УИД 44RS0003-01-2023-001121-51
Дело №2а-941/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2023 года г. Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Игуменовой О.В., с участием старшего помощника Шарьинского межрайонного прокурора Шабалиной Т.А., представителя Администрации Шарьинского муниципального района Костромской области Ширяевой Е.С.,
при секретаре судебного заседания Анакиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шарьинского межрайонного прокурора к Собранию депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области о признании пунктов приложения к решению недействительными со дня принятия муниципального правового акта, признании незаконным бездействия по признанию их утратившими силу, и обязании определить перечень индикаторов риска
установил:
Шарьинский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Собранию Депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области: о признании бездействия Собрания депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области по непринятию мер о признании пунктов 1-3 приложения решения Собрания депутатов Шарьинского муниципального района от 30.03.2022 № 27 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области» утратившими силу, незаконным; признании пунктов 1-3 приложения решения Собрания депутатов Шарьинского муниципального района от 30.03.2022 № 27 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области» недействительными со дня принятия муниципального правового акта; обязании Собрания депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области определить в соответствии с действующим законодательством перечень индикаторов рисков обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области.
В обоснование исковых требований указано, что Шарьинской межрайонной прокуратурой осуществлен анализ соответствия нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере осуществления муниципального контроля требованиям федерального законодательства.
Согласно п. 35 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 39 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования Шарьинский муниципальный район Костромской области, утвержденного Решением Собрания депутатов Шарьинского муниципального района Костромское области от 25.04.2019 №29, к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.
Так, Собранием депутатов Шарьинского муниципального района принято решение от 30.03.2022 №27 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального контроля Костромской области», которое опубликовано в информационном бюллетене «Вестник Шарьинского района» №10 от 30.03.2022. Приложением к указанному решению определен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области, а именно: пункт 1 - отсутствие объектов капитального строительства, ведения строительных работ, связанных с возведением объектов капитального строительства на земельном участке, предназначенном для жилищного или иного строительства, выявленное по результатам проведения мероприятий, по ' контролю без взаимодействия с контролируемым лицом, в случае если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом; пункт 2 - отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах контролируемого лица на земельный участок; пункт 3 - несоответствие использования (неиспользование) контролируемым лицом земельного участка, выявленное в результате проведения контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, виду (видам) разрешенного использования земельного участка, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) предусмотренным градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.
Согласно пп.«а» п.3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», установлено, что в 2022 -2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям, в том числе при условии согласования с органами прокуратуры: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства; при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера; при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Таким образом, индикаторами риска могут быть только измеримые параметры деятельности объекта контроля. Формулировка индикаторов риска должна позволять провести однозначную оценку объекта контроля на предмет его соответствия либо несоответствия таким параметрам. Следовательно, индикатор риска должен быть сформулирован и установлен таким образом, чтобы обеспечивалась возможность его выявления на основании достоверных данных.
Утвержденные в решении Собрания депутатов Шарьинского муниципального района от 30.03.2022 №27, индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области, являются сами по себе нарушениями обязательных требований, не являются измеримыми параметрами деятельности объекта контроля, что в свою очередь позволяет органу муниципального контроля по результатам установленных вопреки требованиям закона индикаторов риска осуществлять внеплановые проверки, что влечет нарушение прав, в том числе, субъектов предпринимательства.
Принятые индикаторы риска сформулированы как «отсутствие объектов капитального строительства, ведения строительных работ, связанных с возведением объектов капитального строительства на земельном участке, предназначенном для жилищного или иного строительства, выявленное по результатам проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с контролируемым лицом, в случае если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом», «отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах контролируемого лица на земельный участок», «несоответствие использования (неиспользование) контролируемым лицом земельного участка, выявленное в результате проведения контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, виду (видам) разрешенного использования земельного участка, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) предусмотренным градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны».
Таким образом, выявление данных индикаторов предполагает оценку контролирующим органом исполнения контролируемым лицом требований земельного законодательства. При этом результат такой оценки может являться основанием для проведения контрольного надзорного мероприятия (пункт 1 части 1 статьи 57 Федерального закона № 248-ФЗ).
Кроме того, в силу статьи 8 Федерального закона №248-ФЗ, при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований.
Наличие правовой неопределенности указанных положений предполагает факт нарушения прав и законных интересов контролируемых лиц, в отношении которых осуществляется сбор, обработка, анализ и учет сведений в целях определения индикаторов риска.
