ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-94/20 от 20.05.2020 Овюрского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-94/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 мая 2020 года с. Хандагайты

Овюрский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего судьи Седена А.Б.,

при секретаре судебного заседания Чадамба А-С.В.,

с участием и.о. прокурора Овюрского района Республики Тыва Ооржак Ш.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Овюрского района Республики Тыва к <данные изъяты> о признании незаконным бездействия, обязании принять меры по взысканию задолженности по арендным платежам за использование муниципального имущества,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Овюрского района Республики Тыва обратилась в суд с административным исковым заявлением к <данные изъяты> о признании незаконным бездействия по не принятию мер по погашению образовавшейся задолженности по арендным платежам со стороны арендаторов, изложенных в представлении и.о. прокурора Овюрского района от ДД.ММ.ГГГГ, обязании принять меры по взысканию задолженности по арендным платежам за использование муниципального имущества.

Административный истец мотивирует свои требования следующим. Прокуратурой района во исполнение указания прокурора республики от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения земельного законодательства, по результатам которой установлено, что при реализации мероприятий государственной программы Республики Тыва «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в республике Тыва на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 30.10.2013 № 633, в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» к участию в проекте «Кыштаг для молодой семьи» с 2016 по 2019 годы год допущено 24 участника с муниципальных образований района. Между <данные изъяты> и участниками проекта «Кыштаг для молодой семьи» заключены <данные изъяты> договор аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, используемого для ведения личного подсобного хозяйства. По результатам проверки установлено, что задолженность по арендной плате земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей, что фактически <данные изъяты> не соблюдаются порядок и контроль за использованием муниципального имущества. Таким образом, указанные факты свидетельствуют о ненадлежащей организации деятельности <данные изъяты> в части осуществления вышеуказанных полномочий, не соблюдения интересов муниципального образования, населения кожууна, касающихся сохранения и эффективного использования муниципального имущества, что принижает авторитет и статус органов местного самоуправления в целом.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ председателю <данные изъяты> было внесено представление. Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по арендной плате земельных участков участников Губернаторского проекта «Кыштаг для молодой семьи» 2016, 2017, 2018, 2019 г.г. составляет <данные изъяты> рублей. По результатам повторной прокурорской проверки в ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что подобные нарушения продолжают иметь место и нарушения, указанные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ не устранены. Несоблюдение <данные изъяты> требований федерального земельного законодательства не служит интересам государства, поскольку отсутствует должный учет и контроль за объектами, создаются предпосылки и условия, способствующие совершению правонарушений. Просит признать незаконным бездействие <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер по устранению недостатков в части эффективного использования муниципального имущества, принятию мер по погашению образовавшейся задолженности по арендным платежам со стороны арендаторов, изложенных в представлении и.о. прокурора Овюрского района ДД.ММ.ГГГГ; обязать <данные изъяты> в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по взысканию задолженности по арендным платежам за использование муниципального имущества.

В судебном заседании и.о. прокурора Ооржак Ш.Б. заявленные требования поддержала по указанным в административном иске основаниям и просила удовлетворить требования в полном объеме.

В судебное заседание надлежаще извещенный представитель административного ответчика не явился, заявлений и ходатайств об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика не направил.

Выслушав доводы административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131- ФЗ), в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, установленных Федеральным законом № 131- ФЗ.

В силу ч.1 ст. 51 Федерального закона № 131- ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами ( ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 131- ФЗ).

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты (абз. 2 ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 131- ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст.125 ГК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст. 38 Устава <данные изъяты> утвержденного решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета муниципального района, а также имущественные права муниципального района.

Судом установлено, что Прокуратурой Овюрского района Республики Тыва проведена проверка соблюдения земельного законодательства, по результатам которой установлено, что при реализации мероприятий государственной программы Республики Тыва «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в республике Тыва на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 30.10.2013 № 633, в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» к участию в проекте «Кыштаг для молодой семьи» с 2016 по 2019 годы год допущено <данные изъяты> участника с муниципальных образований района. Между <данные изъяты> и участниками проекта «Кыштаг для молодой семьи» заключены <данные изъяты> договор аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, используемого для ведения личного подсобного хозяйства.

По результатам проверки установлено, что задолженность по арендной плате земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ председателю <данные изъяты> было внесено представление .

По результатам повторной прокурорской проверки в адрес председателя <данные изъяты> направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ о направлении до ДД.ММ.ГГГГ ответа на представление

В соответствии с сообщением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по арендной плате участников Губернаторского проекта «Кыштаг для молодой семьи» за 2016, 2017, 2018, 2019 г.г. составляет <данные изъяты> рублей и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ арендная плата уплачена в сумме <данные изъяты> рублей. Из-за увольнения бухгалтера Управления сельского хозяйства, работа по арендной задолженности была приостановлена, в настоящее время работа продолжается, о результатах будет сообщено дополнительно.

Иные доказательства уплаты или взыскания задолженности по арендной плате за пользование земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения за указанный в сообщении период, ответчиком суду не представлены.

Таким образом, <данные изъяты> допустила неэффективное использование имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения.

Установленное судом бездействие ответчика, выраженное в не принятии мер по устранению нарушений, указанных в представлении прокурора, свидетельствует о невыполнении <данные изъяты> возложенных на него обязанностей, и суд признает его незаконным, как нарушающее законные права и интересы муниципального образования, населения кожууна, касающихся сохранения и эффективного использования муниципального имущества.

При таких обстоятельствах, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Овюрского района Республики Тыва к <данные изъяты> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по не устранению недостатков в части эффективного использования муниципального имущества, принятию мер по погашению образовавшейся задолженности по арендным платежам со стороны арендаторов, изложенных в представлении и.о. прокурора Овюрского района Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, обязании принять меры по взысканию задолженности по арендным платежам за использование муниципального имущества, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер по не устранению недостатков в части эффективного использования муниципального имущества, принятию мер по погашению образовавшейся задолженности по арендным платежам со стороны арендаторов, изложенных в представлении и.о. прокурора Овюрского района Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать <данные изъяты> в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения, принять меры по взысканию задолженности по арендным платежам за использование муниципальным имуществом.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Тыва через Овюрский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий А.Б. Седен