ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-952/2021 от 03.09.2021 Белокатайского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело №2а-952/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 сентября 2021 года с. Большеустьикинское

Белокатайский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гузаировой Э.И.

при секретаре Тагировой А.И.,

с участием представителя административного истца ГБУЗ здравоохранения Республики Башкортостан Кигинская центральная больница –Хакимов И.Г., действующего по доверенности от 01.09.2021г.,

представителя административного ответчика Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан –Дудина А.Н., действующей по доверенности от 15.01.2021г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГБУЗ РБ Кигинская центральная районная больница к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан о признании незаконным и отмене п.2 акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ и п. 2 предписания об устранении выявленных нарушений об устранении выявленных нарушений,

установил:

ГБУЗ РБ Кигинская центральная районная больница обратилась в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан о признании незаконным и отмене п.2 акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ и п. 2 предписания об устранении выявленных нарушений , указав, что ДД.ММ.ГГГГг. в адрес административного истца поступил акт проверки за от 31.08.2020г., предписание об устранении выявленных нарушений за от 31.08.2020г., уведомление о явке в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан от 31.08.2020г. для составления протоколов о привлечении должностного и юридического лица ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ. С актом проверки и предписанием главного государственного инспектора труда Лукманов Ш.А., главный врач ЦРБ ФИО3 под роспись не ознакомлена. По вынесенному акту проверки и предписания, в связи с несогласием с ее выводами больницой в адрес ответчика за от 11.09.2020г. направлено возражение. В п.2 акта по результатам проверки условий оплаты труда медицинских работников ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ в нарушение ст. ст. 135, 144 Трудового кодекса РФ признал незаконным не начисление и не выплату врачебному и среднему медицинскому персоналу ЦРБ стимулирующих выплат за выслугу лет, и п. 2 предписания обязал до ДД.ММ.ГГГГг. начислить и выплатить стимулирующую надбавку за выслугу лет медицинским работникам ЦРБ с января по июль месяцы 2020г.

Считают, что п.2 представления вынесено должностным лицом необоснованно, является незаконным и подлежит отклонению, поскольку Положением о материальном стимулировании работников, Коллективным договорм на 2019-2022 годы установлено, что решение о введении выплат стимулирующего характера и условия их осуществления принимаются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и при наличии финансовых средств учреждения на основании решения тарификационной комиссии по итогам работы в каждом месяце.

В 2020 году стимулирующие выплаты были приостановлены с учётом мнения профсоюзного органа в связи с образовавшейся задолженностью у административного истца и отсутствием свободных финансовых средств на основании решения тарификационной комиссии.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. кредиторская задолженность по ОМС составила -7 469077,06 руб., по хозрасчету -985 745,15 руб.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. кредиторская задолженность по ОМС составила -13 578 775,32 руб., по хозрасчету -781 061,07 руб.

Кроме того, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 21.01.2020г. «Об утверждении нормативных показателей «Дорожной карты» подведомственных учреждений Минздрава РБ в части оплаты труда отдельных категорий работников на 2020 год» нормативные показатели в части оплаты труда врачам и среднему медицинскому персоналу по состоянию на 01.09.2020г. выполнены ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ на 103,0%, по среднему медицинскому персоналу на 99,2%. Таким образом доведённый норматив среднемесячной заработной платы медицинским работникам за 8 месяцев 2020 года согласно утверждённой Минздравом РБ «Дорожной карты» учреждением выполнен в полном объёме. Для начисления стимулирующих надбавок за выслугу лет медицинским работникам за январь-июль 2020 года по предписанию Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан потребуются дополнительные денежные средства 1 миллион 260 тысяч рублей, которыми ЦРБ не располагает.

Исполнение предписания требует значительных затрат и соответствующего финансирования со стороны учредителя –Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.

Во избежания просроченной кредиторской задолженности, в целях оздоровления финансовой ситуации учреждения и исполнения обязательств по оплате труда работников, установленных коллективным договором, в адрес министра здравоохранения Республики Башкортостан ФИО4 за исх. от 27.08.2020г., за исх. от 09.09.2020г. направлены письма об изыскании и выделении дополнительных финансовых средств по имеющимся статьям расходов и выплат стимулирующей надбавки за выслугу лет.