07.04.2023 межрайонной прокуратурой принесен протест на пункты 1-3 приложения решения Собрания депутатов Шарьинского муниципального района от 30.03.2022 №27 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального контроля Костромской области». 27.04.2023 по результатам рассмотрения протеста, требования прокурора не исполнены, в том числе и в настоящее время.
Шарьинский межрайонный прокурор просит суд признать бездействие Собрания депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области по непринятию мер о признании пунктов 1-3 приложения решения Собрания депутатов Шарьинского муниципального района от 30.03.2022 № 27 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области» утратившими силу, незаконным.
Признать пункты 1-3 приложения решения Собрания депутатов Шарьинского муниципального района от 30.03.2022 № 27 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области» недействительными со дня принятия муниципального правового акта.
Обязать Собрание депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области определить в соответствии с действующим законодательством перечень индикаторов рисков обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области.
В судебном заседании представитель Шарьинской межрайонной прокуратуры Шабалина Т.А. поддержала исковые требования по основаниям указанным в административном исковом заявлении. Основания, указанные в исковом заявлении поддерживаю в полном объеме. К изложенному в иске хочу дополнить следующее. Представитель административного ответчика, ошибочно изложенный перечень относит к индикаторам риска, тогда как данные параметры, тот перечень, который приложен к решению собрания депутатов от 30 марта 2022 года, по своим признакам и параметрам (пункты 1,2,3) не могут быть отнесены к индикаторам риска, поскольку индикаторы риска это только измеримые параметры объекта контроля, и данная формулировка, исходя из сложившейся судебной практики, не может относить те перечни, которые указаны в данном приложении к индикаторам риска. В связи с этим мы принесли протест на данное приложение, но соответственно он не был удовлетворен. В силу изменений действующего законодательства, сложившейся судебной практики, считаем, что данные индикаторы риска, которые изложены в приложении, не являются таковыми. Свою позицию поддерживаем в полном объеме, просим суд требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика Собрания депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области в судебном заседании не участвовал. Был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Просил рассмотреть дело без их участия. Согласно представленных суду возражений, возражал против удовлетворения административного иска, указав в обоснование, что согласно статьи 25 Регламента работы Собрания депутатов Шарьинского муниципального района повестка заседания Собрания депутатов формируется из подготовленных в соответствии с настоящим Регламентом решений, вопросов годового, квартального планов, а также из вопросов предложенных и подготовленных субъектами правотворческой инициативы. Предложения о включении вопросов в повестку заседания вместе с проектами решений Собрания депутатов, другими материалами представляются в Собрание депутатов не позднее, чем за 15 дней до дня их разрешения на заседании Собрания депутатов. Проект решения «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области» был представлен в Собрание депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Шарьинского муниципального района, прошел проверку на предмет законности и наличия коррупционных факторов в Шарьинской межрайонной прокуратуре. После положительного заключения прокуратуры было вынесено решение Собрания депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области от 30.03.022 г.. № 27 «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлений муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области». Собранием депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области, после получения Протеста Шарьинской межрайонной прокуратуры на отдельные положения решения Собрания депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области от 30.03.2022 № 27 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области» направлено письмо в комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Шарьинского муниципального района с приложенной копией данного Протеста. Администрация Шарьинского муниципального района не согласилась с Протестом прокуратуры, в связи с чем Администрацией был направлен ответ на Протест на отдельные положения решения Собрания депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области от 30.03.2022 № 27 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области» 19 апреля 2023 г. № о том, что все требования к -подготовке вышеуказанного проекта и согласование НПА с прокуратурой были соблюдены, замечания устранены, проект также проходил процедуру оценки регулирующего воздействия, получено положительное заключение с учетом доработанного по замечаниям прокуратуры НПА. В связи с данными обстоятельствами Протест не был удовлетворен. (л.д. 20)
Представитель заинтересованного лица администрации Шарьинского муниципального района Ширяева Е.С. суду пояснила, что с исковыми требованиями не согласна. Действительно, 30 марта 2022 года решением Собрания депутатов Шарьинского муниципального района принято решение № 27 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области». Проект данного решения прошел правовой анализ и антикоррупционную экспертизу в Шарьинской межрайонной прокуратуре, в результате которого были отсеяны два индикатора риска, которые действительно являются сами по себе нарушениями обязательных требований. Это использование земельного участка не по целевому назначению, самовольное занятие земельного участка.
В исковом заявлении прокурор ссылается на то, что индикаторы риска, которые являются предметом спора, сами по себе также являются нарушениями обязательных требований и не являются измеримыми параметрами деятельности объекта контроля. Никакими измерительными приборами при земельном контроле сотрудники не пользуются. Мы полагаем, что утвержденные индикаторы риска нарушения обязательных требований лишь указывают на некую вероятность того, что нарушение обязательных требований было допущено, а не являются безусловными нарушениями обязательных требований.
Предмет муниципального земельного контроля, который закреплен п. 2 ст. 72 Земельного кодекса РФ - соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность. Если указанные индикаторы являются нарушением обязательных требований по контролю, то они так и должны быть прописаны в кодексе об административных правонарушениях.
Административная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает: за экономические правонарушения (ст.ст. 7.1, 7.2, 7.32 КоАП РФ), за экологические правонарушения (ст.ст.8.6, 8.8. КоАП РФ), нарушения при осуществлении земельного контроля (ст.ст. 19.4, 19.4.1, 19.5, 19.7 КоАП РФ). Нарушения, которые указаны в КоАП нельзя отнести к перечисленным индикаторам риска.
Кроме того, лабораторией ТР «Мост» в апреле 2023 года было разработано «Методическое пособие по проведению муниципальными инспекторами муниципального земельного контроля и муниципального контроля в сфере благоустройства в муниципальном образовании». При разработке данного пособия проведен выборочный анализ принесенных в первом квартале 2023 года актов прокурорского реагирования на отдельные муниципальные нормативные акты, предусматривающие индикаторы риска. В данном пособии приведены 12 примеров индикаторов риска нарушения обязательных требований, которые могут использоваться для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении местной администрацией муниципального земельного контроля. В данных примерах наши индикаторы риска есть, они звучат не дословно, но суть та же. Иных каких-либо рекомендаций, или рекомендаций о том, что может являться индикаторами риска не имеется, никем не закреплено, то есть, мы пользуемся тем, что имеется в доступе. Например, «Отсутствие в ЕГРН и архивах местного самоуправления сведений о правах (документах) на использование гражданином, юридическим лицом, ИП земельный участок», то есть мы можем это увидеть, что значит, измеримое, не измеримое, мы можем измерить, находится он в ЕГРН или нет. Мы считаем, что наши индикаторы риска являются индикаторами риска.
Выслушав объяснения представителя Шарьинской межрайонной прокуратуры, заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд считает, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд могут обратиться прокурор в пределах своей компетенции, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
В силу статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераций» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 248-ФЗ, при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Пунктом 35 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.
Аналогичные нормы содержатся в п. 39 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования Шарьинский муниципальный район Костромской области, утвержденного Решением Собрания депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области от 25.04.2019 №29.
В соответствии со ст.45 Устава, в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального района, правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты Собрания депутатов муниципального района; правовые акты главы муниципального района-администрации муниципального района; правовые акты председателя контрольно-счетного органа муниципального района.
Согласно ч.1 ст. 50 Устава, Собрание депутатов муниципального района по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Костромской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального района в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Собрания депутатов муниципального района и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Костромской области, настоящим Уставом.
Следовательно, исходя из вышеуказанного законодательства, на Собрании депутатов Шарьинского муниципального района, в силу закона лежит обязанность по принятию муниципальных правовых актов.
Согласно части 9 ст.23 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия контрольный (надзорный) орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона N 248-ФЗ при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований контрольным (надзорным) органом могут использоваться сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований законодательства РФ из любых источников, но обеспечивающих их достоверность.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля для вида муниципального контроля утверждается представительным органом муниципального образования (ч. 3 ст. 10 №248-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть: наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
Согласно пп.«а» п.3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336«Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», установлено, что в 2022 -2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям, в том числе при условии согласования с органами прокуратуры: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства; при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера; при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Таким образом, индикаторами риска могут быть только измеримые параметры деятельности объекта контроля.
При этом формулировка индикаторов риска в положении о виде контроля должна позволять провести однозначную оценку объекта контроля на предмет его соответствия либо несоответствия таким параметрам.
Индикатор риска должен быть сформулирован и установлен таким образом, чтобы обеспечивалась возможность его выявления на основании достоверных данных.
