№ 2а-944/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Аксай 30 апреля 2021 года
Аксайский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Чимидова М.В.,
при секретаре Москаленко Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Журавлевой Оксаны Викторовны к Администрации Аксайского городского поселения о признании незаконным решения,
У С Т А Н О В И Л:
Журавлева О.В. обратилась в суд с настоящим административным иском ссылаясь на то, что она является собственником земельного участка площадью 400 кв.м. с кадастровым номером ..., разрешенный вид использования - индивидуальное жилищное строительство, по адресу: ... (запись в ЕГРН ... от ...) и жилого дома площадью с кадастровым номером ... (запись в ЕГРН ... от ...) по адресу: ..., находящихся в залоге ПАО КБ «Центр-Инвест» в силу закона (запись в ЕГРН об обременении ... от 08.05.2019 (в силу закона). В Аксайском городском поселении процедура заключения соглашения о перераспределении земельного участка регламентирована двумя административными регламентами, утвержденными постановлениями Администрации Аксайского городского поселения от 10.03.2016 № 162 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» (I этап) и от 10.03.2016 N 167 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земельных участков» (II этап). Она обратилась в Администрацию Аксайского городского поселения с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков (I этап - утверждение схемы), с приложением Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 627 кв.м по адресу: ..., образованного путем перераспределения земель кадастрового квартала ... находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером ..., находящегося в частной собственности. Письмом Администрации Аксайского городского поселения от 17.12.2020 № 64.20.1/6472 в удовлетворении заявления было отказано. Отказ мотивирован тем, что не представлено письменное согласие залогодержателя ПАО КБ «Центр-Инвест» на образование земельного участка, предусмотренное п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ, а также тем, что перераспределение земель и (или) земельных участков проводится в целях приведения границ земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы. Однако в представленных документах отсутствует необходимость исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы. При этом, в оспариваемом отказе не указаны основания, предусмотренные п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ для отказа в перераспределении земельных участков. Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным, ввиду того, что образование земельного участка путем перераспределения для индивидуального жилищного строительства возможно через подготовку и утверждение Схемы земельного участка на кадастровом плане территории. В соответствии с п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ согласие залогодержателя земельного участка (ПАО «Центр-инвест») на образование земельного участка общей площадью ... кв.м. по адресу: ... путем заключения соглашения о перераспределения земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м, по адресу: ... с землями, находящимися в государственной собственности в кадастровом квартале ... с возникновением ее права собственности на вновь образованный земельный участок с сохранением всех обременений в пользу ПАО КБ «Центр-Инвест» и заключением всех необходимых дополнительных соглашений к договору залога об изменении предмета залога получено, что подтверждает справкой залогодержателя от 15.01.2021 г. № 018.
В письме Администрации Аксайского городского поселения от 17.12.2020 г., не указаны основания для отказа в удовлетворении заявления административного истца о перераспределении земельных участков предусмотренные на I этапе процедуры перераспределения (п. 9 ст. 39.29. ЗК РФ). Следовательно, она считает, что отказ Администрации Аксайского городского поселения, в части невозможности утверждения Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ввиду отсутствия утвержденного проекта межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, изложенный в письме от 17.12.2020 № 63.20.1/6472, является незаконным, противоречит п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ и нарушает ее права и законные интересы, так как она фактически лишена возможности реализации предусмотренного законом права (подп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ) на приобретение земельного участка путем перераспределения и заключения соответствующего соглашения. На основании изложенного, с учетом уточнения административного иска, просит суд: признать незаконным решение Администрации Аксайского городского поселения об отказе Журавлевой Оксане Викторовне в утверждении Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенное в письме от 17.12.2020 № 63.20.1/6472 в части невозможности утверждения Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ввиду отсутствия утвержденного проекта межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, как противоречащее подп. 3 п.1, п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ; обязать Администрацию Аксайского городского поселения в течение 14 (четырнадцати) дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу принять решение об утверждении Схемы расположения земельного участка площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ..., образованного из земельного участка с кадастровым номером ... и земель в кадастровом квартале ... и, территориальная зона жилой застройки первого типа (Ж-1/05), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, с указанными в данной Схеме координатами поворотных точек его границ.
Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила в суд представителя Жукова С.И., который, действуя на основании доверенности, исковые требования в уточненной редакции поддержал, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, просил требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Администрации Аксайского городского поселения Топорцов М.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, с исковыми требованиями не согласился, посчитав оспариваемый отказ законным, а также, несмотря на наличие согласия Банка, просил в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Исходя из положений ч.2 ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами гарантировано государством (статья 45 Конституции Российской Федерации).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Журавлева О.В. является собственником земельного участка КН ..., категория земель – Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ..., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 18.03.2021 года.
В отношении данного земельного участка 08.05.2019 года зарегистрировано обременение в виде ипотеки в силу закона в пользу ПАО КБ «Центр-Инвест».
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане непосредственно к границам указанного земельного участка прилегают земли кадастрового квартала 61:02:0120110, находящиеся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Глава V Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи и основания предоставления земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков.
Пунктом 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перераспределение земель осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Из пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В силу ч. 3 ст. 39.38 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В силу ст. 11.10 ЗК схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (ч. 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (ч. 2).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 3).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 13).
Частью 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, одним из которых является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (п. 3 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).
Так, статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам, согласно пункту 6 которой образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 39.28, пунктам 1, 8 ст. 39.29 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Исходя из п. 1 п. п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Таким образом, для осуществления возможности перераспределения земельных участков необходимо установить наличие одновременно трех условий:
1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
Согласно ч. 2 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определен ст. 39.29 ЗК РФ.
Материалами дела подтверждается, что Журавлева О.В. обратилась в Администрацию Аксайского городского поселения с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков (I этап - утверждение схемы), с приложением Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 627 кв.м по адресу: ..., образованного путем перераспределения земель кадастрового квартала 61:02:0120110, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером ...
На данное заявление Администрация Аксайского городского поселения ответила отказом от 17.12.2020 № 64.20.1/6472, сославшись на то, что не представлено письменное согласие залогодержателя ПАО КБ «Центр-Инвест» на образование земельного участка, предусмотренное п 4 ст. 11.2 ЗК РФ, а также тем, что в представленных документах отсутствует необходимость исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
В п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ приведен закрытый перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. К таковым отнесены:
несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Административным истцом в материалы дела представлена справка ПАО КБ «Центр-Инвест», согласно которой, Банк дает согласие на образование земельного участка общей площадью 627 кв.м., расположенного по адресу: ... находящегося в залоге по условиям кредитного договора ... от ..., путем заключения соглашения с ... о перераспределения площади земельного участка с кадастровым номером 61:02:0120110:561 площадью ... кв.м., с землями находящимися в гос. собственности, с заключением необходимых дополнительных соглашений, с последующим внесением соответствующих изменений в выписку из ЕГРН, при условии сохранения ипотеки в пользу ПАО КБ «Центр-инвест» на образованный земельный участок.
Кроме того, как усматривается из схемы, по тыльной стороне земельного участка, принадлежащего административному истцу, имеются вклинивания по отношению к другим смежным земельным участкам.
Из материалов дела следует, что заявителем представлены документы, необходимые и достаточные для решения вопроса об утверждении схемы расположения спорного земельного участка.
Отказ в утверждении схемы расположения лишает истца возможности приобрести испрашиваемый земельный участок.
Учитывая, что оспариваемое решение Администрации Аксайского городского поселения не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, судом удовлетворяются требования административного истца в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Администрации Аксайского городского поселения об отказе Журавлевой Оксане Викторовне в утверждении Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенное в письме от 17.12.2020 № 63.20.1/6472 в части невозможности утверждения Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ввиду отсутствия утвержденного проекта межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Обязать Администрацию Аксайского городского поселения в течение 14 (четырнадцати) дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу принять решение об утверждении Схемы расположения земельного участка площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ..., образованного из земельного участка с кадастровым номером ... и земель в кадастровом квартале ... и, территориальная зона жилой застройки первого типа (Ж-1/05), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, с указанными в данной Схеме координатами поворотных точек его границ.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 мая 2021 года.
Председательствующий М.В. Чимидов