Выводы о том, что выплата за непрерывный стаж работы, выслугу лет носитобязательный характер являются ошибочными. Приказ Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ которым руководствовался инспектор ГИТ при принятии решения не входит в систему локальных актов учреждения, считают что оспариваемый пункт предписания вынесен должностным лицом в пределах не предоставленных ему полномочий.

Трудовые споры, в том числе не урегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам оплаты труда вправе разрешать комиссия по трудовым спорам или суд, инспектор не вправе подменять указанные органы, уполномочен лишь осуществлять надзор и контроль.

В судебном заседании представитель административного истца ГБУЗ здравоохранения Республики Башкортостан Кигинская центральная больница – Хакимов И.Г. исковые требования поддержал. Просил их удовлетворить, пояснил, что у больницы не имелось финансовой возможности для оплаты медицинским работникам стимулирующих выплат ввиду отсутствия денежных средств, наличия задолженности больницы.

В судебном заседании представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан –Дудина А.Н., просила суд отказать в удовлетворении требовании больницы.

В судебное заседание заинтересованные лица, привлеченные к участию в деле судом: Министерство Здравоохранения Республики Башкортостан, первичная профсоюзная организация ГБУЗ Кигинская центральная районная больница, руководитель государственной инспекции труда в Республике Башкортостан ФИО168, государственный инспектор Лукманов Ш.А., Хафизова В.Ю., Гатауллина З.Р., Хамзин К.Р., Хафизова З.И., Валиева З.З., Шахбанов И.А., Гильманова Р.Г., Валиева С.Д., Тагирова Г.У., Саматова Ж.Д., Сафина Ю.Ф., Итдимасова А.Г., Насырова Э.Г., Исмагилова Н.М., Мустафина Э.И., Юсупова Ю.Р., Мухаметьярова Л.Б., Сафиуллина З.А., Валиева Л.И., Калинин В.Ю., Ильчебаева Г.М., Ишбердина Л.Э., Хайретдинова Н.Р., Гайфуллина Г.Л., Демях Т.А., Мустафина А.М., Ахмадиева Р.М., Ильясова Г.М., Рамазанова Н.Г., Зиангирова Г.Г., Миндигужина З.Х., Хажиев И.Г., Киямова Г.Д., Гумерова З.Д., Яглямунова Р.М., Гайнуллина Р.А., Ахметова А.У., Гайфуллина А.Р., Аглетдинова А.Р., Абсалямова Л.М., Сайфуллина С.М., Хафизова Г.И., Байгильдина Г.Ш., Сафина Л.Р., Дильмухаметова А.И., Рахимова З.З., Хисамутдинова С.Н., Фазлетдинова З.Р., Ишбердина Н.Р., Гайсина Н.Р., Канафиева З.Р., Минниахметов А.А., Минниахметова А.И., Галимова В.Р., Саляхова Л.Р., Зулькарнаева А.М., Ильясова А.Р., Закирова М.В., Фатихова И.А., Исхакова Г.Ф., Юмагужина Г.Б., Мухаметдинова Р.Р., Хужин А.А., Исмагилов Ж.М., Сайфутдинова Л.Б., Гайфуллина А.С., Рахмангулова Л.Г., Фаттахова Г.Ф., Шайбакова А.Ф., Гибадуллина М.Р., Сагадиева Н.А., Загретдинов Э.Э., Семенова Г.М., Фатихова А.А., Камалетдинова Г.Р., Фатихова З.Р., Камалетдинова С.Г., Ахмадишина З.Х., Низамова Л.Б., Хизбуллина Э.В., Набиуллина Г.Ю., Юсупова З.Д., Тамендарова Р.К., Хасбутдинова Э.В., Шарифьянова Р.Р., Садртдинова И.Р., Гибадуллина Л.Ю., Зарипов И.Д., Суфьянова Л.В., Гирфанова Р.В., Зарипова Г.А., Ганиева А.А., Хисамова З.Ф., Фассалова Л.Р., Гатауллина Ф.М., Гизатуллина Э.В., Шагимарданова Ф.Н., Ягудина З.У., Талипова Г.Д., Шакирова Л.А., Конохова Р.Р., Каримова Л.Л., Хажиева Г.М., Ахмадиева З.М., Шафиева З.Ф., Гайнитдинова А.А., Исламова Л.А., Гайнуллина Г.Ж., Зайнашева З.Г., Низамутдинов Р.Р., Кужина Н.Р., Латыпова А.Б., Касимова З.А., Ахунова Л.Г., Сафина Р.Р., Фараизова С.В., Галимов И.М., Габитова С.В., Гайфуллин Д.З., Хадыева Э.Р., Фатыхова А.А., Гимашева М.Г., Саитгалина А.М., Камаева Э.М., Хисамова Л.Р., Хабибьянова Л.Б., Сунагатуллина Р.Р., Хажиева Л.Б., Власова Л.Р., Хурматуллин И.И., Баймухаметова З.Ф., Валиева Э.Н., Давлетшина З.Г., Халиуллина А.Х., Абдуллин Д.Д., Мустафина Н.М., Латыпова Л.Ш., Фазылова Р.Г., Фазлиахметова Г.Б., Акишев М.Р., Гарипова Л.Р., Альтапова Л.Д., Гарипов Н.А., Гильмутдинова С.А., Адамова Г.И., Тимергазина Г.А., Низаметдинова З.М., Шарифуллин Т.В., ФИО3, Ахметова З.Ф., Валиева М.Д. , Гайфуллина И.В., Гималов В.З., Хажиев Л.И., Нусратуллина И.М., Миргалиева Л.Г., Хасипова А.Н., Мусакалимова Э.М., Абсалямов Р.В. не явились, извещены о дне судебного заседания надлежащим образом.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений.

