Дело № 2а - 9466/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Диких Е.С.,
при секретаре Волобуеве А.А.,
с участием законного представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги» к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области о признании незаконным действия по отказу в государственной регистрации без проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию в отношении Ассоциации «Некоммерческое партнерство членов кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги», возложении обязанности повторно рассмотреть документы о государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Кредитный потребительский кооператив «Удобные деньги» обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что уведомлением от 18.07.2017 года за №28/03-27/2428 административному истцу было отказано в государственной регистрации некоммерческой организации в форме ассоциации, создаваемой путем реорганизации кредитного потребительского кооператива в форме преобразования. При этом основанием для отказа в государственной регистрации указанной некоммерческой организации послужило то обстоятельство, что реорганизация Кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги» осуществляется путем преобразования в некоммерческое партнерство. В то же время в настоящий момент такой формы некоммерческой организации как некоммерческое партнерство статья 50 ГК РФ не предусматривает. Административный истец не согласен с вышеуказанными основаниями для отказа в государственной регистрации Ассоциации «Некоммерческое партнерство членов Кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги» по следующим основаниям. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 05.05.2014 г. №99-ФЗ со дня вступления в силу указанного федерального закона к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 ГК РФ, в частности, к некоммерческим партнерствам. объединениям работодателей, объединениям профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленным, нотариальным и адвокатским палатам - об ассоциациях (союзах). Таким образом, законодатель указывает на схожесть двух этих организационно-правовых форм - ассоциация и некоммерческое партнерство. При этом Кредитный потребительский кооператив «Удобные деньги» был реорганизован путем преобразования в ассоциацию, а не некоммерческое партнерство. Присутствие в наименовании юридического лица словосочетания некоммерческое партнерство не означает, что организационно-правовая форма вновь создаваемого юридического лица - некоммерческое партнерство. В наименовании содержится указание на то, что указанное юридическое лицо является ассоциацией. Оснований для отказа в рассмотрении документов, поступивших на государственную регистрацию, у административного ответчика не имелось. С учетом уточнения административных исковых требований, просит суд признать незаконным отказ в государственной регистрации (уведомление об отказе в государственной регистрации №28/03-29/2428 от 18.07.2017 г., распоряжение об отказе №212-р от 17.07.2017 г.) без проведения полной правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию в отношении Ассоциации «Некоммерческое партнерство членов кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги»; возложить обязанность на административного ответчика повторно рассмотреть документы о государственной регистрации некоммерческой организации - Ассоциации «Некоммерческое партнерство членов Кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги», образуемой путем реорганизации в форме преобразования из Кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги».
В судебном заседании законный представитель Кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги» (далее - КПК «Удобные деньги») ФИО1 настаивал на заявленных уточнённых административных исковых требованиях, в дополнение указав, что КПК «Удобные деньги» реорганизуется в ассоциацию, а некоммерческое партнерство это название. Организация называется ассоциация «Некоммерческое партнерство потребительского кооператива «Удобные деньги». Считает, что уведомление об отказе в государственной регистрации было формальным, полагает, что необходимо провести полную правовую экспертизу, поскольку сделаны поспешные выводы. О формальности отказа свидетельствуют те обстоятельства, что в последнем абзаце уведомления об отказе, датированном 18 июля 2017 года, указано о принятии решения об отказе в государственной регистрации, тогда как распоряжение об отказе датировано 17 июля 2017 года. Просит удовлетворить административные исковые требования.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Министерства юстиции России по Амурской области возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что с учетом того, что реорганизуемое юридическое лицо является кредитным потребительским кооперативом, правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности такого юридического лица определяются в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Закон № 190-ФЗ). Пунктом 5 статьи 9 Закона № 190-ФЗ предусмотрена возможность преобразования кредитного кооператива в производственный кооператив, хозяйственное общество или товарищество, некоммерческое партнерство с соблюдением требований, установленных федеральными законами. Вместе с тем, статья 50 ГК РФ содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, в числе которых такая самостоятельная организационно-правовая форма, как «некоммерческое партнерство» не предусмотрена. Заключительным положением ч. 5 ст. 3 Закона № 99-ФЗ установлено, что со дня вступления в силу данного Закона (т.е. с 1 сентября 2014 г.) юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них комментируемой главой 4 в новой редакции. Учитывая выявленные противоречия учредительных документов некоммерческой организации законодательству Российской Федерации, Управлением на основании вынесенного заключения от 17.07.2017 № 03-10/339 было принято решение об отказе по заявлению о государственной регистрации юридического лица - Ассоциации «Некоммерческое партнерство членов кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги», создаваемого путем реорганизации Кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги» в форме преобразования, в виде распоряжения от 17.07.2017 № 212-р. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Пунктом 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что участвующие при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по внесению в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений определены ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ч. 3 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».
В соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утв. приказом от 30 декабря 2011 года N 455 (зарег. в Минюсте России 02 февраля 2012 года N 23117) территориальные органы Минюста России принимают решение о государственной регистрации в отношении иных некоммерческих организаций, принятие решение по которым не отнесено к компетенции Центрального аппарата Минюста России.
Как следует из материалов дела, 29 июня 2017 года КПК «Удобные деньги» обратился в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области с заявлением о государственной регистрации юридического лица - Ассоциации «Некоммерческое партнерство членов кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги», создаваемого путем реорганизации Кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги» в форме преобразования с приложением пакета документов.
По результатам рассмотрения документов начальником Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Амурской области вынесено распоряжение от 17.07.2017 года № 212-р об отказе во внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц на основании пп. 1 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с п. 50, 79 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утв. приказом от 30 декабря 2011 года N 455, о чем изготовлено мотивированное уведомление №28/03-29/2428 от 18.07.2017 года.
Кредитный потребительский кооператив «Удобные деньги» об указанном распоряжении было уведомлен 20 июля 2017 года, в суд с настоящим административным иском обратился 21 сентября 2017 года, в связи с чем, установленный ч.1 ст.219 КАС РФ трехмесячный срок (со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов) на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущен.
Как следует из уведомления Управления Министерства юстиции России по Амурской области №28/03-29/2428 от 18.07.2017 года основаниями для отказа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, послужили те обстоятельства, что государственная регистрация некоммерческого партнерства, создаваемого путем реорганизации кредитного потребительского кооператива в форме преобразования, не представляется возможной.
Суд находит отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, по основаниям, изложенными в уведомлении № №28/03-29/2428 от 18.07.2017 года оформленного на основании распоряжения от 17.07.2017 года № 212-р правильными, а доводы административного истца, приведенные в административном исковом заявлении о несогласии с указанным отказом несостоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.
Как следует из ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Согласно Уставу, утвержденному Общим собранием Кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги» 24 ноября 2016 года, Ассоциация «Некоммерческое партнерство членов кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги», именуемое в дальнейшем - Партнерство, является основанной на членстве некоммерческой организацией, учрежденной гражданами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение уставных целей. Партнерство является правопреемником по всем обязательствам Кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги» (п.1.1). Полное наименование Партнерства на русском языке Ассоциация «Некоммерческое партнерство членов кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги», сокращенное наименование - Партнерство «Удобные деньги» (п.1.2 Устава).
Исходя из анализа Устава, суд соглашается с позицией административного ответчика о том, что наименование Ассоциация «Некоммерческое партнерство членов кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги» содержит две организационно-правовые формы, как ассоциация, так и некоммерческое партнерство. При этом содержание Устава указывает на то, что некоммерческая организация преобразуется в некоммерческое партнёрство.
Довод административного истца о том, что путем реорганизации Кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги» в форме преобразования создается только Ассоциация, противоречит содержанию представленного Устава, в том числе наименованию созданной организации, по тексту Устава указывается как «Партнерство» и его сокращенному наименованию - Партнерство «Удобные деньги» (п.1.2 Устава).
