ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-94/20 от 28.05.2020 Чухломского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-94/2020

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 мая 2020 года г. Солигалич

Чухломский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего-судьи Размахова В.Н., при секретаре Кокаревой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Таиркина В.Н. к администрации Солигаличского муниципального района Костромской области о признании действий администрации, выразившихся в отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Таиркин В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Солигаличского муниципального района Костромской области о признании действий администрации, выразившихся в отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства незаконными.

В обоснование заявления административный истец указал, что 11 декабря 2019 года он обратился в администрацию Солигаличского муниципального района Костромской области с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым , расположенным по адресу: <адрес>

По итогам рассмотрения уведомления 17 декабря 2019 года администрацией Солигаличского муниципального района Костромской области ему было направлено уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке, в связи с тем, что земельный участок находится в зоне подтопления.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Осуществление полномочий по подготовке градостроительных планов земельных участков, выдаче разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования возложено на администрацию Солигаличского муниципального района Костромской области.

Исходя из буквального толкования п.1 ч.6 ст.67 Водного Кодекса РФ, в ней не содержится безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления, однако указано на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых в силу ч.7 указанной нормы возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществляющее строительство дома.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что предусмотрено ч.5 ст.67.1 Водного Кодекса РФ.

Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 года N 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления, в соответствии с п.3 которых зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства по водным ресурсам (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления.

В силу 5 Правил зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости.

На принадлежащем ему на праве собственности вышеуказанном земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> находится объект капитального строительства - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым в котором он проживает со своей семьей. Дом старый, небольшой площади, нуждается в капительном ремонте. В связи с нецелесообразностью капитального ремонта, заявителем принято решение о строительстве нового дома из современных материалов.

На основании выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым , расположенным по адресу: <адрес> от 23 января 2020 года указан вид разрешенного землепользования - для индивидуального жилищного строительства и в графе «ограничение прав и обременение объекта недвижимости» - не зарегистрировано.

Таким образом, заявитель полагает, что на дату его обращения в администрацию Солигаличского муниципального района Костромской области о выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес> каких либо ограничений осуществления прав собственника зарегистрированных в базе данных ЕГРН не содержалось.

Отказ администрации района заявителем дважды был обжалован в прокуратуру района, которой в действиях администрации нарушения его прав не установлено.

Определением Чухломского районного суда Костромской области от 14 мая 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена супруга заявителя - Таиркина В.Н.

Административный истец Таиркин В.Н., извещенный надлежащим образом, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что его интересы будет представлять адвокат Смирнова О.А.

Представитель административного истца - адвокат Смирнова О.А. (по ордеру) в судебном заседании исковые требования Таиркина В.Н. поддержала в полном объеме по основаниям указанным в заявлении и дополнительно пояснила, чтоТаиркин В. Н. проживает по <адрес>. Дом ему достался по наследству. В данном доме проживало несколько поколений, вид разрешенного строительства - под ИЖС. Так как дом деревянный, с учетом негативных воздействий, было два подтопления. Дом имеет свойство стареть, разрушаться. Хозяева данного дома приняли решение построить новый дом. Эксперт дал заключение по техническому состоянию дома о том, что жить в данном доме небезопасно, произвел примерный подсчет ремонта. Возник вопрос о возведении готового дома на земельном участке, с учетом того, что фундамент они сделают более прочный и более высокий. Таиркины обратились в администрацию с уведомлением о планируемом строительстве и получили отказ. Данный отказ обжаловали в прокуратуре района, но прокуратура не нашла в действиях администрации противозаконных действий. В нормативно - правовых актах и вышестоящих законах, на которые ссылалась администрация и прокуратура, ситуация иная. Земельный участок Таиркиных обустроен, на нем находится бревенчатая баня, теплица, участок полностью обихожен и разработан. Согласно ст. 67 Водного кодекса РФ, в границах зон подтопления относят к запрещению размещение новых объектов населенных пунктов и иных объектов, именно новых, не разработанных. Речь идет о новых населенных пунктах и новых объектах. Полагает, что в сложившейся ситуации, данные нормы не распространяются. Здесь содержится позиция - строить можно в этих зонах, но нужно произвести специальные защитные мероприятия, например, более прочный и более высокий фундамент. Согласно Конституции РФ, пользоваться правами других лиц можно, если не нарушать их интересов. Река пришла в такое состояние, не по вине собственников земельных участков, подтопления спровоцированы чьими то бездействиями. Инициатором защитных мероприятий должна быть администрация муниципального образования, где имеются такие зоны подтопления. Считает, что права Таиркиных нарушены. Данный земельный участок им дорог, но проживать в данном доме уже нет возможности, ремонтировать его нерентабельно. Таиркины желают построить новый объект капительного строительства, но на обустроенном земельном участке, на котором на данный момент объект капитального строительства имеется. С учетом изложенного, считает отказ администрации незаконным.