Согласно ч. 1 ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда - это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий и пятнадцатый ст. 356 ТК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации полномочия федеральной инспекции труда и государственных инспекторов труда, предоставленные абзацем вторым статьи 356 и абзацем шестым части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, направлены на выполнение основной функции данного государственного органа - осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и обеспечение реализации права работников на защиту их трудовых прав (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2454-О).

В Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 75-КГ16-14 указывается, что, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

Исходя из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, не только выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, но и вправе принимать меры по их устранению путем направления соответствующих предписаний независимо от характера таких нарушений, если возникший между работодателем и работником (работниками) трудовой спор не является предметом проверки соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (комиссия по трудовым спорам, суд, трудовой арбитраж).

Согласно части 1 статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что на основании распоряжения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГБУЗ Республики Башкортостан Кигинская Центральная районная больница с целью защиты прав работников во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства РФ ФИО164 от ДД.ММ.ГГГГ, приказа Роструда от ДД.ММ.ГГГГ

По результатам проведённой проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ. В п.2 акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным не начисление и не выплата медицинским работникам ЦРБ стимулирующих выплат за выслугу лет за период с января 2020г. по июль 2020г.

31.08.2020г. вынесено предписание об устранении выявленных нарушений и п. 2 предписания на ГБУЗ Республики Башкортостан Кигинская Центральная районная больница, возложена обязанность устранить выявленное нарушение начислить и выплатить медицинским работникам ЦРБ стимулирующую надбавку за выслугу лет за период с января 2020 года по июль 2020 года в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации раскрыто содержание понятия заработной платы (оплаты труда работника), состоящей из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных и стимулирующих выплат.

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (статья 132 названного кодекса).

Исходя из положений статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера и надбавок стимулирующего характера, и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Положениями статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вопросы регулирования оплаты труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан урегулированы Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ-з «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан».

Так, системы оплаты труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан включают минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера, а также размеры повышающих коэффициентов к окладам и иные выплаты стимулирующего характера (статья 2 вышеназванного закона).

Из содержания приведенных норм следует, что стимулирующие выплаты, предусмотренные коллективными договорами, включены в систему оплаты труда.

Стимулирующие надбавки не являются основной составляющей заработной платы, они относятся к переменной составляющей оплаты труда сотрудников и носят разовый характер, в отличии от оклада. Стимулирующие надбавки к фиксированному размеру заработной платы не относятся и являются необязательной выплатой, так как устанавливается работодателем при наличии денежных средств в организации. Прямой обязанности платить стимулирующую надбавку у работодателя нет, поскольку в Трудовом кодексе РФ это не прописано.

