Дело № 2а- 942\2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
Сосновский районный суд Челябинской области в составе
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконными действий, У С Т А Н О В И Л: ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Сосновского муниципального района, просил признать незаконными действия Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области по отказу в выдаче распорядительного документа на разработку проекта планировки м межевания территории в пределах земельных участков с кадастровыми №, №, 74:19:0802002:120 в п.Красное поле Сосновского муниципального района Челябинской области, выраженные в письме № от 11.02.2019г. (л.д.6-7) В обоснование указывает, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №. В соответствии с Правилами землепользования и застройки п.Красное поле и п.Прудный, утвержденными решением Совета депутатов Краснопольского сельского поселения № от 05.08.2016г. (опубликованы в информационном бюллетене "Сосновская нива" № от 15.08. 2016г., размещены 11.10.2016г. в сети Интернет в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП), земельный участок с кадастровым № расположен в территориальной зоне Г1 01 08 03 - зона производственных объектов І? и ? класса опасности. Кроме принадлежащего ему земельного участка в указанной территориальной зоне расположены земельные участки с кадастровыми №, №. исходя из полдожения ч.1 стс. 41, ч.1 ст. 42, п.35 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, для выделения элементов планировочной структуры в территориальной зоне Г1 01 08 03, к которой отнесен его земельный участок, требуется разработка проекта планировки и межевания территории для всей этой зоны. В соответствии с ч.юч.1,8 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими и юридическими лицами за счет их средств. 24.01.2019г. им было подано в Администрацию Сосновского муниципального района заявление с просьбой разрешить за свой счет разработку проекта планировки межевания территории в пределах земельных участков с кадастровыми №, №, №. 11.02.2019г. Администрацией на его обращение был подготовлен ответ за №, в котором ему было предложено представить предложения: - о порядке подготовки документации по планировке территории; - о сроках подготовки документации по планировке территории; - о содержании документации по планировке территории, а также информацию об объектах инженерно-технического обеспечения, планируемых к строительству в целях подключения земельных участков к инженерным сетям, об объеме средств, необходимых на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в соответствии с выданными ресурсоснабжающими организациями техническими условиями, в том числе, об обязательствах по заключенным договорам на подключение (технологическое присоединение) земельных участков с инженерным сетям. Считает, что указанный ответ Администрации Сосновского муниципального района является фактическим отказом в разрешении разработки градостроительной документации, создает препятствия в реализации его прав на использование принадлежащего ему земельного участка в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки. Порядок подготовки проекта планировки определен ст. 45 ГрК РФ. Сркои подготовки должны быть указаны в задании на разработку градостроительной документации, которое выдает Администрация. Требования к содержанию документации по планировке территории установлены ст.ст. 42, 43 ГРК РФ. Также в соответствии с ч.5 ст. 41, 42 ГрК РФ, состав и объем инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания лица, принявшего решение о подготовке документации по планировке территории в соответствии с настоящим Кодексом, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических. гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, степени изученности указанных условий. Полагает требования Администрации, изложенные в письме № от 11.02.2109г., надуманными (в части выдвижения требований, уже установленных нормативными актами различных уровней) и неисполнимыми (в части предоставления информации, которая может быть установлена только разработанной документацией по планировке территории). (л.д. 6-7) Административный истец ФИО3 извещен, не явился. Представитель административного истца ФИО4 поддержал исковые требования по указанным в иске основаниям, указал, что земельные участки с №, №№ являются смежными, отсутствуют проезды, чтобы обеспечить прохождение линейных объектов, три относятся к одной территориальной зоне, отсутствует норма права о необходимости получения согласия собственников всех земельных участков на разработку проекта. Представитель административного ответчика администрации Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО5 в судебном заседании административный иск не признала, не смогла сослаться на конкретные нормы градостроительного кодекса РФ, на основании которых был подготовлен ответ на обращение ФИО3, однако, полагает, что права и интересы административного истца ответом от 11.02.2019г., данным без каких-либо ссылок на нормы права, не нарушаются, поскольку в данной территориальной зоне расположен также земельный участок, принадлежащий ООО "Заря", которое возражает против проекта планировки. Заинтересованное лицо ООО "Заря" извещено, представитель не явился, направлен отзыв на исковое заявление с возражениями по иску, указано, что разработка документации по планировке и межеванию территории без учета интересов правообладателя земельных участков невозможна. ООО "Заря" заявлений в администрацию не подавало, соглашений и договоров с административным истцом не заключало. Представитель заинтересованного лица Управление архитектуры и строительства Администрации Сосновского муниципального района ФИО6 после перерыва в судебное заседание не явилась, ранее также не смогла обосновать ссылками на нормы права подготовленный ею как исполнителем ответ Администрации на обращение ФИО3, пояснила, что в Сосновском районе не разработана программа комплексного развития, конкретно не разработана программа также и для Краснопольского сельского поселения Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает заявленные требования обоснованными. В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие). В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Проект планировки территории относится к документации по планировке территории, подготавливается в том числе для установления зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 5 статьи 41, части 1, 2 статьи 42 ГрК РФ). Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются линии, обозначающие дороги, границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории (подпункты "а", "б", "г" пункта 1, пункт 2 части 3 статьи 42 ГрК РФ). Органы местного самоуправления уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 8 ГрК РФ). Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия (п. 5 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно части 4 статьи 45 ГрК РФ уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 данной статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 данной статьи. Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (ч. 1). Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в ч. 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств (ч. 8). Как следует из материалов дела, ФИО3 является собственником земельного участка с КН № площадью 94837 кв.м. категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования производство сельскохозяйственной продукции. Согласно выкопировке из публичной кадастровой карты, к земельному участку с КН № примыкают участки с КН № площадью 50269 кв.м. (собственник ООО "Заря"), а также земельный участок с КН № площадью 32600 кв.м. (зарегистрирована аренда в пользу ФИО4). (л.д. 59-61, 71-73) Все три указанных земельных участка расположены в одной территориальной зоне 01 08 03 Г1 - зона производственных объектов І? и ? класса опасности. 24.01.2019г. административный истец обратился к Главе Сосновского муниципального района с заявлением о даче разрешения на разработку проекта планировки и межевания территории в пределах земельных участков с кадастровыми №, №, №, указав, что работу по разработке проекта согласен провести за свой счет. (л.д. 8) На данное обращение Администрацией Сосновского района был подготовлено письмо исх. № от 11.02.2019г. о том, что ему надлежит представить в администрацию Сосновского муниципального района предложения: - о порядке подготовки документации по планировке территории; - о сроках подготовки документации по планировке территории; - о содержании документации по планировке территории, а также информацию об объектах инженерно-технического обеспечения, планируемых к строительству в целях подключения земельных участков к инженерным сетям, об объеме средств, необходимых на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в соответствии с выданными ресурсоснабжающими организациями техническими условиями, в том числе, об обязательствах по заключенным договорам на подключение (технологическое присоединение) земельных участков с инженерным сетям. (л.д. 9) Суду не представлено нормативного обоснования данным требованиям о предоставлении дополнительных сведений в ответ на заявление ФИО3 о принятии решения о разработке проекта планировки и проекта межевания территории в границах участков с кадастровыми №, №, №. В судебном заседании представитель административного ответчика в дополнение ссылалась также на то, что истцом не было получено согласие от правообладателя земельного участка с КН № ООО "Заря" на разработку проекта планировки и межевания территории в пределах земельных участков с кадастровыми №, №, № и потому его права и интересы отказом администрации не могут быть затронуты. Между тем, данное основание не было изложено в письме исх. № от 11.02.2019г. Кроме того, действующее градостроительное законодательство для получения права на разработку документации по планировке территории не предусматривает такого требования, как предоставление в орган местного самоуправления письменного согласования на разработку градостроительной документации всех собственников земельных участков, расположенных в границах такой территории. Частью 1 статьи 41.1 ГрК Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон. Таким образом, положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (Определения от 6 ноября 2003 г. N 387-О, от 15 июля 2010 г. N 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. N 242-О). При этом п. 6 ст. 45 ГрК РФ запрещает разработку документации по планировке территории для размещения объектов федерального, регионального или местного значения при отсутствии утвержденных документов территориального планирования, содержащих информацию о соответствующих объектах. Этот запрет не распространяется только на ситуацию, когда документация по планировке территории разрабатывается по заявлению частного лица. В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа является одновременное несоответствие этого отказа закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что отказ администрации Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО3 в даче разрешения на разработку проекта планировки и межевания территории, оформленный письмом первого заместителя Главы района от 11 февраля 2019 года исх. №, не содержащий ссылку на какие-либо нормы и правила, не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, потому имеются основания для удовлетворения административного иска. В целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, следует обязать администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области повторно рассмотреть заявление ФИО3 о разрешении разработки проекта планировки и межевания территории в соответствии с требованиями градостроительного законодательства в течение тридцати дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу и сообщить об исполнении настоящего решения суда административному истцу и суду. Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным отказ администрации Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО3 в даче разрешения на разработку проекта планировки и межевания территории, оформленный письмом первого заместителя Главы района от 11 февраля 2019 года исх. №. Обязать администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области повторно рассмотрение заявление ФИО3 о разрешении разработки проекта планировки и межевания территории в соответствии с требованиями градостроительного законодательства в течение тридцати дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу и сообщить об исполнении настоящего решения суда административному истцу и суду. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: <данные изъяты> Мотивированное решение составлено 21 мая 2019 года. <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО1 |