявлению Уржумовой Анастасии Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области о признании действий незаконными.
На основании ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Поскольку решением Мариинского городского суда Кемеровской области по административному делу № 2а-564/2019 установлено, что налоговым органом в 2019 году не осуществлялся перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога за 2015, не производилось доначисление земельного налога за 2015 в 2019 году, в связи с чем у налогового органа отсутствуют основания для сторнирования земельного налога, то есть не производилось никакой корректировки размера земельного налога за 2015 год в 2019 году, то указанное выше является обстоятельством, установленным вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, поэтому не доказывается вновь и не подлежит оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.
Следовательно, заявленныеадминистративные исковые требования о признании незаконным действий Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области - Кузбассу (МРИ ФНС №9 по Кемеровской области - Кузбассу) по корректировке в 2019 году ранее уплаченного земельного налога за 2015 и обязании Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области - Кузбассу (МРИ ФНС №9 по Кемеровской области - Кузбассу) устранить нарушения, допущенные при корректировке в 2019 земельного налога за 2015 за пределами трехлетнего срока без учета п. 2.1 ст.52 НК РФ, фактически сводятся к пересмотру уже ранее вступившего в законную силу решения Мариинского городского суда Кемеровской области по делу № 2а-564/2019.
Само по себе не согласие административного истца с вступившим в законную силу решением суда не является основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Таким образом, судом не установлено нарушение прав и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах, отсутствуют правовые основания для удовлетворения административных исковых требований Уржумовой А.В.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Уржумовой Анастасии Владимировне к Межрайонной ИФНС России № 9 по Кемеровской области - Кузбассу об оспаривании действий органа, наделенного отдельными государственными полномочиями отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Мариинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - Т.А.Гильманова
Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2021 года
Судья - Т.А.Гильманова
Решение не вступило в законную силу
Судья - Т.А. Гильманова
Секретарь - Н.Н.Устюжанина
Подлинный документ подшит в материалах административного дела
№ 2а-940/2021 Мариинского городского суда Кемеровской области
Секретарь- Н.Н.Устюжанина