Заинтересованное лицо Таиркина Е.В. заявленные ее супругом Таиркиным В.Н. требования поддержала и пояснила, что ее семья обращалась в администрацию района за разрешением на строительство дома на земельном участке, на котором расположен дом, в котором она и ее супруг проживают. Дом уже старый, они заказывали его обследование и, согласно заключению эксперта, дом имеет большой износ, проживать в нем небезопасно, ремонтировать не целесообразно. В связи с тем, что принадлежащий им земельный участок находится в зоне подтопления, администрацией было отказано в разрешении на строительство. На сегодняшний день, река превращается в острова, которые перекрывают русло реки. В 2013 году жители коллективно обращались к главе администраци Солигаличского муниципального района Чичериной О. Н. по данной ситуации, их обращение направлялось в управление Верхнее волжского бассейна. Как она знает, мероприятия по очистке русла реки планировались в 2019 году, но так ничего и не было сделано. Вода так и выходит из берегов. Необходимо срочно принимать меры, ведь в данной зоне подтопления находятся около ста домов. В последний раз реку чистили в 90 - х годах. Их участок полностью разработан, есть баня, гараж, сарай, плодовые многолетние деревья, забор железный. Если разрешат строить новый дом, они сами будут заботиться о себе, и своей безопасности. Считает отказ администрации района незаконным, так как до настоящего времени зоны подтопления не внесены в кадастр. По жилым участкам территория подтопления не определена.

Извещенный надлежащим образом, административный ответчик своего представителя в суд не направил, представил заявление за подписью главы Солигаличского муниципального района Чичериной О.Н., в котором просил о рассмотрении дела без участия представителя администрации, исковые требования не признал, поддержал представленные в суд письменные возражения, из которых следует:

11.12.2019 года в администрацию Солигаличского муниципального района истцом было направлено уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

17.12.2019 года администрацией Солигаличского муниципального района Костромской области истцу направлено уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке в связи с нахождением земельного участка с кадастровым номером в зоне подтопления.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 указанной статьи и другими федеральными законами.

Осуществление полномочий по подготовке градостроительных планов земельных участков, выдаче разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования, возложено на администрацию Солигаличского муниципального района.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 указанной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.

В соответствии с пп. 2 п.2.11.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по рассмотрению уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства иди садового дома, утвержденного постановлением администрации Солигаличского муниципального района от 14.10.2019 года № 873, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам или недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Решением Совета депутатов городского поселения город Солигалич Солигаличского муниципального района от 30.05.2019 года утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения город Солигалич Солигаличского муниципального района Костромской области.

Согласно представленной выкопировки из Правил землепользования и застройки, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в жилой зоне и зоне с особыми условиями использования территории - территории, подтопляемой паводковыми водами 50% обеспеченности.

Согласно п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образовании в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Согласно п. 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

В графической части Правил землепользования и застройки муниципального образования город Солигалич установлены зоны подтопления.

Указанные Правила землепользования и застройки муниципального образования город Солигалич в части установления зон с особыми условиями использования территории, являются действующими.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 года N 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления, в соответствии с пунктом 3 которых зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления.

В силу пункта 5 указанных Правил зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости.

Распоряжением Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 18 января 2019 года № 7-зп определены границы зон затопления и подтопления территории городского поселения города Солигалич и населенных пунктов Солигаличского муниципального района Костромской области.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года.

В силу пункта 1 части 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной зашиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Земельный участок с кадастровым находится в границах зон затопления и подтопления.

Администрация Солигаличского муниципального района при рассмотрении уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома руководствовалась нормами действующего законодательства, а также муниципальными правовыми актами в сфере градостроительства, которые являются действующими.

Администрация Солигаличского муниципального района Костромской области считает свои действия законными и правомерными, выводы административного истца - необоснованными.

По основаниям, предусмотренным ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав участников процесса, поверив и оценив представленные материалы дела, приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительством на своем земельном участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Административный истец является собственником земельного участка с кадастровым расположенным по адресу: <адрес> из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства с общей площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 16 апреля 2013 года (Выписка из Единого государственного реестра недвижимости ЕГРН от 23 января 2020 года в графе «ограничение прав и обременение объекта недвижимости» - не зарегистрировано.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 16 апреля 2013 года Таиркину В.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>

Жилой дом и земельный участок по вышеуказанному адресу перешли в собственность Таиркина В.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 25 января 2013 года.

