№ 2а-941/2022
УИД: 91RS0001-01-2022-001430-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2022 годаг. Симферополь
Железнодорожный районный суда г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Домниковой М.В.,
при секретаре судебного заседания – Остапенко Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в в зале суда административное дело по иску Чубукова Владимира Георгиевича, Чубуковой Галины Николаевны к МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации , И.о. начальнику управления земельных ресурсов МКУ Департамента развития муниципальной собственности Администрации Республики Крым ФИО6, заинтересованное лицо Администрация о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия, -
УСТАНОВИЛ:
Чубуков В.Г., Чубукова Г.Н. обратились в суд с административным иском к МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации , котором просили суд: признать отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадь 430 м.кв., расположенного по адресу: , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-для индивидуального жилищного строительства, кадастровый №, выраженного в письме от 01.11.2021г. № незаконным; обязать Департамента развития муниципальной собственности направить в адрес Чубукова В.Г. и Чубуковой Г.Н. проект соглашения о перераспределения земельного участка, площадью 430 м.кв., расположенного по адресу: , кадастровый №, категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство в
течение 30 дней с момента принятия решения по настоящему делу.
Исковые требования мотивированы тем, что домовладение, расположенное по адресу: принадлежало Чубуковой Галине Николаевне на основании договора дарения № от 05.09.1991г. На основании решения исполкома Симферопольского городского совета народных депутатов от 14.11.1997г. № «О передаче земельных участков в частную собственность гражданам Украины» земельный участок, площадью 380 кв.м., расположенный по адресу: был передан в частную собственность Чубуковой Галине Николаевне. В дальнейшем при оформлении технического отчета по выдаче Государственного акта на права пользования землей в нем было указано, что выделено по документам в постоянное пользование 380 кв.м., фактически 428 кв.м. Соседний земельный участок, площадью 426 кв.м., расположенный по адресу: принадлежал Чубукову Владимиру Георгиевичу. Решением Железнодорожного районного суда Республики Крым от 07.12.2007г. по делу № за Чубуковым Владимиром Георгиевичем, Чубуковой Галиной Николаевной признано право собственности в равных долях на трехэтажный жилой дом лит. «А» (9,70x12,80), двухэтажная пристройка лит. «А1» (12,50x5,40), жилая мансарда (6.10x12,80) тамбур лит. «a1» (1,55x2,70), навес лит. «а» (9,70x2,60), двухэтажная летняя кухня лит. «Б» (6,60x4,40), тамбур лит. «б» (3,3+47,2x2,40+0,35x0,95), навес лит. «61» (5,70x2,70), двухэтажный гараж-мастерская лит. «В» на 1 этаже гараж лит «В» (12,20x8,0), на 2 этаже мастерская лит «В» (8,0x6,0), на 2 этаже навес лит. «в1» (6,15x8,0), навес лит. «Д» (4,30x4,70+5x3,30), сарай лит. «Г» (3,40x1,20), расположенные на земельном участке площадью 854 кв.м., объединенные в одно домовладение по и в . В марте 2018 г. при перерегистрации права собственности в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым за Чубуковым Владимиром Георгиевичем, Чубуковой Галиной Николаевной в равных долях на строения расположенные на земельном участке площадью 854 кв.м., объединенные в одно домовладение по и в истцам были выданы правоустанавливающие документы, в которых площадь земельного участка, расположенного по адресу: , кадастровый № указана 380 кв.м. Административные истцы обратились с заявлением в Администрацию Республики Крым, в котором просили заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 90:22:01010:10726 площадью 380 кв.м. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ от Департамента развития муниципальной собственности поступил отказ за исх. № от заключения соглашения о перераспределении земельного участка в связи с тем, что земельный участок расположенный по адресу: , кадастровый №, расположен в береговой полосе, прибрежной защитной полосе, водоохраной зоне, а также в зоне потопления реки Славянка, а также, в заявлении отсутствует место жительства заявителя. С принятым решением, административные истцы не согласны, считают его незаконным и нарушающим права административных истцов (л.д. 1-4).
Определением Железнодорожного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве административного соответчика привлечен И.о. начальника управления земельных ресурсов МКУ Департамента развития муниципальной собственности Администрации Республики Крым ФИО6, в качестве заинтересованного лица Администрация (л.д. 83).
В судебное заседание стороны, представители сторон не явились, извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили, заявлений об отложении судебного заседания или рассмотрении дела в отсутствие суду не подавали.
Согласно положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Явка лиц, участвующих в деле не признана судом обязательной. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о слушании дела.
Изучив доводы иска, исследовав материалы рассматриваемого административного дела, и исследовав все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 КАС РФ, одной из задач административного судопроизводства, в частности, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Так, судом установлено, и из материалов дела следует, что Чубукова Галина Николаевна является собственником ? доли жилого дома, общей площадью 511,1 кв.м., расположенного по адресу: , кадастровый №, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 12-14), вторым сособственником ? доли указанного жилого дома является Чубуков Владимир Георгиевич, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 16-19).
Также Чубуковой Галине Николаевне, Чубукову Владимиру Георгиевичу на праве общей долевой собственности по ? доли принадлежит нежилое здание – летняя кухня, площадью 29,0 кв.м., расположенное по адресу: , кадастровый №, что также подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 20, 23)
Согласно выписке из ЕГРН Чубукову В.Г. на праве общей долевой собственности принадлежит ? доля земельного участка, общей площадью 380 кв.м., расположенного по адресу: , у. Украинская, поз. по ГП 61, кадастровый № (л.д. 25-26).