Как установлено судом, 30.03.2022 года Собранием депутатов Шарьинского муниципального района принято решение от №27 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области», опубликованное в информационном бюллетене «Вестник Шарьинского района» №10 от 30.03.2022. (л.д. 6)
Приложением к указанному решению определен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области, а именно:
пункт 1 - отсутствие объектов капитального строительства, ведения строительных работ, связанных с возведением объектов капитального строительства на земельном участке, предназначенном для жилищного или иного строительства, выявленное по результатам проведения мероприятий, по контролю без взаимодействия с контролируемым лицом, в случае если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом;
пункт 2 - отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах контролируемого лица на земельный участок;
пункт 3 - несоответствие использования (неиспользование) контролируемым лицом земельного участка, выявленное в результате проведения контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, виду (видам) разрешенного использования земельного участка, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) предусмотренным градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны. (л.д. 7)
Решение №27 Совета депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области от 30 марта 2022 года «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области» утверждено уполномоченным органом в соответствующей форме и с соблюдением установленной процедуры, введено в действие в установленном порядке - опубликовано, вступило в силу, данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
07.04.2023 года в адрес председателя Собрания депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области Шарьинским межрайонным прокурором было направлено представление №, в котором указывалось на то, что утвержденные в решении Собрания депутатов Шарьинского муниципального района от 30.03.2022 №27, индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области, не являются измеримыми параметрами деятельности объекта контроля, в связи с чем Пункты 1-3 приложения к решению Собрания депутатов № 27 от 30.03.2022 года нарушают действующее законодательство и должны быть признаны утратившими силу. (л.д. 11-12)
Согласно ответа на представление прокурора, принятое решение было вынесено на рассмотрение и утверждение Собрания депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области, после положительного заключения Шарьинской межрайонной прокуратуры от 28.03.2022г. о том, что представленный документ не противоречит требованиям действующего законодательства. Все требования к подготовке вышеуказанного проекта и согласование НПА с прокуратурой были соблюдены, замечания устранены, проект так же проходил процедуру оценки регулирующего воздействия, получено положительное заключение с учетом доработанного по замечаниям прокуратуры НПА. (л.д. 14-15).
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от дата N 29-П Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации относит к процессуальным средствам правовой защиты предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим (статья 208) и устанавливает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд может принять решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215).
Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Проанализировав представленные доказательства, указанные решение и приложение к решению Собрания депутатов, суд находит, что в нарушение требований действующего законодательства, в том числе Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области, сформулированные в указанном положении, не являются измеримыми параметрами деятельности объекта контроля, что в свою очередь позволяет органу муниципального контроля по результатам установленных вопреки требованиям закона индикаторов риска осуществлять внеплановые проверки, что влечет нарушение прав, в том числе, субъектов предпринимательства.
Таким образом, требования Шарьинского межрайонного прокурора о признании пунктов 1-3 приложения решения Собрания депутатов Шарьинского муниципального района от 30.03.2022 № 27 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального контроля Костромской области» недействительными являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку наличие правовой неопределенности указанных положений предполагает факт нарушения прав и законных интересов контролируемых лиц, в отношении которых осуществляется сбор, обработка, анализ и учет сведений в целях определения индикаторов риска.
Определяя дату, с которой суд считает необходимым признать недействующими оспариваемые пункты, суд принимает во внимание, что оспариваемые нормы, в оспариваемых частях затрагивают права, свободы и законные интересы граждан, а также неопределенного круга лиц, данных о том, что указанное решение в период действия применялось в материалах дела не имеется, в связи с чем, суд находит возможным признать оспариваемые пункты не действующими со дня их принятия.
Таким образом, поскольку на Собрании депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области в силу закона лежит обязанность по принятию, отмене и разработке муниципальных правовых актов, подлежащих применению на территории Шарьинского муниципального района, их бездействие по не признанию пунктов 1-3 приложения решения Собрания депутатов Шарьинского муниципального района от 30.03.2022 № 27 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области» утратившими силу, также нельзя признать законным.
В данной части исковые требования Шарьинского прокурора также подлежат удовлетворению.
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ).
Однако, с учетом признания судом пунктов 1-3 приложения решения Собрания депутатов Шарьинского муниципального района от 30.03.2022 № 27 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области» утратившими силу, суд также приходит к выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности по определению в соответствии с действующим законодательством перечня индикаторов рисков обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области, поскольку отсутствие контроля в сфере земельного законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Шарьинского межрайонного прокурора к Собранию Депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Признать бездействие Собрания депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области по непринятию мер о признании пунктов 1-3 приложения решения Собрания депутатов Шарьинского муниципального района от 30.03.2022 № 27 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области» утратившими силу, незаконным.
Признать пункты 1-3 приложения решения Собрания депутатов Шарьинского муниципального района от 30.03.2022 № 27 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области» недействительными со дня принятия муниципального правового акта.
Обязать Собрание депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области определить в соответствии с действующим законодательством перечень индикаторов рисков обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шарьинского муниципального района Костромской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения через Шарьинский районный суд.
Председательствующий: О.В. Игуменова
Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2023 года.