В Трудовом Кодексе РФ (ст. 129 ч.1, 135 ч. 2, 144) обозначено право работодателя назначать выплаты стимулирующего характера, устанавливать, снижать и лишать их размер и периодичность. Данное право также отражено в Коллективном договоре между работодателем и работниками ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ на 2019-2022 годы от 20.05.2019г.

В соответствии с данным Коллективным договором, стимулирующие выплаты за выслугу лет в ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ предусмотрены Положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан Кигинская центральная районная больница от 3.02.2020г., Положением о материальном стимулировании работников ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ (приложение Коллективного договора между работодателем и работниками ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ на 2019-2022 годы) от 20.05.2019г.

Согласно п.4.2 Раздела 4 «Порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера» Положения об оплате труда работников ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ, Раздела 2 «Источники выплат стимулирующего характера» Положения о материальном стимулировании работников ( приложение ) установленных Коллективным договором между работодателем и работниками ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ на 2019-2022 годы от 20.05.2019г, решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимаются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и при наличии финансовых средств учреждения на основании решения тарификационной комиссии по итогам работы в каждом месяце. Выплаты стимулирующего характера производятся за счет средств, выделенных по соответствующей статье расходов, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств из средств бюджета Республики Башкортостан, средств обязательного медицинского страхования, от приносящей доход деятельности.

Указано, что выплата за выслугу лет в медицинских организациях носит рекомендательный характер (раздел 1 Положения о материальном стимулировании работников (приложение ) установленных Коллективным договором между работодателем и работниками ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ на 2019-2022 годы от 20.05.2019г).

В 2020 году выплата стимулирующих выплат за выслугу лет была приостановлена на основании приказов по ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ за от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ с учетом мнения выборного профсоюзного органа до оздоровления финансовой ситуации учреждения, в связи с образованием в учреждении кредиторской задолженности по поставщикам и отсутствием свободных денежных средств на основании решений тарификационной комиссии, в соответствии с условиями Положения об оплате труда, Положения о материальном стимулировании работников установленных Коллективным договором между работодателем и работниками ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ на 2019-2022 годы.

В целях реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан» (далее – Положение).

Пунктом 2 названного постановления установлено, что выплата заработной платы работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления осуществляется в пределах средств бюджета Республики Башкортостан, предусматриваемых Министерству здравоохранения Республики Башкортостан согласно ведомственной структуре расходов бюджета Республики Башкортостан на соответствующий год, средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан и средств от приносящей доход деятельности.

Решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимается учреждениями самостоятельно в пределах средств фонда оплаты труда (пункт 4.2 Положения).

Согласно пункту 1.12 Положения фонд оплаты труда работников государственных автономных и бюджетных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке государственным автономным и бюджетным учреждениям здравоохранения Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан, средств обязательного медицинского страхования (далее- ОМС) и средств от приносящей доход деятельности.

Решения о снятий стимулирующих надбавок к окладу за выслугу лет было принято ввиду нехватки средств в части ОМС в ГБУЗ Кигинская ЦРБ по утвержденной смете расходов за месяца с января 2020г. по июль 2020г., выполнение целевых показателей по «Дорожной карте».

Так, объем поступления финансирования от медицинских страховых организаций- заработанные средства ОМС, текущие расходы по ОМС в месяц, объем кредиторской задолженности перед поставщиками и выполнение нормативных показателей «дорожной карты» в части оплаты труда сотрудников учреждения, утвержденных Министерством Здравоохранения, составил за январь 2020г.: поступило из средств ОМС -9111356,51 руб., всего расходы в части ОМС – 7703349,07 руб., начисленная заработная плата -6934221,77 руб., отчисления взносов от фонда оплаты труда -426342,46 руб., кредиторская задолженность по ОМС на конец месяца 7469077,06 руб., дефицит средств ОМС на конец месяца -6690440,75 руб.; за февраль 2020г. поступило из средств ОМС -9438070,51 руб., всего расходы в части ОМС – 9235190,57 руб., начисленная заработная плата -677 6052,99 руб., отчисления взносов от фонда оплаты труда -1805504,19 руб., кредиторская задолженность по ОМС на конец месяца 9857094,99 руб., дефицит средств ОМС на конец месяца -9654215,05 руб.; за март 2020г. поступило из средств ОМС -8702791,26 руб., всего расходы в части ОМС – 8889157,65 руб., начисленная заработная плата -8068347,61 руб., отчисления взносов от фонда оплаты труда -251476,09 руб., кредиторская задолженность по ОМС на конец месяца 11193260,89 руб., дефицит средств ОМС на конец месяца -11379627,28 руб.; за апрель 2020г. поступило из средств ОМС -9670203,00 руб., всего расходы в части ОМС – 8612577,54 руб., начисленная заработная плата -6944590,24 руб., отчисления взносов от фонда оплаты труда -268204,52 руб., кредиторская задолженность по ОМС на конец месяца 12085719,98 руб., дефицит средств ОМС на конец месяца -11028094,52 руб.;