Вторым сособственником ? доли земельного участка, общей площадью 380 кв.м., расположенного по адресу: , , поз. по ГП 61, кадастровый № является Чубукова Г.Н., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 27-28).
ДД.ММ.ГГГГ Чубуков В.Г., Чубукова Г.Н. обратились в Администрацию с заявлением, в котором просили заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 380 кв.м., расположенного по адресу: , находящегося частной собственности и земель муниципальной собственности, площадью 50+/-7кв.м. (л.д. 57).
Указанное заявление зарегистрировано за №.
По результатам рассмотрения Чубукова В.Г., Чубуковой Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ И.о. начальника управления земельных ресурсов ФИО6 дан ответ за №, согласно которого перераспределение земель и (или) земельный участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии о статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ; согласно пункту 2 статьи 39.29 ЗК РФ, в заявлении о перераспределении земельных участков указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить; 4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом; 5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем; в заявлении отсутствует место жительства заявителя; в указанном ответе также дополнительно указано на то, что земельный участок, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , расположен в береговой полосе, прибрежной защитной полосе, водоохраной зоне, а также зоне подтопления реки Славянка (л.д. 55-56).
Так, согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со статьёй 31 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «Об основах местного самоуправления в » местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
Согласно статье 1 Закона N- ЗРК/2015, принятого в развитие названных положений, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно статье 2 Закона N- ЗРК/2015 заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, рассматривает уполномоченный орган местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего публичного образования.
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (пункт 1). Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4. этого кодекса (пункт 3).
В силу положений части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлен статьей 39.29 ЗК РФ.
Пунктом 1 вышеназванной статьи закреплено, что в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.29 ЗК РФ в заявлении о перераспределении земельных участков указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить; 4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом; 5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются: 1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; 2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков; 3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя; 4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
Пунктом 7 статьи 39.29 ЗК РФ установлено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Так, как уже судом установлено и из материалов дела следует, административные истцы Чубукова Галина Николаевна, Чубуков Владимир Георгиевич являются сособственниками, по ? доли каждый, жилого дома, общей площадью 511,1 кв.м., расположенного по адресу: , кадастровый №, а также сособственниками, по ? доли каждый, нежилого здания – летняя кухня, площадью 29,0 кв.м., расположенное по адресу: , кадастровый №, что также подтверждается выписками из ЕГРН.
Согласно выписке из ЕГРН Чубукову В.Г. на праве общей долевой собственности принадлежит ? доля земельного участка, общей площадью 380 кв.м., расположенного по адресу: , у. Украинская, поз. по ГП 61, кадастровый № (л.д. 25-26).
Вторым сособственником ? доли земельного участка, общей площадью 380 кв.м., расположенного по адресу: , у. Украинская, поз. по ГП 61, кадастровый № является Чубукова Г.Н., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 27-28).
ДД.ММ.ГГГГ Чубуков В.Г., Чубукова Г.Н. обратились в Администрацию с заявлением, в котором просили заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 380 кв.м., расположенного по адресу: , находящегося частной собственности и земель муниципальной собственности, площадью 50+/-7кв.м. (л.д. 57).
Указанное заявление зарегистрировано за №.
В свою очередь, по результатам рассмотрения заявления Чубукова В.Г., Чубуковой Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ И.о. начальника управления земельных ресурсов ФИО6 принято решение о возвращении заявления заявителями, оформленное письмом от 0111.2021 года №.
Основанием для принятия указанного решения послужило то, что в заявлении отсутствует место жительства заявителя.
Так, из содержания заявления, с которым административные истцы обратились к административному ответчику (л.д. 67), не усматривается указание места жительства заявителей в графе, которая предусматривает указание таких сведений.
В свою очередь, в силу прямого указания подпункта 2 части 2 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о перераспределении земельных участков указываются наименование и место нахождения заявителя.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком было правомерно принято решение о возврате административным истцам заявления от ДД.ММ.ГГГГ№ о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, уполномоченным должностным лицом, в сроки, установленные законом, что соответствует требованиям, пункта 7 статьи 39.29 ЗК РФ.
Кроме того, указание в указанном решении на то, что земельный участок, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , расположен в береговой полосе, прибрежной защитной полосе, водоохраной зоне, а также зоне подтопления реки Славянка, не может являться основанием для возврата заявления административных истцов, вместе с тем, не свидетельствует о незаконности принятого решения, поскольку заявление Чубукова В.Г., Чубуковой Г.Н. не было рассмотрено по существу, а потому таким обстоятельствам не может быть дана оценка при разрешении вопроса о законности решения о возврате заявления, ввиду его не соответствия, требованиям пункта 2 ст. 39.29 ЗК РФ, принятого в соответствии с пунктом 7 статьи 39.29 ЗК РФ.
Кроме того, суд полагает необходимым указать, что административным ответчиком не принималось решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренного подпункта 3 пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, о котором указано административными истцами в иске.
Анализ положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует о том, что незаконными могут быть признаны такие решения, действия (бездействие), которые нарушают права и свободы гражданина, создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно возлагают на гражданина какую-либо обязанность.
Вместе с тем, совокупности таких условий по делу не установлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе Чубукову Владимиру Георгиевичу, Чубуковой Галину Николаевну в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175-182 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Чубукову Владимиру Георгиевичу, Чубуковой Галину Николаевне в удовлетворении исковых требований к МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации , И.о. начальнику управления земельных ресурсов МКУ Департамента развития муниципальной собственности Администрации Республики Крым ФИО6, заинтересованное лицо Администрация о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд города Симферополя в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
СудьяМ.В. Домникова
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.В. Домникова