Дело № 2а-945/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2021 года Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Панковой С.В.
при секретаре Корнюшка Е.В.
помощник судьи Швачко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области о признании начисления транспортного налога незаконным, перерасчете транспортного налога, возложении обязанности произвести возврат излишне уплаченной суммы транспортного налога,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области (далее ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области) о признании начисления транспортного налога за период с 01.06.2019 по 31.12.2019 незаконным; перерасчете транспортного налога за автомобиль Hyundai ***, 2013 года выпуска, за 2019 год в соответствии периодом владения истцом данным автомобилем; возложении обязанности произвести возврат излишне уплаченной суммы транспортного налога за транспортное средство Hyundai *** за 2019 год в размере 21 479 руб., а также взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., в размере 845 руб.
В обоснование требований указал, что 12.09.2018 по договору купли-продажи купил автомобиль Hyundai ***, 2013 года выпуска, и по 22.05.2019 являлся владельцем данного транспортного средства. В связи с продажей транспортного средства по договору купли-продажи от 22.05.2019 обратился в Госавтоинспекцию для снятия с регистрационного учета данного транспортного средства. По результату проверки Госавтоинспекция уведомила его о том, что транспортное средство Hyundai *** находится под арестом и снятие автомобиля с регистрационного учета не представляется возможным. Далее стало известно, что в соответствии с обеспечительными мерами, наложенными Электростальским городским судом по делу № **, его автомобиль находится под арестом. 23.05.2020 возбуждено исполнительное производство № ** на основании исполнительного листа от 16.01.2020 ФС № **, выданного Электростальским городским судом, о взыскании с Р. задолженности по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере 2 426 144 руб. 62 коп. В рамках данного исполнительного производства постановлением судебного пристава-исполнителя на автомобиль наложен запрет на регистрационные действия. Истец, не являясь должником по указанному исполнительному производству, из-за ареста не может снять автомобиль с регистрационного учета. Согласно договору купли-продажи от 12.09.2018 транспортное средство никому не продано, в залоге и под арестом не находится, в разделе имущества не состоит. Владение спорным автомобилем зарегистрировано за ФИО1 с 14.09.2018 в РЭО ГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск. В связи с продажей автомобиля по договору купли-продажи от 22.05.2019 ФИО1 04.09.2020 обратился в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области с заявлением об уточнении периода владения автомобилем с целью перерасчета транспортного налога по фактическому периоду владения данным транспортным средством. В ответе от 09.10.2020 ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области уведомила его о том, что заключение договора купли-продажи автотранспортного средства не носит правовых последствий по прекращению обязанности по уплате транспортного налога. Полагает, что данный вывод нарушает его права, так как с 22.05.2019 он не является собственником автомобиля с момента передачи автомобиля в соответствии с договором купли-продажи от 22.09.2019. Следовательно, он не обязан уплачивать транспортный налог за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2019 года. 26.03.2021 истец направил в адрес ответчика досудебную претензию с требованием провести возврат излишне уплаченной суммы транспортного налога за указанное транспортное средство за 2019 год в размере 21 479 руб. Ответом от 06.04.2021 № 01-93/01798 административный ответчик отказал ему в удовлетворении требований. Во избежание начисления пени за просрочку оплаты транспортного налога административный истец вынужден был оплатить полную сумму начисленного транспортного налога за 2019 год. В соответствии с налоговым уведомлением от 03.08.2020 № 5237764 сумма транспортного налога за данный автомобиль начислена в размере 36 850 руб. Так как имелась переплата в размере 17 руб., оплатил налог в размере 36 833 руб. Фактически автомобиль находился в его пользовании 5 месяцев, за который должен был быть начислен налог в размере 15 354 руб. Полагает, что излишне уплаченная сумма налога за 2019 год в сумме 21 479 руб. должна быть ему возвращена.
Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Административный истец представил письменные дополнительные пояснения, в которых указал, что 07.11.2019 он обращался в орган ГИБДД с заявлением о снятии с учета спорного автомобиля в связи с его продажей, представив вместе с заявлением договор купли-продажи и паспорт транспортного средства. В снятии с регистрационного учета было отказано в связи с запретом на регистрационные действия. Поскольку не он является должником по исполнительному производству, имелось объективное препятствие к снятию с учета этого транспортного средства. На сегодняшний момент спорный автомобиль является объектом налогообложения в двух государствах: в России и в Казахстане. Доказательств, подтверждающих уклонение административного истца от снятия транспортного средства с учета, налоговый орган не представил и не опроверг доводы налогоплательщика о наличии объективных причин, препятствующих совершению указанных действий.
Представитель административного ответчика ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. От представителя ФИО3, действующей на основании доверенности от 11.01.2021 № ** действительной до 31.12.2021 (л.д. 71), поступил письменный отзыв, из которого следует, что объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено. По сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств (ГИБДД ТО), представленных в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона Томской области от 04.10.2002 № 77-ОЗ «О транспортном налоге», на административном истце зарегистрировано транспортное средство: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: **, марка/модель: ХЕНДЭ ***, дата регистрации права 14.09.2018, являющееся объектом налогообложения. Налоговым органом на основаниях и в порядке, установленными ст. 52, п. 1 ст. 362 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона Томской области от 04.10.2002 № 77-ОЗ «О транспортном налоге», в отношении ФИО1 в отношении ХЕНДЭ *** произведен расчет суммы транспортного налога за 2019 год в размере 36 850 руб. (335,0 л.с. х 110,0 х 12/12мес.). С учетом имеющейся переплаты в размере 17,0 руб., сумма транспортного налога за 2019 год составила 36833,0 руб. (36850,0-17,0), которая была уплачена административным истцом. Продажа транспортного средства без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога. Правовых оснований для проведения взаимозачета излишне уплаченной суммы транспортного налога за 2019 год не имеется (л.д. 69-70). Также представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку в соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 12.09.2018 ФИО1 приобрел у Б. автомобиль Hyundai ***, 2013 года выпуска, идентификационный номер (VIN): **, с 14.09.2018 владение автомобилем зарегистрировано за ним. 22.05.2019 ФИО1 продал автомобиль, что подтверждается договором купли-продажи от 12.09.2018, договором купли-продажи транспортного средства от 22.05.2019, копией паспорта транспортного средства (л.д. 17, 18, 19-20).
07.11.2019 ФИО1 обратился в Госавтоинспекцию РЭО отдела ГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области с заявлением о снятии автомобиля с регистрационного учета в связи с продажей, с приложив договор купли-продажи (л.д. 21-22).
В производстве регистрационного действия заявителю отказано, в связи с наложенными судом ограничениями на совершение регистрационных действий.
Решением Электростальского городского суда Московской области от 07.08.2019 удовлетворены исковые требования АО «Эксперт Банк» к Р. о взыскании задолженности по кредитному договору от 29.09.2017 № АК/МСК/2017. В удовлетворении требований к Б. об обращении взыскания на заложенное имущество – автомобиль марки Hyundai ***, 2013 года выпуска, идентификационный номер (VIN): **, отказано (л.д. 78-81).
Указанным решением суда установлено, что владельцем автомобиля марки Hyundai ***, 2013 года выпуска, идентификационный номер (VIN): **, в период с 13.11.2017 по 14.09.2019 являлся ответчик Б. С 14.09.2018 по настоящее врем собственником указанного транспортного средства является иное лицо.
В ходе рассмотрения указанного дела определением суда Электростальского городского суда Московской области от 30.04.2019 приняты меры по обеспечению иска в виде запрета регистрационных действий на указанный автомобиль.
