ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-953/18 от 13.06.2018 Печорского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2а-953/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Васевчик Е.П.,

при секретаре Филипповой Я.В.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании в городе Печоре 13 июня 2018 года дело по административному иску ФИО2 о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по **********ФИО5,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления ОСП по ********** УФССП по РК «о взыскании исполнительного сбора» от **.**.** незаконным, восстановлении срока для оспаривания. В обоснование требований указал, что **.**.** случайно при посещении ОСП по ********** узнал, что согласно уточнений от **.**.** к заявлению №... Межрайонной ИФНС России №... по РК в ОСП по ********** с него произведено списание задолженности по исполнительному листу №... от 21.12.2008г. Судебным приставом-исполнителем ОСП по ************.**.** было окончено исполнительное производство №...-ИП в соответствии со ст.43 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». **.**.** судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление «о взыскании исполнительного сбора» с нарушением ст.43 п.10; 112 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительно производстве». **.**.** было возбуждено Постановление о взыскании исполнительского сбора с нарушением Федерального закона №118-ФЗ «О судебных приставах» статей 12, 13 и ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» статей 4, 24, 26, 27, 30, 33, 43 п.10, 112 по делу №...-ИП от **.**.**. В следствие чего, с ФИО2 были удержаны денежные средства более чем 70% с пенсии (других доходов не имеет) с нарушением ст.99 п.2 и ст.11 ФЗ №229-ФЗ «об исполнительном производстве». Заявитель считает, что не был должным образом уведомлен о возбуждении исполнительного производства; судебный пристав-исполнитель при вынесении постановления на исполнительный сбор имел доказательства того, что должник не был уведомлен о возбуждении исполнительного производства; взыскание сбора осуществлялось из взысканных денежных средств; исполнительное производство о взыскании по исполнительному листу от **.**.** по делу №... было прекращено на основании признания Межрайонной ИФНС России №... по РК взысканий безнадежными, по таким взысканиям исполнительный сбор не взыскивается. ФИО2 просит учесть время, надобное для сбора доказательств, праздничные и выходные дни и в силу его безграмотности о сроках оспаривания, - и восстановить срок для оспаривания.

В судебном заседании административный истец после ознакомления с письменным отзывом административного ответчика заявил об отзыве своего иска, поскольку постановление по исполнительскому сбору отменено судебным приставом-исполнителем самостоятельно до начала судебного разбирательства. Однако он не согласен с позицией ОСП по ********** о том, что их действия по вынесению данного постановления являются законными. Также указал, что о взыскании исполнительского сбора он узнал **.**.** при посещении ОСП по **********, а само постановление получил только **.**.**. Считает, что с учетом выходных и праздничных дней срок для оспаривания им не пропущен.

Представитель административного ответчика ФИО6 исковые требования не признала, также заявила о пропуске истцом процессуального срока на обращение в суд.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации **.**.** N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве).

В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При этом пунктом 2 части 9 названной статьи установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Из материалов дела следует, что на исполнении в ОСП по ********** УФССП России по ********** находилось исполнительное производство №...-ИП от **.**.**, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Печорским городским судом по делу №... от **.**.**, предмет исполнения: задолженность по налоговым платежам в сумме 504 509,73 руб. в отношении ФИО2

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, **.**.** судебным приставом-исполнителем ОСП по ********** вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 35 315,68 руб.

Согласно п.3.1 "Методические рекомендаций ФССП России о порядке взыскания исполнительского сбора" от **.**.**№... постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в судебном порядке в 10-дневный срок с момента получения должником данного постановления, о чем также должно быть указано в самом постановлении.

Копия постановления ОСП по ********** от **.**.** была направлена должнику ФИО2 по адресу: **********, но не была им получена поскольку **.**.**ФИО2 снят с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу и зарегистрирован по адресу: **********.

Из объяснений ФИО2 о взыскании исполнительского сбора он узнал **.**.** при посещении ОСП по **********, а само постановление получил только **.**.**. Просит восстановить срок для оспаривания.

В соответствие с п. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С административным исковым заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от **.**.**ФИО7 обратился в суд только **.**.**, т.е. за пределами установленного законом срока для обращения в суд с указанными выше требованиями.

Согласно правилам исчисления процессуальных сроков, предусмотренным частью 3 статьи 92 КАС РФ, течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало, в связи с чем, десятидневный срок подачи административного искового заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора истек **.**.**.

Доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение с административным иском в суд не представлено.

Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Доводы административного истца о необходимости учета выходных и праздничных дней, а также его юридической безграмотности, - судом не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

Таким образом, суд не находит оснований для восстановления срока для оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя.

Исходя из положений ч. 5 ст. 180 КАС РФ установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска без исследования фактических обстоятельств дела, со ссылкой в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

На основании изложенного, следует отказать в иске в связи с пропуском срока на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя.

Также суд принимает во внимание позицию административного истца об отзыве своего иска, поскольку постановлением ОСП по ********** от **.**.** отменено постановление судебного пристава-исполнителя от **.**.** о возбуждении исполнительного производства №...-ИП о взыскании исполнительского сбора с ФИО7 в размере 35 315,68 руб.

Из материалов дела следует, что **.**.** исполнительное производство №...-ИП было ошибочно окончено по основаниямч.1 ст.47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» фактическим исполнением. Постановлением от **.**.** постановление об окончании было отменено, а исполнительное производство было прекращено **.**.** в связи с признанием безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах постановление о возбуждении исполнительного производства №...-ИП на основании постановления о взыскании исполнительского сбора отменено **.**.**.

В адрес Управления службы судебных приставов по ********** направлена служебная записка о возврате ошибочно перечисленных денежных средств в размере 13578,11 руб.

В силу статьи 225 КАС РФ суд праве прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям (ст.178 КАС РФ).

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по **********ФИО5 от **.**.**, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.П. Васевчик

Мотивированное решение изготовлено **.**.**.