Пунктом 3 ст. 50 части 1 ГК РФ (в редакции от 15 мая 2001 года) было предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. В частности, в статьях 6 - 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ (ред. от 08 июля 1999 года) «О некоммерческих организациях» предусмотрены следующие формы некоммерческих организаций: - общественные и религиозные организации (объединения); - фонды; - государственная корпорация; - некоммерческие партнерства; - учреждения; - автономная некоммерческая организация; - объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Федеральным законом от 05 мая 2014 года N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в ст. 50 ГК РФ были внесены изменения, которые закрепили исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, среди которых такая организационно-правовая форма как «некоммерческое партнерство» отсутствует.
Абзацы 2, 3, 4 и 5 п. 1 статьи 57 ГК РФ введены Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, которым установлена возможность реорганизации юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм; допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.
Из части 5 статьи 9 Федерального закона № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», который определяет правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов, следует, что кредитный кооператив вправе преобразоваться в производственный кооператив, хозяйственное общество или товарищество, некоммерческое партнерство с соблюдением требований, установленных федеральными законами. При преобразовании кредитного кооператива в производственный кооператив или некоммерческое партнерство члены реорганизуемого кредитного кооператива (пайщики) становятся членами производственного кооператива или некоммерческого партнерства. При преобразовании кредитного кооператива в хозяйственное общество или товарищество члены реорганизуемого кредитного кооператива (пайщики) становятся участниками хозяйственного общества или товарищества.
При этом статья 50 ГК РФ содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, в числе которых такая самостоятельная организационно-правовая форма как «некоммерческое партнерство» не предусмотрена.
Частью 5 ст. 3 Федерального закона от 05 мая 2014 года N 99-ФЗ установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (т.е. с 1 сентября 2014 г.) юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии с ч.4 ст. 3 Федерального закона от 05 мая 2014 года N 99-ФЗ впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Учитывая, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации на момент подачи административным истцом заявления в Управление Минюста России по Амурской области не предусматривали государственную регистрацию некоммерческого партнерства, создаваемого путем реорганизации кредитного потребительского кооператива в форме преобразования, соответственно отказ в регистрации в отношении Ассоциации «Некоммерческое партнерство членов кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги» без проведения правовой экспертизы документов является правомерным.
Заявление административного истца о том, что в последнем абзаце уведомления об отказе, датированном 18 июля 2017 года, указано о принятии решения об отказе в государственной регистрации, и подготовке проекта распоряжения, тогда как распоряжение об отказе № 212-р датировано 17 июля 2017 года, не влияет на законность отказа административного ответчика. Распоряжение об отказе в государственной регистрации юридического лица, выносится ранее уведомления, и оно вынесено по результатам заключения начальника отдела по делам некоммерческих объединений, утв. и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области 17 июля 2017 года. В тексте уведомления от 18 июля 2017 года имеется явная техническая ошибка.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования Кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги» удовлетворению не подлежат.
Определением судьи Благовещенского городского суда от 12 октября 2017 года при подаче в суд настоящего административного искового заявления Кредитному потребительскому кооперативу «Удобные деньги» была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей на 1 месяц.
В связи с чем, на основании ст. 114 КАС РФ с Кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги» в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 рублей (ст.333.19 НК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Кредитному потребительскому кооперативу «Удобные деньги» отказать в удовлетворении требований административного искового заявления к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области о признании незаконным действия по отказу в государственной регистрации (уведомление об отказе в государственной регистрации № 28/03-29/2428 от 18 июля 2017 года, распоряжение об отказе № 212-р от 17.07.2017 г.) без проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию в отношении Ассоциации «Некоммерческое партнерство членов кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги», возложении обязанности повторно рассмотреть документы о государственной регистрации некоммерческой организации - Ассоциации «Некоммерческое партнерство членов кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги», образуемой путем реорганизации в форме преобразования из Кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги».
Взыскать с Кредитного потребительского кооператива «Удобные деньги» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.С. Диких
Решение в окончательной форме принято 01 декабря 2017 года.
Председательствующий Е.С. Диких