ФИО1 обращался в Электростальский городской суд Московской области с заявлением об отмене обеспечительных мер. Определением этого же суда от 06.04.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Согласно налоговому уведомлению от 03.08.2020 № 5237764 ФИО1 рассчитан транспортный налог за 12 месяцев 2019 год в сумме 36 850 руб. С учетом переплаты 17 руб., сумма налога к уплате составила 36 833 руб. (л.д. 29).
04.09.2020 административный истец обращался в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 7 по Томской области с заявлением об уточнении периода владения транспортным средством, в котором просил выставить требование об уплате транспортного налога с учетом периода владения, а именно с 12.09.2018 по 22.05.2019 (л.д. 26-27).
Из ответа ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области от 09.10.2020 № 05-12/01/08253 на указанное заявление следует, что заключение договора купли-продажи автотранспортного средств не подтверждает факт снятия автомобиля с регистрационного учета в органах ГИБДД и прекращении обязанности по уплате транспортного налога (л.д. 28).
Административным истцом в адрес ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области направлена досудебная претензия с требованием произвести перерасчет транспортного налога а автомобиль Hyundai ***, 2013 года выпуска, идентификационный номер (VIN): **, за 2019 год в соответствии с периодом владения ФИО1 данным автомобилем; провести возврат излишне уплаченной суммы транспортного налога за указанное транспортное средство в размере 21 479 руб. (л.д. 30-35).
На претензию ФИО1 ИФНС России по ЗАТО Северск томской области направлен ответ от 06.04.2021 № 01-93/01798, в котором указано, что обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена в прямую зависимость о факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД, а не от факта наличия или отсутствия у него транспортного средства в непосредственной эксплуатации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращается с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных снований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не предусмотрено (л.д. 38-39).
Как следует из ответа Государственного учреждения Департамента полиции [адрес] Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 02.07.2021, автомобиль Hyundai ***, 2013 года выпуска, идентификационный номер (VIN): **, с 17.02.2020 зарегистрирован на нового собственника - Т. и на 24.06.2021 с регистрационного учета не снимался (л.д.119).
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе автомобили.
Как установлено п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Сумма транспортного налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ, в том числе от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.12.2012 № 2391-О, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.
В соответствии с подп. 5 п. 3. ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ начисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета.
Из указанного следует, что прекращение взимания транспортного налога предусмотрено в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Согласно абз. 2 ч. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01.01.2021) юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с п. 7 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 26.06.2018 № 399 (действовавших до 01.01.2020), прекращение регистрации транспортного средства в подразделении Госавтоинспекции осуществляется по заявлению владельца транспортного средства либо по инициативе регистрационного подразделения Госавтоинспекции.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что регистрация транспортных средств носит учетный характер, осуществляется на основании заявления заинтересованного лица. Риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Доказательств, подтверждающих снятие административным ответчиком спорного транспортного средства с регистрации или факт регистрации данного транспортного средства за другим лицом после 22.05.2019, не представлено.
Поскольку налоговое законодательство не связывает необходимость уплаты транспортного налога с возможностью осуществления фактического пользования и эксплуатации автомобиля, нахождение транспортного средства под запретом, не является основанием для освобождения владельца автомобиля от уплаты транспортного налога.
Поскольку в спорный период транспортное средство было зарегистрировано за ФИО1, налоговым органом правомерно начислен ему транспортный налог за 2019 год, оснований для перерасчета транспортного налога за автомобиль Hyundai *** за 2019 год, возложении обязанности произвести возврат излишне уплаченной суммы транспортного налога за 2019 год в размере 21 479 руб. не имеется.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства и приведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что основания, предусмотренные ст. 227 КАС РФ для удовлетворения административных исковых требований, в рассматриваемом деле отсутствуют, поэтому заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области о признании начисления транспортного налога незаконным, перерасчете транспортного налога, возложении обязанности произвести возврат излишне уплаченной суммы транспортного налога оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий С.В. Панкова
УИД: 70RS0009-01-2021-001608-15