за май 2020г. поступило из средств ОМС -9543687,61 руб., всего расходы в части ОМС – 10221102,92 руб., начисленная заработная плата -6512815,39 руб., отчисления взносов от фонда оплаты труда -2700923,69 руб., кредиторская задолженность по ОМС на конец месяца 12244465,24 руб., дефицит средств ОМС на конец месяца -12921880,55 руб.; за июнь 2020г. поступило из средств ОМС -10051459,00 руб., всего расходы в части ОМС – 10416265,01 руб., начисленная заработная плата -7321647,40 руб., отчисления взносов от фонда оплаты труда -2489000,12 руб., кредиторская задолженность по ОМС на конец месяца 12927977,93 руб., дефицит средств ОМС на конец месяца -13292783,94 руб.; за июль 2020г. поступило из средств ОМС -7934881,83 руб., всего расходы в части ОМС – 9878889,81 руб., начисленная заработная плата -7321830,72 руб., отчисления взносов от фонда оплаты труда -1755163,06 руб., кредиторская задолженность по ОМС на конец месяца 13578775,32 руб., дефицит средств ОМС на конец месяца -15522783,30 руб.

Таким образом, из приведенных сумм видно, что на заработанную плату с отчислениями от фонда оплаты труда направлено 59,6 (49,9+ 9,7) млн. руб. (91,7%) от общей суммы 64,4 млн. руб. поступивших средств фонда обязательного медицинского страхования. План по заработанным средствам за 7 месяцев 2020г. – 68,8 млн. руб., сумма невыполненных объемов медицинской помощи составила 4,3 млн. руб. Основной причиной невыполнения объемов медицинской помощи является введение Правительством Российской Федерации противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения COVID-19. Кредиторская задолженность перед поставщиками по обязательному медицинскому страхованию с января по июль 2020г. увеличилась на 6,1 млн. руб. Общий дефицит средств ОМС на 01.08.2021г. составил 15,5 млн. руб.

По доходам от иной приносящей доход деятельности на выплату заработной платы за январь-август 2020г. направлены денежные средства в размере 1,3 млн. руб. Так, по состоянию на 01.01.2020г. кредиторская задолженность по хозрасчету составила 985 745, 15 руб., на 01.09.2020г.-781 061,07 руб. За период с января по июль 2020г. кредиторская задолженность от иной приносящей доход деятельности снизилась на 0,2 млн. руб.

За январь-июль 2020г. кроме основного финансирования за счет бюджета Республики Башкортостан на выполнение государственного задания и средств обязательного медицинского страхования поступила субсидия в размере 5863473,53 руб. на осуществление выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция СОVID-19 в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. «Об утверждении Правил предоставления в 2020г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой короновирусной инфекцией», Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020г. «Об утверждении Правил предоставления в 2020г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме. Расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплати стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинскими и иными работниками, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция СОVID-19», Указом Главы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГг. №УГ-122 «Об установлении стимулирующей выплаты медицинским работникам и о некоторых мерах по предотвращению распространения новой короновирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Башкортостан».

Также была получена субсидия в размере 74865 руб. на выплату единовременной денежной выплаты за каждый впервые выявленный и подтвержденный случай злокачественного новообразования на ранних стадиях (1 и 2 стадиях) у жителей республики в соответствии с законодательством, данная выплата установлена в целях повышения уровня раннего выявления онкологических заболеваний и осуществления своевременных мер по борьбе с ними отдельным категориям медицинских работников амбулаторно-поликлинического звена медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Башкортостан. Дополнительного финансирования на выплату заработной платы не производилось.

