ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-94/2016 от 07.04.2016 Руднянского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-94/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 апреля 2016 года р.п. Рудня

Руднянский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Шевченко В.Ю.,

с участием:

административного истца Чернышовой Т.В.,

представителя заинтересованного лица администрации Руднянского муниципального района Подколзиной Е.П.,

при секретаре Бирюковой Е.В.,

в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело по административному исковому заявлению Чернышовой Т.В. к администрации Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия муниципального органа, выразившееся в не подведении к домовладению газопровода-ввода, о возложении обязанности произвести подвод общепоселковой газовой трубы за бюджетные средства к её домовладению,

УСТАНОВИЛ:

Чернышова Т.В. обратились в суд с данным административным исковым заявлением, указав в обоснование своих требований, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи она приобрела в собственность жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. На момент приобретения ею жилого дома, к нему не была подведена общепоселковая газовая труба, наличие которой было предусмотрено в соответствии с проектом газификации села Лопуховка за бюджетные средства. На её неоднократные заявления о подведении газовой трубы, ей было сообщено, что на момент газификации села, жилой дом, который она приобрела, был нежилым и из-за экономии бюджетных средств данный жилой дом был исключён из проекта газификации. Полагает, что бездействие административного ответчика, выразившиеся в неподведении к принадлежащему ей жилому дому газовой трубы, является незаконным, так как на момент газификации села Лопуховка, у данного домовладения был собственник ФИО5, у которой она его приобрела в ДД.ММ.ГГГГ году. Просит суд признать бездействие муниципального органа – администрации Лопуховского сельского поселения, выразившееся в неподведении к её домовладению общепоселковой газовой трубы незаконным, обязать административного ответчика произвести подвод общепоселковой газовой трубы за бюджетные средства к её домовладению.

В судебном заседании административный истец Чернышова Т.В. поддержала заявленные требования в полном объёме, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске. Пояснила суду, что у администрации Лопуховского сельского поселения не было оснований для не включения жилого <адрес> в список домовладений, которым подлежало подвести ввод газопровода, так как по состоянию на весь ДД.ММ.ГГГГ год у домовладения имелся собственник.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещён надлежащим образом. В письменном возражении просит отказать в удовлетворении искового заявления Чернышовой Т.В. в связи с пропуском установленного срока обращения в суд, так как о возможном нарушении её права административному истцу стало известно с момента приобретения жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ года.

Представитель заинтересованного лица администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области возражает против удовлетворения административного иска Чернышовой Т.В.. Пояснив при этом, что в целях решения вопросов местного значения по организации газоснабжения населения <адрес> муниципального района, администрацией Лопуховского сельского поселения в ДД.ММ.ГГГГ году было обеспечено строительство внутрипоселкового газопровода. В соответствии с заключенным Соглашением о передачи части полномочий по организации в границах поселения газоснабжения населения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией Лопуховского сельского поселения и администрацией Руднянского муниципального района, заказчиком по строительству объекта «Газоснабжение <адрес> муниципального района Волгоградской области» выступила Администрация Руднянского муниципального района. Строительство осуществлялось подрядной организацией на основании муниципального контракта с утвержденной проектной документацией. Проектом предусматривалось строительство внутрипоселкового газопровода, а также газопроводов-вводов к жилым домам с. Лопуховка. ДД.ММ.ГГГГ строительство объекта «Газоснабжение с. Лопуховка Руднянского муниципального района Волгоградской области» было завершено. После ввода в эксплуатацию объект «Газоснабжение с. Лопуховка Руднянского муниципального района Волгоградской области» был передан в собственность Лопуховского сельского поселения. По <адрес> в <адрес>, на которой расположено домовладение истца, осуществлена прокладка распределительного газопровода. Указанный газопровод проходит в непосредственной близости от домовладения Чернышовой Т.В. (расстояние от газопровода до границы земельного участка - 6,5 м), в связи с чем, у истца имеется возможность подключить домовладение к газовой сети. Действующим на момент строительства газопровода законодательством Российской Федерации не установлена обязанность органов местного самоуправления поселения по строительству газопроводов-вводов непосредственно до домовладений, а поэтому подключение частного домовладения к поселковому газопроводу не является обязанностью органа местного самоуправления. При строительстве внутрипоселкового газопровода в проектную документацию были включены газопроводы-вводы к жилым домам, в которых на момент газификации постоянно проживали люди. Газопроводы-вводы строились на основании заявлений собственников жилых домов. Данные мероприятия проведены за счёт бюджетных средств в целях ускорения процесса газификации села и обеспечения надлежащего функционирования газовой системы. В целях обеспечения безопасности газораспределительной сети, которая относится к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ней газа, на областном уровне было принято решение на подводить газопроводы-вводы к заброшенным и разрушенным домовладениям. В связи с тем, что в домовладении по адресу: <адрес> на протяжении более чем <данные изъяты> лет никто не проживал, дом находился в запустении, а также в целях обеспечения безопасности было принято решение об исключении газопровода-ввода к указанному домовладению из проектной документации. Чернышова Т.В. стала собственником домовладения ДД.ММ.ГГГГ, то есть после завершения газификации с. Лопуховка. Таким образом, неподведение в процессе газификации села газопровода-ввода к домовладению по <адрес> в <адрес> права истца не затронуло. Просит в иске отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ "О газоснабжении в Российской Федерации", от 31.03.1999 N 69-ФЗ, организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленным законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесен вопрос по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что административный истец Чернышова Т.В. является собственником жилого дома, назначение: жилое, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты>, а также земельного участка по указанному адресу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты>.

Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 31 Закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 2139-ОД (ред. от 08.12.2011) "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" утверждено распределение субсидий из областного фонда софинансирования расходов на ДД.ММ.ГГГГ год и плановые ДД.ММ.ГГГГ годы на реализацию программы газификации Волгоградской области по программе синхронизации с открытым акционерным обществом "Газпром" согласно приложению 36 к настоящему Закону, которым предусмотрено строительство межпоселкового газопровода АГРС Рудня - <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ главой Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области издано Постановление О газификации села Лопуховка в ДД.ММ.ГГГГ году», согласно которому принято решение произвести прокладку внутри поселенческих газовых трубопроводов по <адрес> с газификацией домов.

Во исполнении программы газификации ООО "Киви» в ДД.ММ.ГГГГ году разработан проект - ТКР, которым предусмотрено строительство внутрипоселкового газопровода, а также газопроводов-вводов к жилым домам <адрес>. Проект был согласован Отделом архитектуры администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области, а также главой Лопуховского сельского поселения.

В соответствии с заключенным между администрацией Лопуховского сельского поселения и администрацией Руднянского муниципального района, Соглашением о передаче части полномочий по организации в границах поселения газоснабжения населения от ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком по строительству объекта «Газоснабжение с. Лопуховка Руднянского муниципального района Волгоградской области» выступила администрация Руднянского муниципального района. Строительство осуществлялось подрядной организацией ООО «Очаг» на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с утвержденной проектной документацией. Согласно графику работ, работы по газификации <адрес> должны быть выполнены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ подписаны акты приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы – газоснабжение села Лопуховка Руднянского муниципального района Волгоградской области в соответствии с которым строительно-монтажные работы выполнены в полном объёме и в соответствии с проектом и требованиями <данные изъяты>, предъявленный к приемке объект принят заказчиком ДД.ММ.ГГГГ.

С даты приемки объекта газораспределительной системы и до настоящего времени от органов местного самоуправления с. Лопуховка и Руднянского муниципального района Волгоградской области претензий к объёму работ, выполненных ООО "Очаг» не поступало.

Обращаясь с данным административным исковым заявлением Чернышова Т.В. указала, что не подведение газопровода к её домовладению ущемляет её права как инвалида на пользование газом.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что права административного истца Чернышовой Т.В. не нарушены, по следующим причинам.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года N 878, утверждены Правила охраны газораспределительных сетей. В которых дано понятие термину «газопровод-ввод".

Согласно пп. «в» п. 3 указанных Правил, "газопровод-ввод" - газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства или наружной конструкции здания либо сооружения потребителя газа.

Таким образом, газопровод-ввод расположен от основной трассы распределительного газопровода до крана на границе земельного участка.

В соответствии с действовавшими в период строительства внутрипоселкового газопровода в с. Лопуховка Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения носило заявительный характер.

Согласно пункту 3 указанных Правил физическое или юридическое лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании ранее построенным, но не подключенным к сетям инженерно-технического обеспечения объектом капитального строительства, требующим подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (увеличения потребляемой нагрузки), в том числе связанного с изменением параметров этих сетей, или осуществляющее на принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании земельном участке строительство (реконструкцию) такого объекта (далее - заказчик), для подключения этих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения обращается с заявлением о подключении указанных объектов в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившую заказчику в порядке, предусмотренном Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с пунктом 15 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83, подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, подключение частного домовладения к поселковому газопроводу не является обязанностью органа местного самоуправления, а поэтому требования Чернышовой Т.В. обязать администрацию Лопуховского сельского поселения построить газопровод-ввод к принадлежащему ей домовладению за счет бюджетных средств являются необоснованными, и не подлежащими удовлетворению.

Кроме того, на момент строительства газопровода в с. Лопуховка, Чернышова Т.В. не являлась собственником домовладения по <адрес>, а поэтому её права действиями (бездействием) административного ответчика не могли быть нарушены.

В настоящее время истец Чернышова Т.В. не лишена возможности провести газопровод к своему дому за счёт своих денежных средств.

Доводы административного истца о том, что газопровод подведён до всех жилых домов, даже полуразрушенных, кроме жилого дома принадлежащего ей, не могут быть приняты во внимание.

Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям акционерного общества "Газпром газораспределение Волгоград" на 2016 год" за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям. Истец имеет возможность осуществить подключение принадлежащего ему объекта к сети газораспределения в установленном законом порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.

Согласно п. 88 Порядка подключения, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка заявителя осуществляются исполнителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем.

Таким образом, доводы административного истца о том, что она не должна нести затраты за подключение её домовладения к газораспределительной сети, не обоснованы.

Помимо указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 8 указанной статьи, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Принимая во внимание, что Чернышовой Т.В. стало известно о том, что к приобретённому ею по договору купли-продажи домовладению не подведён газопровод-ввод с ДД.ММ.ГГГГ (дата приобретения жилого дома и земельного участка), а с заявлением в суд она обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, истёк.

При этом данных, свидетельствующих об обстоятельствах, объективно препятствующих обжалованию действий (бездействия) органа местного самоуправления в суд в установленный законом срок, не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Чернышовой Т.В. к администрации Лопуховского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия муниципального органа, выразившегося в неподведении к домовладению газопровода-ввода, о возложении обязанности произвести газопровод-ввод от общепоселковой газовой трубы за бюджетные средства к её домовладению, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Руднянский районный суд в течение 1 (одного) месяца.

Председательствующий судья: