ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-944/2016 от 16.03.2016 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

Копия

2а-944/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи: Перелыгиной И.В.

при секретаре Аляровой А.Э.

с участием:

представителя административного истца Глушакова А.Л., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия ... года, диплома, представителя административного ответчика администрации г.Томска Виденко М.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия ... год, диплома, представителя административного ответчика Румак Т.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия ... год, диплома,

рассмотрев 16 марта 2016 года в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному иску Осиповой А.А. к администрации Города Томска об оспаривании постановления администрации,

УСТАНОВИЛ:

Осипова А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления – постановления администрации Города Томска №983 от 14.10.2015 “Об установлении цели использования здания по адресу: г.Томск, пр.Кирова, 49, стр.1 в качестве наемного дома коммерческого использования”.

В обоснование административных исковых требований указано, что административный истец и члены её семьи занимают квартиру №№ в доме стр... в г.Томске жилой площадью ... кв.м. на основе договора социального найма общежития заключенного ДД.ММ.ГГГГ с Томским военно-медицинским институтом. В соответствии с положениями ст. 60 ЖК РФ указанный договор является договором социального найма жилого помещения, в связи с чем, в силу положений ст. 91.16, 91.17 ЖК РФ администрация Города Томска не имела правовой возможности определять цель использования дома по ... в ... в качестве наемного дома коммерческого использования. На основании изложенного административный истец просит признать недействующим и отменить вышеуказанный правовой акт администрации Города Томска.

В судебное заседание административный истец Осипова А.А., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, заявила устное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие при участии представителя.

Представитель истца в судебном заседании требования поддержал, по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что Осипова А.А. обращалась в администрацию г.Томска с заявлением о заключении с ней договора социального найма от имени органа местного самоуправления, однако, ей было отказано. Помимо этого, Осипова А.А. признана администрацией Кировского района г.Томска нуждающейся в улучшении жилищных условий. Документы в подтверждении данных доводов представить не смог, мотивировав отсутствием истца в городе в настоящий момент. Указал, что указанное жилое помещение предоставлено мужу истицы как сотруднику ... в ... с учетом всех членов семьи (супруги и четверых детей), что подтверждается представленными документами. ДД.ММ.ГГГГ уже с Осиповой А.А. ... (далее – ТВМИ) заключен договор социального найма жилого помещения, на неё открыт лицевой счет, все годы Осипова А.А. добросовестно вносила плату за жилищно-коммунальные услуги, оспариваемое постановление вынесено незаконно, нарушает положения федерального законодательства.

Представители ответчика в судебном заседании требования административного истца не признали, поддержали доводы письменного отзыва и дополнительного письменного отзыва. Пояснили, что административным истцом пропущен срок обжалования постановления администрации, так как постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано ДД.ММ.ГГГГ, вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ, истец обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ то есть по истечении трехмесячного срока. Не согласились с требованиями и по существу, указали, что представитель истца неверно оценивает положения статей 91.16, 91.17 ЖК РФ, которые закрепляют требование об отсутствии найма помещений в здании, цель использования на которое подлежит изменению или прекращению, но не установлению. Жилищным Кодексом РФ не предусмотрено условие отсутствия найма помещений в здании, на которое первоначально устанавливается цель использования в качестве наемного дома коммерческого использования. Помимо этого, договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Осиповой А.А. и ТВМИ, является договором найма специализированного (служебного) помещения, признаками договора социального найма не обладает. Более того, ТВМИ не являлся лицом, уполномоченным на заключение договоров найма с работниками, таким образом, договор подписан неуполномоченным лицом, поэтому не может свидетельствовать о приобретении истцом права на жилое помещение в доме по ... в г....

Пояснили, что на момент передачи здания в собственности муниципального образования “Город Томск” в здании проживали граждане, приблизительно ... человек, однако, их статус не был определен. У администрации г.Томска отсутствуют доказательства наличия у лиц, проживающих в здании, прав на проживание в нем. Именно в целях упорядочения отношений, фактически сложившихся при проживании граждан в доме № по пр... в г..., администрацией и вынесено оспариваемое постановление.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Анализируя характеристики оспариваемого акта, суд приходит к выводу, что он содержит правовые нормы, обязательные именно для определенного круга лиц – проживающих в здании 49/1 по пр.Кирова, г.Томск, в связи с чем, определяет его правовую природу в качестве ненормативного правового акта, порядок оспаривания ненормативных правовых актов устанавливается главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое постановления администрации Города Томска “Об установлении цели использования здания по адресу: ...1 в качестве наемного дома коммерческого использования” вынесено ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано ДД.ММ.ГГГГ, вступило в силу на следующий день после опубликования. Административное исковое заявление подано в Советский районный суд г.Томска ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленных законом сроков.

