ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9491/2016 от 18.11.2016 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-9491/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2016 года г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Токаревой Н.С.,

при секретаре Лебедевой И.С.,

с участием административного истца ФИО3,

представителя административного ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 ФИО7 к Государственному учреждению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее ГУ МВД России по Саратовской области) о восстановлении срока на подачу административного иска, отмене решения об исключении из участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,

установил:

ФИО3 обратился с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной Миграционной Службы по Саратовской области (далее УФМС по Саратовской области), в котором просит восстановить ему срок на обжалование решения УФМС по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО3 из участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом, отменить решение УФМС по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО3 из участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом.

В обоснование административного иска указано, что истец ДД.ММ.ГГГГ получил письмо из ГУ МВД РФ по Саратовской области Управления по вопросам миграции о том, что ДД.ММ.ГГГГ на основании принятого ДД.ММ.ГГГГ отделом УФМС России по <адрес> в ЗАО решения о не разрешении ему въезда в РФ, УФМС России по Саратовской области было принято решение об исключении его из участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Решение вынесено на основании п.п. В п. 2 26 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», в соответствии с которым свидетельство участника Госпрограммы не выдается, а ранее выданное аннулируется и статус члена семьи, вписанного в заявлении участника Госпрограммы утрачивается в случае, если в отношении участника Госпрограммы (члена семьи) принято в установленном порядке решение о не разрешении въезда в РФ.

С обжалуемым решением истец не согласен, считает его преждевременным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Так, истец являлся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, что подтверждается свидетельством СС- от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ он был исключен из данной программы, в связи с тем, что ему был закрыт въезд на территорию Российской Федерации на основании составления административных протоколов от ДД.ММ.ГГГГ на сумму штрафа в размере <данные изъяты> руб. и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму штрафа в размере <данные изъяты> руб. по линии ГИБДД <адрес>. Данные штрафы истцом были своевременно оплачены. Умысла в содеянных административных правонарушениях истец не имел, и кроме того, вышеуказанные административные правонарушения не являются злостными нарушениями законодательства Российской Федерации и не имеют отношения к получению гражданства Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ за № МС-9/9-9/з-30828 истцом получен ответ из ФМС России УФМС по <адрес> о том, что ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по <адрес> принято решение о разрешении въезда в Российскую Федерацию, т.е. запрет на въезд на территорию Российской Федерации был снят, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском. В связи с тем, что принятие решения ФМС России УФМС по <адрес> о снятии в отношении него запрета на въезд на территорию Российской Федерации занял большой промежуток времени, а также тот факт, что об исключении истца из Госпрограммы, его конкретной дате, он узнал только из письма ГУ МВД РФ по <адрес> Управления по вопросам миграции от ДД.ММ.ГГГГ, им пропущен срок на обжалование вышеуказанного решения по уважительной причине, который он просит восстановить.

В ходе рассмотрения дела, произведена замена административного ответчика УФМС по Саратовской области на ГУ МВД России по Саратовской области. В качестве соответчика привлечено ГУ МВД России по г. Саратову, которое в ходе рассмотрения дела исключено из числа ответчиков.

В судебном заседании административный истец поддержал доводы административного иска, просил его удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО5 просила в удовлетворении иска отказать, представила письменные возражения, которые поддержала в судебном заседании.

Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

С ДД.ММ.ГГГГ на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №23-ФЗ утратил силу подраздел 3 ГПК РФ, регулирующий вопросы рассмотрения судами дел возникающих из публичных правоотношений.

Указанным Федеральным законом введен в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (право на обращение с административным иском).

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу требований ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, в том числе, и по соблюдению законов Российской Федерации.

Статья 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусматривает основания неразрешения иностранному гражданину въезда в Российскую Федерацию.

В подпункте 11 данной статьи в качестве такого основания приведено: иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.

Согласно п. 26 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» принятие решения о неразрешении въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию является основанием для отказа в выдаче свидетельства участника Государственной программы, а также аннулирования ранее выданного свидетельства участника Государственной программы и статуса члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление об участии в Государственной программе.

При рассмотрении дела установлено, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию добровольному переселению в Российскую Федерации соотечественников, проживающих за рубежом серии СС .

ДД.ММ.ГГГГ в адрес УФМС России по Саратовской области поступило сообщение УФСБ России по Саратовской области за номером 10/5915 о неразрешении въезда ФИО3

В соответствии с административным протоколом от ДД.ММ.ГГГГФИО2 подвергнут административному штрафу в размере 1 000 руб. (ст. 12.6 КоАП РФ) и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму штрафа в размере 500 руб. (ст. ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ). Данные штрафы истцом были своевременно оплачены, что подтверждается приобщенными к материалам дела квитанциями.

В ходе проведения проверки было выяснено, что решением УФМС России по городу Москве от ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 4 ст. 26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ (въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности), отделом УФМС России по г. Москве в ЗАО принято решения о неразрешении ФИО3 въезда в РФ.

Решением УФМС России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 аннулировано свидетельство участника Государственной программы по оказанию добровольному переселению в Российскую Федерации соотечественников, проживающих за рубежом на основании пп. «в» п. 26 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

В соответствии с решением УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ФИО1 принято решение об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства.

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на уважение его личной и семейной жизни, при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Поскольку обжалуемое решение нарушает законные права и интересы административного истца, препятствует ему в реализации конституционных прав, а именно реализации права воспользоваться, с учетом его статуса «соотечественник», быть включенным в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, данное решение подлежит отмене по изложенным выше основаниям.

В соответствии со ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из объяснений административного истца, в связи с тем, что принятие решения ФМС России УФМС по г. Москве о снятии в отношении него запрета на въезд на территорию Российской Федерации занял большой промежуток времени, а также тот факт, что об исключении его из Госпрограммы, его конкретной дате, истец узнал только из письма ГУ МВД РФ по Саратовской области Управления по вопросам миграции от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен срок на обжалование вышеуказанного решения по уважительной причине, в связи с чем, подлежит восстановлению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Восстановить ФИО3 ФИО8 срок на обжалование решения Управления федеральной миграционной службы по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО3 из участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом.

Отменить решение Управления федеральной миграционной службы по Саратовской области от 18.11.2015 г. об исключении ФИО3 ФИО9 из участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд <адрес>.

Судья: