РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Началово Астраханской области 02 сентября 2020 г.
Приволжский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Колчиной Н.А.,
при ведении протокола секретарем Абдрахимовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-943/2020 по административному исковому заявлению администрации МО «Село Карагали» Приволжского района Астраханской области к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
МО «Село Карагали» Приволжского района Астраханской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о признании незаконным предписания, указав, что 03 декабря 2019 г. должностным лицом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области - заместителем начальника отдела градостроительного контроля управления архитектуры и градостроительства проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления муниципального образования село Карагали Приволжского района Астраханской области законодательства о градостроительной деятельности, по результатам которой был составлен акт проверки № 57 от 03 декабря 2019 г. Проведенной проверкой установлены следующие нарушения: главой МО «Село Карагали» не принималось решений о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки МО «Село Карагали»; утвержденные генеральный план и правила землепользования и застройки МО «Село Карагали» не содержит приложений, содержащих сведения о границах населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения, сведения о границах территориальных зон; в МО «Село Карагали» не утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; в МО «Село Карагали» отсутствуют административные регламенты по оказанию муниципальной услуги - предоставление разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. На основании вышеуказанного акта проверки Главе МО «Село Карагали» выдано предписание.
Полагает, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки поселения, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории не относятся к компетенции органов местного самоуправления сельского поселения МО «Село Карагали», а относятся к компетенции органов местного самоуправления Приволжского района Астраханской области.
Просит признать результаты проверки, отраженные в акте проверки № 57 от 03 декабря 2019 г. проведенной заместителем начальника отдела градостроительного контроля управления архитектуры и градостроительства министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Астраханской области – незаконными; признать предписание № 31 от 03 декабря 2019 г. об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, вынесенное заместителем начальника отдела градостроительного контроля управления архитектуры и градостроительства министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области - незаконным и отменить.
Представитель административного истца – администрации МО «Село Карагали» Приволжского района Астраханской области ФИО1 в судебном заседании поддержала административное исковое заявление, просила его удовлетворить, представила дополнительные возражения, в соответствии с которыми при определении приоритета правового регулирования Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Градостроительным кодексом РФ соответствующих общественных отношений в сфере градостроительной деятельности необходимо учитывать закрепленную в Конституции РФ иерархию федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также тот факт, что в случае коллизии между законами равной юридической силы, приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регламентации соответствующих правоотношений, полагая, что при рассмотрении спорного вопроса суду следует применять нормы более позднего Федерального закона.
Утверждает, что предоставление разрешения на применение условно-разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства, а также предоставление разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
Представитель административного ответчика - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО «Приволжский район» Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Приволжский район» Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
С учетом требований статей 150, 151 КАС Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно положений Градостроительного кодекса Российской Федерации:
- обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ч.5.1 ст.23);
- обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон. Формы графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ч.6.1 ст.30).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе, предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся:
- утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательства Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (п.20 ч.1).
- к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные, в том числе п. 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями) настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (ч.3).
- Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (ч.4).
Как установлено в судебном заседании, «03» декабря 2019 года должностным лицом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства о градостроительной деятельности в муниципальном образовании «Село Карагали» в результате, проверки составлен акт проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности от 03 декабря 2019 года № 57.
Проведенной проверкой установлены нарушения:
- привести содержание ГП МО «Село Карагали» в соответствии с требованием части 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ;
- привести содержание ПЗЗ МО «Село Карагали» в соответствии с требованием части 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ;
- разработать проект программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения;
- разработать проект административного регламента по оказанию муниципальной услуги предоставление разрешения на условно- разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
- разработать проект административного регламент по оказанию муниципальной услуги предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Главе администрации МО «Село Карагали» Приволжского района Астраханской области предложено: безотлагательно рассмотреть данное предписание и устранить выявленные нарушения законодательства о градостроительной деятельности; рассмотреть возможность привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения; о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в управление архитектуры и градостроительства министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в срок до 20 января 2020 года.
В то же время, ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанные полномочия, отнесены к исключительной компетенции органов местного самоуправления поселений, и не предусмотрены в полномочиях органов местного самоуправления муниципальных районов.
Так, предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений; заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
Кроме того, на территории субъекта Российской Федерации действует Закон Астраханской области № 66/2007-03 от 12 ноября 2007 г. «Об отдельных вопросах правового регулирования градостроительной деятельности в Астраханской области», согласно которого:
- состав проекта генерального плана поселения, генерального плана городского округа определяется статьей 23 Градостроительного кодекса РФ;
- состав, содержание и масштаб карт (схем), содержащихся в генеральном плане поселений, городских округов, а также дополнительных схем и отдельных фрагментов, обосновывающих проектные решения, определяются заданием на разработку генерального плана поселения, генерального плана городского округа, утверждаемым соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Таким образом, закон субъекта Российской Федерации при решении вопроса о составе, порядке подготовки генерального плана поселения, и внесения изменений в него, содержании и составе проекта генерального плана поселения относит к ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, в ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа). Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
И если в ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа, то в ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплен уже порядок подготовки и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа.
Так, регламентировано, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (ч.1); решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч.2).
Кроме того, возможность исполнения иных полномочий предусмотрена и в Уставе МО «Село Карагали» Приволжского района Астраханской области, имеющегося в свободном доступе в правовой системе.
Так, в частности указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального образования обладают и иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 11 ч.1 ст. 9)
При таких обстоятельствах, доводы представителя истца о том, что на муниципальное образование «Село Карагали» министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области незаконно возложена обязанность по решению вопроса местного значения в области градостроительства являются несостоятельными.
Так, в силу ч.2 ст. 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, имеют право: 1) проводить проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций; 2) требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов и сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; 3) получать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления объяснения по факту нарушения законодательства о градостроительной деятельности.
Проверка соблюдения органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности проведена уполномоченным органом в рамках предоставленных ему законом полномочий и в соответствии с законодательством, регулирующим данные правоотношения, в связи с чем оснований для отмены акта проверки № 57 от 03 декабря 2019 г., о чем просит административный истец, не усматривается.
Так, обязанность приступить к приведению в соответствие с требованиями ч.5.1 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержание генерального плана МО «Село Карагали» (п.1 предписания), возложена на орган местного самоуправления в соответствии с законом. Согласно пп.2, 3 ст. 7 Закона Астраханской области от 12 ноября 2007 г. № 66/2007-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования градостроительной деятельности в Астраханской области» состав, содержание и масштаб карт (схем), содержащихся в генеральном плане поселений, городских округов, а также дополнительных схем и отдельных фрагментов, обосновывающих проектные решения, определяются заданием на разработку генерального плана поселения, генерального плана городского округа, утверждаемым соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Кроме того, содержание генерального плана поселения отражено в ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Обязанность приступить к приведению в соответствие с требованиями ч.6.1 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержание правил землепользования и застройки МО «Сенло Карагали» (п.2 предписания), возложена на орган местного самоуправления в соответствии с законом. Согласно ч.9, 10 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам в комиссию на доработку.
Обязанность предоставить документы, обозначенные в предписании в п.3, возложена на орган местного самоуправления в соответствии с законом. Так, согласно ч.2 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Обязанность разработать проект административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства (пп.4 и 5 предписания), возложена на орган местного самоуправления в соответствии с законом. На основании требований п.2 ст.4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются, в том числе, заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Так, на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч.8 ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (ч.5 ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Утверждения представителя административного истца о конкуренции норм не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со ст. 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ч.1); федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу (ч.2); по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (ч.4).
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-177, 180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление администрации МО «Село Карагали» Приволжского района Астраханской области к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о признании незаконным предписания – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 11 сентября 2020 г.
Председательствующий Н.А. Колчина