Согласно чч.5,8 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу ч.1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Представителем истца заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, указано на подачу первоначального искового заявления в сроки, установленные законом, 15.01.2016. Судом первоначальное административное исковое заявление оставлено без движения ввиду того, что истцом не выполнены требования, предъявляемые законом к искам об оспаривании нормативно-правовых актов, впоследствии административный иск возвращен. Суду представлены документы, подтверждающие доводы представителя истца.

Представители административного ответчика возражали против удовлетворения ходатайства.

Оценив доводы участников процесса, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд пропущен административным истцом по уважительной причине и подлежит восстановлению, а требования истца подлежат рассмотрению по существу.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы дела, находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях предусмотренных законом.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В соответствии с п.1.1 ч.1 ст. 40 Устава Города Томска администрация Города Томска осуществляет полномочия собственника имущества муниципального образования “Город Томск”.

Жилое здание, расположенное по адресу: ... находится в собственности муниципального образования “Город Томск” с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о праве собственности

В силу ч.1 ст. 50 Устава Города Томска, принятого решением Думы города Томска от 04.05.2010 N 1475, муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением Города Томска по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, постановления и распоряжения администрации Города Томска (п. 2.5 ч.2 ст. 50 Устава Города Томска). Мэр Томска в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Томской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Думы, издает постановления администрации Города Томска по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Города Томска федеральными законами и законами Томской области, а также распоряжения администрации по вопросам организации работы администрации Города Томска (ч.4 ст. 50 Устава Города Томска).

Согласно ч.ч 3,4 ст. 52 Устава Города Томска муниципальные правовые акты, обязательные для опубликования, должны быть опубликованы не позднее двадцати дней после их принятия. Муниципальные правовые акты органов местного самоуправления подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, муниципальными правовыми актами.

Официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов считается публикация их полного текста в периодическом печатном издании "Сборник официальных материалов муниципального образования "Город Томск", при этом датой официального опубликования (обнародования) считается дата выхода в свет его выпуска.

Пунктом 3 постановления администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ “Об установлении цели использования здания по адресу: ... в качестве наемного дома коммерческого использования” предусмотрено вступление в силу на следующий день после дня его официального опубликования.

Суду представлен сборник официальных материалов муниципального образования “Город Томск” дата выхода в свет ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает факт опубликования оспариваемого правового акта.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение (муниципальный правой акт) принято уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры принятия.

Статьей 1 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность.

Приказом заместителя министра обороны Российской Федерации №1138 от 18.12.2013 “О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования “Город Томск” в соответствии с ФЗ от 08.12.2011 N 423-ФЗ передано из федеральной собственности в собственность муниципального образования “Город Томск” имущество по списку, в том числе, жилое здание, расположенное по адресу: г.Томск, пр.Кирова, 49/1.

ДД.ММ.ГГГГ начальником ФГКУ “Сибирское территориальное управление имущественных отношений” Министерства обороны Российской Федерации и мэром Города Томска подписан передаточный акт, в соответствии с которым жилое здание, расположенное по адресу: ..., передано из федеральной в муниципальную собственность.

ДД.ММ.ГГГГ оформлен индивидуальный акт приема-передачи на указанное жилое здание (общежитие), расположенное по адресу: ...

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Города Томска вынесено постановление о принятии жилого здания, расположенного по адресу: .... в муниципальную имущественную казну.

В соответствии с ответом с приложениями ФГКУ “...” от ДД.ММ.ГГГГ на запрос ФГК “Сибирское ...” Министерства обороны РФ, дублирующий запрос администрации Кировского района г.Томска, учреждение не обладает информацией о документах, являющихся основанием для вселения в ... году граждан в общежитие по указанному адресу, согласно акту инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в данном общежитии проживают ... человек, которые отношения к Министерству обороны не имеют, проживают без постоянной регистрации по месту жительства на основании договоров на техническое обслуживание жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ четыре комнаты в данном общежитии предоставлены гражданскому персоналу Военного комиссариата Томской области.

В соответствии с данными администрации Кировского района г.Томска (отраженные в запросе от ДД.ММ.ГГГГ) в жилом здании, расположенном по адресу: ... проживают около ... человек, ...% из них заселены после ... года на основании договоров технического обслуживания.

Согласно списку граждан, проживающих по ..., составленному администрацией Кировского района г.Томска путём поквартирного обхода и представленному суду представителем администрации Города Томска, в данном доме проживают граждане на основании договоров социального найма с ТВМИ, договоров технического обслуживания с ОАО “...”, а также граждане, не представившие документов в подтверждение прав на проживание.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Города Томска вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ “Об установлении цели использования здания по адресу: ... в качестве наемного дома коммерческого использования”.

В силу ч.ч.1,2 ст. 91.16 ЖК РФ предназначенным для найма домом - наемным домом признается здание, которое или все помещения в котором принадлежат на праве собственности одному лицу и которое или все жилые помещения в котором предназначены для предоставления гражданам во владение и пользование для проживания в соответствии с частями 2 - 4 настоящей статьи. Жилые помещения в наемном доме социального использования предоставляются по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договорам найма жилых помещений. Жилые помещения в наемном доме коммерческого использования предоставляются по договорам найма жилых помещений.

Согласно ч.1 ст. 91.17 ЖК РФ цель использования здания в качестве наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования устанавливается, изменяется (наемный дом социального использования становится наемным домом коммерческого использования, наемный дом коммерческого использования становится наемным домом социального использования) либо использование здания в качестве наемного дома прекращается с учетом требований, установленных частью 2 настоящей статьи.

В свою очередь ч.2 ст. 91.17 ЖК РФ закрепляет, что изменение цели использования здания в качестве наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования, прекращение использования здания в качестве наемного дома не допускаются в случае, когда хотя бы одно из жилых помещений в таком здании предоставлено внаем гражданам и (или) не выполнены условия, установленные в соответствии с пунктом 4 части 5 и частью 6 статьи 91.19 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".

Анализируя указанные нормы, суд не соглашается с позицией представителей административного ответчика, о том, что установление цели использования в качестве наемного дома коммерческого использования возможно и при наличии в здании помещений, предоставленных в наем гражданам, в отличие от изменения или прекращения такой цели, как основанной на неправильном толковании положений закона.

Таким образом, исходя из буквального содержания норм Жилищного Кодекса РФ, собственник вправе установить цель использования здания в качестве наемного дома коммерческого использования только при отсутствии в здании жилых помещений, предоставленных в наем гражданам.

Осипова А.А. заявляет о своем праве на жилые помещения № расположенные в доме по пр..., г....

Суду представлен оригинал рапорта старшего помощника начальника учебного отдела майора медицинской службы Осипова О.А. от ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Томского военно-медицинского института о предоставлении ему и членам его семьи (жене Осиповой А.А. и четырем детям) комнат № в общежитии института. Согласно резолюции руководителя семье Осипова О.А. предоставлено 3 комнаты в общежитии.

В соответствии с оригиналом договора социального найма общежития от ДД.ММ.ГГГГ... в лице начальника института, действующего от имени собственника жилого помещения – Российской Федерации, на основании Устава от ДД.ММ.ГГГГ (№), передал нанимателю Осиповой А.А. и членам её семьи на период службы (обучения, работы) комнаты ... жилой площадью ... кв.м. по адресу: .... К нему прилагается акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ помещений № ... по пр.... от ... Осиповой А.А., а также квитанция от ... об оплате ... рублей за общежитие.

В соответствии с выпиской из журнала, выданной паспортным столом ТВМИ, Осипов О.А., Осипова А.А. с детьми зарегистрированы по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ответу ООО “...” на Осипову А.А., кв. ... пр...., г.... открыт лицевой счет, отражено начисление и оплата ЖКУ. Указано, что регистрации по месту жительства Осипова А.А. не имеет.

Суд не соглашается с позицией представителей ответчика о том, что договор о предоставлении жилья семье Осиповых заключен неуполномоченным на распоряжение жилыми помещениями лицом – Томским военно-медицинским институтом.

Ссылка представителя на ответ ФГКУ “...” Минобороны России, в котором в свою очередь имеется ссылка на приказы Министра обороны РФ № , необоснованна, так как указанные нормативные акты определяют уполномоченный орган по распределению жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны, с момента вступления актов в законную силу, в то время как служебное жилье предоставлено семье Осиповых в ... году.

В нарушение ст. 62 КАС РФ суду не предоставлены доказательства в опровержение того, что ... на основании Устава действовал от имени Российской Федерации и предоставлял жилые помещения военнослужащим в установленном законом порядке.

Таким образом, суд считает установленным и доказанным факт того, что Осиповой А.А. в установленном законом порядке в ... году как члену семьи работника (военнослужащего) было предоставлено служебное жилое помещение № по ул.... в г...., в котором она проживает до настоящего времени.

