УИД №...RS0№...-98 №...а-963/2022 (2а-9473/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 февраля 2022 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,
рассмотрев в г.Сыктывкаре в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску организатора добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодёжного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Министру труда, занятости и социальной защиты Республики Коми ФИО1 об оспаривании решения,
у с т а н о в и л :
Организатор добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодёжного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Министру труда, занятости и социальной защиты Республики Коми ФИО1 об оспаривании решения. В обоснование административный истец указал, что обратился в адрес административного ответчика с предложением о взаимодействии в части организации добровольческой деятельности и запросом об определении порядка такого взаимодействия. Министерством было принято решение об отказе от взаимодействия, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в получении благотворительной помощи, так и благотворителей и добровольцев г.Москвы своей уставной добровольческой деятельности. Датой и местом совершения оспариваемого бездействия административный истец указал - ** ** **, ....
В соответствии со ст.292 Кодекса административного судопроизводства РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Из положений ст.4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
Порядок реализации права обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц предусмотрен главой 22 КАС РФ.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от ** ** **N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Из содержания пунктов 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.
Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 2 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ** ** **N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, 09.08.2021 в адрес Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми поступило обращение ... от 09.08.2021 №1214.
По результатам рассмотрения данного обращения 12.08.2021 Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми ... Ю.В. был направлен письменный ответ №..., в котором заявителю сообщается о том, что его обращение перенаправлено для рассмотрения в соответствии с компетенцией в Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
В соответствии с Положением о Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 01 ноября 2016 г. №520 Минобраз Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию и государственному управлению в сфере образования, воспитания, опеки и попечительства, развития научной деятельности и молодежной политики в Республике Коми, организации предоставления государственных услуг в сфере образования, воспитания и молодежной политики на территории Республики Коми, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим на территории Республики Коми переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования и подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми в сфере организации отдыха и оздоровления детей, координирующим по этим направлениям деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Со стороны административных ответчиков нарушений требований действующего законодательства при рассмотрении обращения административного истца №... допущено не было. Какого –либо неправомерного бездействия при его рассмотрении также не допущено, обращение в установленные сроки направлено для рассмотрения по существу в уполномоченный орган, о чем заявитель своевременно уведомлен уполномоченным должностным лицом.
С учетом Перечня видов деятельности, в отношении которых утверждается порядок взаимодействия и, исходя из содержания обращения, оно не относится к числу подлежащих рассмотрению в соответствии с Порядком взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года № 1425. Кроме того, правом на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц Общественное движение не наделено.
Статьей 27 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» указано, что законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений. При этом согласно статье 17 Федерального закона от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» за защитой своих прав молодежные и детские объединения вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих право молодежных и детских объединений обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или неопределенного круга лиц.
Из содержания административного искового заявления также следует, что заявитель обратился в суд в защиту своих прав и законных интересов, сведения о других лицах, права которых нарушены в результате действий (бездействия) административного ответчика в административном иске им не приведены.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить не только несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам, но и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца именно оспариваемым решением, действием (бездействием).
Принимая во внимание тот факт, что перечисленных обстоятельств по настоящему делу не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку при обращении в суд государственной пошлиной поступившее заявление оплачено не было, в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований с административного истца в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 рублей.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для физических лиц - 300 руб., для организаций - 2000 руб. Соответственно, молодежные и детские объединения при подаче в защиту своих прав и законных интересов административного искового заявления о признании незаконным бездействия государственных органов обязаны уплатить государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования организатора добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Министру труда, занятости и социальной защиты Республики Коми ФИО1 об оспаривании решения - оставить без удовлетворения.
Взыскать с Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Апелляционные жалоба на решение суда могут быть поданы в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ю.А.Дульцева