11 декабря 2019 года Таиркин В.Н. обратился в администрацию Солигаличского муниципального района с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

17 декабря 2019 года администрацией Солигаличского муниципального района Костромской области в адрес Таиркина В.Н. направлено уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке в связи с нахождением земельного участка с кадастровым в зоне подтопления.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 указанной статьи и другими федеральными законами.

Осуществление полномочий по подготовке градостроительных планов земельных участков, выдаче разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования, возложено на администрацию Солигаличского муниципального района.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 указанной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.

В соответствии с пп. 2 п.2.11.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по рассмотрению уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства иди садового дома, утвержденного постановлением администрации Солигаличского муниципального района от 14.10.2019 года № 873, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам или недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Решением Совета депутатов городского поселения город Солигалич Солигаличского муниципального района от 30 мая 2019 года утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения город Солигалич Солигаличского муниципального района Костромской области.

Согласно выкопировки из Правил землепользования и застройки, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в жилой зоне и зоне с особыми условиями использования территории - территории, подтопляемой паводковыми водами 50% обеспеченности.

Согласно п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образовании в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Согласно п. 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

В графической части Правил землепользования и застройки муниципального образования город Солигалич установлены зоны подтопления.

Указанные Правила землепользования и застройки муниципального образования город Солигалич в части установления зон с особыми условиями использования территории, являются действующими.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 года N 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления, в соответствии с пунктом 3 которых зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления.

В силу пункта 5 указанных Правил зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости.

Распоряжением Верхе-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 18 января 2019 года -зп определены границы зон затопления и подтопления территории городского поселения города Солигалич и населенных пунктов Солигаличского муниципального района Костромской области.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года.

Из анализа вышеизложенного следует, что земельный участок с кадастровым расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах зон затопления и подтопления.

В силу пункта 1 части 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов, и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной зашиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

В соответствии с частью 7 статьи 67.1 Водного кодекса РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 указанной статьи.

В соответствии 2 статьи 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 7 от имени Российской Федерации в водных отношениях выступают орган государственной власти Российской Федерации в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создано Федеральное агентство водных ресурсов функции для оказания государственных услуг по управлению имуществом в сфере водных ресурсов.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 169 «Вопросы Федерального агентства водных ресурсов» одной из основных функцийФедерального агентства водных ресурсов является обеспечение в пределах своей компетенциимероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с Приказом Федерального агентства водных ресурсов от 11 марта 2014 года № 66 Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов на территории Российской Федерации, в границах бассейнов рек Волги до границы Республики Татарстан, Угличского, Рыбинского, Горьковского, Чебоксарского и Куйбышевского водохранилища, на территории Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской, Пензенской, Нижегородской областей, Чувашской Республики, Республики Марий-Эл и Республики Мордовия.

В соответствии с пунктом 4.2. Приказа Федерального агентства водных ресурсов от 11 марта 2014 года № 66 Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества.

Защитные мероприятия по предотвращению негативных воздействий в границах зон подтопления городского поселения город Солигалич Солигаличского муниципального района Костромской области не проводились.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства администрацией Солигаличского муниципального района выдано мотивировано и обоснованно в соответствии с действующим законодательством, так как строительство индивидуального жилого дома в зоне затопления, подтопления без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод не представляется возможным.

Доводы административного истца, его представителя, заинтересованного лица о незаконности отказа в разрешении на строительство в виду отсутствия сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории (подтопления) в едином государственном кадастре недвижимости; отсутствия в выписке ЕГРН ограничений прав и обременений объекта недвижимости; бездействия администрации по осуществлению защитных мероприятий в зонах подтопления; а также позиция, что строительство жилого дома планируется в населенном пункте, на участке на котором в настоящее время находится жилой дом, отклоняются судом как несостоятельные, поскольку опровергаются материалами дела, основаны на субъективном толковании действующего законодательства, и не свидетельствуют о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.

При данных обстоятельствах административные исковые требования Таиркина В.Н. к административному ответчику - администрации Солигаличского муниципального района Костромской области о признании действий администрации Солигаличского муниципального района Костромской области, выразившихся в отказе от 17 декабря 2019 года в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства по адресу: <адрес> незаконным, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Таиркина В.Н. о признании действий администрации Солигаличского муниципального района Костромской области, выразившихся в отказе от 17 декабря 2019 года в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства по адресу: <адрес> незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в г. Солигаличе в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Размахов В.Н.

Решение в окончательной форме

принято 02 июня 2020 года