Согласно пояснению свидетеля Щербаковой М.Г., в ... году её супруг Щербаков С.Д., умерший в ... году, устроился на работу в ... слесарем-сантехником, его семье было сразу предоставлено служебное жилье – комната а потом дали еще и комнату , до ликвидации института муж продолжал работать в институте, потом работал в Военном комиссариате, до настоящего времени она проживает в предоставленных комнатах, мер к её выселению, перезаключению договора никто из органов власти не предпринимал. С самого начала проживания за квартиру выставлялись квитанции об оплате ЖКУ, сначала их выставлял институт, потом ОАО “...”, потом ООО “...”. После передачи дома в собственность города Томска свидетель и другие жильцы неоднократно обращались в администрацию Кировского района г.Томска с просьбой перезаключить договоры социального найма, но должностные лица устно отказывали им, поясняли, что вопрос еще не решен, надо ждать. В здании бывшего общежития проживает более половины бывших сотрудников ТВМИ и членов их семей, здание содержится в порядке силами самих жильцов, создана инициативная группа. Свидетелем суду представлены оригинал трудовой книжки Щербакова С.Д., оригинал договора социального найма общежития от ДД.ММ.ГГГГ оригинал договора на техническое обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ОАО “Славянка”, оригинал договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ с ООО УК “...”.

Свидетель Федорченко Н.С. показал суду, что с ДД.ММ.ГГГГ проживает в комнате на пр.... г.... жилье предоставлено по месту его военной службы Томским военно-медицинским институтом. С самого начала проживания за квартиру выставлялись квитанции об оплате ЖКУ, сначала их выставлял институт, потом ОАО “...”, потом ООО “... Обращался в администрацию Кировского района г.Томска, там сказали, что в связи с тем, что свидетель получил квартиру как военнослужащий его вопрос будет решаться в судебном порядке впоследствии, сейчас ситуация не урегулирована. В здании проживает значительное количество бывших сотрудников ... но есть и новые проживающие, основания для вселения которых ему не известны. Свидетелем суду представлены оригинал договора социального найма общежития от ДД.ММ.ГГГГ оригинал договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ с ООО УК “...”.

Свидетель Пичугин А.А. показал суду, что получил квартиру на пр.... в ... году по ходатайству ... перед .... Он, свидетель, в письменной форме обращался в администрацию Кировского района г.Томска с просьбой о заключении договора социального найма, ему было отказано. В здании проживает значительное количество бывших сотрудников ... примерно половина проживающих. Свидетелем представлены оригиналы договоров социального найма общежития от ДД.ММ.ГГГГ, договора на техническое обслуживание жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), в Обзоре судебной практике ВС РФ за 2 квартал 2013 года разъяснил следующее.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, при этом граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Таким образом, на отношения лиц, получивших в установленном законом порядке служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, и муниципального образования, получившего в собственность указанные помещения, распространяются положения федерального законодательства, регулирующего отношения социального найма жилых помещений.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что к жилым помещениям, занимаемым Осиповой А.А., применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, что делает невозможным установление цели использования здания по ... в г... в качестве наемного дома коммерческого использования в силу положений ст. 91.16, ст. 91.17 ЖК РФ.

При этом, суд отмечает, что здании по пр... в г... имеются и иные жилые помещения, предоставленные гражданам в качестве служебных, в которых на законных основаниях продолжают проживать бывшие сотрудники Томского военно-медицинского института и члены их семей.

Суд не соглашается с доводом представителей администрации г.Томска о том, что ликвидация ... повлекла за собой прекращение отношений по найму специализированных (служебных) помещений, что в свою очередь делает невозможным применение положений ст. 7 ФЗ О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" об изменении правового режима помещений, как не основанном на нормах действующего законодательства. Вступая в жилищные отношения с работниками, ... представлял интересы Российской Федерации в лице Министерства обороны, которые за указанный период времени не ликвидированы, их обязательства перед гражданами не прекращены. Более того, ликвидация учреждения не имеет обратной силы к уже сложившимся отношениям.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление администрации Города Томска №983 от 14.10.2015 “Об установлении цели использования здания по адресу: ... в качестве наемного дома коммерческого использования” принято с нарушением норм федерального законодательства и нарушает жилищные права административного истца.

Согласно п.3 ч.3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на необходимость опубликования решения суда в определенном официальном печатном издании в установленный судом срок.

С целью обеспечения правовой стабильности в отношениях органов местного самоуправления с лицами, проживающими в жилом доме, расположенном по адресу: ... суд считает необходимым возложить на администрацию Города Томска обязанность опубликования настоящего судебного решения в сборнике официальных материалов муниципального образования “Город Томск” в течение ... месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. ст. 103, 111 КАС РФ в пользу Осиповой А.А. с администрации Города Томска за счет средств казны муниципального образования «Город Томск» подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере ... рублей.

Руководствуясь ст. 175-178, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Осиповой А.А. удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ “Об установлении цели использования здания по адресу: ... в качестве наемного дома коммерческого использования”.

Обязать администрацию Города Томска опубликовать решение суда в сборнике официальных материалов муниципального образования “Город Томск” в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации Города Томска за счет средств казны муниципального образования «Город Томск» в пользу Осиповой А.А. затраты на оплату государственной пошлины в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: И.В.Перелыгина

Копия верна:

Судья: И.В.Перелыгина

на момент публикации решение в законную силу не вступило