ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-942/2022 от 15.03.2022 Артемовского городского суда (Приморский край)

2а-942/2022

25RS0007-01-2022-000230-61

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 марта 2022 года г. Артем Приморского края

Артемовский городской суд Приморского края в составе:

судьи Косаревой Н.Е.

при секретаре судебного заседания Кучерявой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, Федеральной службе исполнения наказаний России об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении действий (бездействия) и о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, выразившиеся в нарушении условий содержания в исправительном учреждении, а именно: в отсутствии обеспечения хозяйственным мылом в мае, июне, июле, августе и сентябре 2019 года и в августе и сентябре 2020 года, в отсутствии обеспечения гигиеническими наборами в январе, феврале, марте, апреле, мае, июне, июле, августе и сентябре 2019 года и в апреле, мае, июне, июле, августе 2020 года и взыскать с административного ответчика в свою пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 100000 руб.

Свои требования административный истец мотивирует тем, что в период с 05.11.2016 по 31.01.2021 он отбывал наказание в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу. В указанные периоды он был лишен возможности поддержания удовлетворительной степени личной гигиены (мытья рук, умывания) и осуществления санитарно-гигиенических процедур (стирки вещей) ввиду необеспечения его хозяйственным мылом и гигиеническими наборами. Считает, что указанный факт нарушает его права, предусмотренные Уголовно-исполнительным кодексом РФ. Полагает, что он был лишен права на надлежащие условия содержания. С учетом принципа разумности и справедливости оценивает компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

В судебном заседании, организованном с использованием систем видеоконференц-связи Артемовского городского суда Приморского края и ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где ФИО1 в настоящее время отбывает наказание, административный истец участия принять не смог ввиду технической неисправности (отсутствие звука и изображения) оборудования исправительного учреждения. При этом по телефону сотрудник исправительного учреждения, обеспечивающий соединение, подтвердил явку ФИО1 в помещение для видеосвязи, неисправность оборудования, а также невозможность воспользоваться иным оборудованием.

Поскольку судом предприняты меры для обеспечения участия административного истца в рассмотрении дела по его ходатайству, однако по независящим от суда причинам проведение судебного заседания по видеоконференцсвязи не представилось возможным, дело рассмотрено судом в отсутствие истца.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства административные ответчики ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, ФСИН России и заинтересованное лицо УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, в суд своих представителей не направили; их участие в судебном разбирательстве не признано судом обязательным.

Представитель ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу представил письменные возражения на исковое заявление. Из письменных возражений следует, что в 2019 и 2020 годах ФИО1 обеспечивался хозяйственным мылом, гигиеническим набором для мужчин и зубной щеткой в указанные в иске месяцы, с жалобами на ненадлежащее обеспечение предметами гигиены в администрацию учреждении не обращался. 29.01.2021 ФИО1 убыл для отбытия наказания в другое исправительное учреждение. Поскольку административный иск направлен в суд 25.11.2021 и содержит требование о признании незаконным бездействия, имевшего место в 2019-2020 годах, полагает пропущенным срок для обращения в суд и просит отказать в иске по этому основанию.

Исследовав материалы дела и письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим). В соответствии с пунктом 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц. Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены.

Согласно подпункту 1 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах.

В силу статьи 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Статьей 13 указанного Закона установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условиям для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.

В соответствии пунктом 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В силу статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Если Кодексом административного судопроизводства РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

В судебном заседании установлено, что ФИО1 осужден Приговором Приморского краевого суда от 30.11.2015 к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. 05.11.2016 он прибыл в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, где отбывал наказание до 29.01.2021, затем убыл для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН по Хабаровскому краю.

Согласно справке отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22.02.2022 осужденному ФИО1 осуществлялась выдача: хозяйственного мыла - в мае, июне, июле, августе, октябре 2019 года, в августе, сентябре и октябре 2020 года; набора гигиенического для мужчин – в январе, феврале, марте, апреле, мае, июне, июле, августе, сентябре, октябре 2019 года, апреле, мае, июне, июле, августе, сентябре, октябре 2020 года; зубной щетки – в августе и октябре 2019 года, в июле и октябре 2020 года. Содержание справки подтверждается копиями раздаточных ведомостей за указанные месяцы, в которых ФИО1 расписался в получении материальных ценностей.

Как следует из справки, невыдача хозяйственного мыла, гигиенических наборов и зубных щеток в другие месяцы была обусловлена их отсутствием на складе учреждения, притом, что заявки на поставку указанных предметов гигиены направлялись в УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу учреждением ежемесячно.

Довод искового заявления ФИО1 об имевших место нарушениях в учреждении уголовно-исполнительного законодательства, связанных с ненадлежащим обеспечением осужденных гигиеническими наборами, подтвержденных ответом прокуратуры Ямало-Ненецкого округа по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЯНАО от 07.10.2021, согласуется с содержанием справки от 22.02.2022. Вместе с тем, данный ответ прокуратуры, не содержит информации о выявленных нарушениях его прав на обеспечение указанными предметами гигиены.

Кроме того, судом принимается во внимание довод отзыва на административный иск о том, что в период отбывания наказания в учреждении ФИО1 не обращался к администрации с жалобами на ненадлежащее обеспечение предметами гигиены, а административный иск, касающийся периода 2019-2020 гг., подан им в суд лишь в ноябре 2021 года.

Поскольку административное исковое заявление, направленное ФИО1 в суд 30.12.2021, не содержит ходатайства о восстановлении предусмотренного ст. 219 КАС РФ срока для обращения в суд, суд приходит к выводу об отказе в иске в связи с пропуском срока для его подачи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, Федеральной службе исполнения наказаний России об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении действий (бездействия) и о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Приморского края.

Судья Н.Е. Косарева

Мотивированное решение изготовлено 29.03.2022.

Судья Н.Е. Косарева