На 01.01.2020г. фонд оплаты труда утвержден в размере 138 335,8 тыс. руб., в том числе: субсидии на государственное задание -40 494,5 тыс. руб., средства ОМС – 92 382,4 тыс. руб., приносящая доход деятельность – 5084,6 тыс. руб., субсидии на иные цели – 374,3 тыс. руб.

Что касается выполнения показателей дорожной карты ГБУЗ Кигинская ЦРБ за 2020г., следует, что среднемесячная заработная плата по ЛПУ за 2020г. врачам и работникам, имеющим высшее фармацевтическое или иное образование, предоставляющие медицинские услуги фактически составила 64 745,37 руб.; среднемесячная заработная плата среднего медицинского персонала составила 29 894,55 руб.; среднемесячная заработная плата младшего медицинского персонала составила 29 779,41 руб. (тогда как среднемесячная заработная плата, согласно приказу Минздрава РБ от 21.01.2020г. составила врачам - 63000 руб., среднему медицинскому персоналу – 30000 руб.), что подтверждает о том, что административным истцом нормативные показатели «дорожной карты» в части оплаты труда сотрудников учреждения, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Башкортостан выполнены в полном объеме.

ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ предоставила сведения по лицевому счету обязательного медицинского страхования . Согласно выписок из лицевого счета бюджетного учреждения для учета операций со средствами ОМС остатки денежных средств на конец месяца составили на ДД.ММ.ГГГГ – 1747916,80 руб., на ДД.ММ.ГГГГ – 1105410,35 руб., на ДД.ММ.ГГГГ - 663494,21 руб., ДД.ММ.ГГГГ – 1170719,70 руб., ДД.ММ.ГГГГ – 3848235,22 руб., ДД.ММ.ГГГГ - 2638422,49 руб., ДД.ММ.ГГГГ - 1929015,13 руб., ДД.ММ.ГГГГ - 1675403,86 руб.

Как следует п.ДД.ММ.ГГГГ Коллективного договора между работодателем и работниками ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ на 2019-2022 г. выплата заработной платы производится не реже, чем каждые полмесяца: аванс по заработной плате 29 числа текущего месяца, расчет по заработной плате 14 числа следующего месяца. Вышеуказанные остатки денежных средств на конец месяца –это зарезервированные средства на выплату расчета по заработной плате.

Таким образом, в целях недопущения дальнейшего ухудшения финансово-экономического положения, банкротства ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ в связи с образованием в учреждении кредиторской задолженности перед поставщиками и отсутствием свободных денежных средств в спорный период, на основании решений тарификационной комиссии в соответствии с условиями Положения об оплате труда, положения о материальном стимулировании работников, установленных Коллективным договором между работодателем и работниками ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ на 2019-2022г., с учетом мнения выборного профсоюзного органа до оздоровления финансовой ситуации учреждения принято временное решение о прекращении начислении стимулирующих выплат за выслугу лет.

Исходя из изложенного требования п. 2 предписания об устранении выявленных нарушений , и п.2 акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными и подлежат отмене, поскольку у административного истца не было реальной финансовой возможности для оплаты стимулирующих выплат за выслугу лет в период с января 2020г. по июль 2020г. Кроме того, суд отмечает, что данные выплаты не носят обязательный характер, а зависят от наличия финансовых средств организации, что также прописано также в трудовых договорах работника государственного учреждения.

Руководствуясь статьями 179 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Решил:

Административное исковое заявление ГБУЗ РБ Кигинская центральная районная больница к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан о признании незаконным и отмене п.2 акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ и п.2 предписания об устранении выявленных нарушений - удовлетворить.

Признать незаконным п. 2 акта проверки Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан и п. 2 предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГг., выданным главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Лукманов Ш.А. о произведении начисления и выплаты стимулирующей надбавки за выслугу лет работникам ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ за период с января 2020 по июль месяцы 2020 года и предоставление в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан информации о выполнении до ДД.ММ.ГГГГ данного предписания.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белокатайский межрайонный суд в течение месяца.

Председательствующий судья: Гузаирова Э.И.

Решение21.09.2021